УДК 338.48
Ткачева Яна Сергеевна
Майкопского государственного технологического университета
старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
Аннотация. В статье рассматривается использование проектного кредитования, как рычагов подъема регионального туристско-рекреационного комплекса, а также проблема формирования ресурсной базы, достаточной для реализации инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса позволяющие повысить инвестиционную привлекательность предприятий ТРК.
Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, инвестиционная политика, проектное кредитование, инвестиционный проект, инвестор.
Наиболее острым вопросом инвестиционной политики предприятий ТРК остается проблема формирования ресурсной базы, достаточной для реализации инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса (ТРК). Возможности региональных бюджетных источников, а именно размеры бюджета развития, не могут удовлетворить растущие потребности в инвестиционных ресурсах ТРК.
В связи с вышесказанным, по нашему мнению, одним из важнейших рычагов подъема регионального ТРК становится использование проектного кредитования. В международной практике оно не является новой формой заимствования средств, но особенно актуально для тех стран и регионов, которые нуждаются в расширении и модернизации производственных мощностей. Основой проектного кредитования является идея финансирования инвестиционных проектов ТРК за счет собственных доходов, которые будут иметь создаваемое или реконструируемое предприятие ТРК в будущем.
Данное направление деятельности имеет хорошие перспективы развития в регионах, так как этому способствуют следующие объективные причины. Во-первых, это вызывает необходимость создания системы эффективных собственников в форме консорциумов банков, инвестиционных пулов и других организаций, работа которых сосредоточится вокруг реализации конкретных инвестиционных проектов. Во-вторых, крупные коммерческие банки сегодня способны организовать соответствующую структуру, аккумулирующую необходимый кредитный и инвестиционный потенциал. В-третьих, есть заинтересованность государства в привлечении частных инвестиций и его способность создать правовое обеспечение для защиты крупных вложений [1].
Какие же преимущества дает использование проектного кредитования для
© Ткачева Я.С.
региональных предприятий ТРК? Прежде всего, это возможность использования нескольких источников заемного капитала, что является необходимым условием для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов ТРК. Кредиторами могут быть банки, пенсионные фонды, инвестиционные и лизинговые компании, венчурные фирмы и т. д. При этом появляется возможность привлекать капитал в больших объемах и с высоким финансовым рычагом. Риски проекта регионального ТРК распределяются между широким кругом участников и таким образом, уменьшается вероятность потерь капитала для конкретного участника проекта ТРК. Базой выплаты процентов и основного долга становятся доходы от реализации проекта, так как заемные средства передаются непосредственно самостоятельной экономической единице - специальной компании, и учредители не несут полной ответственности за погашение кредита.
Отметим, что существуют несколько условий, от соблюдения которых зависит успех проектного кредитования регионального ТРК, в частности:
• жизнеспособность инвестиционного проекта ТРК;
• подбор команды опытных, сильных и добросовестных партнеров для осуществления проектов ТРК;
• учет всех рисков проекта ТРК;
• урегулирование правовых аспектов;
• разработка конкретных скоординированных планов действий и
наличие качественного бизнес-плана реализации инвестиционного проекта
ТРК.
Участие государства в механизме проектного кредитования предприятий ТРК в перспективе позволит решить проблемы финансирования крупных приоритетных объектов ТРК, которые являются непривлекательными с точки зрения частных инвесторов. Но на сегодняшний день наиболее важной формой участия государства в проектном кредитовании предприятий ТРК, как нам представляется, должна стать работа по организации гарантийного фонда региональных предприятий ТРК. Анализируя ранее используемые методы управления инвестиционными процессами в практике региональных предприятий ТРК, приходиться с сожалением констатировать, что в настоящее время они устарели, а новых научно-обоснованных методик пока нет. В связи с этим разработка и реализация подобной методики в региональном ТРК представляются весьма своевременным и необходимым шагом.
На региональном уровне поэтапная реализация инвестиционной политики в ТРК включает следующие мероприятия:
• ранжирование приоритетных направлений инвестиций в ТРК;
• разработка программы инвестиционных мероприятий в региональном
ТРК;
• определение объемов ресурсов инвестиционного назначения на реализацию программы и источников финансового обеспечения предприятий ТРК;
• оценка эффективности инвестиционных проектов ТРК.
© Ткачева Я.С.
При этом следует иметь в виду, что проведение ранжирования возможно на основе логического подхода с учетом наличия диспропорции развития материально-технической базы ТРК и сфер социальной инфраструктуры, а также по методике определения приоритетов с учетом их социальной и экономической значимости.
