Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ - ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ - ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЗАДАЧИ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / SINGLE INFORMATION POLICY / PURPOSES OF THE UNIFIED INFORMATION POLICY / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / СТРАНЫ УЧАСТНИЦЫ / MEMBER STATES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лёвкин Игорь Михайлович

В статье рассмотрены сущность единой информационной политики, ее ключевых функциях и роли в развитии интеграционных процессов Евразийского экономического союза. Особое внимание уделено необходимости соблюдения интересов стран-участниц Союза в информационной сфере. Предложены основные принципы формирования и реализации единой информационной политики, определены ее задачи во внешнеполитической и внутриполитической сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Unified Information Policy is an Important Direction of Development of a Common Information Space of the Eurasian Economic Union

The article deals with the essence of the unified information policy, its key features and role in the development of integration processes within the Eurasian Economic Union. Special attention is paid to the necessity to respect the interests of the member states of the EEU in the information sphere. The article provides the main principles of formation and implementation of the unified information policy, defines its objectives in foreign policy and domestic spheres.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ - ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

И. М.Лёвкин

Формирование единой информационной политики — важное направление развития единого информационного пространства Евразийского экономического союза

Formation of the Unified Information Policy is an Important Direction of Development of a Common Information Space of the Eurasian Economic Union

Аннотация: в статье рассмотрены сущность единой информационной политики, ее ключевых функциях и роли в развитии интеграционных процессов Евразийского экономического союза. Особое внимание уделено необходимости соблюдения интересов стран-участниц Союза в информационной сфере. Предложены основные принципы формирования и реализации единой информационной политики, определены ее задачи во внешнеполитической и внутриполитической сферах.

Summary: The article deals with the essence of the unified information policy, its key features and role in the development of integration processes within the Eurasian Economic Union. Special attention is paid to the necessity to respect the interests of the member states of the EEU in the information sphere. The article provides the main principles of formation and implementation of the unified information policy, defines its objectives in foreign policy and domestic spheres.

Ключевые слова: Единая информационная политика, интеграционные процессы, Евразийский экономический союз, страны участницы, задачи единой информационной политики.

Keywords: Single information policy, integration processes, the Eurasian Economic Union, member states, purposes of the unified information policy.

Лёвкин Игорь Михайлович

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Профессор кафедры международной и национальной безопасности Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, доктор военных наук

lev.kin@yandex.ru

Igor Lyovkin

St. Petersburg, Russian Federation

Professor of International and National Security, North-West Management Institute, Russian Academy of National Economy and Public Service, Doctor of Military Sciences, Professor lev.kin@yandex.ru

Динамичное и эффективное развитие современного информационного общества не возможно без единого и должным образом организованного информационного пространства. Особенно это важно при развитии интеграционных процессов, когда в одну структуру объединяются государства с различным уровнем социально-экономического развития. На территории постсоветского пространства такой структурой являлось ЕврАзЭС, в настоящее время — Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединяющий Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику и Российскую Федерацию.

Политика формирования и развития единого информационного пространства

(ЕИП) ЕАЭС должна осуществляться с учетом интересов органов государственной власти стран-участниц, их органов управления различного уровня, юридических и физических лиц. Она должна учитывать возможности международного сотрудничества в сфере информационных технологий, продуктов и услуг, реальные возможности отечественной информационной индустрии в условиях рыночной экономики.

Сложность решения этой задачи заключается в отсутствии единого представления о сущности такой конструкции как ЕИП и его ключевых функциях.

Это обстоятельство привело к тому, что в настоящее время под ЕИП понимается в основном совокупность построенных на одних принципах и на одной технической базе элементов информационной инфраструктуры и размещенных на них информационных ресурсов в согласованных форматах. Так в ст. 23 Договора о Евразийском экономическом союзе указано «В целях информационного обеспечения интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование Союза, разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на обеспечение информационного взаимодействия с использованием информационно-коммуникационных технологий и трансграничного пространства доверия в рамках Союза» [1].

Реализация требований этой статьи и развивающего ее Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза позволит решить многие задачи, обеспечивающие экономическое развитие ЕЭС в условиях информационного общества. Однако о такой важной составляющей информационного пространства как информационная политика действующие нормативно-правовые документы ЕАЭС практически не упоминают.

