Научная статья на тему 'Формирование экологического мышления при подготовке специалистов-микробиологов'

Формирование экологического мышления при подготовке специалистов-микробиологов Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
99
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОЛОГИЯ / ОХРАНА ПРИРОДЫ / ECOLOGICAL MENTALITY / ECOLOGICAL PROBLEMS / ECOLOGY / NATURE CONSERVATION

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Исайкина Е. Ю.

Одним из важнейших направлений работы по выходу из экологического кризиса является формирования у студентов нового экологического мышления. Постепенно формирование экологического мышления у будущих специалистов-микробиологов проходит не только при изучении специальных экологических дисциплин, но и в процессе учебной и производственной практик (на предприятиях), а также при активном участии студентов на различных экологических конференциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Исайкина Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL MENTALITY IN THE PROCESS OF TRAINING SPECIALISTS-MICRO-BIOLOGISTS

One of the main trends of activities on the way out of the ecological crisis is the development of a new ecological mentality of students. The gradual ecological awareness and insight of the future specialists in microbiology is being developed not only in the course of studying special ecological disciplines, but in the process of students’ practical work (at enterprises) and participation in different conferences devoted to the problems of ecology as well.

Текст научной работы на тему «Формирование экологического мышления при подготовке специалистов-микробиологов»

УДК 378: 574

Исайкина Е.Ю.

Оренбургский государственный аграрный университет Е-mail: lenkom78@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-МИКРОБИОЛОГОВ

Одним из важнейших направлений работы по выходу из экологического кризиса является формирования у студентов нового экологического мышления. Постепенно формирование экологического мышления у будущих специалистов-микробиологов проходит не только при изучении специальных экологических дисциплин, но и в процессе учебной и производственной практик (на предприятиях), а также при активном участии студентов на различных экологических конференциях.

Ключевые слова: экологическое мышление, экологические проблемы, экология, охрана природы.

Перед человечеством в настоящее время стоит ряд сложных проблем нового осмысления жизни. Одна из них - современная экологическая ситуация. Становится очевидным, что преодолеть надвигающийся глобальный экологический кризис возможно, в том числе и формируя экологическое мышление у студентов - будущих специалистов. При этом недостаточно дать студентам только информацию о существовании экологических проблем и путях их устранения. Главное заключается в выработке у будущих специалистов внутренней потребности принимать адекватные экологически рациональные решения [1]. Экологическое мышление предполагает такое отношение к природе, когда она воспринимается не только как среда обитания человека, но как единая самоорганизующаяся целостно-живая система мира. Экологическое мышление призвано развивать экологическое мировоззрение, экологическую нравственность и экологическую культуру личности [2].

Процессом поиска эффективных путей формирования экологического мышления у студентов занимаются в настоящее время во многих вузах страны, в том числе и нашем. С этой целью по-новому строятся учебные планы, разрабатываются спецкурсы, практикумы. В ОГАУ уровень экологического образования и воспитания студентов-выпускников биологических специальностей рассматривается с учетом особенностей сельскохозяйственной отрасли, в которой они должны работать по окончании университета. Поскольку формирование экологического мышления предполагает достижение глубоких изменений в способе мировосприятия людей и их отношения к природному миру, образование должно быть не только предметным, но и проблемным.

Начиная с третьего курса студенты, обучающиеся по специальности «Микробиология» в рамках дисциплин «Охрана природы» и «Экология», подробно рассматривают экологические принципы природопользования в нашей стране, в т. ч. и Оренбургской области. При изучении этих дисциплин студенты видят их ин-тегративный характер, проявляющийся в переплетении межпредметных связей: химия -физика - математика - биология и т. д.

Изучение экологических дисциплин на старших курсах даёт возможность формирования у студента экологического мышления, не только как у будущего специалиста, но и как у гражданина РФ. Экологические вопросы затрагиваются и в рамках изучения следующих специальных дисциплин: «Общая микробиология», «Промышленная микробиология», «Санитарная микробиология», «Сельскохозяйственная микробиология», «Вирусология», «Иммунология» и т. д. Для формирования экологического мышления обучение и воспитание студентов необходимо вести по трем направлениям, формируя:

1) адекватные экологические представления;

2) правильное отношение к природе;

3) систему технологий и стратегий взаимодействия с природой.

Особое место в формировании экологического мышления занимает учебная практика. Будущие микробиологи должны представлять, каким образом объекты их профессиональной деятельности будут влиять на окружающую среду и живые организмы, как будут взаимодействовать искусственная и естественная природная среда. От знания законов развития природы, основ экологии будет зависеть их профессиональное умение исключать негативное воздействие

ВЕСТНИК ОГУ №10 (159)/октябрь'2013 131

Микробиология и экология микроорганизмов

предприятий на окружающую среду. На четвёртом курсе обучения проводится экологическая конференция, включающая проблемные вопросы экологии. Подведение итогов обучения для студентов данной специальности проходит в два этапа. Первый этап - государственный экзамен, содержащий проблемные экологические вопросы. На втором этапе студенты выполняют и защищают выпускную квалификационную рабо-

ту (диплом), где одним из обязательных разделов является раздел «Охрана природы».

По нашему мнению, у подготовленного таким образом выпускника сформировано экологическое мышление, т.е он не только имеет представление об экологической безопасности того или иного производства и владеет знаниями об экологически обоснованных технологиях в данной области и главное - имеет желание их применять.

31.08.2013

Список литературы:

1. Яловая Н.П., Бурко О.П. Формирование экологического мышления у студентов строительных специальностей технического вуза // Психология образования в XXI веке: теория и практика.- Изд-во ВГСПУ «Перемена». - 2011. - C. 361-362.

2. Назарова Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. М.: высшая школа, 2009.- С.93-102.

Сведения об авторе:

Исайкина Е.Ю., доцент кафедры микробиологии и заразных болезней Оренбургского

государственного аграрного университета, кандидат биологических наук 460000, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 18, тел. (3532) 999713, e-mail: lenkom78@mail.ru

UDC 378: 574 Isaikina E.Yu.

Orenburg state agrarian university, e-mail: lenkom78@mail.ru

DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL MENTALITY IN THE PROCESS OF TRAINING SPECIALISTS-MICRO-BIOLOGISTS

One of the main trends of activities on the way out of the ecological crisis is the development of a new ecological mentality of students. The gradual ecological awareness and insight of the future specialists in microbiology is being developed not only in the course of studying special ecological disciplines, but in the process of students' practical work (at enterprises) and participation in different conferences devoted to the problems of ecology as well.

Key words: ecological mentality, ecological problems, ecology, nature conservation

Bibliography:

1. Yalovaya N.P., Burko O.P. Development of Ecological Mentality of Students of Construction Professions in Technical Colleges // Education Psychology in XXI Century: Theory and Practice.-«Peremena» Publishing Co.-2011. - P. 361-362.

2. Nazarova N.S. Environmental Protection and Ecological Education of Students. M.: Higher School, 2009.- P.93-102.

132 ВЕСТНИК ОГУ №10 (159)/октябрь2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.