Научная статья на тему 'Формирование экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки'

Формирование экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ У ИНЖЕНЕРОВ / ENVIRONMENTAL EXPERTISE ENGINEERS / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ADDITIONAL TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насрутдинова Лариса Сафаровна

В статье представлены методологические основания построения технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Раскрыто внутреннее строение технологии и ее наполнение. Определены и охарактеризованы педагогические условия, которые необходимо учитывать для эффективной реализации разработанной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насрутдинова Лариса Сафаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of ecological competence of engineers in the process of additional training

Methodological bases of building a technology of forming the environmental competence of engineers in additional professional training are discussed. The inner structure and the content of the technology are shown. The pedagogical conditions, that must be considered for the effective implementation of the technology, are identified and characterized.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки»

Сведения об авторах: Карасова Ирина Степановна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра физики и методики обучения физике, Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск.

Потапова Марина Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор проректор по научной работе Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск.

Information about the authors: Karasova Irina Stepanovna,

Doctor of Sciences (Education), Professor,

The Department of Physics and Methodology of Teaching Physics, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk

Potapova Marina Vladimirovna,

Doctor of Sciences (Education), Professor,Vice-rector of Science, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.

УДК 378:577.4(07) ББК 74.480.8:74.261.73

Л.С. Насрутдинова

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

В статье представлены методологические основания построения технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Раскрыто внутреннее строение технологии и ее наполнение. Определены и охарактеризованы педагогические условия, которые необходимо учитывать для эффективной реализации разработанной технологии.

Ключевые слова: технология, экологическая компетентность у инженеров, дополнительная профессиональная подготовка, педагогические условия.

L.S. Nasrutdinova

FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF ENGINEERS IN THE PROCESS OF ADDITIONAL TRAINING

Methodological bases of building a technology of forming the environmental competence of engineers in additional professional training are discussed. The inner structure and the content of the technology are shown. The pedagogical conditions, that must be considered for the effective implementation of the technology, are identified and characterized.

Key words: technology, environmental expertise engineers, additional training, pedagogical conditions.

Актуальность проблемы формиро- профессиональной подготовки обуслав-вания экологической компетентности у ливается: государственными требования-инженеров в процессе дополнительной ми в необходимости формирования эко-

Cû s

0 Ü

Q. CÛ

ф О

1 ь

ф £

% ^

I о

s с

É Ü

Б .о

0 ^

1 го

I- I

I о

ф s

ь о

Ф о

С Ф

и

>s с

° 5

о о

ф I

т -Û

s ^

~ <и

о I-

^ s

О I

^ с

m о 5

s SI ч

ÎS

CQ Q

S "

О. ф

..

о с

0 m

го ш о

X

0 го

1

о

логической компетентности у населения; значимостью для общества в экологически безопасных условиях окружающей среды; потребностью руководителей промышленных предприятий в экологически компетентных инженерах, обеспечивающих стабильное функционирование работы предприятия и уменьшение аварийных ситуаций.

В педагогике профессионального образования накоплен большой опыт по формированию экологической компетентности. Однако данная проблема недостаточно изучена и разработана.

Экологическая компетентность у инженеров является сложным личностным новообразованием, не способным к самопроизвольному появлению, поэтому требует целенаправленных педагогических воздействий по ее формированию. Так как инженеры уже имеют квалификацию и опыт работы, формирование у них экологической компетентности возможно в процессе дополнительной профессиональной подготовки.

Дополнительная профессиональная подготовка понимается нами как специально организованный образовательный процесс, в ходе которого субъект приобретает или обновляет знания, умения, профессионально значимые качества, необходимые для повышения эффективности профессиональной деятельности.

«Экологическая компетентность у инженеров», в нашем понимании, это совокупность экологических знаний, умений, профессионально значимых качеств и ценностных ориентаций, позволяющих предотвращать негативное воздействие на окружающую природную среду при осуществлении конструктивно-технологической деятельности.

В качестве методологических оснований для разработки технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки выбраны три подхода: технологический (целенаправленное, организованное проектирование образовательного процесса), деятельностный (определение методов, направленных на формирование экологической компетентности у инженеров

в процессе дополнительной профессиональной подготовки), компетентностно-аксиологический (выявление характеристик наполнения экологической компетентности у инженеров). Схема технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки представлена на рис. 1.