В настоящее время отсутствуют органы и структуры, специально предназначенные для проведения единой информационной политики и организации противодействия акциям и мероприятиям информационно-психологической агрессии и операциям

информационно-психологической войны. Есть единственный телеканал «Мир», и тот призван оказывать информационную поддержку процессам интеграции в СНГ. Но его мало кто смотрит, даже не все его уже помнят [2]. В связи с этим не многие граждане стран-участниц ЕАЭС могут ответить на вопрос каковы цели и задачи нового объединения и что оно им несет [3].

В России под государственной информационной политикой понимают совокупность целей, отражающих ее национальные интересы в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих. В рамках государственной информационной политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению связи Центра и регионов, укрепления федерализма и целостности страны [4]. Данное определение дает представление о сущности государственной информационной политики, но не рассматривает ее деятельностный аспект, то есть как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономические отношения.

Поэтому базируясь на основных положениях Концепции государственной информационной политики Российской Федерации и академической экспликации понятия политика [5] под единой информационной политикой ЕАЭС — членов ЕЭП будем понимать деятельность руководящих органов ЕАЭС совместно с деятельностью системы национальных органов государственной власти и управления

в информационно-психологической сфере по реализации согласованного комплекса политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, связанный с воспроизводством и распространением информации (как в пределах ЕИП ЕАЭС, так и вне его), удовлетворяющий интересы государств-членов ЕАЭС и гражданского общества, и направленный на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними, их представителями и другими государствами мирового сообщества.

Основной целью формирования единой информационной политики в рамках ЕИП ЕАЭС в интересах межгосударственной и международной деятельности Союза может быть информационное обеспечение таких перспективных процессов как:

— создание на международной арене положительного имиджа ЕАЭС как мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом [6] путем доведения до международной общественности достоверной информации о международной политике ЕАЭС, ее официальной позиции по социально значимым событиям внутренней и международной жизни;

— информационное обеспечение важнейших задач развития ЕАЭС, в том числе:

изменения сырьевой модели экономик России и Казахстана, проведение рыночных реформ в Белоруссии при самом активном участии стран — членов ЕАЭС;

перехода стран — членов ЕАЭС к принципиально новой модели управления государственными активами и совместными компаниями и ОАО с государственным участием,

перехода к новой миграционной политике, основанной на интересах экономической интеграции,

перехода к новой таможенной политике, основанной на принципе обустройства «дальних границ» и других;

— обеспечение информационной безопасности ЕАЭС не только путем принятия

и реализации комплекса правовых, организационных и технических мер по определению, достижению и поддержанию конфиденциальности, целостности и доступности информации и средств ее обработки с целью исключения или минимизации неприемлемых рисков для субъектов информационного взаимодействия (как указано в Протоколе), но и путем реализации единого комплекса мероприятий по защите от информации.

Единую информационную политику ЕИП ЕАЭС также можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей Союза: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах.

Правовой базой единой информационной политики ЕИП ЕАЭС должны стать Договор о Евразийском экономическом союзе, Конституции стран-участниц, Устав Всемирной организации здравоохранения, Европейская конвенция о защите основных прав человека, национальные законодательства стран-участниц, другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области обеспечения их безопасности.

К основным принципам формирования и реализации единой информационной политики ЕИП ЕАЭС следует отнести:

— принцип приоритетности национальных интересов стран-участниц заключающийся в использовании этих интересов в качестве основы при формировании единой информационной политики ЕИП ЕАЭС в области отстаивании этих интересов с использованием имеющихся у государства возможностей и учетом общепринятой международной практики;

— принцип баланса интересов личности, обществ и государств — участников Союза, который предусматривает установление и соблюдение приоритетов этих интересов при регулировании общественных отношений в информационной сфере. При определении баланса этих интересов необходимо исходить из того, что входящие в ЕАЭС

государства являются социальными — их политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, реализует гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, организует противодействие угрозам национальной безопасности каждой страны с привлечением общественных организаций и отдельных граждан;

— принцип открытости предполагающий в процессе реализации национальными органами государственной власти и общественными организациями деятельности по развитию интеграционных процессов ЕАЭС информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных национальным законодательством;

— принцип законности предполагающий соблюдение при осуществлении деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности ЕАЭС Конституций стран участниц, их законодательств, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров.

В содержательном аспекте единой информационной политики ЕИП ЕАЭС можно выделить два направления: внутренний и внешний.

