УДК 557.4(075.5)
Marina A.V. THE FORMATION OF STUDENTS' ECOLOGICAL CULTURE BY MEANS OF RESEARCH WORK IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF GENERAL EDUCATION. The paper deals with the peculiarities of organization of research work of students with extensive ecology learning under the conditions of transition to the implementation of Federal state educational standard of basic general education. This paper also reveals the possibilities of using modern methods of ecological research to form students' ecological culture.
Key words: Federal state educational standard of basic general education, ecological culture, students' research work.
А.В. Марина, канд. пед. наук, доц. АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрыты особенности организации исследовательской деятельности учащихся экологической направленности в условиях перехода к реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, охарактеризованы возможности использования современных методик экологических исследований для формирования экологической культуры обучающихся.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, экологическая культура, исследовательская деятельность учащихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в качестве одной из основных задач, решаемых современной школой, рассматривает задачу, связанную с «формированием основ экологической культуры учащихся, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитием опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях» [1, с. 6].
Важным средством достижения поставленной задачи служит внеурочная работа учащихся, позволяющая осуществлять «организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности...» [2, с. 7].
В контексте нашего исследования особую значимость приобретают такие формы внеурочной деятельности, как исследовательская и проектная, связанные с реализацией непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся, представляющего собой деятельность образовательного учреждения в виде взаимосвязанных блоков по созданию экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями» [2, с. 340].
Она предполагает, в числе прочего, внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в качестве отдельных образовательных модулей, разработку которых мы осуществляем в течение последних нескольких лет [3; 4].
Наша работа направлена на формирование и развитие таких ключевых понятий, как «человек и окружающая среда», «социальная и природная среда», «адаптация человека к ней»; «значение окружающей среды как источника веществ и энергии»; «зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды », овладение такими видами деятельности, как наблюдение, описание и измерение биологических объектов; анализ и оценка факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье; анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме, собственных поступков на живые организмы и экосистемы, которые, в конечном итоге, определяют сформированность у обучаемых экологической культуры как сознательного отношения к окружающей среде, направленного изучение, охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Процесс их развития обеспечивает активизацию исследовательской деятельности учащихся, направленной на овладение такими универсальными учебными действиями, как «освоение знаний о методах научного познания, овладение умениями
проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью...» [5, с. 33-35].
В этой связи особое значение приобретает экологическая исследовательская деятельность учащихся, получившая в последние годы необычайно широкое распространение в практике работы массовой школы, отличающаяся большим разнообразием направлений, многообразием форм, использованием широкого арсенала адаптированных научных методик.
Интерес учащихся к экологической исследовательской деятельности в последние годы необычайно высок, о чем свидетельствует широкое участие школьников в разнообразных экологических форумах, конкурсах, олимпиадах и конференциях разного уровня. В последние годы существенно расширяется арсенал методик, используемых при организации и проведении таких исследований.
В условиях реализации общеобразовательными учреждениями страны профильного обучения, предполагающего реализацию разнообразных профилей и специализаций подготовки учащихся, значительно расширяется интерес не только учащихся, но и школьных учителей к новым методикам организации полевых, лабораторных исследований, а также к новым объектам для организации исследовательской работы.
Однако многие действующие учебно-методические комплекты по курсу школьной биологии для разных классов [Комиссаров, 1988, Анастасова, 1989, Бинас и др., 1990, Сивоглазов и др., 1996, Пуговкин и др.,2002, Яковлева, 2003, Козлова и др., 2006, 2008, Сонин и др., 2007, 2008, Пономарева, 2009 и др.] свидетельствуют о слабой разработанности этого вопроса, отсутствии доступной информации о новых направлениях организации полевого и лабораторного практикума в условиях реализации исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Мы глубоко убеждены в том, что обязательными условиями успешности формирования экологической культуры учащихся является приближенность научных исследований к образовательному процессу в самом общеобразовательном учреждении, его практикоориентированная направленность, устойчивый интерес учащихся к изучаемому предмету, так как все это способствует реализации деятельностного, практико-ориентированно-го и личностно-ориентированного подходов, освоению учащимися интеллектуальной и практической деятельностью; овладению знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья, т.е. в конечном итоге отвечают целям непрерывного экологического здоровьесберегающего образования.
В условиях перехода к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования широкими перспективами знакомства и овладения учащимися новыми методами исследовательской работы располагают проекты и индивидуальные итоговые проекты обучаемых, выполняемых в рамках изучения всех учебных дисциплин базисного учебного плана общеобразовательных учреждений [2].
Однако имеющаяся литература по организации проектной деятельности обучаемых в условиях реализации ФГОС [6; 7] в полной мере не отвечает новым требованиям, предъявляемым к этому виду деятельности. Руководствуясь этим, мы разработали программу элективного курса «Использование современных методик исследования состояния окружающей среды», основанного на применении в учебном процессе сравнительно новых методик изучения экологического состояния среды оби-
тания живых организмов, человека в том числе, и его техноло-го-методический инструментарий [8-12].
Курс рассчитан на ознакомление учащихся с относительно новыми методиками изучения качества среды обитания с помощью биологических объектов.
В качестве организмов - маркеров среды мы рекомендуем использовать ряд растительных и животных организмов, особенности строения и жизнедеятельности которых позволяют на основе легкосопоставимых морфологических признаков сделать выводы о влиянии факторов среды на популяционную структуру вида с помощью полиморфизма, рассматриваемого как проявление биологического разнообразия на популяционном уровне.
