<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#6(1!Ш,2©2© / SOCIOLOGICAL sciences
59
SOCIOLOGICAL SCIENCES
УДК: 316.4
Воронцова Е.А.
студентка факультета агрономии и экологии (ЭК1802)
Передерий В.А.
профессор кафедры социологии и культурологии, к.с.н., доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина»
DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11465
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Vorontsova Е.А., Perederiy V.A.
THE FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF YOUTH AS A DECISION FACTOR
OF ENVIRONMENTAL TRANSFORMATION (BY THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL
RESEARCH)
Аннотация
Статья посвящена важной проблеме в современном глобализирующемся мире - формированию экологического сознания молодежи. В статье рассмотрены сущность, основные элементы и виды экологического сознания личности. Авторы уверены, что становление и развитие экологического сознания подрастающего поколения является одним из решающих факторов по преобразованию окружающей среды. С помощью социологического опроса, проведенного среди студенческой молодежи, авторы выявили закономерность между экологическим сознанием молодых людей, их пониманием экологической ситуации и решением конкретных проблемных ситуаций в сфере экологии.
Abstract
The article is devoted to an important problem in the modern globalizing world - the formation of ecological awareness of youth. The article discusses the essence, basic elements and types of environmental consciousness of the individual. The authors are sure that the formation and development of the environmental consciousness of the younger generation is one of the decisive factors in transforming the environment. Using a sociological survey conducted among students, the authors revealed a pattern between the environmental consciousness of young people, their understanding of the environmental situation and the solution of specific problem situations in the field of ecology.
Ключевые слова: экосистема, экологическое сознание, преобразования окружающей среды, экологический туризм, студенческая молодёжь
Key words: ecosystem, environmental awareness, environmental transformations, eco-tourism, students
Проблема качества состояния окружающей среды — вот уже несколько последних десятилетий беспокоит все мировое сообщество. Именно поэтому формирование экологического сознания особенно важно в наши дни. Изучение формирования экологического сознания с помощью социологических методов позволяет не только лучше понять область их применения в глобализирующемся современном мире, но и наблюдать их действие на практике в различных регионах Российской Федерации. Изучение вопросов становления и развития экологического сознания у молодежи, выявление закономерной связи между преобразованием окружающей среды и изменением типа экологического сознания личности молодого человека, а в связи с этим социальной группы или социальной общности (целой нации) видится нам весьма значимой и существенной темой современных реалий действительности.
Под преобразованием окружающей среды или экологической модернизацией мы понимаем изменения, продиктованные современными нормами и требованиями, выполнение которых приводит к устранению проблем между человеком и средой его обитания. Обсуждение данной проблематики было начато еще в конце прошлого века, когда игнорирование противоречий между деятельностью человека и основными законами природы достигло своего апогея и не могло продолжаться из-за пагубных последствий на природу [3, с.80]. Экологическое сознание включает в себя совокупность всех знаний и представлений человека о его взаимосвязи с природой. На этой основе формируется положительное отношение к окружающей среде, а также понимание человеком факта того, что он тоже является ее частью [1, с.9]. Если рассматривать понятие «экологического сознания» шире, то можно прийти к выводу о том, что это сфера общественного и индивидуального сознания, связанная с пониманием природы как части бытия [3, с.80].
БОСЮШОТСАЬ 8С1Б1ЧСБ8 / <<Ш1Ш(ШШМ~ЛШ®Ма[1>>#6(11Ш,2©2©
60_
На сегодняшний день существует два основополагающих вида экологического сознания: антропоцентрический и экоцентрический. В основе первого стоит человек и его осознание как обособленный от окружающей среды элемент. Люди с таким видом экологического сознания ставят свои проблемы выше проблем природы и используют ее как инструмент для осуществления своих целей. Такой вид сознания был характерен для индустриальной эпохи, но и сейчас присутствует у многих людей. Экоцентрический тип экологического сознания является прямой противоположностью предыдущего. Человек, обладающий таким типом сознания, понимает, что он является частью природы, живет вместе с ней в гармонии, минимизируя воздействия на нее. Многие склоняются к мысли о том, что экоцентрический вид экологического сознания - осознанный шаг человечества назад, и что современный человек должен обладать промежуточным типом сознания, характеризующимся бережным отношением к природе, но использованием его в своих целях.
Выделяют несколько основных элементов экологического сознания: теоретические знания -научные понятия о природе и глобальных экологических проблемах; осознание - формирование сознательной позиции в отношении окружающей среды; отношение - понимание природы как уникальной ценности и источника материально-духовных сил человека; навыки - способности практического освоения окружающей среды и ее охрана; деятельность - участие в решении экологических проблем [1, с.10].
Пути по эффективному формированию экологического сознания в настоящее время весьма разнообразны. Наиболее интересные из них - экологический туризм и экологическая психология. Экологический туризм - это туризм, сочетающий в себе отдых, развлечения и экологическое образование для путешественников. Чаще всего экологический туризм подразумевает под собой посещение хорошо сохранившихся природных территорий, представленных национальными и природными парками, резерватами и другими типами охраняемых природных территорий. Должен быть обращённым к природе и основываться на использовании преимущественно природных ресурсов; не нанося ущерб окружающей среде, в случае невозможности соблюдения данного критерия, должен минимизировать его, то есть туризм должен быть экологически устойчивы и направленным на экологическое образование и просвещение [5, с. 300].
