ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ PROBLEMS OF INVESTMENT ACTIVITY
УДК 338.48(470.621)
ББК 65.433(2Рос.Ады)
Б 34
Н.В. Бган
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии Майкопского государственного технологического университета, г Майкоп. Тел.: (8772) 57 05 04.
Я.С. Ткачева
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии Майкопского государственного технологического университета, г. Майкоп. Тел.: (8772) 57 05 04.
Современные технологии управления инвестиционными процессами туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея
(Рецензирована)
Аннотация. В статье предложен комплексный подход, ориентированный на объединение усилий по производству туристских и рекреационных услуг в единой структуре туристско-рекреационного бизнес-инкубатора, направленного на создание системы условий, касающихся инкубаторной среды, в которой будет обеспечиваться поддержка динамичного развития предприятий туристско-рекреационного комплекса (ТРК).
Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс Республики Адыгея, бизнес-инкубатор, Майкопский государственный технологический университет, инвестиционный проект, Консультативный совет инвестиционного развития предприятий ТРК.
N.V. Bgan
Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Economics and Enterprise Management, Maikop State University of Technology. Maikop, Pervomayskaya, 197. Ph.: (8 772) 5 7 05 04
Ya.S. Tkacheva
Candidate of Economics, Associate Professor of Economics and Enterprise Management Department, Maikop State University of Technology. Ph.: (8772) 57 05 04.
Modern technologies of investment management in recreational and tourist complex of the Adygheya Republic
Abstract. This paper proposes a system approach focused on uniting efforts to produce recreational and tourist services in a uniform structure of recreation and tourism business incubator which is aimed at establishing a system of environment conditions to support the dynamic business development of recreational and tourist complex (TRC).
Keywords: recreational and tourist complex of the Adygheya Republic, a business incubator, Maikop State University of Technology, an investment project, the Advisory Board of the TRC enterprise investment development.
Одним из перспективных направлений регулирования ТРК в настоящее время является развитие механизмов инновационного партнерства, поскольку взаимодействие государственных и предпринимательских структур на систематической основе позволяет повысить реалистичность туристских и рекреационных проектов и уровень инвестиционной привлекательности предприятий ТРК.
Среди существующих подходов к развитию предприятий ТРК можно выделить создание на базе научно-технических учереждений особых бизнес-центров, получивших название «бизнес-инкубаторов». В основе «инкубаторного» подхода лежат задачи формирования определенной позитивной предпринимательской среды и оказания конкретной поддержки туристско-рекреационному комплексу Республики Адыгея. Такой подход, несомненно, заслуживает самого пристального внимания, так как при интенсивном и разностороннем его использовании можно сконцентрировать и существенно улучшить инвестиционную привлекательность предприятий ТРК.
Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 50-е годы XX века в Великобритании. В 1985 году в мире действовало около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 их насчитывалось 470, в 1995 - 1100, объединенных в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса, из них 525 -в США и 75 - в Китае. За последние 20 лет активно развиваются более тысячи бизнес-инкубаторов, что позволило малому бизнесу обеспечить около 80% новых рабочих мест в Европе и США [1].
В России бизнес-инкубаторы начали создаваться в начале 90-х годов. Сначала было создано 13 бизнес-инкубаторов в рамках Морозовского проекта, идеологом которых была Академия менеджмента и рынка, и несколько бизнес-инкубаторов - на гранты США и Канады. По данным Российского центра малого предпринимательства, сейчас в России функционирует 90 бизнес-инкубаторов [2, с. 364]. В качестве успешного инкубатора можно привести пример бизнес-инкубатора при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, региональный аналог - Кропоткинский инновационный бизнес-инкубатор «Развитие» (Краснодарский край) [3].
С 2005 года Правительством РФ выделяются субсидии субъектам РФ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение зданий бизнес-инкубаторов. Только в 2010 г. на развитие региональных бизнес-инкубаторов из федерального бюджета было выделено 667,95 млн. руб., из региональных бюджетов - 374,53 млн. руб. Бизнес-инкубаторы позволяют значительно повысить выживаемость начинающих компаний с 15 до 85% [1].
