УДК 316.356-053.81:574
https ://doi. org/10.24158/spp.2019.8.3
Ахметова Милауша Хасановна
кандидат социологических наук, заведующий кафедрой географии и методики ее преподавания Набережночелнинского государственного педагогического университета
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Akhmetova Milausha Khasanovna
PhD in Social Science, Head of the Geography Teaching Techniques Department, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
DEVELOPING THE ENVIRONMENTAL COMPETENCE OF YOUNG PEOPLE AS A SOCIAL FUNCTION OF THE EDUCATION SYSTEM
Аннотация:
Статья посвящена проблемам формирования экологической компетентности российской молодежи в контексте ее социальной активности. Основная задача автора - раскрыть сущность экологической компетентности с социологической точки зрения. Методологической базой работы выступили положения экогуманитарной парадигмы развития культуры личности, компетент-ностный и институциональный подходы к образованию. В процессе исследования применялись методы обобщения, аналитико-синтетической деятельности, анкетного опроса и экспертного интервью, моделирования. Отмечается, что на формирование экологической компетентности влияют разнообразные внешние и внутренние факторы, которые целесообразно координировать в процессе экологического образования. Автор указывает на актуальность эколого-ориен-тированных социальных практик, способствующих преодолению современных экологических противоречий, созданию высокого уровня экологических компетенций молодежи и всего населения в целом, обеспечению экологической безопасности и социальной стабильности, предотвращению социальных и экологических конфликтов и тем самым повышению качества жизни населения. Показана важность экологической политики для повышения активности молодежи в экологической сфере, формирования экологической компетентности.
Summary:
The study discusses the development of environmental competence in Russian young people in the context of their social activity. The purpose of the study is to reveal the essence of environmental competence from a sociological perspective. The methodological basis comprises the principles of the eco-humanitarian development paradigm for the culture of personality and competency-based and institutional approaches to education. The following methods have been applied: generalization, analytical and synthetic activities, questionnaire, expert interviews, and modeling. The research notes that various external and internal factors affect the development of environmental competence; they should be coordinated in the environmental education. The author emphasizes the relevance of environment-focused social practices that help tackle modern environmental contradictions, create a high level of environmental competence of young people in particular and the population in general, ensure environmental safety and social stability, prevent social and environmental conflicts and, thereby, improve the quality of life. The author shows that environmental policy plays an important role in increasing the environmental engagement of young people and developing their environmental competence.
Ключевые слова:
социология, экологическое образование, молодежь, обучающиеся, экологические практики, ин-териоризация, экологическая компетентность, социализация, общественное развитие.
Keywords:
sociology, environmental education, young people, students, environmental practices, interiorization, environmental competence, socialization, social development.
Текущая экологическая ситуация в России и мире может быть определена как критическая. Ухудшение состояния окружающей среды вызвано негативными социально-экологическими практиками с ценностями общества потребления, отсутствием экологической культуры и конструктивных экологических знаний. Поэтому возникает необходимость развивать у граждан способность не только видеть и понимать современные экологические проблемы, но и мыслить в долгосрочной перспективе путем формирования экологической компетентности населения.
Развитие экологической компетентности возможно благодаря деятельности разных социальных институтов, среди которых доминирующая роль отводится системе образования. Социальные практики в сфере экологии также напрямую зависят от активности самих членов общества и от тех экологических проблем, которые могут угрожать жизнедеятельности людей.
Из анализа существующих определений можно сделать вывод, что термин «экологическая компетенция» чаще используется для обозначения результата готовности к владению методами,
средствами деятельности, сочетанием знаний, умений и навыков, помогающих менять окружающую среду, а также включает такие важные характеристики, как мотивы, убеждения, ценности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
Изначально понятие «экологическая компетентность» стало употребляться в рамках педагогической науки. Ученые-педагоги проделали важную работу по определению сущности, структуры, концептуального аппарата экологических компетенций, разработали программы развития экологических навыков.
Если резюмировать все педагогические положения, то возможно определить экологическую компетентность как личностный феномен, основой которого является воля человека, когда он принимает решение воспринимать мир субъективно в единстве природных и социокультурных компонентов, признавая при этом социальную ответственность своей профессиональной деятельности. В современном мире любая профессиональная деятельность так или иначе влияет на экосистемы различного уровня, так как экологическая компетентность характеризуется универсальностью: вне зависимости от вида деятельности, люди являются носителями экологического взаимодействия.
