Научная статья на тему 'Концептуальные положения разработки инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса'

Концептуальные положения разработки инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / СТРАТЕГИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX / INVESTMENT / INVESTMENT STRATEGY / INVESTMENT RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачева Яна Сергеевна, Хажокова Саният Султановна, Назаева Марьяна Исаевна

Статья посвящена раскрытию методологических основ разработки инвестиционной стратегии туристско-рекреационного комплекса. Разработаны этапы инвестиционной стратегии туристско-рекреационного комплекса, которые включают в себя следующие составляющие: формирование и выбор стратегических целей, направлений и форм инвестиционной деятельности, а также оценку разработанной инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ткачева Яна Сергеевна, Хажокова Саният Султановна, Назаева Марьяна Исаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of development of investment strategy of tourism and recreational enterprises

The article is devoted to methodological foundations of developing the investment strategy of tourism and recreational complex. Stages of the investment strategy of the tourist and recreational complex, which includes the following components have been developed: the creation and selection of strategic goals, directions and forms of investment activity as well as an assessment of the investment strategy developed by enterprises of tourist-recreational complex.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения разработки инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса»

УДК 338.486-53:330.322

ББК 75.81

Т-48

Ткачева Яна Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии инженерно-экономического факультета ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», тел.: 8(8772)57-05-04;

Хажокова Саният Султановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии инженерно-экономического факультета ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», тел.: 8(8772)57-05-04;

Назаева Марьяна Исаевна, аспирант ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», тел.: 8(928)269-14-99.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

(рецензирована)

Статья посвящена раскрытию методологических основ разработки инвестиционной стратегии туристско-рекреационного комплекса. Разработаны этапы инвестиционной стратегии туристско-рекреационного комплекса, которые включают в себя следующие составляющие: формирование и выбор стратегических целей, направлений и форм инвестиционной деятельности, а также оценку разработанной инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса.

Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, инвестирование, инвестиции,

стратегия, инвестиционные ресурсы.

Tkacheva Yana Sergeevna, Candidate of Economics, assistant professor of the Department of Economics and Enterprise Management of the Engineering and Economic Faculty of FSBEIHPE “Maikop State Technological University”, tel.: 8 (8772) 57 05 04;

Khazhokova Saniyat Sultanovna, Candidate of Economics, assistant professor of the Department of Economics and Enterprise Management of the Engineering and Economic Faculty of FSBEI HPE “Maikop State Technological University”, tel.: 8 (8772) 57 05 04;

Nazaeva Mariana Isaevna, post graduate student of FSBEI HPE “Maikop State Technological University”, tel.: 8 (928) 269-14-99.

CONCEPT OF DEVELOPMENT OF INVESTMENT STRATEGY OF TOURISM AND RECREATIONAL ENTERPRISES

(Reviewed)

The article is devoted to methodological foundations of developing the investment strategy of tourism and recreational complex.

Stages of the investment strategy of the tourist and recreational complex, which includes the following components have been developed: the creation and selection of strategic goals, directions and forms of investment activity as well as an assessment of the investment strategy developed by enterprises of tourist-recreational complex.

Keywords: tourist and recreational complex, investment, investment strategy, investment resources.

В настоящее время вопросы, имеющие отношение к инвестиционной деятельности, становятся все более и более актуальными, что связано, главным образом, с желанием повысить конкурентоспособность предприятий туристско-рекреационного комплекса. В условиях административно-плановой экономики деятельность предприятий туристско-рекреационного комплекса строго регламентировалась государством. С переходом на рыночную систему управления, инвестиционная стратегия представляет собой составной частью стратегий предприятий туристскорекреационного комплекса, обеспечивающей инновационные направления развития инвестиционной деятельности и инвестиционной привлекательности предприятий туристско-рекреационного комплекса путем формирования стратегических инвестиционных целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования инвестиционных ресурсов при изменяющихся условиях внешней и внутренней среды.

