междисциплинарные исследования
interdisciplinary research
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-7-330-346 УДК 37.013.78
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КАК СПОСОБ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
Ахметова М.Х., Бобкова Е.Ю., Магсумов Т.А., Максимов Я.А.
Цель. Статья посвящена проблемам формирования экологической компетентности молодежи. Предметом изучения выступают экологические модели поведения. Авторы ставят целью раскрыть способы интериоризации экологической модели поведения через экологические практики молодых людей.
Метод или методология проведения работы. Методологической базой работы выступили положения экогуманитарной парадигмы развития культуры личности, компетентностный подход в образовании, институциональный подход к образованию. В процессе исследования применялись методы обобщения, аналитико-синтетической деятельности, анкетного и экспертного опроса, моделирования.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что авторы через изучение мотивов экологических практик молодежи, приходят к построению схемы интериоризации социально-экологических практик в экологические модели поведения. Авторы делают предположение, что на формирование экологической компетентности влияют разнообразные внешние и внутренние факторы,
которые целесообразно координировать в процессе экологического образования. Для этого реализован проект эколого-географического центра, в рамках которого его участники посредством творческой образовательной исследовательской деятельности осуществляют личностное принятие и усвоение экологической модели поведения.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере социально-экологического проектирования. Так, созданная модель интериоризации проэкологиче-ских практик в социальное поведение учащейся молодежи может быть востребована в образовательном процессе и общественной работе с молодежью.
Ключевые слова: экология; образование; интериоризация; молодежь; компетентность; проектное обучение.
ENVIRONMENTAL PRACTICES AS THE MEANS OF DEVELOPING ECOLOGICAL BEHAVIOURAL MODEL IN STUDENTS
Akhmetova M.Kh., Bobkova E.Yu., Magsumov T.A., Maksimov Ya.A.
Goal. The article looks at developing environmental competence in young people. Ecological behavioural models are the subject ofresearch. The authors target at disclosing ways to develop environmentally-conscious behaviour in young people through ecological practices.
Methods and Methodology. Presuppositions of ecological disciplines and the humanities, the paradigm of cultural development ofpersonality, competence-based approach in education and institutional approach to education were applied as methodological base. In the course ofstudy generalization, analysis and synthesis, polling and modelling have been used.
Results. As the result of study the authors have created the scheme of implementing socio-ecological practices in ecological behavioural patterns through studying the motifs of ecological practices of young people. The authors suppose that environmental competence is affected
by various external and internal factors, which have to be coordinated in the course of environmental education. Environmental and geographical centre has launched a project where participants adopt ecological behavioural model through educational and research activity.
Scope of Application. The results can be applied in socio-ecological planning. Thus, the created model of implementation ofpro-ecological practices in the social behaviour of students can be used in the academic process and public work with young people.
Keywords: ecology; education; implementation; youth; competence; project-based learning.
Введение
Одной из значимых причин нарастания экологических проблем считается низкий уровень экологической компетентности и недостаточная экологическая культура населения, в том числе и специалистов различного уровня. Несмотря на значительный прогресс в деле экологического просвещения, уровень экологической компетентности большинства людей, в том числе молодежи, остается недостаточно высоким.
Сохраняемая в сознании человека информация об окружающей среде нуждается в постоянном обновлении, в непрерывном поступлении новых данных о ее изменении. Человек анализирует экологическую информацию, полученную из различных источников, прослеживает согласованность в выборе событий, может менять свои установки. По сути, так и происходит социальное самоопределение молодежи, которое представляет собой сложный процесс интеграции подрастающего поколения в общественный процесс. Поэтому формирование экологической компетентности требует от общества мобилизации всех социальных институтов, и главное - постоянное взаимодействие в достижении общей цели. Основное воздействие на формирование социальных установок молодежи оказывают ведущие социальные институты, такие как система образования, средства массовой информации, общественные объединения. Среди них, на наш взгляд, именно образовательные институции являют собой
наиболее эффективное основание для обеспечения перехода к устойчивому развитию, поскольку дают возможность направленного воздействия на социализационные процессы и культурную трансляцию основных норм и ценностей общества [4, с. 5; 6, с. 24-27].
