Научная статья на тему 'Формирование единого конкурсного пространства Омского региона'

Формирование единого конкурсного пространства Омского региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЁМНАЯ КОМИССИЯ / ЕГЭ / СИСТЕМА ПРИЁМА В ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епанчинцева О. Л., Погромская Т. А.

В статье рассказывается об участии Омского государственного университета в апробации единой системы приема в высшие учебные заведения. В данном эксперименте приняли участие 14 вузов из разных регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование единого конкурсного пространства Омского региона»

Математические структуры и моделирование 2006, вып. 16, с. 5-10

УДК 681.3:681.518

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО КОНКУРСНОГО ПРОСТРАНСТВА ОМСКОГО РЕГИОНА

О.Л. Епанчинцева, Т.А. Погромская

В статье рассказывается об участии Омского государственного университета в апробации единой системы приема в высшие учебные заведения. В данном эксперименте приняли участие 14 вузов из разных регионов России.

Начиная с 1998 г. законодательством РФ абитуриенту разрешено предоставлять в приемную комиссию копию документа об образовании, что повлекло за собой одновременную подачу заявлений не только на несколько специальностей в рамках одного вуза, но и в несколько вузов. Дополнительным фактором, который усложнил этот процесс, стал единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ), совмещающий итоговую аттестацию и вступительные испытания. Введение ЕГЭ избавляет абитуриента от многократной сдачи вступительных испытаний. Более того, заявление о приеме в вуз абитуриент теперь может направить заказным письмом с копиями документа об образовании и свидетельства с результатами ЕГЭ. Можно ожидать, что абитуриент подаст документы в большее количество вузов/факультетов/ специальностей, чем до введения ЕГЭ, следовательно, пересечение вузов по родственным специальностям автоматически повлечет почти полное пересечение по абитуриентам. Однако зачисление на бюджетные места происходит только в тот вуз/специальность, в который абитуриент предоставил оригинал документа об образовании.

Абитуриенту необходимо принять решение о том, в какой вуз предоставить оригинал, причем это решение принимается им в состоянии неопределенности, т.к. не всегда приемные комиссии могут предоставить полную информацию о складывающейся конкурсной ситуации в своем вузе.

И приемные комиссии проводят зачисление в состоянии неопределенности: им неизвестны истинные предпочтения абитуриента. А после проведения зачисления вузы сталкиваются с проблемой «потерянных» бюджетных мест, связанной с тем, что зачисленный на это место абитуриент может забрать документы и уйти в другое, более привлекательное для него учебное заведение. В результате вуз теряет качественно подготовленных абитуриентов и имеет «недобор» на специальность.

Copyright © 2006 О.Л. Епанчинцева, Т.А. Погромская. Омский государственный университет.

E-mail: [email protected], [email protected]

Как один из вариантов комплексного решения данной проблемы предлагается создание единого конкурсного пространство региона (далее — ЕКПР) [6], [11].

Упрощенная модель единой системы приема одного вуза уже пять лет успешно работает в Омском государственном университете.

В ОмГУ в 2000 году была разработана технология ведения приемной кампании в едином конкурсном пространстве, при которой абитуриент подает заявление в вуз с указанием приоритетов для всех выбранных им специальностей [2].

Для успешной реализации этой технологии была разработана автоматизированная информационно-аналитическая система «Абитуриент» [1,7]. Система опробована и успешно эксплуатировалась также в Томском государственном университете в приемных кампаниях 2003 и 2004 годов. Имеются соответствующие акты о внедрении системы в ОмГУ и ТГУ. В рамках системы был реализован модуль автоматического зачисления [8]. Полученные в результате работы модуля «Автозачисление» рейтинг-листы вывешиваются на стендах и публикуются на портале приемной комиссии. В результате существенно снизилась степень неопределенности для абитуриентов, появилась возможность своевременно проинформировать их о складывающейся конкурсной ситуации, повысилась степень открытости на протяжении всей приемной кампании. Публикация рейтинг-листов начинается в процессе сдачи вступительных испытаний и позволяет также информировать членов приемной комиссии о складывающемся проходном балле [9,10].

Технология ведения приемной кампании и алгоритм автоматического зачисления являются базовыми элементами для предлагаемой модели ЕКПР.

Наши предложения о региональном межвузовском зачислении впервые прозвучали в журнале «Открытое и дистанционное образование» в 2002 году: «Идеология и технология созданной системы позволяют проводить и межвузовский конкурсный отбор. Причем каждый вуз может проводить прием заявлений и вступительные испытания по собственным правилам, а для одновременного конкурсного отбора в несколько вузов достаточно предоставить линейно упорядоченные по набранным баллам и дополнительным критериям списки абитуриентов. Проблемы, которые предстоит решить:

• указание сквозного рейтинга конкурсных позиций из регионального межвузовского справочника;

• идентификация абитуриента (по фамилии, имени, отчеству, дате рождения, удостоверению личности), подавшего заявления в разные вузы;

• стандартизация информации об абитуриенте для межвузовского обмена;

• подача абитуриентом оригинала об образовании в один из вузов и засчи-тывание этого факта во всех вузах, участвующих в межвузовском конкурсном отборе» [2].