Экологическая образованность и воспитанность обучающихся определяется не только знаниями о правилах поведения в природной среде, но и тем, насколько их эмоциональные переживания связаны с окружающей средой, проэкологической деятельностью. Формирование экологической компетентности является вопросом социальным, потому что существенно сказывается на всех сферах любого социума, всех его членах, на всех общественных процессах, а также на становлении основных идеологических ориентаций современного человека.
В развитии экологической компетентности значимую роль имеет рефлексия личности как ответ рационального человека на влияние внешнего мира. Из теории структурации Э. Гидденса следует, что быть человеком означает быть целенаправленным агентом, у которого есть свои причины действовать и способность осознавать эти причины [1].
В то же время действие личности включает в себя непрерывный поток поведения, а не просто набор отдельных намерений, причин и мотивов. Т.М. Дридзе, автор экоантропоцентриче-ского подхода к взаимодействию человека с окружающей средой, писала о намеренном характере человеческой деятельности по отношению к окружающей среде. Именно интенциональ-ность ответственна за такую особенность общественной жизни, как «понятность» человеческих действий. В любой момент человек может вмешаться в события вокруг него или воздержаться, в зависимости от своих намерений [2].
В дополнение к интенциональности человеку также присуща и рационализация действия -способность понимать намерения и причины действия, согласно которым другие судят о «компетентности» личности. Человек осуществляет свое поведение на основе своих знаний, которые зависят от объема социальных знаний, интеллектуальных способностей, склонностей и предпочтений, социализации, его социальной компетентности. Исходя из этого, термин «компетенция» охватывает не только социальные знания и практики, но также рефлексивность, интенциональ-ность и рационализацию действий. Это намного расширяет трактовку исследователей-педагогов понятия «экологическая компетентность» и дает возможность рассматривать данное понятие как социологическую категорию.
По нашему мнению, в развитии экологической компетентности необходимы личная приверженность и забота о состоянии окружающей среды, личное участие в решении социальных и экологических проблем, возможность участвовать в природоохранной деятельности с целью реализации своих экологических знаний и навыков. Из результатов социологического опроса, проведенного автором среди обучающихся Набережночелнинского педагогического университета (Ы = 267, 2017 г., НГПУ), следует, что большинство (38,7 %) молодых людей участвует в мероприятиях-субботниках, организуемых различными организациями. Незначительная часть молодежи (5 %) является лидером или членом проэкологических организаций или объединений. Одной из причин низкой активности экологических практик, на которую указывает треть респондентов (38,3 %), является отсутствие условий для включения в ту или иную разновидность проэкологической деятельности. Такие условия могут быть предоставлены обществом, в частности социальными институтами и общественными экологическими организациями. Следовательно, молодые люди должны проявлять свои экологические знания и способности в повседневном поведении, что П. Бурдье называет «габитусом». Габитус является одновременно продуктом социальных условий (объективированные предшествующие практики) и средством контроля поведения человека в повседневных ситуациях, а также средством изменения и рационализации окружающей среды (средства объективации практик) [3, с. 264].
Исходя из концепции генетического структурализма П. Бурдье, отношения между структурами и практиками эквивалентны отношениям между объективными и объединенными (интерна-лизованными) структурами, которые реализуются в любое практическое действие. Отношения в социуме, будучи внутренними регуляторами в ходе практической деятельности, переходят в «практические привычки», в том числе структуры, вызывающие внешнее проявление, т. е. репродуктивные практики агентов взаимодействия.
В частности, именно социальные институты являются «конечными причинами» практики и идей отдельных и коллективных субъектов, которые могут подавлять или стимулировать эти структуры. Но для агентов характерна внутренняя активность, они являются источником постоянного воздействия на социальную реальность.
Возможность человека разбираться в социальной действительности, правильно рефлексировать на события и ситуации развивается лишь в процессе обучения и воспитания. Привычка порождается окружающей средой, условиями существования индивида посредством их интери-оризации; это объединяющее начало, которое формирует определенный образ жизни.
Габитус является основой для воспроизводства социальных институтов: структура института вносится во внутреннее содержание личности и проявляется в ее социальных практиках. Действие основано на субъективной оценке объективных вероятностей, сопоставлении желаемых и возможных целей.
Для того чтобы определить эффективные направления формирования экологической компетентности молодых людей, необходимо выделить ее структурные компоненты, выявить их характеристики в социологическом аспекте. С точки зрения социологии экологическая компетентность может быть интерпретирована как формируемая в процессе социализации система ин-териоризированных экологических знаний, умений и навыков, экстериоризирующихся в повседневных социальных практиках индивида.