Психолого-педагогические аспекты исследования
К числу главных черт социализированное™ молодого человека относится развитое чувство ответственности. Последнее формируется в личности под воздействием общественных требований, норм, законов, с которыми человек должен соизмерять свои поступки. Когда эти нормы усваиваются человеком, превращаясь в личные убеждения, они становятся основой мотивации его ответственного поведения, регулируемого одновременно обществом и самой личностью - ее внутренним долгом, совестью, честью [1, с. 2822]. Ответственность, как глубоко личное чувство человека, наполнена, таким образом, социальным содержанием, поскольку она побуждает его оценивать свои поступки в широком смысле - в контексте их общественной полезности. Экологическая ответственность отражает то, насколько сознание, деятельность и поведение людей в сфере взаимодействия общества и природы соответствуют комплексу требований, обусловленных социально-экологическим и технологическим уровнем развития общества и состоянием биосферы [8, с. 152-153].
Мы уже говорили о том, что уровень экологической компетентности большинства людей, в том числе молодежи, остается довольно невысоким. Часто экологическая информация носит сугубо бытовой характер, либо не имеет практической направленности. Последнее, к сожалению, характерно для содержания экологического образования, осуществляемого в образовательных организациях различного уровня. Однако экологическое образование должно обеспечить передачу достоверных, научно обоснованных сведений экологического характера, тем самым содействовать переводу знаний и представлений об окружающей среде людей, особенно учащейся молодежи, в практическую деятельность. Ведь именно практическая деятельность молодежи в сфере охраны окружающей природы,
рационального природопользования дает возможность понимания процесса экологической социализации молодежи. Следовательно, основным условием приобщения молодежи к экологическим знаниям является единство познавательной и практической деятельности. Это связано с тем, что практическая деятельность является одним из источников сведений о природе, об изменениях, происходящих в ней под влиянием природопользования; служит основой применения молодыми людьми имеющихся экологических знаний, полученных из разных источников; вызывает у них потребность в поиске и использовании новых знаний.
Благодаря экологическому образованию и самообразованию практическая деятельность является и основой выработки убеждений - главного инструмента социализации личности, формирования сознательного, ответственного отношения к природе, являющегося основой экологической компетентности. Деятельность дает непосредственные знания о природной среде, которые затем переходят в убеждения. Проэкологический опыт, приобретаемый молодежью в ходе экологической деятельности, позволяет соотнести свои знания, полученные из теоретических источников с окружающей реальностью, продумать и прочувствовать их, что способствует превращению знаний в убеждения. С другой стороны, практическая деятельность в экологической сфере выступает критерием уровня экологической компетентности. Экологическая деятельность превращается в одно из основных условий развития экологической компетентности молодежи.
Социологический срез проблемы экологической интериоризации
Д.С. Ермаковым было установлено, что большинство населения обладает информацией, подтверждающей наличие реальной угрозы жизни на земле. Вместе с тем, практически никто не видит угрозы собственной безопасности, то есть полученные экологические знания не становятся личностно значимыми. Экологическая деятельность человека для подавляющего большинства учащейся
молодёжи не соотносится с их собственной деятельностью. Молодые люди отмечают необходимость экологической деятельности, но воспринимают её как отдельные акции, мероприятия. Эти положения соотносятся с результатами наших исследований о том, что осведомлённость учащейся молодёжи об экологических проблемах слабо коррелирует с практическими действиями по их решению, имеется различие между желанием и возможностями личного вклада в решение экологических проблем [5].
В сложной системе общественной жизни существует множество различных объективных и субъективных факторов, дающих импульс к развитию экологического движения. Важная роль принадлежит мотивам включения людей в практическое решение проблем окружающей среды. По результатам социологических исследований (анкетные опросы учащейся молодежи гг. Набережные Челны и Нижнекамска Республики Татарстан, п=960 (2006 г.), п=750 (2012 г.)) основными для включения в проэкологические мероприятия являются мотивы, связанные с чувством ответственности за сохранение природы, с осознанием своего долга, мотивы, выражающие стремление личности к здоровому образу жизни, общению с природой [3, с. 99].