В 2004 году в условиях расширения эксперимента по введению единого государственного экзамена в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005гг.)» одним из

6

ключевых направлений объявлена разработка федеральной системы единого конкурсного приема по результатам ЕГЭ.

В приказе №2235 от 19.05.2004 были перечислены вузы — участники эксперимента по апробации единой системы приема (далее — ЕСП). В апробации предполагалось участие 17 вузов, но реально только 14 вузов были задействованы в этом эксперименте. Не все вузы смогли выполнить требования, предъявленные к участникам единой системы приема. Обязательным условием для всех проходящих апробацию было требование предоставить абитуриенту возможность подачи заявлений на несколько специальностей с указанием приоритетов.

Апробация автоматизированной системы «Единый конкурсный прием» (далее — ЕКП), являющейся информационной основой единой системы приема, была осуществлена Омским государственным университетом в ходе приемной кампании 2004 года.

В процессе апробации участники последовательно решали поставленные задачи: предоставление данных о вузе, включающее перечень направлений и специальностей, по которым ведется подготовка, заполнение данных о контрольных цифрах приема, в том числе целевой прием, перечень вступительных испытаний на направления и специальности, уровень оценки для медалистов, уровень положительной оценки. Данные передавались через Интернет, посредством заполнения экранных форм сервера http://www.admin.novsu.ac.ru/fsekp.nsf. Затем сведения были загружены разработчиками в базу данных ЕКП.

Следующей задачей было обеспечение обмена данными между информационной системой вуза и базой данных ЕКП. Отметим, что состав файлов обмена корректировался в ходе апробации. Для обмена данными формировались три типа файлов: «Персональные данные», «Заявления-оценки», «Рейтинг-листы/Листы зачисления».

В таблице 1 отражены статистические данные о ходе загрузки данных в ЕКП различными вузами.

Следует отметить, что Омский государственный университет первым справился с задачей предоставления полного комплекта данных. Несмотря на общие для всех вузов сроки проведения ЕГЭ, мы смогли раньше всех провести зачисление. Это оказалось возможным благодаря нескольким базовым принципам проведения приемной кампании, которыми мы уже давно руководствуемся:

1. Единая приемная комиссия вуза.

2. Подача заявления в вуз с указанием приоритетов заявленных специальностей/ направлений (число заявляемых специальностей ограничивается только списком специальностей, по которым ведется подготовка).

3. Формирование единого личного дела абитуриента.

4. Одновременное автоматизированное зачисление в вуз на все формы обучения.

Работы по созданию единой системы приема будут продолжаться, надеемся, с нашим участием. Но миграция абитуриентов за пределы нашего региона очень мала. Близость Казахстана обеспечивает устойчивый дополнительный приток

7

абитуриентов. Все вузы региона сосредоточены в пределах одного мегаполиса. Вузы имеют большое количество родственных специальностей. Расширение эксперимента по ЕГЭ освобождает абитуриентов от многократных сдач вступительных испытаний. Стоимость обучения на внеплановых местах не каждому по карману. Все это побуждает абитуриентов использовать все возможности для поступления на плановое место. Пересечение вузов региона по родственным (и не очень) специальностям влечет огромное пересечение по абитуриентам. Предложенная нами схема создания единого конкурсного пространства региона (ЕКПР) [6,11] наиболее актуальна и реализуема в пределах одного региона.

Участники единого конкурсного приема:

1. Организационный центр ЕКПР, выполняющий функцию накопления и обработки информации, взаимодействия с федеральной базой свидетельств ЕГЭ. Результат работы организационного центра — публикация правил приема в вузы, рейтинг-листов абитуриентов по конкурсным позициям вузов-участников единой системы приема, результатов зачисления.

2. Приемные комиссии вузов, предоставляющие информацию о специальностях вуза: план набора, перечень вступительных испытаний, профильные экзамены, нижние границы положительных оценок; данные об абитуриентах: ФИО, дата рождения, документ, удостоверяющий личность, заявленные конкурсные позиции с приоритетами абитуриента, набранные баллы абитуриента. Из ЕКПР приемные комиссии получают информацию о складывающемся проходном балле на специальности.

3. «Абитуриент»» — участник, который является основным потребителем информации, публикуемой организационным центром ЕКПР. К участнику «Абитуриент» относятся не только абитуриенты, но и их родители, учителя и т.п.

