Научная статья на тему 'Виртуальная приемная комиссия региона'

Виртуальная приемная комиссия региона Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
339
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пыхтин А. И.

The given work is devoted to automated information system «Virtual entrance examination», intended for maintenance of entrants with additional opportunities on forecasting success of receipt in universities of region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual entrance examination of region

The given work is devoted to automated information system «Virtual entrance examination», intended for maintenance of entrants with additional opportunities on forecasting success of receipt in universities of region.

Текст научной работы на тему «Виртуальная приемная комиссия региона»

ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ РЕГИОНА

А. И. Пыхтин, асп., программист приемной комиссии Тел: +7(4712)52-38-02; E-mail: [email protected] Курский государственный технический университет http://www.ee.kstu.kursk.ru

The given work is devoted to automated information system «Virtual entrance examination», intended for maintenance of entrants with additional opportunities on forecasting success of receipt in universities of region.

Начало XXI века ознаменовалось для высшего образования в России вступлением в Болонский процесс, введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) и обострением демографической ситуации (сказался спад рождаемости в конце 80-х годов XX века). Все эти факторы привели к росту конкуренции между вузами, особенно в борьбе за внебюджетных студентов. В сложившейся ситуации многие вузы начали внедрение систем менеджмента качества, рассматривая вуз как производство, образование - как продукцию, а студентов (абитуриентов) -

как потребителей, клиентов.

В связи с вышесказанным у большинства вузов возникла новая задача - формирование политики привлечения будущих абитуриентов и студентов [1]. Пришло время высшему образованию вспомнить одно из главных правил успешного бизнеса: «Клиент должен быть не просто доволен, он должен быть в восторге». Клиент будет в восторге только в том случае, если получит товар высшего сорта (престижное, качественное образование с перспективой успешного трудоустройства), сопровождаемый первоклассным сервисом (обучение у квалифицированных преподавателей, современная материальная база и др.).

В информационный век важнейшим товаром является информация. И первую информацию о вузе посетитель получает в приемной комиссии (ПК), которая является своего рода «вратами» в мир высшего образования. Именно сотрудники ПК играют роль «менеджеров по продажам» услуг сферы высшего образования: одно резко сказанное «менеджером» слово может принести

вузу многие тысячи упущенной выгоды, а одна лишняя минута внимания очередному посетителю заберет потенциального студента у вуза-конкурента.

Подробное непрерывное информирование абитуриентов обо всех этапах поступления в образовательные учреждения является обязательным требованием к организации работы не только отдельных приемных комиссий вузов, но и активно внедряемой в свете перехода к ЕГЭ единой системы приема и зачисления (ЕСП) [2].

В большинстве образовательных учреждений в России для обратной автоматизированной связи с абитуриентами используются веб-сайты или веб-порталы. Наличие сайта вуза, отличающегося высокой информативностью, современным запоминающимся дизайном, является в настоящее время одним из показателей престижности организации. Дополнительной функциональностью веб-сайтов вузов является предоставление пользователям возможностей удаленной подачи документов в вуз [3], а также наличие программы для публикации результатов сдачи аттестационных испытаний, списков рекомендованных к зачислению и т.д. Услугами подобных веб-приложений пользуются и приемные комиссии для проверки подлинности документов об образовании, свидетельств ЕГЭ и сертификатов ЦТ.

Для решения задачи удовлетворения потребностей поступающих в Курском государственном техническом университете (КурскГТУ) на основе существующего программного и аппаратного обеспечения [4, 5] создана открытая веб-ориентированная автоматизированная информационная система (АИС) «Виртуальная приемная комиссия» (ВПК). ВПК представляет собой совокупность веб-сервисов, расположенных на сайте ПК (см. рис.).