По отношению четверти участников экологической деятельности приходится говорить не столько о внутреннем побуждении, сколько о внешнем стимулировании, так как их привлекают к экологической деятельности общественные организации, администрация. По нашему мнению, в определенные возрастные периоды (например, в период обучения) такие внешние стимулы, конечно педагогически обоснованные и общественно целесообразные, необходимы для включения в эколого-ориентированную деятельность для формирования у молодых людей определенных экологических умений и навыков, волевых качеств, развития их эмоциональной сферы, интереса к получению экологических знаний, к решению экологических проблем своего города и региона.
В научном и практическом отношении интересна не только мотивация участия молодежи в решении вопросов охраны природы и
рационального природопользования, но и важно знание причин отчуждения значительной части юношей и девушек от экологической деятельности. Ведь раскрыть и осмыслить эти причины - значит определить необходимые условия и пути вовлечения молодых людей в активную деятельность по сбережению и оздоровлению среды обитания. Готовность внести свой вклад в сохранение и улучшение природной среды часто не реализуется из-за различных сдерживающих факторов внешнего и внутриличностного характера. Проведенные нами ранее исследования показали, что большая часть опрошенных молодых людей объяснили свою отчужденность от практического решения вопросов охраны природы и ресурсосбережения собственной пассивностью, считают, что экологической деятельностью должны заниматься специалисты, чувствуют недостаток общих и специальных экологических знаний. Эти результаты еще раз показывают необходимость усиления экологизации образования в учебных заведениях и создания системы непрерывного экологического образования для всех категорий населения. Значительная доля молодых людей не участвует в экологической деятельности, так как отдает предпочтение другим занятиям, указывает на отсутствие организационных условий для включения в ту или иную разновидность экологической деятельности, что может говорить о недостаточно активной работе общественных организаций и о безынициативности самой молодежи.
Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что молодые люди понимают важность и необходимость экологической деятельности, но им недостает морально-волевого настроя на эту деятельность. Исходя из этого истекает целесообразность интериоризации убеждений с социально-психологическими установками личности, так как данный настрой может стать один из самых мощных факторов экологической социализации и дальнейшей активности в этой сфере [3, с. 101-103].
В целом общая тенденция мнений экспертов сводится к тому, что для формирования экологической компетентности учащейся молодежи необходимо единство познавательных и практических компонентов: например, «считаю, что формировать экологиче-
скую компетентность у молодежи необходимо начинать еще с детских лет в семье, это может быть личный положительный пример родителей во взаимоотношении с окружающей средой, привитие первичных навыков эколого-ориентированных практик» (эксперт 3, активист общественного движения), «только экологические практики, иногда и под внешним воздействием, позволяют молодежи непосредственно осознать важность решения экологических проблем, вызвать у нее чувства личной сопричастности к состоянию природы в своем городе» (эксперт 7, руководитель кружка), «я считаю, что, формирование экологической компетентности невозможно без соответствующих знаний, а в дальнейшем их расширения в ходе самообразования. Человек, осведомленный в экологической сфере, принесет больше пользы, чем обычный дилетант» (эксперт 5, преподаватель вуза) [3, с. 105].
Это показывает необходимость работы по укреплению у определенной части молодежи уже сложившихся мотивов эколого-по-знавательной активности. Под влиянием потребностей в общении с природой у молодых людей развивается чувство озабоченности состоянием окружающей среды [2, с. 44]. Эколого-познавательные интересы молодежи, в свою очередь, во многом определяют ее нацеленность на овладение знаниями, которые возводят на ступень экологической образованности.
Исходя из полученных результатов социологического исследования, нами предложена схема интериоризации экологических практик в экологические модели поведения учащейся молодёжи, которая раскрывает взаимосвязь основных составляющих экологической компетентности (рисунок 1).
Молодые люди в процессе экологического образования и непосредственно из проэкологических практик приобретают определенный набор знаний, умений и навыков, что позволяет в дальнейшем формировать у них чувство личной ответственности за состояние природной среды, за решение экологических проблем.
В результате взаимодействия внутренних мотивов (чувства личной ответственности) и внешнего воздействия (деятельность
различных социальных институтов) происходит экологическая социализация личности и формирование определенного типа экологической компетентности. Уровень экологической компетентности побуждает (или не побуждает) к участию в социально-экологических практиках, к получению новых экологических знаний в ходе экологического образования и самообразования.
