Научная статья на тему 'Экологическое сознание современной молодежи (на материалах социологического исследования студентов Казанского государственного энергетического университета)'

Экологическое сознание современной молодежи (на материалах социологического исследования студентов Казанского государственного энергетического университета) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2520
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ENVIRONMENTAL PROBLEMS / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTALLY RESPONSIBLE BEHAVIOR / THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фахретдинова Альбина Баязитовна, Замалетдинова Лилия Равилевна

В статье утверждается, что борьба с экологическими проблемами может быть эффективной только при условии формирования экологического сознания, опирающегося на понимание необходимости равноправного взаимодействия природы и общества, экологически ответственного поведения. Представлены результаты авторского исследования экологического сознания студентов Казанского государственного энергетического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фахретдинова Альбина Баязитовна, Замалетдинова Лилия Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Consciousness of Modern Youth (as Exemplified in Sociological Research of Kazan State Power Engineering University Students)

The article argues that the fight against environmental problems can be effective only on condition of formed environmental consciousness, based on understanding of necessity of equal interaction between the nature and society and environmentally responsible behavior. The results of KSPEU students’ ecological consciousness study are presented.

Текст научной работы на тему «Экологическое сознание современной молодежи (на материалах социологического исследования студентов Казанского государственного энергетического университета)»

УДК 378:328.185

DOI: https://doi.Org/10.18454/VEPS.2017.1.5521

Экологическое сознание современной молодежи (на материалах социологического исследования студентов Казанского государственного энергетического университета)

Фахретдинова А.Б.

Кандидат социологических наук,

доцент кафедры социологии, политологии и права

Казанского государственного энергетического университета

Замалетдинова Л.Р.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, политологии и права Казанского государственного энергетического университета

В статье утверждается, что борьба с экологическими проблемами может быть эффективной только при условии формирования экологического сознания, опирающегося на понимание необходимости равноправного взаимодействия природы и общества, экологически ответственного поведения. Представлены результаты авторского исследования экологического сознания студентов Казанского государственного энергетического университета.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологические проблемы, экологическое просвещение, экологически ответственное поведение, окружающая среда.

Способность природы к самоочищению в условиях техногенной цивилизации практически исчерпана. Преобразования в сфере науки, техники, экономики, общества уже не могут коренным образом повлиять на преодоление экологического кризиса. Кризиса, ставшего результатом человеческой деятельности, имеющей в своей основе сформировавшееся антропоцентрическое сознание, ориентированное на человека и его интересы.

Задумываясь о том, чтобы рационально организовать устройство и развитие социума, люди при этом редко размышляли о ценности природы. Поэтому появившиеся на волне индустриализации экологические идеи не сразу обрели популярность. Для возникновения в индивидуальном и общественном сознании экологической обеспокоенности потребовалась долгая просветительская работа [1, с. 262]. Однако природоохранительное просвещение конца XX в. дало лишь представление о проблемах в обла-

сти природопользования, а вот способность применения людьми своих экологических знаний и умений в практической деятельности так и не была сформирована [2]. Кроме того, учеными было замечено, что обрести экологическое равновесие не удастся без глубинных изменений в системе ценностей людей. Был обозначен вопрос: «Почему осознавая необходимость решения той или иной экологической проблемы, мы не анализируем тот способ мышления, технологическое воплощение которого стало причиной возникновения данной экологической проблемы?» [3, с. 39]. В результате в качестве важнейшего условия в борьбе за выживание человечества стали рассматривать экологическое сознание, распространение которого, по утверждению А.Н. Кочергина, способно привести к оптимальному и равноправному взаимодействию природы и общества [4, с. 162].

Экологическое сознание часто определяют как совокупность представлений о взаимосвязях в си-

стеме человек - природа [5, с. 29], основывающихся на понимании негативных последствий недобросовестного отношения к окружающей среде. Согласно Д. Марковичу, экологическое сознание охватывает наши представления, наше поведение, наши желания и ожидания, касающиеся окружающей среды [6, с. 330]. Э.В. Гирусов рассматривает экологическое сознание как совокупность взглядов, теорий, эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным природным возможностям [7, с. 6].