Данные методики в последние три года с успехом применяются в опыте работы общеобразовательных учреждений города Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области.
Библиографический список
1. Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М., 2011.
3. Экологические исследования: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под общ. ред. А.В. Мариной. - Арзамас, 2000.
4. Марина, А.В. Программа курса «Введение в экологию. 5 класс». - Н. Новгород, 2010.
5. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 10-11 классы: проект. - М., 2010.
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2011.
7. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
8. Марина, А.В. Биоиндикационные исследования состояния окружающей среды: методика флуктуирующей асимметрии / А.В. Марина, Е.Ф. Малафеева // Биология в школе. - 2010. - № 6.
9. Марина, А.В. Возможности использования растений рода Клевер при изучении экологического состояния почв / А.В. Марина, Т. А. Кончина // Биология в школе. - 2010. - № 7.
10. Марина, А.В. Организация биоиндикационных исследований загрязнения окружающей среды по реакции пыльцы цветковых растений / А.В. Марина, Т.А. Кончина, Л.В. Вершинина // Биология в школе. - 2010. - № 9.
11. Бусарова, Н.В. Колорадский жук как объект изучения фенетической изменчивости популяций / Н.В. Бусарова, А.В. Марина, Д.М. Кривоногов // Биология в школе. - 2011. - № 1.
12. Марина, А.В. Использование клопа-солдатика в качестве объекта изучения фенетической изменчивости / А.В. Марина, Н.В. Бусаро-ва, Д.М. Кривоногов // Биология в школе. - 2011. - № 3.
Bibliography
1. Prikaz MOiN RF ot 17 dekabrya 2010 g № 1897 «Ob utverzhdenii Federaljnogo gosudarstvennogo obrazovateljnogo standarta osnovnogo obthego obrazovaniya».
2. Primernaya osnovnaya obrazovateljnaya programma obrazovateljnogo uchrezhdeniya. Osnovnaya shkola / sost. E.S. Savinov. - M., 2011.
3. Ehkologicheskie issledovaniya: sbornik programm kruzhkov, fakuljtativnihkh kursov, praktikumov po ehkologii / pod obth. red. A.V. Marinoyj. -Arzamas, 2000.
4. Marina, A.V. Programma kursa «Vvedenie v ehkologiyu. 5 klass». - N. Novgorod, 2010.
5. Primernihe programmih po uchebnihm predmetam. Biologiya. 10-11 klassih: proekt. - M., 2010.
6. Formirovanie universaljnihkh uchebnihkh deyjstviyj v osnovnoyj shkole: ot deyjstviya k mihsli. Sistema zadaniyj: posobie dlya uchitelya /
A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya [i dr.]; pod red. A.G. Asmolova. - M., 2011.
7. Polivanova, K.N. Proektnaya deyateljnostj shkoljnikov: Posobie dlya uchitelya.- 2-e izd.- M.: Prosvethenie, 2011.
8. Marina, A.V. Bioindikacionnihe issledovaniya sostoyaniya okruzhayutheyj sredih: metodika fluktuiruyutheyj asimmetrii / A.V. Marina, E.F. Malafeeva
// Biologiya v shkole. - 2010. - № 6.
9. Marina, A.V. Vozmozhnosti ispoljzovaniya rasteniyj roda Klever pri izuchenii ehkologicheskogo sostoyaniya pochv / A.V. Marina, T.A. Konchina // Biologiya v shkole. - 2010. - № 7.
10. Marina, A.V. Organizaciya bioindikacionnihkh issledovaniyj zagryazneniya okruzhayutheyj sredih po reakcii pihljcih cvetkovihkh rasteniyj / A.V. Marina, T.A. Konchina, L.V. Vershinina // Biologiya v shkole. - 2010. - № 9.
11. Busarova, N.V. Koloradskiyj zhuk kak objhekt izucheniya feneticheskoyj izmenchivosti populyaciyj / N.V. Busarova, A.V. Marina, D.M. Krivonogov // Biologiya v shkole. - 2011. - № 1.
12. Marina, A.V. Ispoljzovanie klopa-soldatika v kachestve objhekta izucheniya feneticheskoyj izmenchivosti / A.V. Marina, N.V. Busarova, D.M. Krivonogov // Biologiya v shkole. - 2011. - № 3.
Статья поступила в редакцию 28.02.12
УДК 37.015.32; 159.922
Suvorova O.V., Aristova V.A. KEY LINES OF FORMATION СУБЪЕКТНОСТИ IN BASE DOMESTIC PERIODIZATIONS OF DEVELOPMENT OF THE PERSON. In article the analysis of approaches to understanding of key lines of development субъектности in онтогенезе in base periodizations of development of the person contains. The methodological bases of allocation of the central spheres of development субъектности as personal formation are considered. The author believes that research субъектности as complete personal formation is possible in the conditions of integration of classical approaches to its understanding.
Key words: an individualization, socialization, the subject, subjectivity, subjectoqenesis, key lines оf subjectoqenesis.
О.В. Суворова, канд. психол. наук, доц, докторант Нижегородского гос. педагогического университета,
E-mail: [email protected]; В.А. Аристова, преп. Института педагогики и психологии, г. Москва.