Рис. 1. Схема интериоризации экологических практик экологической модели поведения учащейся молодежи [3, с. 112]
Практическая апробация результатов исследования: эколого-географический центр «Гелиос»
Нами была предпринята попытка реализовать данные теоретические положения на практике. Для этого на базе историко-геогра-фического факультета Набережночелнинского государственного педагогического университета (НГПУ) был создан эколого-геогра-фический центр «Гелиос». Он занимается организацией системы различных видов деятельности: учебной, игровой, исследователь-
ской, пропагандистской. Проект начал внедряться в сентябре 2016 г. с формирования экологического актива из числа наиболее энергичных обучающихся, представленных студентами историко-географи-ческого факультета и факультета математики и информатики.
В структуре эколого-географического центра выделены несколько подразделений:
1) экопарк - площадка для проведения практических и теоретических занятий на природе, познавательных экскурсий и других досугово-образовательных мероприятий;
2) агроплощадка, предназначенная для формирования первичных агрономических умений у обучающихся, проведения опытно-экспериментальных работ, создания в перспективе ботанического музея;
3) предметная площадка для организации исследований по геоморфологии, гидрологии, метеорологии, ботанике, зоологии;
4) образовательная площадка, организующая проектную и исследовательскую работу студентов и школьников.
Основными задачами деятельности центра «Гелиос» являются:
1) формирование познавательной мотивации студентов и школьников к учебной и научной работе;
2) формирование исследовательских умений в различных предметных областях и развитие экологической культуры обучающихся;
3) создание условий для деятельности преподавателей и учителей, осваивающих методы и технологии проектной и исследовательской деятельности в области естественнонаучных дисциплин.
На начальном этапе члены экологического актива прошли обучение на базе МЦ «Орион», организованное общественной организацией «Мусора. Больше. Нет». На занятиях специалисты ООО «Пром-Индустрия» и ООО «Приволжская экологическая компания» познакомили студентов с основами переработки макулатуры (все участники могли осуществить переработку макулатуры в бумагу своими руками), пластиковых бутылок, сортировки отходов потребления по ос-
новным видам перерабатываемых материалов. Помимо этого были проведены занятия по методике проведения экологических уроков. Для закрепления полученных знаний и навыков в первом полугодии 2016/2017 учебного года были организованы и проведены следующие мероприятия: новогоднее представление на экологическую тему в одной из школ города, конкурс кормушек среди школьников города, организован сбор пластиковых бутылок и макулатуры в своем учебном заведении.
Во втором полугодии центр участвовал в проведении проектной олимпиады среди обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений Республики Татарстан в рамках Всероссийского форума «Педагогические технологии поддержки проектной деятельности детей и молодежи», была организована трехдневная проектная сессия для победителей проектной олимпиады на базе НГПУ. Для организации и проведения проектной олимпиады и проектной сессии с победителями проектной олимпиады, студентами второго курса факультета математики и информатики, обучающимися по направлению подготовки «Прикладная информатика», было разработано программное приложение «Географический симулятор». В качестве основы была использована карта территории, прилегающей к первому учебному корпусу НГПУ.
Приложение разработано в программе для создания Flash-приложений Adobe Flash. Работа в симуляторе идет в два этапа. На первом этапе делается распределение зон на территории. На втором этапе осуществляется работа в той части территории, которая будет проектироваться. Программа содержит наборы объектов различного назначения, которые можно использовать при проектировании зоны. Интерфейс окна выбора объекта реализован таким образом: после подбора необходимой категории набора объектов появляется панель с соответствующими пиктограммами, при нажатии на пиктограмму выводится описание, в котором дана характеристика в зависимости от типа объекта. Предусмотрена возможность размещения любого количества объектов на территории и их удаление,
сохранения этапов работы, для дальнейшего его использования при презентации проекта.
Студенты четвертого курса факультета математики и информатики, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная информатика», в рамках работы над проектом создали виртуальную среду с использованием 3D Max и NeoAxis 3D Engine. Данная программа позволяет проводить осмотр территории в режиме виртуальной реальности, создает условия панорамного обзора, организации виртуальных экскурсий.