Данный сайт, в том числе комплекс ВПК, расположен на выделенном сервере под управлением открытой операционной

системы FreeBSD и свободно распространяемых веб-сервера Apache и системы управления базами данных FireBird. Веб-приложения спроектированы на свободно распространяемом языке PHP. Таким образом, затраты, связанные с использованием программного обеспечения при создании системы, сведены к минимуму. Доменное имя, IP-адрес и базовую защиту от внешних атак предоставляет собственный провайдер услуг сети Интернет. Более подробное рассмотрение программно-аппаратной архитектуры ВПК выходит за рамки данной статьи.

Содержимое сайта формируется и обновляется строго в соответствии с предпочтениями посетителей ПК. На сайте доступна следующая информация: новости ПК, подробные сведения о специальностях и направлениях подготовки вуза (включая перечень вступительных испытаний и стоимость обучения на внебюджетной основе), правила приема, список рекомендуемой для подготовки к поступлению литературы и многое другое. Для обратной связи с посетителями сайта доступны форум, ICQ-консультация, а также подробные контактные сведения. Впрочем, все это можно найти на сайте любого вуза России и зарубежья.

Остановимся подробнее на понятии «виртуальности» АИС. «Виртуальная приемная комиссия» рассматривается как программная модель, реализующая часть функций ПК. Но в чем тогда отличие виртуальной ПК от многочисленных существующих разработок АИС приемных комиссий российских вузов, проекта единого конкурсного пространства региона [6] и АИС единого конкурсного приема?

Все существующие информационные системы образовательных учреждений автоматизируют деятельность приемных комиссий на уровне отдельно взятого вуза, региона или России в целом, дублируя существующие в реальном мире документы (заявления, приказы, расписки, свидетельства ЕГЭ и т.д.) в электронном виде (например, в виде записей таблиц базы данных). Но часто и для абитуриентов, и для образовательных учреждений возникает потребность в прогнозировании результатов тех или иных этапов деятельности в зависимости от заданных начальных параметров.

ВПК позволяет посредством специального открытого веб-интерфейса подать в удаленном режиме любому желающему виртуальное заявление на поступление. Вир-

ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ КурскГТУ

Virtual KtirskSTU n trau се xamination

На сайт КурскГТУ

"V каждого родителя всегда есть свои плюсы и минусы, впрочем, как и у любого другого источника питания." Студенческая мудрость

Новости

Правила приёма Специальности Словарь абитуриента Лицензия

О нашем ПО Контакты

Online-тесты

25.10.2007 65 лет ректору! Поздравляем ректора КурскГТУ Ивана Сафоновича Захарова с 65-летием.

02.10.2007 Обновление раздела "Литература" продолжается

Опубликованы в открытом доступе новые материалы для подготовки к ЕГЭ и ЦТ по математике, информатике, химии

01.10.2007 Поздравляем КурскГТУ с получением новой лицензии

Курский государственный технический университет получил новую лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Меню абитуриента

Просмотр личных данных

абитуриента Регистр.

Online-консультация * ICQ: 289756237

Форма поиска:

О Web

• ee.kstu_kursk.ri

24.09.2007 Обновление в разделе "Литература"

Раздел "Литература" пополнился 2-мя электронными книгами для подготовки к централизованному тестированию по физике. Полученные знания не забудьте проверить в разделе ОпНпе-тестирование

20.09.2007 На сайте открыт новый раздел - ОпПпе-тестгирование

На нашем сайте открылся новый раздел - Оп Ппе-тестирован и е. В новом разделе будут опубликованы образцы тестовых заданий, использующиеся на вступительных испытаниях при поступлении в наш вуз, а также при едаче ЕГЭ. Вы получите уникальную возможность проверить свои знания и оценить свои силы при поступлении. Обратите внимание, что перед началом тестирования Вам необходимо за регистрироваться ! Процедура не потребует более 2-3 минут Вашего личного времени. Не забывайте почаще заходить в этот раздел, так как количество опубликованных тестов будет расти с каждой неделей. Вдруг одно из заданий или ему подобное Вам при сдаче экзамена в вузе?_

ff ÖWHj^^S.