Внутренний аспект единой информационной политики ЕИП должен быть связан с информационным обеспечением согласованных действий по укреплению интеграционных процессов в ЕАЭС, а также защитой психического здоровья граждан стран-участниц и их обществ от угроз, связанных с воздействием информации. Последнее особенно актуально в современных условиях информационно-пропагандистской войны [7].

Основными задачами внутреннего аспекта единой информационной политики ЕИП ЕАЭС могут быть следующие:

1. Формирование и внедрение единой идеологии ЕАЭС как совокупности системно упорядоченных взглядов, выражающих общие интересы стран участниц, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к Союзу в целом и друг к другу в частности и признаются установленные формы взаимодействия

в рамках Союза в интересах политического, экономического, оборонного и других направлений развития самого Союза и каждой страны в отдельности с учетом особенностей их национальных культур.

2. Информирование граждан и международного сообщества на всех государственных языках стран-участниц о государственной политике не только через союзные и / или национальные государственные, но и через общественные (общественно-правовые) или частные средства массовой информации. Это предполагает:

— совершенствование законодательства ЕАЭС, регулирующего отношения в информационной сфере между странами-участницами по вопросам производства и распространения информации, в первую очередь разработку таких документов как: Концепция единой информационной политики ЕАЭС, Доктрина информационной безопасности ЕАЭС, Межгосударственная целевая программа «Информационные технологии единой информационной политики ЕИП ЕАЭС» и др.;

— создание специальных информационных органов формирующих соответствующие информационные продукты и их автоматическую рассылку в различные СМИ и исключающих доминирование в едином информационном пространстве любого производителя этих продуктов;

— поддержку деятельности общественных объединений, направленной на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни;

— совершенствование системы подготовки кадров для реализации единой информационной политики ЕИП ЕАЭС.

3. Защита общества от искаженной и недостоверной информации, организация разработки союзной программы обеспечения информационной безопасности ЕАЭС, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области. Это предполагает:

— разработку действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации к открытой информации о деятельности органов управления

ЕАЭС, органов государственной власти и общественных объединений стран участниц обязательно на всех национальных языках;

— создание информационных структур осуществляющих деятельность по нейтрализации распространяемой зарубежными информационными органами дезинформации о проблемах ЕАЭС в целом и внутри стран-участниц в частности, т. е. организация контрпропаганды и осуществление комплексного противодействия угрозам информационной войны. Это особенно актуально в современных условиях, когда на политическую арену большинства стран участниц все активнее выходит молодое поколение, которое не жило при СССР. Для этих людей, многие из которых даже не говорят на русском языке, такие понятия, как духовное единство, общность истории и судьбы, возвращение утерянных экономических связей и т. д. — пустой звук. Одурманенные массовой культурой и прозападной пропагандой, многие молодые граждане связывают свое будущее исключительно с Европой и США. Если не противопоставить этому потоку информационного мусора компетентно поданные материалы и логичные объяснения преимуществ евразийских проектов, молодежь будет потеряна, как это уже случилось на Украине [3];

— другие мероприятия обеспечения безопасности ЕИП ЕАЭС.

Основной целью внешней единой информационной политики ЕИП ЕАЭС должна быть информационная поддержка интересов Союза в целом и государств-участников в частности во всех регионах мира. Мировой опыт свидетельствует о том, что наиболее развитые государства давно решают эту задачу. Так, например, только официальные ежегодные расходы Белого дома на внешнеполитическую пропаганду в 2011 г. превысили один миллиард долларов. Вашингтон не только создает нужный информационный имидж своей страны через сеть специально созданных для этого медиаструк-тур, но и активно корректирует для этого информационную политику во многих суверенных государствах. При этом американская дипломатия и медиадеятельность

не просто идут в ногу, но и объединены под крышей одной структуры. Так, уже несколько лет в Госдепартаменте США официально действует так называемый «Центр быстрого реагирования». Его задача — коррекция образа Америки в случае, если он неверно подается в зарубежных СМИ с точки зрения Вашингтона. У этого Центра весьма широкие полномочия, вплоть для прямого вмешательства в редакционную политику зарубежных СМИ и давления на отдельных журналистов [8]. В настоящее время эти расходы практически не уменьшились. Использование имеющегося зарубежного опыта позволит проводить не менее эффективную единую внешнюю информационную политику ЕАЭС.