Полагаем, что эколого-географический центр позволит создать условия для развития различных компетенций обучающихся, а именно навыков проектирования, моделирования, организации различных мероприятий, публичных выступлений, планирования научно-исследовательской деятельности, командной работы [7, с. 12]. Массовые мероприятия могут способствовать вовлечению обучающихся в природоохранную деятельность, формированию их экологической грамотности в области природопользования, выработке практических навыков правильного, бережного отношения к природе, экологически компетентного поведения в ней, формированию ответственной, гражданской активной жизненной позиции подрастающего поколения и населения в целом.
Заключение
В основе формирования экологической компетентности лежат экологическое образование (самообразование) и проэкологические практики, которые помогают сформировать у молодежи чувство личной ответственности за решение экологических проблем. В процессе обучения и всей жизни любой индивид проходит различные этапы социализации, то есть испытывает воздействие разнообразных внешних факторов, что приводит к формированию экологической компетентности, предполагающей участие в экологических практиках.
Процесс интериоризации экологических практик в экологические модели поведения учащейся молодежи цикличен, так как даже при достижении высокого уровня сформированное™ экологической ком— 341 —
петентности нельзя говорить о завершении процесса. Это объясняется тем, что с течением времени меняются внешние обстоятельства (состояние окружающей среды, требования к уровню экологической компетентности, проэкологического образа жизни и т.п.), внутренние установки самого молодого человека (удовлетворенность качеством окружающей среды, мера личной ответственности), что приводит к дальнейшему развитию экологической компетентности. В целом, формирование экологической компетентности молодежи представляет собой не только усвоение определенных технологий взаимоотношения с окружающей природной средой, а непрерывное развитие в процессе экологического образования и самообразования.
С целью апробации теоретических положений был создан и начал работу эколого-географический центр «Гелиос», становящийся средоточием системы экологического образования учащейся молодежи на всех уровнях образовательного пространства г. Набережные Челны по решению ряда важных проблем - недостаточной информированности молодежи, низкого престижа экологокомпетентной личности, отсутствия согласованности в работе учебных заведений города и различных общественных организаций по организации экологической деятельности молодежи.
Список литературы
1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. С. 2821-2825.
2. Аминов Т.М. Средства общения в педагогической деятельности // Формирование системы ценностей в гуманитарной и социально-экономической подготовке учителя: Тезисы выступлений научно-практической конференции педагогических вузов Башкортостана. Уфа: Башкирский государственный педагогический институт, 1994. С. 43-45.
3. Ахметова М.Х. Экологическая компетентность учащейся молодежи монопромышленного города: социологический аспект (на примере
гг. Набережные Челны и Нижнекамска): дис... канд.соц.н.: 22.00.04. Пенза, 2015. 188 с.
4. Бобкова Е.Ю., Магсумов Т.А., Максимов Я.А. Профессиональные стандарты в сфере образования: инновации в организации образовательного процесса: учебник. Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017. 168 с. DOI: 10.12731/ profstandart2017
5. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2008. 159 с.
6. Кутасова Т.Л., Королева К. Образование как социальный институт // Теория и практика общественного развития. 2005. № 2. С. 24-27.
7. Макаров А.Н. Институциональные основы формирования рынка образования // Педагогика. 2007. № 4. С. 9-15.
8. Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Экологический импульс: проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Мол. гвардия, 1990. 271 с.
References
1. Aminov T.M. Zakonomernosti razvitiya professional'nogo obrazovaniya [Patterns of professional education development]. Universitetskiy kom-pleks kak regional'nyy tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury: Materialy Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii (s mezhdunarod-nym uchastiem) [University complex as a regional center of education, science and culture: All-Russian scientific and methodical conference (with the international participation)]. Orenburg: Orenburgskiy gosu-darstvennyy universitet, 2015, pp. 2821-2825 [in Russian].
