Научная статья на тему 'Формирование единого информационного пространства'

Формирование единого информационного пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / СТАНДАРТЫ / AGRICULTURE INFORMATION / UNIFORM INFORMATION FIELD / AN INFORMATION RESOURCE / STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черданцев В. П., Кобелев П. Е.

Единое информационное пространство обеспечивает ориентацию работников АПК в современных экономических условиях. Внедрение информационных технологий и разработка локальных стандартов позволит достичь определенного уровня качества обмена, формирования, обработки и распределения информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIFORM INFORMATION FIELD OF REGIONAL AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Uniform information field provides orientation of workers of agrarian and industrial complex in modern economic conditions. Introduction of information technology and working out of local standards will allow to reach a certain degree of quality of an exchange, formation, processing and distribution of information resources.

Текст научной работы на тему «Формирование единого информационного пространства»

вым характером данной сферы экономики и значительным мультипликативным эффектом от ее функционирования. Так, по другим имеющимся данным в 2007 г. объем российского рынка делового туризма составил 3 млрд долл., или 5% от общего объема рынка. Две тре-ти пришлось на командировки, остальное - на услуги для корпоративных пользователей. По прогнозам к 2013 г. деловой туризм составит уже 11% от общего объема рынка туризма. Пропорция сохранится: деловые поездки - 9 млрд долл., остальные состав-

ляющие - 3 млрд долл. Однако к мировому уровню - 17% в общем объеме туррынка - доля российского делового туризма приблизится не ранее 2020 г. [7]

Реализуем аналитический этап методики сбора и анализа статистической информации, характеризующей состояние профессионально-делового туризма в Российской Федерации.Та-ким образом, в условиях недостаточности официальной статистической информации, характеризующей состояние профессионально-делового ту-

Литература

ризма в Российской Федерации, важную роль в оценке показателей профессионально-делового туризма играют оптимизация и алгоритмизация процесса анализа статистических и аналитических материалов, позволяющих объективно описывать основные характерные черты составляющих данной сферы деятельности, и осуществление адекватных международных сравнений. Предложенная методика может стать основой для реализации данного процесса.

1. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 - 2016 годы)»: Распоряжение Прави-тельства РФ от 19.07.2010 № 1230-р.

2. Говоров Л.В. Основные направления развития конгрессной деятельности в городе Москве // Материалы Первой московской конференции «Конгрессная дея-тельность. Основные задачи и направления развития». 11.03.2010 г.

3. Официальный сайт Международной ассоциации конгрессов и конференций www.iccaworld.com

4. Ходько С.Т. Зачем России национальное конгресс-бюро? // Электронная вер-сия журнала «Экспо Ведомости». 2006. № 5.

5. Третьяк Я. В Росии конгрессная статистика не ведется // Официальный сайт информационного агентства «Турин-фо» www.tourinfo.ru

6. Эбохон А. Специальный репортаж о российском рынке MICE-услуг // Элек-тронная версия журнала The Russia corporate world. 2009. Июль. № 6.

7. Богданова С. Туризм на пути в лучший мир // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. № 5. С. 17.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

В. П. ЧЕРДАНЦЕВ, РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

кандидат экономических наук, профессор, Пермская ГСХА П. Е. КОБЕЛЕВ (фото), аспирант, Пермская ГСХА.

г. Пермь, ул. Коммунистическая, 23 Тел/факс:+7 (342) 2-125-394 е-mail: psaa@perm-edu.ru

Ключевые слова: информатизация сельского хозяйства, единое информационное пространство, информационный ресурс, стандарты.

Повышение эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора экономики, неразрывно связано с созданием единого информационного пространства, охватывающего все уровни управления АПК и все группы субъектов сельского хозяйства. Это позволит сельскохозяйственными товаропроизводителями получать своевременную, качественную и достоверную информацию по интересующим их вопросам, предоставленную в определенном стандартизированном виде.

Под единым информационным пространством (ЕИП) следует понимать

- совокупность методов и средств взаимодействия в системе, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. [2]

Иными словами единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

- информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

- организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

- средства информационного взаи-

модействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и

организационно-нормативные доку-м ен ты ;

- стандарты и нормы, регламентирующие порядок создания, обработки, обмена информационными ресурсами. [3]

Как свидетельствует опыт передовых зарубежных стран, информатиза-

ция аграрной сферы является действенным фактором интенсивного развития и повышения эффективности сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей. Прямым следствием недостаточного учета этого важнейшего фактора является отставание в проведении реформ аграрном секторе.

В настоящее время в АПК ведется большая работа по созданию баз данных и программных продуктов, предназначенных для товаропроизводителей, органов управления, партнеров сельхозпредприятий по агробизнесу и других организаций. Но, к сожалению, информационный ресурс часто не становится достоянием всех категорий пользователей, ради которых он создается. Существующая система информатизации нуждается в значительном усовершенствовании, проведении организационных мероприятий и экспертизы достоверности информации, а также целесообразности внедрения той или иной разработки. В связи с

№ 11-1 (77), 2010 г.