Инвестиционная стратегия является эффективным инструментом перспективного управления инвестиционной деятельностью предприятий туристско-рекреационного комплекса, представляющей собой концепцию ее развития и в качестве генерального плана осуществления инвестиционной деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса. Инвестиционная стратегия предприятий туристско-рекреационного комплекса определяется:

S приоритетными направлениями инвестиционной деятельности предприятий туристскорекреационного комплекса;

S инновационными направлениями инвестиционной деятельности предприятий туристскорекреационного комплекса;

S видами инвестиционных ресурсов предприятий туристско-рекреационного комплекса;

S этапами реализации стратегических инвестиционных целей предприятий туристскорекреационного комплекса;

S границами инвестиционной активности предприятий туристско-рекреационного комплекса, по направлениям и формам инвестиционной деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса;

S систему количественных и качественных показателей оценки разработанной инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса.

Разработка инвестиционной стратегии является составной частью общей системы стратегического выбора предприятий туристско-рекреационного комплекса. Процесс разработке инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса содержит:

S формирования целей инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса;

S оптимизацию структуры формируемых инвестиционных ресурсов и их распределения;

S выработку инвестиционной политики по наиболее важным аспектам инвестиционной деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса;

S поддержание взаимоотношений с внешней инвестиционной средой [1, стр. 41].

Необходимость разработки инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса определяется меняющими условиями внешней и внутренней среды. Эффективное управление инвестициями возможно при наличии инвестиционной стратегии, адаптированной к изменяющимся условиям внешней среды.

Изменение факторов внутренней среды предприятий туристско-рекреационного комплекса может быть связано с изменениями целей деятельности туристских и рекреационных предприятий или изменениями в стадии жизненного цикла предприятия. При разработке и внедрению нового туристского продукта предприятий туристско-рекреационного комплекса меняется цели деятельности. При данном изменении разработанная инвестиционная стратегия обеспечивает рост инвестиционной активности и диверсификации инвестиционной деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса.

Поскольку каждой стадии жизненного цикла предприятий туристско-рекреационного комплекса характерен свой уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования инвестиционных ресурсов и инвестиционная стратегия, которая позволяет адаптировать инвестиционную деятельность предприятий туристско-рекреационного комплекса изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.

В современных условиях инвестиционная стратегия является главным фактором успешного и эффективного развития предприятий туристско-рекреационного комплекса. Разработанная инвестиционная стратегия предприятий туристско-рекреационного комплекса:

•S обеспечивает инновационное развития предприятий туристско-рекреационного комплекса за счет активизации инвестиционной деятельности;

S позволяет оценить инвестиционные возможности предприятий туристско-рекреационного комплекса;

S позволяет максимально использовать инвестиционный потенциал и инвестиционные ресурсы предприятий туристско-рекреационного комплекса;

S позволяет прогнозировать варианты развития внешней инвестиционной среды и уменьшить влияние риска на деятельность предприятий туристско-рекреационного комплекса;

•S обеспечивает взаимосвязь стратегического, тактического и оперативного управления инвестиционной деятельностью предприятий туристско-рекреационного комплекса;

•S отражает преимущества предприятий туристско-рекреационного комплекса в

конкурентном окружении;

•S определяет инвестиционную политику предприятий туристско-рекреационного комплекса при реализации стратегических инвестиционных решений.

При формировании инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса ТРК должны быть разработаны критерии для оценки выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования.

Концептуальные основы разработке инвестиционной стратегии предприятий туристскорекреационного комплекса формируется из следующих этапов, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Этапы разработки инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса

Формирование стратегических целей, выбор стратегических направлений и форм инвестиционной деятельности, а также формирования инвестиционных ресурсов и оценка разработанной инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса являются важнейшими этапами концептуальных основ разработке инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса.

Инвестиционная политика является составным элементом инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса в разрезе перспективных направлений инвестиционной деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса. В отличие от инвестиционной стратегии инвестиционная политика формируется по стратегическим направлениям деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса.

Для формирования стратегических целей инвестиционной деятельности предприятий туристскорекреационного комплекса необходимо учитывать факторы внешней инвестиционной среды и конъюнктуру инвестиционного рынка, а также оценить сильные и слабые стороны предприятий туристско-рекреационного комплекса.

Анализа инвестиционной деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса выявляет основные особенности и закономерности изменения инвестиционных показателей предприятий туристско-рекреационного комплекса, а также степень влияния изменения внешних и внутренних факторов инвестиционной среды.

