ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
К.И. Канунникова, магистрант Университет ИТМО (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-2-186-189
Аннотация. Экологическая повестка с каждым годом звучит все громче, и к голосам немногочисленных активистов присоединяются правительства, корпорации и школьники из разных стран. «Зеленые» технологии и экологическое сознание становятся частью нашей повседневной жизни. В данной статье отражены текущие концепции формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга. Сформированы основные задачи и технологии экологического воспитания для различных возрастных групп. Сделан вывод о необходимости эко-просвещения Петербуржцев.
Ключевые слова: экология, Санкт-Петербург, окружающая среда, технологии, образование, эко-просвещение, население.
В настоящее время особое значение приобрели вопросы эффективного взаимодействия человека и окружающей среды. Если в ближайшее время люди не начнут бережно относиться к окружающей среде, они уничтожат не только природу, но и себя. Чтобы предотвратить возникшую угрозу, в первую очередь, необходимо воспитывать в детях культуру и экологическую ответственность, начиная с дошкольного возраста, поскольку знания, полученные в этот период, могут в дальнейшем трансформироваться в твердые убеждения.
В России включение экологического образования в школьную программу находится в начальной стадии. Одни эксперты высказываются за отдельный предмет, другие - за бесшовную интеграцию в учебную программу. Практического подхода для формирования экологических установок российская школа не предлагает.
В 2018 году была принята «Концепция непрерывного экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга», которая реализуется по следующим направлениям. Также на территории Санкт-
Петербурга реализуется «Экологическая политика Санкт-Петербурга на период до 2030 года». Несмотря на то, что в городе есть и концепция экологического просвещения и экологическая политика, уровень эко-сознания петербуржцев не высок.
Как уже было упомянуто выше, Санкт-Петербург реализует экологическую политику, частью которой (пункт 8 «Экологическая политика Санкт-Петербурга» на период до 2030 года) является формирование экологической культуры населения Санкт-Петербурга [1].
За 2,5 года реализации экологической политики видимых сдвигов в экологическом сознании населения города не наблюдается, поэтому, предлагаем внедрить более конкретные меры, которые будут способствовать повышению эко-культуры населения. При этом мероприятия должны охватывать все возрастные группы, начиная от детей дошкольного возраста и заканчивая взрослым населением, в том числе пенсионерами.
В таблице 1 представлены основные задачи и технологии экологического воспитания для детей дошкольного и школьного возраста.
Таблица 1. Основные задачи и технологии экологического воспитания для детей дошкольного и школьного возраста__
Возрастная категория Задачи экологического воспитания Технологии экологического воспитания
Дети дошкольного возраста Введение ребенка в сферу контакта с миром природы и показывать примеры сопричастности всему естественному в окружающей среде. - экологические игры; - экскурсии на природу; - занятия, направленные на воспитание бережного отношения к животным и растениям; - просмотр тематических мультфильмов и фильмов; - организация экологических праздников.
Учащиеся начальной школы - приобретение личного опыта ориентации и поведения в мире природы и городской среде; - освоение образа жизни, дружественного к природе.
Учащиеся старшей школы - организация в школе экспериментов, наблюдений и т.д.; - организация совместной деятельности в природе; - индивидуальная экологическая безопасность; - наблюдение и понимание простейших явлений в природе в их динамике; - опыт личной заботы о природе, домашних животных, знание их биологии. - проектная деятельность; - экологические исследования; - внеклассная культурно- досуговая деятельность; - экологические акции; - экскурсии; - волонтёрская деятельность; - социально-экологические проекты (озеленение, субботники и др.).
Основные эко-знания в силу возрастных особенностей человека и ведущего вида деятельности должны формироваться в период обучения в школе.
Понятие экологического образования и просвещения в России закреплено в нескольких официальных документах. В «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования» есть пункт о формировании основ экологической культуры у школьников. Экологическая культура, развитие экологического образования и воспитания прописаны в распоряжении Правительства от 2012 года «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года». Экологическое просвещение декларируется и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ. Им должны заниматься, помимо образовательных учреждений, также СМИ, местное самоуправление и учреждения культуры.
