Роль информационного обеспечения в эффективном управлении АПК
ММ Трясцин, д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА; М.С. Оборин, к.г.н., ФГБОУ ВПО Пермский институт (филиал) РЭУ имени Г.В. Плеханова
В современных условиях процесс выработки и реализации управленческих решений по своей важности является ключевой составляющей теоретико-методологических положений развития агропромышленного комплекса региона, эффективность которого обеспечивается наличием и развитием адекватной и прогрессивной системы информационного обеспечения. Сельское хозяйство в России — дотационная отрасль, развивающаяся со значительным отставанием от многих стран мира. Поэтому использование в агропромышленном производстве, а именно в управлении, современных информационных технологий является важным условием модернизации и совершенствования всей системы менеджмента агропроизводства.
Принято считать, что по целевому назначению информация подразделяется на универсальную и специальную системы управления. Кроме того, любую информацию можно трактовать как для однократного, так и многократного применения, а также как постоянную и переменную информацию. На практике это могут быть приказы либо нормы и нормативы [1].
Частое и непредсказуемое изменение внешней среды АПК в современных условиях придаёт особую значимость информационному обеспечению управления сельскохозяйственным производством региона. На практике, как правило, это может выглядеть следующим образом, включая в себя следующие подсистемы [2]:
а) подсистема получения средств информации;
б) подсистема обработки информации;
в) подсистема доступа и использования информации;
г) подсистема хранения информации;
д) подсистема передачи информации.
В современных условиях информационное обеспечение формируется во внешней и внутренней среде на макро- и микроуровнях по следующим информационным потокам:
— международные обязательства Российской Федерации;
— законодательство Российской Федерации;
— задачи экономического и политического развития государства и региона;
— сельское сообщество и индивидумы;
— природно-климатические условия сельской местности;
— достижение научно-технического прогресса в аграрном производстве;
— информация конкурентной среды, участников рынка и контрагентов;
— информация о ресурсном обеспечении агро-производства;
— организационно-управленческая информация.
Эффективность системы управления развитием
АПК на уровне региона или муниципального образования определяется качеством, современностью и достоверностью представленной менеджменту информации, которые, в свою очередь, обеспечиваются структурой информационного обеспечения управления [3].
Структура любой системы информационного обеспечения подразумевает логическую многоуровневую архитектуру и соответствующее её физическое наполнение и смысловое содержание. Рассмотрим структуру информационного обеспечения управления развитием агропромышленного комплекса на региональном уровне.
В ходе исследования процессов управления развитием АПК Пермского края нами были выявлены
две ключевые взаимосвязанные проблемы — это крайне низкий уровень автоматизации процедур управления и неудовлетворительное качество информационного обеспечения, принятие управленческих решений, что характерно не только для отдельных сельскохозяйственных предприятий, но и для отрасли сельского хозяйства в целом [4].
В Пермском крае в настоящее время значительная часть документооборота осуществляется (либо дублируется) на бумажных носителях. Особенно это проявляется во взаимоотношениях районных (муниципальных) управлений АПК и местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, что обусловливает их рассредоточенность и излишнюю дублированность. В то же время в министерствах управления агропромышленным комплексом на федеральном и региональном уровнях успешно реализуются программы электронного документооборота [1, 3, 4]. В частности, в Пермском крае успешно внедрена система «Электронное правительство», оформить заявки и получить необходимую информацию сельхозтоваропроизводители могут непосредственно на сайтах краевого министерства сельского хозяйства и фондов поддержки предпринимательства. Также внедрена система дистанционного обучения кадров агропромышленного комплекса региона в вопросах подготовки и переподготовки кадрового потенциала по функциональным отраслям сельскохозяйственного производства и переработки.
В то же время на сельскохозяйственных предприятиях Пермского края автоматизированные информационные ресурсы, используемые в производстве сельскохозяйственной продукции, как правило, ограничиваются наличием бухгалтерской системы 1С и интернет-банка, да и то в крупном товарном производстве.