Рис. Сайт Приемной комиссии

Узнай свой IP-t

430 видов. м.Тверская 2 минуты пешком. Лицензия 77-01-

туальность заявления состоит в отсутствии физической копии документов, находящихся в реальной приемной комиссии, т. е. это заявление не имеет юридической силы и по нему нельзя поступить в образовательное учреждение. Чтобы заявление стало «реальным», абитуриенту необходимо любым доступным способом, утвержденным в правилах приема, доставить в реальную приемную комиссию оригиналы или заверенные копии заявленных документов, т.е. выполнить процедуру подачи документов в вуз.

В заявлении пользователь указывает интересующую его форму и основу обучения, упорядоченный в соответствии с личными приоритетами список специальностей и направлений подготовки для поступления в ряд вузов, использующих ВПК, а также перечень преимуществ при прочих равных условиях. В случае необходимости в заявлении абитуриент указывает льготы на внеконкурсное поступление или на поступление по уменьшенному количеству вступительных испытаний, факт наличия целевого направления.

В качестве вступительных испытаний абитуриент заявляет результаты ЕГЭ или свидетельства централизованного абитуриентского тестирования (ЦТ) в соответствии с действующими правилами приема в выбранные учебные заведения. Введенные баллы будут автоматически синхронизированы с Федеральной базой свидетельств.

Если результаты аттестации по некоторому предмету отсутствуют, то абитуриенту предоставляется возможность в режиме онлайн пройти аттестационное компьютерное испытание по материалам ЕГЭ или по материалам ЦТ. Для реализации этой функции на основе программы для проведения социологических исследований [7, 8] было создано веб-приложение для онлайн-тестирования посетителей сайта. Проводимое виртуальное вступительное испытание по возможности приближено к реальному: даются рекомендации по работе с материалами, используется ограничение времени и т. д.

Пройдя экзамен в онлайн-режиме, абитуриент, во-первых, проверяет свои силы для будущего поступления в вуз, во-вторых, может заявить полученные баллы в своем виртуальном заявлении (данный результат не имеет силы при преобразовании виртуального заявления в реальное).

Пользователю предоставлена возможность сдавать недостающие предметы любое количество раз и заявить в итоге максималь-

ный результат.

На основании поданного виртуального заявления абитуриент может проверить свои шансы на поступление на выбранный список специальностей, воспользовавшись процедурой проведения виртуального конкурсного отбора на бюджетные места, в котором участвуют все поданные на данный момент времени заявления. В зависимости от выбора пользователя конкурс может быть проведен как на всем множестве заявлений, так и отдельно на множестве реальных заявлений. В результате проведения моделирования конкурса будут сформированы рейтинг-списки абитуриентов, рекомендованных к зачислению, изучение которых позволит посетителю сайта оценить свои шансы на поступление.

Проанализировав складывающуюся конкурсную ситуацию, выпускник может:

• скорректировать форму обучения, список своих индивидуальных приоритетов, преимуществ при прочих равных условиях, результаты аттестации, льготы или целевые направления и повторить процесс конкурсного отбора;

• удовлетвориться полученными результатами и принять решение о преобразовании виртуального заявления в реальное;

• отказаться от поступления в образовательные учреждения, использующие ВПК.

С технической точки зрения запуск модуля конкурсного отбора и зачисления каждым пользователем вызовет резкое увеличение аппаратной нагрузки на веб-сервер. Возможное быстрое и эффективное решение проблемы - организация автоматических запусков модуля с периодичностью 4-5 раз в час. В таком случае абитуриенту придется выждать некоторый интервал времени, пока произойдет очередной пересчет конкурсной ситуации. При отсутствии изменений в заявлениях между двумя временными точками запуска модуля автоматический пересчет можно не выполнять.

При введении в России ЕГЭ по всем предметам, сдаваемым при поступлении в высшие учебные заведения, возможности пересдать экзамен непосредственно в ходе приемной кампании у выпускников не будет, поэтому виртуальный конкурс будет максимально приближен к реальному.