Следующие два этапа объединяются, ввиду того, что, являясь частью инвестиционной программы ТРК, определенной с учетом приоритетов, каждый инвестиционный проект служит основанием для определения структуры инвестиционной программы и общего объема финансовых ресурсов ТРК. На уровне конкретного предприятия ТРК инвестиционные мероприятия определяются с учетом финансовых возможностей и необходимости решения первоочередных проблем.
В заключение хотелось бы отметить, что в современных условиях функционирования ТРК актуальной проблемой является поиск путей повышения инвестиционной привлекательности ТРК региона. На основе проведенных исследований, касающихся проблем повышения инвестиционной привлекательности ТРК региона и разрабатываемых теоретических, методических и практических положений, можно сделать следующие выводы.
Сокращение инвестиций в ТРК из-за недостаточности ресурсов, низкой рентабельности вложенного капитала, высокого уровня риска привели к нарушению технологий обслуживания ТРК, росту количества изношенного и морально устаревшего оборудования, снижению фондоотдачи, и как следствие, к снижению качества предоставляемых услуг ТРК, ухудшению финансового положения предприятий ТРК. В этой связи развитие и совершенствование инвестиционной политики ТРК должно способствовать подъему и расширению действующего ТРК, радикальной модернизации и реконструкции предприятий ТРК региона с целью повышения эффективности использования рекреационных ресурсов, достижению рыночной устойчивости и финансовой стабильности предприятий ТРК, то есть успешному преодолению кризисных явлений в ТРК [2].
С целью упорядочения инвестирования ТРК региона и достижения положительного экономического и социального эффекта при ограниченных финансовых ресурсах необходимо рассматривать инвестиционную политику ТРК как целостную систему экономических отношений, которая предусматривает решение таких задач, как создание благоприятного инвестиционного климата ТРК региона, формирование финансовой базы, государственное регулирование инвестиционной деятельности предприятий ТРК.
Создание благоприятного инвестиционного климата ТРК в регионе следует начинать с законодательно-правового оформления инвестиционной деятельности ТРК. Необходимо разработать государственную региональную инвестиционную программу ТРК региона, предусматривающую систему льгот, государственной поддержки и гарантий участникам инвестиционной деятельности в соответствии с инвестиционной стратегией ТРК региона.
Формирование региональной инвестиционной политики ТРК должно
© Ткачева Я.С.
сопровождаться созданием соответствующих структур, в обязанности которых будут входить решение задач по реализации инвестиционного процесса ТРК в регионе, и наделением их соответствующими полномочиями. Необходимо в законодательном порядке определить статус этих организаций и систему взаимоотношений друг с другом, а также потенциальными инвесторами и заказчиками.
Эффективность инвестиционной деятельности ТРК региона во многом зависит от информационной обеспеченности, доступности и достоверности информации об инвестиционной привлекательности предприятий ТРК. Это требует создания специализированного информационно-аналитического центра, задачами которого будут сбор, обработка, прогноз и экономическое обоснование принимаемых инвестиционных решений.
Составным элементом инвестиционной политики ТРК является новая стратегия формирования инвестиционных ресурсов, которая должна опираться на реализацию принципа саморазвития ТРК региона, создания условий для роста ТРК, образующих налогооблагаемую базу. Вместе с тем, саморазвитие ТРК региона должно опираться на использование современных способов привлечения инвестиций, таких, например, как ипотечное кредитование, совершенствование лизинговых отношений, развитие кредитной кооперации, проектное финансирование привлечение иностранных инвестиций, а также на создание механизма контроля и ответственности за целевым использованием инвестиционных ресурсов ТРК [3].
В целом, на наш взгляд, основой формирования эффективной инвестиционной политики развития регионального ТРК является построение стратегии развития инвестиционной сферы и использование качественной методики определения инвестиционных приоритетов ТРК.
Список литературы:
1. Халиков, Р.З. Формирование эффективной инвестиционной политики развития региона [Текст] / Р.З. Халиков // Деньги и кредит. - 2005. - №3. - С. 41 - 47.
2. Мищенко, В.В. Инвестиционный менеджмент [Текст] Серия: Учебное пособие / В.В. Мищенко. - М.: КноРус, 2010. - 400 с.
3. Исабекова, О. Инвестиционная политика и ее составляющие [Текст] / О. Исабаева // Инвестиции в России. - 2007. - №9. - С. 25 - 31.
© Ткачева Я.С.