Учитывая это, мы считаем, что базовыми стандартами управления и планирования агропроиз-водства на основе информационных технологий должно быть объёмно-календарное планирование, т.е. планирование материальных потребностей и формирование плана пополнения запасов (за счёт производства или закупок). Далее статистическое управление планами и бюджетами, основанное на применении методов статистического анализа и прогноза для обеспечения желаемого уровня эффективности сельскохозяйственного производства и качества готовой продукции. И последнее — технология управления, в рамках которой формируются требования, позволяющие обеспечить оптимальную загрузку производственных мощностей с учётом сезонности сельскохозяйственных работ.
Всё вышеизложенное является базовыми стандартами планирования и управления агропро-изводством. Сюда также необходимо отнести концепцию управления аграрным производством, основанную на учёте и планировании ресурсов и их распределении в соответствии с сезонностью
сельскохозяйственной деятельности, и алгоритм управления на уровне агропредприятий в целом, предусматривающий формирование единой базы данных, объединяющей всю деловую информацию, возникающую в ходе сельскохозяйственной деятельности, в том числе всю производственную и финансовую информацию. Таким образом, в структуре системы информационного обеспечения управления развитием АПК на региональном уровне мы можем выделить трёхуровневую (трёхзвен-ную) логическую архитектуру информационного обеспечения.
Современная логическая схема автоматизации ключевых задач системы информационного обеспечения управления развитием АПК региона предполагает выполнение следующих этапов:
1. Автоматизация информационного обеспечения управления развитием АПК.
2. Автоматизация расчётно-аналитической части управления развитием АПК.
3. Автоматизация организационного обеспечения управления развитием АПК.
4. Организация единого информационного пространства управления развитием АПК.
Всё это, в свою очередь, оказывает активное позитивное воздействие на принятие управленческих решений в направлении эффективности агропроизводства, повышения производительности и снижения затрат, обеспечение нужного качества и конкурентоспособности продукции, соблюдение нормативного уровня запасов и обоснованности обеспечения ресурсами, что в совокупности определяет результативность развития агропромышленного комплекса.
Обобщая предлагаемые методологические подходы информационного обеспечения по управлению развитием агропромышленного комплекса региона, можно сделать выводы:
— о базисности информационного обеспечения в менеджменте АПК, заключающемся в сборе и переработке управленческой информации для разработки оптимальных управленческих действий и решений;
— система информационного обеспечения управления развитием АПК региона выстраивается в соответствии с программными целями и задачами развития регионального сельского хозяйства;
— эффективность системы управления АПК региона достигается упорядоченной совокупностью деятельности элементов управления по достижению целей и задач развития, основанных на сборе, соответствующей регистрации, а также обработке управленческой информации.
Сам процесс автоматизации процедур управления на основе информационных технологий в АПК региона оказывает активное позитивное воздействие на принятие управленческих решений в направлении эффективности агропроизводства, повышения показателей производительности и снижения затрат, обеспечения нужного качества
и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и отрасли в целом.
Одним словом, внедрение в практику управления развития агропромышленного комплекса региона действенной методологии информационного обеспечения сельскохозяйственного производства и ключевых процессов управления позволит полнее использовать экономический потенциал сельской местности региона, что, несомненно, обеспечит повышение экономической эффективности и результативности сельскохозяйственной деятельности товаропроизводителей и конкурентоспособность
выпускаемой ими продукции, что в свою очередь прямо пропорционально положительно повлияет на социально-экономическое состояние сельского жителя и качество его жизни.
Литература
1. Трясцин М.М. Управление устойчивым развитием регионального рынка продовольствия. Пермь, 2010.
2. Трясцин М.М., Кузнецова Э.Р., Оборин М.С. Стратегический менеджмент. Пермь, 2013.
3. Трясцин М.М. Стратегия развития АПК в системе устойчивого продовольственного самообеспечения: региональный аспект. М., 2008.
4. Трясцин М.М., Пустуев А.Л. Повышение устойчивости продовольственного обеспечения региона с позиции социально-экономических приоритетов. Екатеринбург, 2009.