Аграрный вестник Урала

103

этим, дальнейшее функционирование АПК в условиях рыночных отношений предполагает уточнение и развитие теоретических основ и разработок практических рекомендаций по формированию и развитию информационного обеспечения АПК.

Основным компонентом информационного пространства является Информационный ресурс (ИР). ИР - это идеи, разработки и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. Важным свойством ИР является способность к расширению и увеличению по мере использования. В качестве информационных ресурсов АПК выступают книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация,

технические переводы, данные о передовом производственном опыте, базы данных, отраслевая и статистическая информация, интернет-каталоги, телеконференции, агро-дайджест и др.

При рассмотрении понятия информационный ресурс всегда существу-

ет две стороны: источник и потребитель или пользователь информации. Как первым, так и вторым могут быть объекты науки, техники, общества. Во взаимодействии между ними и происходит обмен информацией, знаниями.

Взаимодействие источников и потребителей информации в аграрной сфере представлено на схеме 1.

Хотя у перечисленных групп пользователей имеется выраженная специфика и в характере информационных потребностей, и в форме использования информационного продукта, четкой границы между ними не существует. Связь между поставщиками и потребителями можно считать взаи-мообратной.

В качестве организационной структуры, обеспечивающей функционирование и развитие единого информационного пространства по нашему мнению, целесообразно использование Инновационно - информационного центра АПК Пермского края, создание которого ведется на базе Пермской ГСХА.

На основании проведенного исследования нами были предложены следующие направления разработки ЕИП регионального АПК:

1. Создание коммуникативной площадки профессионального сообщества.

В качестве коммуникативной площадки целесообразно использование среды глобальной информационной сети Интернет, и создание на ее основе Информационного портала, как необходимого системообразующего элемента, обеспечивающего «единую точку доступа» всем участникам АПК к множеству необходимых информационных ресурсов и сервисов.

К основным задачам Интернет портала относятся:

- обеспечение АПК комплексным учебно-методическим материалом, в том числе нормативно-правовой документацией по проблемам наукоемкого бизнеса, российскими и зарубежными стандартами по вопросам ведения бизнеса, создания продукции;

- реализация поддержки новых образовательных междисциплинарных взаимодействий: студент - студент, студент - преподаватель, преподаватель - работодатель; работодатель -студент;

- предоставление возможности предварительной компетентной экспертизы нормативных актов, проектов и идей, через средства коммуникации;

- осуществление интерактивного консультирования и участие в on-line форумах и конференциях;

- обеспечения нового эффективного канала конструктивного общения с профессиональным сообществом.

2. Создание электронного научного издания.

Одним из направлений развития кадров АПК в рамках системы непрерывного образования являются, такие ступени повышения квалификации специалиста, как аспирантура и докторантура. Согласно специфике деятельности в данных институтах, для обеспечения одного из вариантов обмена опытом с коллегами различных регионов предусматривается печать научных статей и докладов в сборниках и журналах.

Согласно предложенному ВАК порядку регистрации электронных научных изданий, публикации в которых приравниваются к опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, нами

предлагается создание электронной версии научного издания с дальнейшим размещением на сайте Интернет портала. Под электронным научным изданием понимается - электронный документ (группа электронных документов), содержащий результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, прошедших редакционно-издательскую обработку, предназначенные для распространения в неизменном виде, имеющий выходные данные, и предназначенный для неограниченного круга лиц. [3]

Цель создание электронного научного издания - предоставление возможности ученым, сотрудникам предприятий региона, желающим обозначить результаты своих исследований, размещать свои труды.

Преимуществами создания электронной версии будут:

- устранение территориальной удаленности от источника информации;

- открытость и общедоступность электронных ресурсов;

- возможность диалога с авторами работ, редактором журнала, посредством сервиса электронных сообщений.

3. Разработка внутренних стандартов и норм, регламентирующих взаимодействие внутри единого информационного пространства.

Изучив опыт разработки внутренних стандартов, можно сделать вывод о высокой эффективности их функционирования. Разрабатываемые стандарты и правила, являясь своеобразными источниками права в области предпринимательства, имеют свое особое значение в системе нормативных актов локального уровня. Структурно локального стандарта организации включает в себя четыре основных раздела: область применения; нормативные ссылки; определения; принципы и элементы данного стандарта. [1]

В рамках единого информационного пространства предлагается разработка единых стандартов по следующим направлениям:

Обмен информацией:

- предоставление отчетной информации участниками ЕИП;

- формы персональных данных;

- регламент предоставления требуемой информации согласно уровням доступа и направленности запроса.

Обработка:

- методики анализа и обработки данных;

- формирование отчетности.

Хранение:

- стандартизация обновляемого банка данных;

- защита информационных ресурсов.

agriculture information, uniform information field, an information resource, standards.