По мнению российских ученых (В.А. Скребца, П.К. Анохина, Г.С. Смирнова и др.), экологическое сознание может анализировать не только то, что происходит с экологией в реальном времени, но и то, что ждет нас в будущем. Благодаря формированию экологического сознания человечество способно сберечь себя [8, с. 154]. Сформированное экологическое сознание личности - основа для осмысления и понимания экологических проблем, а также основа потребности их решения [9].

Сегодня зависимыми от экологии становятся и экономика, и политика. Налицо общее осознание негативной ситуации в области поддержания благоприятной среды обитания людей. Однако, как показывают эмпирические исследования, экологическая озабоченность легко выталкивается на периферию общественного сознания социальными и экономическими проблемами даже при условии явных негативных изменений состояния окружающей среды [1, с. 262]. Бытовые нужды, воспринимаемые как насущные, отодвигают на второй план то, что важно, но остро не осязаемо в настоящий момент. Поэтому в повседневной жизни у обычных людей не находится времени на решение экологических проблем, проблем ориентированных на перспективу.

Подтверждение сказанному было получено в ходе прикладного исследования «Экологическое знание и сознание современной молодежи», проведенного в декабре 2016 г. В качестве объекта исследования выступили студенты Казанского государственного энергетического университета (опрошено 382 студента-бакалавра). Опрос показал наличие в сознании современной молодежи понимания того, что человеческое существование сопряжено с необходимостью согласования деятельности людей с потребностями природы. Но по факту на демонстрацию экологически ответственного поведения оказались способны не все, кто задумывался над проблемами рационального природопользования.

Свою обеспокоенность состоянием окружающей среды высказали 73,8 % опрошенных студентов. И здесь просматривается прагматизм респондентов, поскольку анализируя, какие же экологические проблемы их больше всего волнуют, было установле-174

но, что лидирующие позиции заняли такие из них, которые относят к категории жизненно важных для любого человека (состояние воздуха, воды, окружающей их природной среды). 63 % студентов отметили, что их тревожит загрязнение воздуха, выбросы заводов в атмосферу, загазованность и смог; 23,4 % - мусор на дорогах, улицах, несанкционированные свалки; 20 % - загрязнение водоемов, питьевой воды; 9,1 % - загрязнение и вырубка лесов. Сохранение редких видов животных и растений, охрана заповедных зон и т.д. вообще не появились в рейтинге озабоченности молодых людей. Таким образом, в очередной раз было получено подтверждение тому, что ядром сознания современной молодежи по-прежнему является антропоцентризм.

Что же насчет активных действий студентов? Для начала отметим, что экологически сознательными людьми посчитали себя 68,8 % студентов. При этом было установлено, что подавляющее большинство опрошенных (88,2 %), отдыхая на природе, обычно убирают за собой мусор. Многие (73 %) положительно относятся к раздельной утилизации мусора, однако в силу обстоятельств делают это редко. Экономично используют воду 36 % студентов. По собственной инициативе принимают участие в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды, 29,8 % респондентов. Вот, пожалуй, все виды инициативных действий студентов КГЭУ, которые можно было бы отнести к категории экологически ответственного поведения.

Интересно отметить следующее. 68,3 % опрошенных указали, что принимали участие в организуемых вузом мероприятиях по защите окружающей среды (например, субботники, очистка водоемов и парковых зон), что в два раза больше тех, кто принимал участие в подобных мероприятиях по собственной инициативе вне стен университета. Следовательно, современная молодежь чаще демонстрирует экологически ориентированные действия тогда, когда созданы соответствующие условия.

Размышляя над решением экологических проблем, учащиеся КГЭУ на первое место по эффективности поставили «сокращение объемов вредного производства и выбросов в окружающую среду» (30,6 %). Не менее важным в плане преодоления экологического кризиса является, по мнению опрошенных, законодательный путь (25,4 %). Также была отмечена необходимость формирования экологической культуры граждан (19,6 %) и возможная эффективность применения административных и правовых санкций к нарушителям (16 %). 17,3 % студентов заявили, что для решения экологических проблем должны быть объединены усилия всех мировых государств. Такие варианты решения экологических проблем, как волонтерская деятельность и благотворительность не получили значительной поддержки (7,6 % и 6,5 % соответственно).