После завершения подачи документов для поступления в ПК виртуальные заявления ликвидируются, и система эксплуатируется в режиме реального конкурса. Абитуриентам предоставляется возможность от-

слеживать конкурсную ситуацию для принятия решения о предоставлении оригиналов, поданных в ПК.

Выше были рассмотрены преимущества ВПК для абитуриентов. Рассмотрим функции ВПК, помогающие принимать решения руководству вузов.

Во первых, ВПК позволяет отслеживать виртуальные заявления и анализировать предварительный качественный и количественный состав нового набора.

Во-вторых, ВПК позволяет осуществлять мониторинг сдаваемых абитуриентами в онлайн-режиме экзаменов и сравнивать набранные баллы с результатами, полученными по завершении аттестационных испытаний в ходе приемной кампании.

В-третьих, ВПК позволяет сформировать проекты необходимой для ПК отчетности (протоколы, приказы и т.д.). Задачей ПК становится корректировка полученной отчетности в соответствии с необходимыми решениями или утверждение подготовленных проектов.

Но одно из самых важных преимуществ использования ВПК - проведение виртуального конкурсного отбора и зачисления с точки зрения председателя ПК (например, ректора вуза). В ходе зачисления могут возникать коллизионные ситуации, т.е. ситуации, в которых на некоторое число бюджетных мест претендуют абитуриенты с одинаковым количеством набранных баллов. Задавая различные варианты решения подобных коллизий, председатель ПК может подобрать оптимальный вариант зачисления, изменяя такие параметры, как количество бюджетных мест на специальностях или направлениях подготовки (при сохранении контрольной цифры приема), характер преимуществ при равенстве баллов и т. д.

Таким образом, в работе рассмотрены преимущества внедрения в ВПК как со стороны будущих абитуриентов, так и со стороны учебных заведений. Опыт эксплуатации данной системы в ближайшем будущем покажет результативность использованного подхода к проблеме.

Литература

1. Карпов А. О. К проблеме аттрактивной политики вуза //Инновации в образовании. - 2006. - № 6.

2. Методические рекомендации по проведению апробации единой системы приема и зачисления в образовательные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации с использованием автоматизированной системы «Единый конкурсный прием» : Утв. приказом №2235 Минобразования России от 19.05.2004.

3. А. с. 3098, Отраслевой фонд алгоритмов и программ. Дистанционная подача документов в вуз. ИАС «Абитуриент» / Епанчинцева О.Л., Погромская Т.А., Редреев Д.Г. - М.: ВНТИЦ, 2004. -№50200400021.

4. А. с. 2006613434 РФ, Роспатент. Программа для ЭВМ «Программа для автоматизации работы приемных комиссий в высших учебных заведениях» / Пыхтин А. И. (RU). -№2006613434; заявл. 07.08.2006; опубл. 03.10.2006.

5. А. с. 7446, Отраслевой фонд алгоритмов и программ. Автоматизированный информационный комплекс на основе экспертной системы управления конкурсным отбором и зачислением / Пыхтин А. И., Захаров И. С., Спирин Е. А. - М.: ВНТИЦ, 2007. - №50200700077.

6. Епанчинцева О.Л., Костюшина Е.А., Погромская Т.А. Предложения по формированию единого конкурсного пространства региона //Сб. тр.: Всеросс. конф. «Интеграция информационных систем в управлении образованием - 2005», Всероссийская научн.-практ. конф. «Информационные технологии ЕГЭ в образовании». - Псков, 2005. - С. 57-61.

7. А. с. 2007613221 РФ, Роспатент. Программа для ЭВМ «Программа для проведения социологических исследований» / Пыхтин А. И., Квачева Т. В. (RU). - №2007613221; заявл. 04.06.2007; опубл. 30.07.2007 .

8. А. с. 8419, Отраслевой фонд алгоритмов и программ. Программа для проведения социологических исследований «Socio» / Пыхтин А.И., Квачева Т.В. - М.: ВНТИЦ, 2007. - № 50200701158.

-к к

к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.