Математические структуры и моделирование 2003, вып. 12, с. 155-160
УДК ???,???
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРИЕМА АБИТУРИЕНТОВ
В ВУЗ
Т.А. Погромская
In this article is presented model of entrance examination process working
Введение
Работа любого вуза в целом напрямую зависит от качества и количества поступающего контингента абитуриентов. Приемная комиссия (ПК) - одно из первых подразделений ОмГУ, в котором внедрение современных информационных технологий позволило автоматизировать технологию документооборота и перейти на качественно новый уровень работы.
Информатизация процесса проведения приемной кампании позволяет предоставить абитуриентам новые возможности при поступлении, своевременно выдавать информацию секретариату приемной комиссии и руководству вуза, оперативно проводить зачисление, накапливать аналитическую и статистическую информацию о ходе приемных кампаний для прогнозирования будущих приемных кампаний,
1. Процедура проведения приемной кампании
Опишем процедуру проведения в том виде, в котором она существовала в ОмГУ до 2000 года.
Базовые правила приема являлись общими, однако каждый факультет или специальность устанавливали свой набор вступительных испытаний и перечень преимуществ абитуриента при равенстве набранных баллов.
При подаче заявления в приемную комиссию абитуриент предъявлял паспорт (или другой удостоверяющий личность документ) и предоставлял стандартный набор документов для поступления: аттестат о среднем полном образовании (или диплом о средне-специальном образовании), шесть фотографий 3x4, медицинскую справку. Он также мог предоставить сертификаты централизованного тестирования или ЕГЭ, целевое направление, грамоты,
© 2003 Т.А. Погромская
E-mail: [email protected] Омский государственный университет
156
Т.А. Погромская. Модель процесса, приема абитуриентов в ВУЗ
Абитуриент составлял заявление, в котором сообщал о себе некоторую информацию (личные данные, предоставленные документы, пр.) и указывал специальность, на которую желает поступить. Заявление подписывалось абитуриентом и оставалось в приемной комиссии. На руки абитуриент получал расписку о приеме документов.
Абитуриент мог претендовать на несколько специальностей внутри факультета или вуза в целом, тогда на остальные специальности он был обязан предоставить еще один набор документов.
Заявления на места, финансируемые из федерального бюджета, принимались до начала сдачи вступительных испытаний,
В зависимости от выбранных специальностей, абитуриенту необходимо было едать некоторый набор вступительных испытаний, установленных правилами приема. Причем некоторые предметы, например математику для математического и экономического факультетов, абитуриенту приходилось сдавать дважды.
На предметы, заявленные абитуриентами, необходимо было составить явочные листы и экзаменационные ведомости. Экзамены могли сдаваться в несколько смен, группы абитуриентов для сдачи предмета внутри смены должны были формироваться е учетом загрузки аудиторий, В процессе сдачи экзаменов сведения о полученных оценках должны были своевременно доводиться до абитуриентов, однако это условие не всегда соблюдалось.
Абитуриент не имел возможности участвовать одновременно в нескольких конкурсах на различные специальности и формы обучения, по общему конкурсу и по целевому приему. Если абитуриент проходил по конкурсу на несколько специальностей, дополнительно с ним решался вопрос о том, на какую специальность его следует зачислить.
Невозможно было учесть отказ абитуриента от места вследствие его поступления на внеплановое место на другую специальность или в другой вуз.
После зачисления на бюджетные места абитуриенты, не прошедшие по конкурсу, зачислялись на внеплановые места.
Во время приема заявлений, проведения вступительных испытаний и после зачисления вставала острая необходимость выдачи отчетной и аналитической информации. Без автоматизации процедуры приема документов это сделать было крайне затруднительно, а в некоторых случаях и просто невозможно,
2. Модель деятельности приемной комиссии
С помощью моделирования различных областей деятельности можно достаточно эффективно анализировать «узкие места» в управлении и оптимизировать общую схему бизнеса, В работе ПК совершенно четко проявилась необходимость иметь перед своими глазами модель деятельности, которая отражала бы все механизмы и принципы взаимосвязи различных подсистем в рамках проведения приемной кампании. Для решения подобных задач моделирования существуют хорошо известные методологии и стандарты, К таким стандартам относятся методологии семейства IDEF, С их помощью можно эффективно отобра-
Математические структуры и моделирование. 2003. Вып. 12.
157
Рис. 1. PFDD диаграмма процесса приема абитуриента в вуз
жать и анализировать модели деятельности широкого спектра сложных систем в различных разрезах.
Процедуру приема абитуриентов предлагается рассматривать как технологический процесс, состоящий из нескольких этапов.
Стандарт IDEF3 является стандартом документирования технологических процессов и предоставляет инструментарий для наглядного исследования и моделирования. В этом стандарте существует два типа диаграмм, описывающие один и тот же сценарий технологического процесса в разных ракурсах. Диаграмма описания последовательности этапов процесса называется PFDD-диаграммой (Process Flow Description Diagrams), а диаграмма состояния объекта и его трансформаций в процессе - OSTN-диаграммой (Object State Transition Network). Используя указанный стандарт, можно получить графическое представление процесса приема абитуриентов в вуз.
3. Технология проведения приемной кампании ОмГУ
Созданная в 2000 году информационно-аналитическая система «Абитуриент» позволила существенно упростить работу приемной комиссии, внеся некоторые организационные изменения в ее работу. Ниже описывается процесс приема
158
Т.А. Погромская. Модель процесса приема абитуриентов в ВУЗ
Рис. 2. OSTN диаграмма процесса приема абитуриента в вуз
абитуриентов, представленный диаграммами на рис.1 и рис.2 и принятый в ОмГУ за основу в результате создания системы «Абитуриент».