Отвечая на вопрос о том, кто должен заниматься решением экологических проблем, более половины опрошенных (57,9 %) отметили вариант «каждый человек». Однако остальные респонденты считают, что решение экологических проблем лежит исключительно либо на Министерстве экологии и природных ресурсов (17,3 %), либо на правительстве (13,6 %), либо на специалистах в области охраны окружающей среды (8,9 %), либо на науке (1 %) и партии «Зеленых» (0,8 %).

Ответственность за нарушение экологического равновесия возложили на обычных людей только 37 % студентов, остальные - на руководителей промышленных предприятий (34,8 %), на городские власти (15,2 %), на экологическое движение (7,3 %), на ученых, систему образование и другое (5,7 %).

Учитывая тот факт, что без конкретных экологических знаний сформировать экологическое сознание не представляется возможным, в рамках проведенного авторами исследования была предпринята попытка оценить компетентность студентов в вопросах экологии. Анализ результатов позволил сделать вывод об определенных пробелах в экологических знаниях молодежи. Так, половина опрошенных (50,2 %) затруднилась вспомнить экологические объединения, действующие в России. Не смогли назвать газ, вызывающий парниковый эффект, 27,5 % студентов. К увеличению каких заболеваний ведет разрушение озонового слоя не знают 33,2 %. В ходе опроса было выявлено следующее: те, кто оценивал экологическую ситуацию по своему месту жительства как остро негативную, демонстрировали более высокий уровень экологического знания и разнообразие практикуемых вариантов экологически ответственного поведения. Обозначенная закономерность подтверждает сформулированный в монографии М.К. Горшкова тезис о том, что плохая экология в месте проживания воспринимается как угроза для здоровья, именно это и заставляет людей задумываться о важности состояния окружающей среды лично для них [1, с. 272].

В заключение отметим, что позитивные сдвиги в решении экологических проблем возможны при условии формирования экоцентрического [9] экологического сознания и этико-экологической позиции, которые закладывают основы экологически ответственного поведения. Для этого необходимо систематическое экологическое просвещение (в рамках учебных заведений, по каналам СМИ), затрагивающее тему угрозы здоровью, поскольку акцент на здоровье людей - это своего рода канал, который позволит усилить экологическую ориентированность молодежи и общества в целом. Также для активизации природоохранной деятельности молодых людей следует создавать специальные условия для их участия в экологических мероприятиях в рамках учебных заведений, иных социальных институтов и объединений.

Литература:

1. «Идеальное общество» в мечтах людей в России и в Китае: [монография] / [М.К. Горшков и др.]; отв. ред. М.К. Горшков, П.М. Козырева, Ли Пэй-линь, Н.Е. Тихонова; Институт социологии РАН.

- М.: Новый хронограф, 2016. - 424 с.

2. Калинин В.Б. Формула экологического образования // Экология и жизнь. - 1996. - № 1. - С. 38-44.

3. Панов В.И., Лидская Э.В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Социально-экологические технологии». - 2012. - № 1. - С. 38-50.

4. Кочергин А.Н. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования / А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Г. Васильев; Отв. ред. Г.А. Ан-типов; АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. - Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1987. - 218 с.

5. Аутлева А.Н. Сущность экологического сознания // Вестник Адыгейского государственного университета (Вопросы экологии, природопользования). - 2005. - № 3. - С. 29-31.

6. Маркович Д.Ж. Социальная экология. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 436 с.

7. Гирусов Э. В.Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело. - СПб., 2010. - № 3. - С. 6-11.

8. Яо Л.М. Социокультурные факторы формирования экологического сознания. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 176 с.

9. Бегидова С.Н., Макрушина И.В. Структура экологического сознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2014. - № 3 (143).

- URL: http://cyberlenmka.m/artide/n/struktura-ekologicheskogo-soznaniya (дата обращения: 21.02.2017 г.).

Ecological Consciousness of Modern Youth (as Exemplified in Sociological Research of Kazan State Power Engineering University Students)

A.B. Fakhretdinova, L.R. Zamaletdinova Kazan State Power Engineering University

The article argues that the fight against environmental problems can be effective only on condition of formed environmental consciousness, based on understanding of necessity of equal interaction between the nature and society and environmentally responsible behavior. The results of KSPEU students' ecological consciousness study are presented.

Key words: ecological consciousness, environmental problems, environmental education, environmentally responsible behavior, the environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.