Все эти нормы носят рекомендательный характер, поэтому в российских школах не сложилась устойчивая практика экологического образования. Предполагается, что экологическая культура у школьников формируется через смежные с экологией предметы или внеклассную деятельность. Но, как показывает практика, посредством
таких мероприятий, которые проводятся лишь время от времени, а иногда могут и вовсе отсутствовать, необходимого объема знаний и формирования эко-мышления ожидать не приходится.
Сейчас школы могут вводить курс экологии по своему усмотрению, так как по тому же образовательному стандарту экология - интегрированный предмет, то есть, не обязательный, а дополнительный. В России нет единой государственной политики в этой сфере. Впрочем, и общественный запрос на экологическое образование пока остается на довольно низком уровне.
Зачастую основы эко-просвещения фрагментарно даются на предметах вроде биологии, географии или окружающего мира. Экологическим проблемам может уделяться пара глав в учебнике или вовсе несколько абзацев, поэтому учитель отводит на эту тему один-два урока. За это время у детей не успевает сформироваться системное и целостное представление о том, как человек влияет на природу [2]. Для школьников целесообразно ввести в учебный план в качестве регионального компонента «эко-уроки» - 1 час в неделю.
Далее, в таблице 2, представлены основные задачи и технологии экологического воспитания для взрослого населения.
Таблица 2. Основные задачи и технологии экологического воспитания для взрослого населения
Возрастная категория Задачи экологического воспитания Технологии экологического воспитания
18-25 лет - осмысление сущности природных объектов и ресурсов, как части общечеловеческого и личного ресурса развития; - постижение этических основ и практики сохранения ресурсов для обеспечения развития будущих поколений. - проектная деятельность; - волонтёрская деятельность; - цифровые технологии; - выставки и обзоры по вопросам охраны природы; - экологические акции; - проведение бесед, круглых столов и семинаров.
26-35 лет - сопоставление экологических проблем Санкт-Петербурга с мировыми проблемами; - осмысление коллективной экологической безопасности; - формирование экологического мировоззрения. - цифровые технологии; - экологические акции; - экологические квесты; - профессиональные конкурсы; - волонтёрская деятельность; - экологический туризм.
36-45 лет Соотношение состояния окружающей среды для реализации своих жизненных планов и ведение здорового образа жизни. - цифровые технологии; - социальная реклама; - работа по формированию ЗОЖ; - участие в массовых экологических мероприятий; - экологический туризм.
46-55 лет Участие в общественной деятельности по сохранению и восстановлению природной среды, экологическому воспитанию и образованию. - социальная реклама; - субботники; - театр; - выставки.
Старше 56 лет Углубление представлений о мире, расширение границ экологического мировоззрения. - социальная реклама; - экологические праздники, фестивали; - музеи, театры.
Для каждой возрастной группы, в соответствии с особенностями возраста и его психологических аспектов, необходимо реализовывать различные мероприятия. Весь процесс обучения должен характеризоваться последовательностью, реализуя комплексный подход.
Чтобы экологическое образование и просвещение стали повсеместными, нужна координация всех структур образования и природоохранных ведомств, нужен общественный запрос на то, чтобы эко-
приоритетными. Важна комплексная работа и сотрудничество многих сторон. Развитие экологического образования на сегодняшний день должно являться общенациональным делом. Первоочередной задачей экологического образования является снижение жизненных рисков для людей и обеспечение их безопасности, а также формирование экологического мышления каждого человека, с целью выработки практических действий в повседневной жизни.
образование и эко-просвещение стали
Библиографический список
1. Экологическая политика Санкт-Петербурга // Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/ecopolicy2/ (дата обращения: 24.05.2021)
2. Лисниченко В.В. Основы педагогической экологии / В.В Лисниченко, Н.Б. Лисни-ченко; Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова. Институт судостроения и морской арктической техники (ИСМАРТ). - Северодвинск: ОАО «Северодвинская городская типография», 2015. - 95 с.
FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE POPULATION
OF ST. PETERSBURG
K.I. Kanunnikova, Graduate Student
Saint Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The environmental agenda is getting louder every year, and governments, corporations and schoolchildren from different countries are joining the voices of a few activists. Green technologies and environmental awareness are becoming a part of our daily life. This article reflects the current concepts of the formation of the ecological culture of the population of St. Petersburg. The main tasks and technologies of environmental education for different age groups have been formed. The conclusion is made about the needfor eco-education of Petersburgers.
Keywords: ecology, St. Petersburg, environment, technology, education, eco-education, population.