При подаче заявления в вуз абитуриент должен явиться лично в ПК, предъявить паспорт и заполнить форму «Заявление» (так называемый «Черновик»), в которой он сообщает о себе необходимые сведения (личные данные, предоставленные документы, и т.п.) и указывает конкурсные позиции (КП), на которые желает поступить. Особенностью работы ПК в ОмГУ является то, что абитуриент предоставляет только один набор документов, т.к. считается, что он подает документы не на отдельную специальность, а в вуз вообще. В форме «Заявление» абитуриент должен указать свои предпочтения каждой из выбираемых конкурсных позиций (приоритет, конкурсной позиции). В 2003 году в ОмГУ было 69 конкурсных позиций на всех формах обучения 13-ти факультетов.
Еще одной особенностью ОмГУ является проведение ленточных экзаменов. Это означает, что экзамен сдается абитуриентом в вуз, а не на каждую выбранную конкурсную позицию. Каждой конкурсной позиции соответствует некоторый набор экзаменов, причем на некоторые (или все) экзамены может быть определена альтернатива засчитываемых предметов. Если такая альтернатива имеется, то абитуриент должен указать в форме «Заявление», какой из альтернативных предметов он собирается сдавать. В ОмГУ в 2003 году перечень вступительных испытаний, включая специальные дисциплины факультета культуры и искусств, содержал 38 наименований с учетом предмета и формы
Математические структуры и моделирование. 2003. Вып. 12.
159
сдачи (письменно, устно, тест, собеседование).
Все указанные в форме «Заявление» сведения вводятся оператором компьютерного класса в общую базу данных. После этого абитуриенту распечатываются выходные формы «Личные данные» и «Заявление», в которых он своей подписью подтверждает правильность внесенной оператором информации, Печатные формы «Индивидуальное расписание» и «Расписка о приеме документов» выдаются абитуриенту на руки и являются, наряду с паспортом, обязательными документами при повторных обращениях в ПК, «Индивидуальное расписание» составляется автоматически на основе общей сетки расписания экзаменов вуза и содержит только выбранные абитуриентом предметы для еда-
ЧИ,
Абитуриент также может предоставить сертификаты централизованного тестирования или свидетельства ЕГЭ, целевое направление, которые могут вводиться вместе е заявлением или позднее - при повторном обращении в ПК, В соответствии е новым порядком приема в вузы, подготовленными Министерством высшего образования, абитуриенты должны иметь возможность участвовать одновременно в нескольких конкурсах на различные специальности и формы обучения, по общему конкурсу и по целевому приему.
Теперь абитуриент может претендовать на несколько конкурсных позиций сразу. При наличии целевого направления абитуриент обязан включить «целевую» позицию в общий сквозной список своих приоритетов. Таким образом он получает право одновременно участвовать в общем конкурсе и по целевому приему.
Заявления для участия в конкурсе на места, финансируемые из федерального бюджета, как и оригиналы документов об образовании, принимаются до установленной в правилах приема даты. При этом предполагается, что если абитуриенту для участия в конкурсе необходимо сдать вступительные испытания, те. если он не имеет сертификатов или свидетельств ЕГЭ, он обязан подать документы в ПК не позднее, чем за один день до начала первого экзамена, чтобы быть включенным в экзаменационную ведомость.
На предметы, заявленные абитуриентами, составляются явочные листы и электронные экзаменационные ведомости для сдачи вступительного испытания. При этом в них автоматически попадают все претенденты на экзамен, кроме забравших документы и уже имеющих максимальный балл по данному предмету, а также сдававших предмет ранее (с сертификатами ЕГЭ), Сведения о полученных оценках вносятся в электронные ведомости в порядке, совпадающем с порядком следования претендентов в электронных ведомостях, что существенно упрощает ввод и проверку данных.
После занесения оценок за предмет в базу данных происходит пересчет окончательных оценок для каждого абитуриента на каждую заявленную им конкурсную позицию.
По окончании приема документов и сдачи всех вступительных испытаний, а также с учетом утвержденных льгот и введенных в базу данных преимуществах при равенстве баллов происходит формирование рейтинг- листов на каждую конкурсную позицию, В них абитуриенты упорядочены по сумме на-
160
Т.А. Погромская. Модель процесса, приема абитуриентов в ВУЗ
Рис. 3. Схема размещения рабочих мест приемной комиссии ОмГУ
бранных баллов и некоторому дополнительному набору характеристик. Формирование таких рейтинг-листов осуществляется специальным модулем «Автозачисление». В результате работы алгоритма «Автозачисления» абитуриент может быть зачислен только на одну конкурсную позицию.
Отказ абитуриента от места вследствие его поступления на внеплановое место на другую специальность или в другой вуз обрабатывается дополнительным модулем по решению приемной комиссии во время заседания ПК.
После зачисления на бюджетные места абитуриенты, не прошедшие по конкурсу, зачисляются на внеплановые места при условии положительной сдачи вступительных испытаний, заключения и оплаты договора. Заключение договора проходит в отделе договорных отношений, территориально находящемся в другом корпусе.
Литература
1. Richard J. Mayer, Christopher Р. Menzel and others Information Integration For Concurrent Engineering (IICE). IDEF3 Process Description Capture Method Report. Knowledge Based Systems, Inc. 1995.