Участие предприятий ТРК в развитии рекреационных территорий часто не дает заметного позитивного результата ввиду ограниченности вкладываемых ими ресурсов, нескоординированности деятельности как между ними, так и с муниципальными органами власти, локальности решаемых хозяйственных задач, отсутствия эффективного руководства развитием предприятий ТРК, фактической оторванности исполнителей государственных программ от большей части предприятий ТРК. В то же время главным механизмом развития в ближайшие годы может стать туристско-рекреационный бизнес-инкубатор с участием Майкопского государственного технологического университета и Консультативного совета инвестиционного развития предприятий ТРК Республики Адыгея, формирующий группы малых и средних предприятий ТРК, которые обеспечивают поэтапное создание необходимой деловой среды.
Туристско-рекреационный бизнес-инкубатор с участием Майкопского государственного технологического университета (МГТУ) и Консультативного совета инвестиционного развития предприятий ТРК Республики Адыгея - это открытая инновационная площадка, создаваемая в рамках структурного подразделения МГТУ, призванная обеспечить начинающих предпринимателей и инноваторов ТРК необходимой инфраструктурой и экспертизой (предоставить рабочие места, техническую поддержку, образовательные услуги, доступ к экспертам, юридическое сопровождение и т.д.) (рис. 1).
Рисунок 1. Задачи туристско-рекреационного бизнес-инкубатора с участием МГТУ и Консультативного совета инвестиционного развития ТРК РА
Туристско-рекреационный бизнес-инкубатор является открытым, то есть его резидентами могут быть как обучающиеся и выпускники МГТУ, так и люди, не имеющие отношение к вузу. Срок нахождения в туристско-рекреационном бизнес-инкубаторе - один год, после его окончания возможно продление еще на один год по решению экспертного совета. Все услуги предоставляются бесплатно в течение первого года, на второй год условия согласуются индивидуально. После выпуска из инкубатора команда обязуется в течение трех последующих лет указывать рядом со своим логотипом подстрочник «Проект туристско-рекреационного бизнес-инкубатора».
Оказываемая помощь предпринимателям и инноваторам ТРК в туристско-рекреационном бизнес-инкубаторе с участием МГТУ и Консультативного совета инвестиционного развития предприятий ТРК Республики Адыгея представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Помощь, оказываемая предпринимателям и инноваторам ТРК в туристско-рекреационном бизнес-инкубаторе с участием МГТУ и Консультативного совета инвестиционного развития предприятий ТРК РА
Наиболее рациональным путем повышения инвестиционной привлекательности предприятий ТРК РА может стать комплексный подход, ориентированный на объединение усилий по производству туристских и рекреационных услуг при содействии туристско-рекреационного бизнес-инкубатора. В общем виде организационная структура такого бизнес-инкубатора приведена на рисунке 3.
Центр текущего и стратегического мониторинга
— анализ внешней и внутренней среды предприятий бизнес-инкубатора
— выбор,
разработка и
совершенствован
ие стратегии
предприятий
бизнес-
инкубатора
— определение
сферы бизнеса и
назначения
предприятий
бизнес-
инкубатора
— оценка
деятельности,
наблюдение за
ситуацией и
введение
корректирующих
воздействий
Финансово-расчетный центр
— реализация финансовой политики предприятий бизнес-инкубатора и организация их финансовой деятельности
— участие в разработке бизнес-планов, составление
перспективных и текущих финансовых планов и бюджетов предприятий бизнес-инкубатора и оперативный контроль их выполнения
— предоставление необходимой финансовой информации
внутренним и внешним
пользователям
— комплексный экономический
анализ деятельности
предприятий бизнес-
инкубатора, разработка
мероприятий по повышению
эффективности управления
финансами, снижению
финансовых рисков и
увеличению прибыльности
- предприятий бизнес-
инкубатора
Инновационно-инве стиционный центр
— разработка
планов и
программ
инновационно-
инве стиционной
деятельности
предприятий
бизнес-
инкубатора
— наблюдение за ходом разработки инновационной услуги и ее внедрение
— проведение единой
инновационноинвестиционной политики с учетом координации деятельности в этой области
— создание
временных
целевых групп
для комплексного
решения
инновационных
проблем
Центр развития межотраслевых и региональных связей
— создание условий для расширения межрегионального
сотрудничества
предприятий
бизнес-
инкубатора
— определение
основных
направлений
целевых,
комплексных
программ
развития ТРК РА
— обеспечение организационного единства
функционирования систем
управления региональной экономикой и ТРК
Рисунок 3. Организационная структура туристско-рекреационного
бизнес-инкубатора
Ключевым элементом организационной структуры является Консультативный совет инвестиционного развития предприятий ТРК РА, который осуществляет общее руководство созданием туристско-рекреационного производства, выбором инновационных преобразований, аккумулированием необходимых финансовых ресурсов, привлечением дополнительных инвестиций в развитие, осуществлением взаимодействия на региональном и межрегиональном уровнях с государственными и негосударственными деловыми структурами.