2. Aminov T.M. Sredstva obshcheniya v pedagogicheskoi deyatel'nosti [Means of communication in pedagogical activity]. Formirovanie siste-my tsennostey v gumanitarnoy i sotsial'no-ekonomicheskoy podgotovke uchitelya: Tezisy vystupleniy nauchno-prakticheskoy konferentsii peda-gogicheskikh vuzov Bashkortostana [Formation of system of values in humanitarian and social and economic training of the teacher 94: Scientific-practical conference of pedagogical universities of Bashkortostan]. Ufa, 1994, pp. 43-45 [in Russian].
3. Akhmetova M.Kh. Ekologicheskaya kompetentnost'uchashcheisya molo-dezhi monopromyshlennogo goroda: sotsiologicheskii aspekt (naprim-ere gg. Naberezhnye Chelny i Nizhnekamska) [Ecological competence of the studying youth of the monoindustrial city: sociological aspect (on the example of the cities of Naberezhnye Chelny and Nizhnekamsk)]. Candidate's thesis. Penza, 2015 [in Russian].
4. Bobkova E.Yu., Magsumov T.A., Maksimov Ya.A. Professional'nyestan-darty v sfere obrazovaniya: innovatsii v organizatsii obrazovatel'nogo protsessa: uchebnik [Professional standards in education: innovations in the organization of educational process]: textbook. Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017. [in Russian]. DOI: 10.12731/profstandart2017
5. Ermakov D.S. Formirovanie ekologicheskoi kompetentnosti uchash-chikhsya [Formation of ecological competence of pupils]. Moscow: Rossiiskii un-t druzhby narodov, 2008 [in Russian].
6. Kutasova T.L., Koroleva K. Obrazovanie kak sotsial'nyi institut [Education as a social institution]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2005. Vol. 2, 24-27 [in Russian].
7. Makarov A.N. Institutsional'nye osnovy formirovaniya rynka obrazo-vaniya [Institutional bases of formation of the market of education]. Pedagogika [Pedagogics], 2007, Vol. 4, 9-15 [in Russian].
8. Ozhegov Yu.P., Nikonorova E.V. Ekologicheskii impul's: problemy formirovaniya ekologicheskoi kul'tury molodezhi [Ecological impulse: problems of formation of ecological culture of youth]. Moscow, 1990 [in Russian].
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Ахметова Милауша Хасановна, кандидат социологических наук, доцент кафедры истории и методики ее преподавания
Набережночелнинский государственный педагогический университет
ул. Низаметдинова, д. 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация [email protected]
Бобкова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по развитию
Самарский центр электронного обучения ул. Физкультурная, д. 90, офис 527, г. Самара, 443058, Российская Федерация [email protected]
Магсумов Тимур Альбертович, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории мировых цивилизаций
Международный сетевой центр фундаментальных и прикладных исследований
ул. Горького, д. 89а, офис 4, г. Сочи, 354000, Российская Федерация
Максимов Ян Алексеевич, генеральный директор Научно-инновационный центр
ул. 9Мая, 5/192, г. Красноярск, 660127, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOuT THE AuTHORS Akhmetova Milausha Khasanovna, Ph.D. in Sociology, Associate Professor of History and its Teaching Methods Department
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
28, Nisametdinova Str., Naberezhnie Chelny, 423806, Russian
Federation
SPIN-code: 3643-6319
Bobkova elena Yur'evna, Ph.D. in Pedagogics, Associate Professor, Deputy Director of development
Samara e-learning centre
90, Fizkulturnaya str., office 527, Samara, 443058, Russian Federation
SPIN-code: 1235-7610 ORCID: 0000-0002-8934-1842 ResearcherID: G-3952-2015 Scopus Author ID: 55968838500
Magsumov Timur Al'bertovich, Ph.D. in History, Associate Professor, Senior Researcher of the Laboratory for World Civilizations
International Network Center for Fundamental and Applied Research
89a, Gorkiy Str., office 4, Sochi, 354000, Russian Federation
SPIN-code: 1329-1458
ORCID: 0000-0003-0117-7513
ResearcherID: I-5300-2013
Scopus Author ID: 55799874500
Maksimov Yan Alekseevich, Director of the Publishing House
Science and Innovation Center Publishing House
5/192, 9Maya Str., Krasnoyarsk, 660127, Russian Federation
SPIN-code: 1906-4770
ORCID: 0000-0002-0569-4246