Основными задачами внешнего аспекта единой информационной политики ЕИП ЕАЭС могут быть следующие:

— содействие интернационализации информационных продуктов ЕАЭС и их вхождению в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства, в том числе подготовка и распространение печатной, аудио- и видеопродукции за рубежом о ЕАЭС в целом, и о каждой из стран-участниц, размещение этой информации в глобальной компьютерной сети Интернет, распространение информационных материалов по дипломатическим каналам, информационное обеспечение официальных визитов;

— создание, функционирование и регулярное обновление официальной системы веб-страниц ЕАЭС, включая веб-страницы Глав государств и Правительств стран-участниц, их администраций, Министерств иностранных дел, других заинтересованных министерств и ведомств, загранучрежде-ний, крупнейших товаропроизводителей стран, а также веб-страницы должностных лиц Евразийской экономической комиссии и Суда Союза;

— создание союзных информационно-новостных, а также научно-популярных, спортивных, развлекательных телеканалов и радиостанций, вещающих на иностранных языках на зарубежную аудиторию;

— разработка долгосрочной информационно-пропагандистской стратегии по

формированию позитивного облика ЕАЭС в мире и противодействия распространению управляемому, тенденциозно негативному изображению отдельных стран — участниц Союза во многих зарубежных СМИ, предполагающей совершенствование механизмов адресного доведения внешнеполитической информации посредством многоуровневой контрпропаганды, гражданских сетевых структур, возможностей иновещания как информационно-пропагандистских инструментов внешней политики ЕАЭС;

— информационное противодействие «мягкой силе», ориентированной на оказание влияния и побуждение стран — участниц Союза действовать в неприемлемых для ЕАЭС политических параметрах;

— другие.

Внешняя единая информационная политика ЕИП ЕАЭС должна учитывать особенности информационных пространств зарубежных государств. Основными формами этой политики могут быть:

— организация вещания на языках различных стран, что будет содействовать развитию партнерских отношений с ними;

— издание печатных и электронных СМИ, ориентированных на зарубежного читателя, в первую очередь на диаспоры представителей коренных народов государств-участников ЕАЭС;

— активное взаимодействие и поддержка неправительственных организаций, лоббирующих интересы государств-участников ЕАЭС;

— пропаганда производителей и реклама продукции государств-участников ЕАЭС;

— информационная поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования государств — участников Союза на рынках зарубежных стран,;

— распространение специализированных печатных и Интернет-изданий, которые будут содержать комплексный экспертный анализ внутренней и внешней политики государств — участников ЕАЭС, уделяя особое внимание рассмотрению потенциальных возможностей для сотрудничества в различных сферах;

— выявление целевых социальных групп в зарубежных странах, информационное

воздействие на которые даст возможность наиболее эффективно реализовать единую информационную политику ЕИП ЕАЭС;

— оперативное информирование зарубежных партнеров о возможных направлениях сотрудничества и другие.

Таким образом, формирование и реализация единой информационной политики ЕИП ЕАЭС будет способствовать:

— укреплению интеграционных связей между странами участниками ЕАЭС;

— усилению привлекательности ЕАЭС для других стран мирового сообщества;

— повышению эффективности противодействия стран — участниц ЕАЭС мягкой силе со стороны отдельных зарубежных государств и их коалиций.

Использованная литература:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_170264.

2. Странам — участницам ЕАЭС нужно проводить более системную информационную работу. URL: http:// ural-eurasia.ru/mnenie/strany-uchastnitsy-eaes-nuzhno-provodit-bolee-sistemnuyu-informatsionnuyu-rabotu.

3. Сухарева О. Евразийскую интеграцию пора выводить из информационного подполья. URL: http:// www.ritmeurasia.org/news—2015-03-15—evrazijskuju-integraciju-pora-vyvodit-iz-informacionnogo-podpolja-17088.

4. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации. URL: http://www. unesco.kz/ip/countries/russia_ru.htm.

5. Большой энциклопедический словарь М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

6. Путин: Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира URL: blogberg.ru.

7. Матвиенко В. И. Интеграционные процессы ЕАЭС: вызовы и перспективы. URL: http://interaffairs. ru/read.php?item=12558.

8. Елков О. А. Роль СМИ во внешней политике и формировании образа государства в международном массовом сознании. URL: http://vestnik.mfa-pmr. org/?newsid=88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.