В отличие от корпорационного объединения, данная форма сотрудничества предприятий ТРК не требует их юридического слияния, а в отличие от консорциумного соглашения, подразумевает наличие единого бизнес-центра по управлению всей деятельностью. Для создания наилучшей системы условий, касающихся инкубационной среды и услуг, в которой будет обеспечиваться поддержка динамичного развития предприятий ТРК, туристско-рекреационному бизнес-инкубатору необходимо обладать стратегией инкубации, которая учитывает потребности клиентов, а также цели и задачи инкубатора, а также политикой приема и выпуска клиентов. Кроме этого, руководящая инкубатором группа должна иметь предпринимательский опыт, иметь доверительные отношения с клиентами, использовать предпринимательский подход и навыки коммуникации. Основой успеха любого инкубатора также являются деловое наставничество, постоянный мониторинг и оценка эффективности деятельности инкубатора. Для выхода туристско-рекреационного бизнес-инкубатора на уровень самоокупаемости через 3-5 лет необходимо использовать специальное программное обеспечение, организовать тренинги для менеджеров бизнес-инкубатора, создать сети бизнес-ангелов всех уровней. Основными показателями эффективности туристско-рекреационного бизнес-инкубатора могут считаться не только число привлеченных инвесторов и объем инвестиций, но и число «выращенных» предприятий ТРК [4, с. 98].
Следует отметить, что приведенная методика оценки экономической эффективности от реализации инвестиционных проектов туристско-рекреационного бизнес-инкубатора отражает общую тенденцию концентрации производства и диверсификации услуг предприятий ТРК с использованием «инкубационного периода». Так, при практической реализации проектов будут возникать многочисленные дополнительные факторы, способствующие повышению или понижению корпоративного эффекта. В то же время переход к туристско-рекреационному бизнес-инкубатору может стать реальной основой повышения инвестиционной привлекательности предприятий туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея при активной государственной поддержке.
Примечания:
1. Гембарская А.Ф. Что такое бизнес-инкубатор. URL: http: //uniduztv.ru/news/delail.
2. Буянов В.П., Кирсанов К.А., Михайлов Л.А. Управление рисками (рискология). М.: Экзамен, 2002. 384 с.
3. Кропоткинский инновационный бизнес-инкубатор «Развитие» - Краснодарский край. URL: http: //investkudan.ru.
4. Ройзман И., Гришин И., Шахназаров Л. Типология инвестиционного климата регионов на новом этапе развития российской экономики // Инвестиции в России. 2003. №3. С. 3-14.
References:
1. Gembarskaya A.F. What is the business incubator. URL: http://uniduztv.ru/news/delail
2. Buyanov V.P., Kirsanov K.A., Mikhaylov L.A. Risk management (riscology). M.: Examen, 2002. 384 p.
3. Kropotkinsky innovative business incubator “Development” - Krasnodar Territory. URL: http ://investkudan.ru.
4. Royzman I., Grishin I., Shakhnazarov L. Typology of investment climate in regions at a new stage of development of the Russian economy // Investments in Russia. 2003. No. 3. P. 3-14.