В структуре экологической компетентности, по нашему мнению, можно выделить следующие компоненты: 1) познавательный, 2) эмоциональный, 3) поведенческий. Все эти компоненты и структурные элементы тесно связаны, и эти отношения не являются прямыми. Однако лишь гармоничное развитие данных компонентов экологической компетентности позволит изменить общественное сознание, являющееся средством социального влияния и обеспечивающее адекватную работу всех элементов социального контроля для решения современных экологических проблем [4].
При таком подходе население будет сознательно отдавать приоритет сохранению благоприятного экологического статуса. Очевидно, что решающая роль формирования экологической грамотности принадлежит образовательной деятельности, где происходит становление молодежи. При этом образование не только отражает уровень и структуру современной общественной осведомленности об окружающей среде, но всегда ориентировано на будущее и является основой для социального развития. Результатом этого процесса является сформированная экологическая компетентность. Однако, по результатам исследований автора (Ы = 267, 2017 г.), очевидно, что респонденты не осознают важную роль образования в формировании экологической культуры. Так, лишь незначительная часть (15,8 %) опрошенных молодых людей указала, что на осознание ими экологических проблем повлиял учебный процесс в их образовательном учреждении. Эти положения соотносятся и с результатами исследований ФОМ (Ы = 1500, 2018 г.): только 1 % населения считает, что для улучшения состояния окружающей среды необходимо прививать детям заботу о природе, а большинство респондентов указывает на административные или бытовые формы решения экологических проблем (соблюдение чистоты, уборка территории, посадка деревьев).
Похожие результаты получены в ходе изучения особенностей формирования экологической культуры молодежи и другими исследователями. Так, И.В. Цветкова указывает на то, что базисом экологической культуры студентов чаще выступают ценностные установки, ориентированные на социальный контроль и достижение устойчивого развития общества [5], а Р.Ф. Сала-хов отмечает, что студенты грамотно толкуют понятие «экологическое мировоззрение», но все их знания так и остаются лишь на теоретическом уровне, и обучающиеся считают, что в профессиональной деятельности экологическое мировоззрение не пригодится [6].
Основываясь на тенденции развития постиндустриального общества, в рамках социологических наук сложилось мнение, что развитие технических достижений человечества опережает умственные способности людей осознавать последствия научно-технического прогресса. Данные условия предполагают изменение содержания образования: отойти от передачи готовых знаний, умений и перейти к формированию у молодых людей готовности действовать в нестандартных ситуациях в экологической сфере.
В настоящее время навыки молодых людей по проектированию своей деятельности в природной и социальной среде с учетом их экологических, социальных и экономических последствий
приобретают все большую популярность. По сути, речь идет об экологических компетенциях, которые могут формироваться и развиваться. По мнению многих исследователей, учебные заведения и правоохранительные органы должны проводить для этого комплексные мероприятия. Следует отметить значение средств массовой информации, которые также оказывают непосредственное влияние на развитие экологических навыков молодых людей. Правовая система общества, регулирующая деятельность образовательных учреждений и доступ общественности к экологической информации, имеет достаточно важное, но косвенное влияние на приобретение экологических навыков.
В последние годы в России на федеральном уровне отсутствовала организационная, правовая и финансовая поддержка социального института экологического образования. Эта ситуация в основном связана со стремлением добиться экономических выгод различных предприятий. Отсюда следует, что одним из основных факторов низкого статуса экологического образования, формирования экологической культуры, экологической компетентности граждан является отсутствие грамотной, последовательной политики в природоохранной сфере [7].
Экологическое образование целесообразно ориентировать на проблемы личностного развития путем стимулирования интеллектуального развития и социализации личности, создания условий для непрерывного самообразования и достижения нового уровня экологической компетентности. При развитии экологических компетенций проблема самообразования особенно важна, поскольку она создает независимость, добровольность и избирательность знаний [8]. Возможно, целью экологического образования в стране должно стать создание личности, способной решать повседневные экологические задачи, дополнять и обновлять ресурсы экологических знаний. Формирование экологических компетенций у молодых людей не может происходить стихийно, оно должно осуществляться систематически и последовательно.
Необходимость оптимизации взаимодействия человека с природной средой связана с повышением ценностных, идеологических, экологических компетенций членов социума, что предполагает усиление взаимодействия различных социальных институтов. Особая роль при этом отводится институту образования. Понятно, что для удовлетворения этих требований необходимы согласованные действия во всех структурах, связанных с экологическим образованием и охраной окружающей среды, т. е. создание непрерывного образования для учащихся, учителей и руководителей разных уровней.