Оценку разработанной инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса можно проводить по количественным и качественным показателям.

К количественным показателям оценке разработанной инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса можно отнести:

s темп роста объема инвестиций предприятий туристско-рекреационного комплекса в стратегической перспективе;

s соотношение объемов планового и фактического инвестирования; s темп роста инвестиционного дохода;

s темп роста инвестируемого капитала в долгосрочной перспективе; s уровень инвестиционного риска.

К качественным показателям можно отнести: размер предприятий туристско-рекреационного комплекса; источники инвестиционных ресурсов, а также стадия жизненного цикла, в которых находится предприятия туристско-рекреационного комплекса.

Небольшим предприятиям туристско-рекреационного комплекса из-за нехватки ресурсов невозможно осуществлять диверсифицированную инвестиционную деятельность. Стратегические цели предприятий туристско-рекреационного комплекса ограничиваются источниками финансирования и в основном осуществляют свою инвестиционную деятельность за счет собственных финансовых ресурсов. Крупные предприятия туристско-рекреационного комплекса могут позволить себе разнообразные источники финансирования, диверсификацию инвестиционной деятельности в туристском и региональном разрезах и т.п. Тем не менее, даже для крупных предприятий туристско-рекреационного комплекса всегда объективным является соотношение потребностей в инвестиционных ресурсах с объемом доступных инвестиционных ресурсов. Отсюда возникает понятие «критическая масса инвестиций», которое характеризует минимальный объем инвестиционных ресурсов, позволяющий предприятиям туристско-рекреационного комплекса существовать на рынке и получать прибыль [1, стр. 41].

При разработке инвестиционной стратегии предприятий туристско-рекреационного комплекса должна учитываться стадия жизненного цикла, на которой находится предприятия туристско-рекреационного комплекса. На стадии детства предприятия туристско-рекреационного комплекса разрабатываются основные стратегические цели для привлечения инвестиционных средств и безубыточности инвестиционной деятельности. На стадии юности важнейшими стратегическими целями инвестиционной деятельности предприятий туристско-рекреа-ционного комплекса являться: увеличение объема инвестиционных средств; диверсификация направлений инвестиционной деятельности, обеспечение минимальной инвестиционной прибыли. На стадии зрелости основными стратегическими целями инвестиционной деятельности предприятий туристско-рекреацион-ного комплекса становятся: обеспечение выхода на «критическую массу инвестиций» и ее увеличения; формирование инвестиционного портфеля и расширения направлений инвестирования; обеспечение необходимых темпов прироста инвестируемого капитала и увеличение инвестиционного дохода и т.п. На стадии старения стратегические цели инвестиционной деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса могут выражаться в обеспечении своевременной реновации предприятий ТРК; сокращение инвестиционного портфеля; реинвестировании капитала с целью поддержания необходимого объема реализации услуг предприятий туристско-рекреационного комплекса.

Выполненное исследование показало необходимость разработки теоретических положений инвестиционной стратегии туристско-рекреационного комплекса в период развития рыночных отношений.

Литература:

1. Инвестиционная стратегия предприятия: учеб. пособие / под ред. Н.И. Лахметкиной. 7-е изд., испр. М.: КНОРУС, 2014. 232 с.

2. Матющенко Н.С. Организационно-экономические аспекты развития современной индустрии досуга и развлечений // Проблемы и риски современной российской модернизации: концептуальное осмысление и практика реализации: сб. ст. / отв. ред. И.В. Турицын. 2012. С. 179186.

3. Ткачева Я.С. Характеристика составляющих инвестиционной привлекательности предприятий туристско-рекреационного комплекса региона // Креативная экономика. 2011. №2. С. 105-110.

References:

1. The investment strategy of the enterprise: a tutorial / ed. by Lakhmetkina N.I. 7th ed., rev. M.: KNORUS, 2014. 232 p.

2. Matyushchenko N.S. Organizational-economic aspects of development of modern leisure and entertainment industry// Problems and risks of modern Russian modernization: conceptual recognition and realization practice: coll. of articles/ ed. by I.V. Turitsyn. 2012. P. 179-186.

3. Tkacheva Y.S. Characteristics of the components of investment attractiveness of tourist and recreational complex in the region // Creative Economy. 2011. №2. P. 105-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.