Экологическая психология - учебная дисциплина, которую рекомендуют вводить для воспитания в человеке экологического сознания. Она основывается на изучении психологических свойств окружающей среды, ее воздействии на поведение и восприятие человека, влиянии антропогенной среды на экологическое состояние нашей планеты. Понимание основных принципов дисциплины, особенно в юном возрасте, позволяет повысить уровень экологического сознания и, как следствие, из-
бежать глобальных катастроф. Так, ярким примером является сложившаяся ситуация с Витязевским лиманом, расположенным на территории курортного поселка Витязево Анапского района Краснодарского края. В октябре 2010 года в редакции местной газеты «Школьное эхо» появилась статья о том, как жители поселка предприняли попытку спасти лиман от осушения. Письмо с подписями более 500 витязевцев попало на стол президенту Д. А. Медведеву и не осталось без внимания. В Краснодаре и в Администрации Президента России состоялась видеоконференция, в которой приняли участие С. Я. Теблоев, представитель общественности с. Витязево, и А. В. Дворкович, помощник президента России, представитель Департамента природных ресурсов края и министр Министерства природных ресурсов России. По итогам работы конференции было принято решение о сохранении лимана, проведении необходимых исследований и мероприятий [2, с.42].
Мы решили проверить, как оценивают уровень своего экологического сознания студенты факультета Агрономии и экологии Кубанского государственного аграрного университета, обучающиеся по направленности «Экология и природопользование» и студенты других факультетов (Инженерно-строительного факультета и факультета Ветеринарной медицины). Для этого было проведено социологическое исследование с помощью анкетирования (экспресс опроса) среди студентов первого курса (48%), второго (37%) и третьего курса (15%) обучения (п=100). В анкетном опросе приняли участие 48% юношей и 52% девушек, обладающих сельским (36% сельских жителей) и городским менталитетом (64% городских жителей) Краснодарского края.
Так, в понимании студентов экология представлена в виде науки, изучающей взаимодействия в природе (71%), окружающей среды (27%) и учебной дисциплины (2%). Считают экологию необходимой дисциплиной среди преподаваемых учебных курсов на факультете 62% студентов, всего 9% сочли экологию ненужным «лишним» для них учебным предметом. При этом, 89% опрошенных видят экологическую обстановку в России плохой, критической, с большим количеством проблем. Безразличными к состоянию окружающей среды оказались 6%, не видящих никаких проблем в экологической обстановке в нашей стране - 5% студентов. Абсолютное большинство опрошенных студентов выбрасывают мусор (бутылки, фантики и пр.) в ближайшую урну (99%), если таковая отсутствует, то на землю (1%). Считают, что глобальное потепление происходит из-за расширения озоновой дыры (56%), из-за выхлопных газов автомобилей (30%), по причине магматических процессов (10%), 4% студентов затруднились с ответом.
Наиболее эффективным способом по улучшению экологической обстановки на планете студенческая молодежь считает увеличение уровня экологического сознания граждан (43%), ужесточение экологического законодательства, жесткий кон-
<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#6(1!Ш,2©2© / SOCIOLOGICAL SCIENCES
троль над всеми выбросами (35%), внедрение безотходных технологий (22%). Открытый вопрос, касающийся самоидентификации студенчества, самооценки ими собственного уровня экологического сознания, вызвал затруднения со стороны молодых людей. Менее половины опрошенных оценили его как средний уровень (37%), 15 % как высокий, некоторые оставили его и вовсе без ответа. Что позволяет нам судить о неопределённости, незрелости экологического сознания молодежи, находящегося в стадии своего формирования и становления. В этом и состоит важность затрагиваемой нами проблемы, привлечение внимания молодых людей к экологической ситуации, их участие в решении экологических проблем.
Сформированное экологическое сознание позволяет человеку осознавать, что он и природа - единая целостная экосистема, целью которой является двухстороннее удовлетворение потребностей [5, с.301]. Правильное функционирование этой системы позволяет человечеству не только решать глобальные экологические проблемы, но и предотвращать их еще до появления. Жизнь в гармонии с природой может сохранить драгоценные для нас ресурсы и сделать нашу жизнь на планете безопаснее и приятнее.
61
Список литературы
1. Аксариди П. Н. Экологическое сознание и экологическая культура - единственно верный путь к решению экологических проблем / П. Н. Акса-риди // Полиматис. 2017. №8. - С. 8-13.
2. Басова Е. Н. Экологическое сознание как фактор экологической модернизации / Е. Н. Басова // Проблемы социокультурной и политической модернизации: человек, коммуникация, среда: Материалы XII региональной научно-практической конференции с международным участием. - СПб: Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, 2018. - С. 41-45.
3. Казанцева С. И. От экологического образования - к экологическому сознанию / С. И. Казанцева // Научно-методический журнал "Наука и образование: Новое время". 2019. № 1 (14). - С. 80-82.
4. Кирина И. Б., Попова Н. М. Формирование экологического сознания студентов аграрного вуза как основа экологической безопасности / И. Б. Ки-рина, Н. М. Попова // Воспитание о обучение: теория, методика и практика. Материалы XII Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. - С. 75-77.
5. Кузьменко Ю. В. Формирование экологического сознания студентов средствами экологического туризма / Ю. В. Кузьменко // Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: Материалы научно-практической конференции. - Тюмень: Ризограф, 2014. - С. 300-301.