В зависимости от особенностей экологической компетентности молодых людей, условий общественной среды целесообразно переориентировать существующую систему образования на экологически ориентированные социальные практики, переход к активным формам и способам освоения технологий гармоничного взаимодействия человека с природой. На приоритетность данного направления указывают и данные проведенного автором экспертного интервью ^ = 9, 2017 г.): большинство экспертов считают, что в основе становления экологической компетентности лежат проэкологические знания и практики. Например, «считаю, что формировать экологическую компетентность необходимо начинать еще в семье; это может быть личный положительный пример родителей, привитие первичных навыков эколого ориентированных практик» (эксперт 9, активист общественного движения), «только экологические практики, иногда и под административным давлением, позволяют молодежи осознать важность решения экологических проблем, вызвать чувство сопричастности в их решении» (эксперт 5, руководитель экокружка), «...формирование экологической компетентности невозможно без базовых знаний, которые в дальнейшем накапливаются в ходе самообразования. Человек, осведомленный в экологической сфере, принесет больше пользы, чем обычный дилетант» (эксперт 7, преподаватель вуза).
Для достижения сформированности экологической компетентности молодежи необходимо повысить статус экологического образования как социального института в обществе, расширить взаимоотношения между семьей и образовательными организациями, активно включать национальные традиции и инновационный опыт экологического просвещения, что позволит значительно развить социальные функции системы образования.
Таким образом, решение экологических проблем возможно лишь через процесс формирования экологической компетентности, которая непосредственно связана с социальной активностью населения, особенно молодежи. Для этого необходима эффективная государственная экологическая политика, стимулирующая и поддерживающая гражданские инициативы, высокий статус экологически образованного человека, доверие молодежи и населения в целом государственным структурам, что в конечном счете приведет к координации природоохранных мероприятий отдельных лиц, общественных организаций, учебных заведений, занимающихся развитием экологической компетентности.
Ссылки:
1. Giddens A. The Constitution of Society. Outline of the Theory of Structuration. Cambridge, 1984. 404 p.
2. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии // Социологические исследования. 2000. № 2. С. 20-29.
3. Бурдье П. Социология социального пространства / отв. ред. Н.А. Шматко. М., 2007. 288 с.
4. Ахметова М.Х. Экологическая компетентность учащейся молодежи: понятие, сущность и структура // В мире научных открытий. 2014. № 1. С. 376-382.
5. Цветкова И.В. Представления об экологической культуре современной молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2017. № 2 (40). С. 124-130. https://doi.org/10.18323/2073-5073-2017-2-124-130.
6. Салахов Р.Ф., Салахова Р.И., Гаптраупова З.Н. Экологическая культура студента: проблема формирования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7 (73), ч. 2. C. 204-207.
7. Торгунакова М.А. Становление экологического образования в современной России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2011. 24 с.
8. Калинникова М.В. Роль вузовского образования в формировании экологической культуры // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2003. № 4-5. С. 223-227.
References:
Akhmetova, MKh 2014, 'Ecological Competence of Students: The Concept, The Essence and Structure', V mire nauchnykh otkrytiy, no. 1, pp. 376-382, (in Russian).
Bourdieu, P & Shmatko, NA (ed.) 2007, The Sociology of Social Space, Moscow, 288 p., (in Russian). Dridze, TM 2000, 'Eco-Anthropocentric Model of Social Cognition as the Way to Overcoming Paradigm Crisis in Sociology', Sotsiologicheskie issledovania, no. 2, pp. 20-29, (in Russian).
Giddens, A 1984, The Constitution of Society. Outline of the Theory of Structuration, Cambridge, 404 p. Kalinnikova, MV 2003, 'High Education and Ecological Culture', Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Sotsiologia, no. 4-5, pp. 223-227, (in Russian).
Salakhov, RF, Salakhova, RI & Gaptrauptova, ZN 2017, 'Ecological Culture of the Student: Problems of Formation', Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki, vol. 7 (73), no. 2, pp. 204-207, (in Russian).
Torgunakova, MA 2011, Formation of Ecological Education in Modern Russia, PhD thesis abstract, St. Petersburg, 24 p., (in Russian).
Tsvetkova, IV 2017, 'The Notion of the Ecological Culture of Modern Young People', Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 2 (40), pp. 124-130, https://doi.org/10.18323/2073-5073-2017-2-124-130, (in Russian).