Детерминантно-ориентирующий блок оказывает влияние на появление у инженеров социально значимых мотивов и ценностных ориентаций. Блок реализуется через методы: лекции, демонстрация, беседа с экспертом, презентация, круглый стол, консультация и др.), направленные на рассмотрение:

• видов ответственности за нарушение требований законодательства в области экологической безопасности;

• примеров последствий возникших аварийных ситуаций на предприятиях, ухудшения здоровья людей в связи плохими экологическими условиями.

Процессно-проектирующий блок направлен на проектирование процесса формирования экологической компетентности у инженеров. Выделены четыре последовательных этапа процесса формирования экологической компетентности у инженеров: 1) побуждение -осознание инженерами значимости природной среды и необходимости в формировании экологической компетентности; 2) информационное насыщение - совокупность знаний и сведений, необходимых для проявления экологической компетентности; 3) апробация - появляются умения, направленные на восстановление природной среды, рациональное использование природных ресурсов в процессе осуществления профессиональной деятельности; 4) закрепление - решение проблемных, не стандартных ситуаций, появление способностей, характеризующих проявление профессионально-значимых качеств.

Организационно-содержательный блок - организационный аспект блока определяет особенности организации процесса дополнительной профессиональной подготовки для формирования экологической компетентности у инже-

со ^

0 ^

О. ш

ф о

1 ь

ф £

* ч X о с

о

х .0

га х о

ь

о

X

н

X

ф

Н О Ф о С ф

и

>2 С

о о

Рис. 1. схема технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки

ф

X ^

о с о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X Ч

ш ц

2 " О. ф

..

о с

0 Ш

го ш о

X

Е?

0 го

1

о

неров, его наполнение всеми необходимыми условиями, а также управление им; содержательный аспект характеризует наполнение научно-методическим и информационным обеспечением процесса формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки.

Для наполнения содержательного аспекта технологии разработана программа, направленная на формирование экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки.

Диагностико-корректирующий блок предполагает создание диагностических процедур, определение степени соответствия полученных результатов запланированным, их оценку и коррекцию. Определены этапы диагностики: 1) организационный; 2) сбор данных; 3) интерпретация полученных данных.

Корректирующий аспект блока обеспечивает своевременное устранение недостатков формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Работа по устранению выявленных недостатков может производиться с привлечением следующих методов: инструктаж, консультации, рекомендации, дополнительные упражнения.

Анализ существующих технологий [1, с. 7; 2, с. 21; 3, с. 164] формирования экологической компетентности позволил выявить специфические принципы реализации разработанной технологии:

• принцип интеграции процесса формирования экологической компетентности у инженеров;

• социальной ответственности;

• актуализации опыта инженеров (обращение к имеющемуся опыту инженеров).

Определены педагогические условия эффективного функционирования технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки:

1) организация коллективной экологической деятельности инженеров;

2) педагогическое содействие экологическому саморазвитию инженеров;

3) обеспечение непрерывности формирования экологической компетентности у инженеров посредством сетевого взаимодействия.

1. Организация коллективной экологической деятельности инженеров. Коллективная экологическая деятельность инженеров - это творческая деятельность, направленная на организацию и проведение экологических мероприятий, которые будут способствовать как улучшению состояния окружающей природной среды, так и формированию экологической компетентности у инженеров.

В качестве экологических мероприятий могут быть: разнообразные экологические акции, посещения экологически неблагоприятных территорий с целью определения мероприятий по их восстановлению и др.

Нами разработан план организации коллективной экологической деятельности инженеров, состоящий из шести этапов: 1) подготовительная работа организатора; 2) совместное планирование экологической деятельности; 3) подготовка к проведению экологического мероприятия; 4) проведение экологического мероприятия; 5) анализ достигнутых результатов; 6) подведение итогов.

Применение данного условия при формировании экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки обеспечивает появление у инженеров следующих качеств:

• целеполагания;

• инициативности; творческого развития;

• ответственности;

• коммуникативности;

• прогнозирования;

• анализирования.

2. Педагогическое содействие экологическому саморазвитию инженеров.

Педагогическое содействие экологическому саморазвитию инженеров - это комплекс педагогических мероприятий, направленных на появление у инженеров мотивации к экологическому саморазви-

тию, стремление инженеров к развитию и овладению новой значимой для профессиональной деятельности экологической информацией.

Данное условие направлено на разработку педагогических мероприятий, способствующих появлению у инженеров мотивации к экологическому саморазвитию, на создание комплекса мер, обеспечивающих педагогическую поддержку экологического саморазвития инженеров.

