Научная статья на тему 'Формирование эффективной социальной политики в Российской Федерации: политологический аспект'

Формирование эффективной социальной политики в Российской Федерации: политологический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
158
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ / ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакалдина Е. С.

Статья посвящена исследованию политологического аспекта формирования эффективной государственной социальной политики в Российской Федерации. Автором определены политические предпосылки реформирования этой сферы государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективной социальной политики в Российской Федерации: политологический аспект»

УДК 323:316.334.3

БАКАЛДИНА Е.С. Формирование эффективной

социальной политики в Российской Федерации: политологический аспект

Статья посвящена исследованию политологического аспекта формирования эффективной государственной социальной политики в Российской Федерации. Автором определены политические предпосылки реформирования этой сферы государственного управления.

Ключевые слова: социальная политика государства, политическая воля, Президент Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации.

Вопросы, связанные с формированием государственной социальной политики Российской Федерации. остаются наиболее острыми в современной политической практике1. Показатели социально-экономического развития страны вызывают серьезную обеспокоенность у рядовых граждан и ставят перед политическим руководством государства серьезные задачи, связанные со стратегическим планированием в данной сфере2. Так, по прогнозам, на социальную политику и пенсионное обеспечение будет израсходовано: в 2014 г - 13% к ВВП; 2015 г. - 12,9% к ВВП; 2016 г. - 12,5% к ВВП3.

Снижение расходов на социальную сферу может быть частично компенсировано повышением эффективности реализации векторных направлений социальной политики, признанных в качестве приоритетных майскими указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»4; от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здраво-охранения»5; от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»6.

Исследователи отмечают повышение активности деятельности органов государственной власти в связи с принятием данных указов7. Обратимся более подробно к каждой из указанных отраслей.

1. Государственная политика в сфере образования. Ученые отмечают существенные (хотя и неоднозначно принимаемые) реформы в сфере образования. «Мы потеряли целое поколение преподавателей и ученых, которые разбежались по более прибыльным профессиям, нежели наука, или по тем местам, где за науку платят. Довести уровень оплаты труда вузовских ученых до среднего по региону, а затем до 200 процентов от среднего, что предложил Путин, - перезревшая задача»8.

В результате модернизации будут достигнуты следующие показатели: увеличится удельный вес численности детей от 3 до 6 лет, имеющих возможность получать услуги дошкольного образования; все дети-инвалиды, которым показано обучение в форме дистанционного образования, будут иметь возможность получения общего образования в такой форме; будет обеспечено подключение 90% школ к высокоскоростному Интернету; не менее чем 63%

детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены услугами дополнительного образования; удельный вес численности талантливой молодежи, получающей государственную поддержку, по отношению к 2011 году увеличится с 5% до 8% от общей численности молодежи 12-25 лет9.

2. В сфере здравоохранения будут ре-ализовываться меры по обеспечению модернизации системы здравоохранения, более эффективному использованию имеющихся финансовых и материально-технических ресурсов и формированию системы, обеспечивающей доступность и высокое качество медицинской помощи в соответствии с потребностями населения и передовыми достижениями медицинской науки.

Во исполнение президентского указа Правительством РФ была принята Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» от 15 апреля 2014 г № 29410. Цель этой программы - обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Запланировано улучшение кадрового потенциала отрасли за счет увеличения обеспеченности врачами-терапевтами участковыми на 10 тыс. человек населения с 2,8 в 2011 году до 3,2 в 2014 году, врачами-педиатрами участковыми - с 10,42 в 2011 году до 10,46 в 2014 году, врачами общей практики - с 0,72 в 2011 году до 0,8 в 2014 году. Предполагается развивать дневные стационары, в которых обеспеченность местами на 10 тыс. человек населения возрастет с 15,5 в 2011 году до 15,65 в 2014 году11.

3. В сфере демографической политики социальные проблемы носят для России поистине экзистенциальный характер. «Путин достаточно четко показал развилку, перед которой мы стоим. По авторитетным прогнозам, если ничего не делать, население к середине века с нынешних 142 млн. человек уменьшится до 107, и тогда удержать территорию будет крайне сложно.»12

Успешная реализация президентского указа позволит к 2015 году увеличить численность населения на 0,5 млн. человек - с 143,0 млн. человек в 2011 году до 143,5 млн.

человек в 2015 году, средняя продолжительность жизни увеличится с 70 лет в 2011 году до 71 года в 2015 году13.

В теории демократического транзита существуют магические цифры среднего дохода на душу населения или критической массы среднего класса, достигнув которых страна безболезненно формирует демократические институты. Реализация мер по повышению доходов населения позволит сократить численность бедного населения. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться с 12,8% в 2011 году до 11,5% в 2015 году. При этом переход на нормативно-статистический метод расчета прожиточного минимума, по оценке, не приведет к росту уровня бедности в 2013 году, который сохранится на уровне 2012 года14.

Подводя итоги, можно сформулировать следующие выводы. Во-первых, формирование эффективной социальной политики связано с реализацией принятых Президентом Российской Федерации указов. Во-вторых, последующие после принятия президентских указов мероприятия направлены на исполнение указов Президента РФ и иных нормативно-правовых актов. В-третьих, не только содержание правовых норм, но и данные официальной статистики свидетельствуют об эффективности реализации политической воли Президента Российской Федерации.

1 Бакалдина Е.С. Институциональная структура государственной социальной политики// Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 3. С. 41-43.

2 Бакалдина Е.С. Проблемы формирования государственной социальной политики в условиях становления социального государства в Российской Федерации //Вестник государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С. 103-109.

3 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. URL: http:/ /www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70358344/ (Дата обращения: 20.05.2014).

4 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html (Дата обращения: 29.05.2014).

5 Указ Президента Российской Федерации

от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

государственной политики в сфере здравоохранения». URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/ zdorovje-dok.html (Дата обращения: 30.05.2014).

6 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70170932/ (Дата обращения: 31.05.2014).

7 Бакалдина Е.С. Перспективы государственной социальной политики в указах Президента Российской Федерации//Ученые записки Орловского государственного университета. 2013. № 4 С.144-146.

8 Никонов В.А. Логика Путина // Стратегия России. 2012. № 3. С. 8.

9 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.eg-online.ru/information/ 187573/ (Дата обращения: 31.05.2014).

10 Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» от 15 апреля 2014 г № 294. URL: http://base. consultant.ru/cons/

cgi/online.cgi? req= doc; base= LAW;n= 162178;fld= 134;dst= 100013; rnd= 0.015488320495933294 (Дата обращения: 31.05.2014).

11 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.eg-online.ru/information/ 187573/ (Дата обращения: 01.06.2014).

12 Никонов В.А. Логика Путина // Стратегия России. 2012. №3. С. 7.

13 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Министерство экономического развития Российской Федерации URL: http://www.eg-online.ru/information/ 187573/ (Дата обращения: 30.05.2014).

14 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Министерство экономического развития Российской Федерации. http://www.eg-online.ru/information/187573/ (Дата обращения:01.06..2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.