Процесс взаимодействия ЕКПР и приемных комиссий вузов можно разделить на четыре основных этапа:

1. Формирование информационного пространства ЕКПР в части предоставления данных о правилах приема вузами-участниками ЕКПР.

2. Формирование единого заявления абитуриента в вузы-участники ЕКПР с указанием приоритетов заявляемых специальностей.

3. Формирование и публикация рейтинг-листов абитуриентов в информационном пространстве ЕКПР.

4. Процедура зачисления абитуриентов в приемных комиссиях вузов. Передача информации о зачисленных абитуриентах в ЕКПР.

После введения единого государственного экзамена как средства итоговой аттестации и одновременно вступительного испытания в вузы идея организации единого конкурсного пространства региона для абитуриента стала особенно реальной. Предоставление возможности абитуриентам подавать заявления в несколько вузов, а в вузе — на несколько специальностей требует от приемных комиссий вузов новых технологических решений в организации приема.

8

Таблица 1. Загрузка данных в ЕКП по состоянию на 12.08.2004.

Наименование вуза Загруж. персон. данных Загруж. заявле- ний План приема общий Целев. прием Зачис- лено

Астраханский государственный технический университет 3224 16893 647 60

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта 212 211 155 140

Великолукская государственная сельскохозяйственная академия 586 612 450 110 412

Воронежский государственный университет 4041 9185 1533 1417

Магнитогорский государственный университет 2092 955 60

Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской 1958 3414 570 183 507

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого 3525 6657 1815 1866

Омский государственный университет 5889 20524 1020 242 1034

Оренбургский государственный университет 5156 15954 2002 117

Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова 826 1046 249 380

Псковский государственный политехнический институт 965 5136 485 242 249

Ростовский государственный университет путей сообщения 28 28 10 5 10

Томский государственный педагогический университет лЦТЙраг гуР!96 1270 868

Итого по базе данных 30921 87056 11161 1019 6883

1. А.с. 2003611045 РФ, Роспатент. Информационно-аналитическая система «Абитуриент» (ИАС «Абитуриент») / Горнева И.С., Епанчинцева О.Л., Захаров А.М.,

9

10

Картешкина Е.В., Костюшина Е.А., Погромская Т.А., Рапаева И.А., Сергеева Т.И. (RU). №2003610757: Заяв. 07.04.2003. Опубл. 30.04.2003. Бюл. N.3(44). С.98.

2. Горнева И.С., Епанчинцева О.Л., Костюшина Е.А., Погромская Т.А., Пролубни-ков А.В., Рапаева И.А., Хорошевский М.В. Информационные технологии в Приемной кампании ОмГУ // Открытое и дистанционное образование. Томск. 2002. N.1 (5). С.55-58.

3. Епанчинцева О.Л. Технология проведения приемной кампании в связи с введением ЕГЭ // Открытое и дистанционное образование. Томск. 2002. N.4 (8). С.130-131.

4. Епанчинцева О.Л., Костюшина Е.А., Погромская Т.А. Задачи управления при формировании единого конкурсного пространства // Менеджмент высшего образования: проблемы и перспективы. Омск. 2004. С.154-174.

5. Епанчинцева О.Л. Апробация автоматизированной системы «Единый конкурсный прием» / Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции-выставки, посвященной 30-летию ОмГУ. Омск. 2004. С.54-56.

6. Епанчинцева О.Л., Костюшина Е.А., Погромская Т.А. К вопросу формирования единого конкурсного пространства региона / «Человеческое измерение в информационном обществе» / Тезисы докладов по материалам Всероссийской научнопрактической конференции / Всероссийский форум «Образовательная среда-2003». Москва: ВВЦ. 2003. С.102-103.

7. Информационно-аналитическая система «Абитуриент». Свидетельство об отраслевой регистрации разработки N 2224 от 27 ноября 2002 г. в Отраслевом Фонде алгоритмов и программ.

8. Костюшина Е.А. Автоматизированная подсистема «Абитуриент». Формализация алгоритма функции «Автозачисление» // Математические структуры и моделирование. Омск. 2001. Вып.7. С.157-161.

9. Костюшина Е.А. Опыт эксплуатации модуля «Автозачисления» информационноаналитической системы «Абитуриент» ОмГУ // Математические структуры и моделирование. Омск. 2001. Вып.8. С.121-125.

10. Костюшина Е.А. Автоматизация процесса зачисления абитуриентов в условиях подачи заявлений на несколько конкурсных позиций // Материалы Всероссийской научной молодежной конференции «Под знаком «Сигма». Омск. 2003. С.21.

11. Костюшина Е.А. Организация единого конкурсного пространства региона // Открытое и дистанционное образование. Томск. 2003. N.3-4 (11-12). С.35-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.