Применение данного условия при формировании экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки обеспечивает появление у инженеров следующих способностей:

• самостоятельный поиск информации ее обобщение;

• систематизация и анализ изучаемого материала;

• инициативность при осуществлении экологической деятельности;- создание творческих работ: проектов, моделей, систем;

• самостоятельный поиск решения экологических проблем.

3. Обеспечение непрерывности формирования экологической компетентности у инженеров посредствам сетевого взаимодействия. Данное условие выполняет функции:

1) сетевого взаимодействия - проводится интерактивное общение между преподавателями и слушателями;

2) творческой активности - в процессе общения проявляются новые пути решения ситуаций, рассмотрения вопросов;

3) непрерывности обучения - в межсессионный период обучаемые продолжают приобретать новые знания и умения.

Реализация данного условия основана на следующих принципах:

• добровольности - участие в сетевом взаимодействии является добровольным

и не предусматривает обязательного характера;

• информатизации - применение информационных технологий;

• коммуникативности - взаимодействие участников форума.

Применение данного условия повышает эффективность функционирования технологии, так как способствует:

• обеспечению непрерывности процесса формирования экологической компетентности у инженеров;

• возможности диагностировать сфор-мированность экологической компетентности;

• получению инженерами новых актуальных экологических знаний и умений.

Таким образом, для решения проблемы формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки на основе технологического, дея-тельностного, компетентностно-аксио-логического подходов разработана технология, состоящая из детерминантно-ори-ентирующего, организационно-содержа-тельного,диагностико-корректирующего блоков. Технология характеризуется специфическими принципами: интеграции процесса формирования экологической компетентности у инженеров, социальной ответственности, актуализации опыта инженеров. Выявленные педагогические условия (организация коллективной экологической деятельности инженеров; педагогическое содействие экологическому саморазвитию инженеров; обеспечение непрерывности формирования экологической компетентности у инженеров посредствам сетевого взаимодействия) оказывают непосредственное влияние на результативность функционирования технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Багдасарова, Ю.А. Формирование профессионально-экологической компетентности студентов - будущих специалистов в области трубопроводного транспорта [Текст] / Ю.А. Багдасарова // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 1. - С. 4-14.

со ^

0 ^

О. Ш

ф О

1 ь

ф £

* ч

I о

^ с

¡5 £

Б .о

0 с;

1 го I- I

I о

ф ^

ь о

Ф о

Е <и

и

>2 С

° 5

о о

ф I

т .0

^ с;

о |-

с; ^

0 I ^ с

« <5

5 Я

1 ч

ш ц

2 " О. ф

..

о с

0 Ш

2. Канарская, Н.А. Технология формирования экологической компетентности будущих специалистов сервиса в образовательном процессе вуза [Текст] / Н.А. Канарская // Гуманизация образования. - 2010. - № 5. - С. 19-26.

3. Чеканушкина, Е.Н. Экспериментальное исследование эффективности технологии формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза [Текст] / Е.Н. Чеканушкина // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 1. - С. 162-166.

References

1. Bagdasarova Y.A. Formation of professional ecological competence of higher school students -the future experts in the field of pipeline transportation. Vestnik Samaraskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta. Seriia: Psychologo-pedagogicheskie nauki. 2012. № 1. P. 4-14. [in Russian].

2. Kanarskaya N.A. Technology of forming ecological competence of future service professionals in the higher school educational process. Gumanitarizatsiia obrazovania. 2010. № 5. P. 19-26. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Chekanuschkina E.N. Experimental study of the effectiveness of technology of forming social and ecological competence of students in a technical higher school. Vestnik Samaraskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta. Seriia: Psychologo-pedagogicheskie nauki. 2011. №1. P. 162-166. [in Russian].

Сведения об авторе: Насрутдинова Лариса Сафаровна,

специалист по учебно-методической работе,

Институт повышения квалификации

и переподготовки кадров

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный

нефтегазовый университет»,

г. Тюмень.

Е-таИ nasrutdinova.larisa@yandex.ru

Information about the authors: Nasrutdinova Larisa Safarovna,

Specialist in educational and methodological work, Institute for Advanced Studies and Retraining

"Tyumen State Oil and Gas University", Tyumen, Russia.

E-mail: nasrutdinova.larisa@yandex.ru

ro ca о x s

F .

0 го

1

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.