Поставщики информаци и Потреб ители информации

Министерство с/х ПК А N Информационны й п ор та л Обновляемая База данных (хранение, обработка, расп ростран ен ие информ ации) А N Органы управления АПК

Перм ская ГСХА Сел ьскохозяйствен ные п редп рияти я

Научные учреждения м—V N V Фермерски е хозяйства

Учебные заведения Аграрного профиля Личные подсобные хозяйства

Студенты и выпускники

Схема 1

Связи поставщиков и потребители информации в аграрной сфере

Основными ожидаемыми результатами функционирования единого информационного пространства являются:

- повышение эффективности проводимых мер по развитию агропромышленного производства и социальному развитию села;

- решение задач оперативного планирования, организации и координации работ в АПК Пермского края;

- создание единых, обновляемых

баз данных по региону;

- повышение уровня стандартизации процессов в экономике АПК;

- сокращение сроков на всех этапах сбора, обработки, анализа и распространения информации;

- внедрение эффективных информационных технологий;

- обеспечение в полной мере доступа к информационным ресурсам всем заинтересованным лицам;

- повышение эффективности агро-

предприятий, за счет применения современных стандартов и технологий обмена и обработки информации.

В заключении необходимо отметить, что реализация преимуществ единого информационного пространства позволит приблизить уровень информационного обеспечения субъектов АПК Пермского края, к существующему, в настоящее время, в развитых странах.

Литература

1. Черданцев В.П., «Принципы изменений управления АПК на основе саморегулирования» // Аграрный вестник Урала. 2008 - №12. - с.16-19.

2. Болдырев В.А., Кобелев П.Е., «Необходимость применения информационных технологий для получения достоверной информации». // Совершенствование управления корпоративными образованиями и региональная промышленная политика: проблемы и инновации: Всеросс. науч.-практ. конфер. - Пермь, 2007. - с. 9-12.

3. Положение Высшей аттестационной комиссии о порядке регистрации электронных научных изданий /Электронный ресурс/ http://vak.ed.gov.ru

4. Целевая программа «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008 - 2010 годы)».

ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Е. А. ШАМИН,

старший преподаватель кафедры «Экономика и статистика», Нижегородский ГИЭИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

606340, Нижегородская обл. г. Княгинино, ул. Октябрьская, д. 22 тел. 8 (83166) 4-13-91

Конкурентоспособность, кооперация, предпосылки, экономический анализ.

Мировой экономический кризис поставил общество перед необходимостью переосмысления, а в некоторых случаях - пересмотра представлений о характере и движущих силах развития национального хозяйства страны. В связи с этим назрела необходимость модернизации производства, корректировки принципов и методов хозяйствования с учетом процессов, про исходящих в мировой экономике.

Принципиального рассмотрения требуют вопросы устойчивого развития теории кооперации и кооперативного движения в стране. Нужны новые подходы к определению места и роли потребительской кооперации в экономической структуре национального хозяйства, социальных и политических процессах. В первую очередь необходимо отойти от традиционного одностороннего понимания и использования кооперации преимущественно с позиции ее внутренних процессов и проблем развития. Возрождение кооперативного движения в сельской местности является сегодня важнейшей общественно-политической задачей

Competitiveness, cooperation, preconditions, the economic analysis.

для эффективного функционирования всего агропромышленного комплекса. Либерализация экономики резко отразилась деятельности кооперативных организаций: доля потребительской кооперации в товарообороте страны значительно уменьшилась, снизились объемы производства, что коренным образом повлияло на снижение экономической эффективности деятельности потребительских обществ. В сложившейся ситуации руководители, специалисты большинства кооперативных организаций оказались профессионально и психологически не готовы к работе в новых условиях, что привело к ухудшению финансового состояния. Кооперативные сообщества, испытывая острый дефицит денежных средств, оказались на грани банкротства вынуждены были брать многократно вздорожавшие кредиты. Как следствие резкого увеличения издержек обращения и производства росло количество убыточных потребительских обществ и союзов, относительно благополучные до половины своей прибыли направляли в качестве платежей в бюджет разного уровня (1993 г.). Резко снизилась хозяйственная деятельность потребительской кооперации, в тяжелейшем положении

оказались оптовая торговля, общественное питание, происходило свертывание закупок сельскохозяйственной про-дукции и сырья, ухудшились показатели использования мощ-ностей хлебопекарных, колбасных и других производственных предприятий. На формирующемся свободном рынке кооперация, привыкшая к монополии быстро сдавала свои позиции предприятиям других форм собственности, во всех отношениях оказавшись не готовой к работе в рыночных условиях, и уро-ки предприимчивости теперь обходились системе очень дорого.

Больше всего от изменений экономических ориентиров пострадало сельское хозяйство. Упал объем сельскохозяйственного производства. Денежные доходы сельского населения снижались быстрее, чем доходы горожан, так как дисбаланс цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в большей степени затронул те товары, которые занимают значительный удельный вес в покупках сельских жителей. По этим причинам произошло резкое снижение покупательной способности сельского населения, обслуживаемого потребкооперацией. Так же на состоянии дел в потребительской кооперации отрицательно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.