Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь
Выделенные четыре блока задач составляют теоретический базис предлагаемой нами концепции управления процессом развития одаренности учащихся в общеобразовательной школе, основным критерием эффективности которой следует считать наличие положительной динамики в уровне развития когнитивных и социально -личностных качеств обучающихся.
Литература
1. Савенков, А. И. Психология детской одаренности/А. И. Савенков. - М.: Генезис, 2009. - 440 с.
2. Савенков ,А.И., Карпова , С.И. Теоретические аспекты проблемы диагностики детской одаренности//Вестник МГПУ. - 2012. - № 1. - С. 35-46.
3. Цаплина, О.В. Исследование организации предметно-пространственной среды детского дошкольного учреждения // Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 2. С. 100-101.
4. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.
5. Савенков, А.И., Карпова, С.И. Проблема прогнозирования учебной и жизненной успешности в психологии ХХ века// Вестник Тамбовского университета. - 2012. - № 5. - С. 180-187.
References
1. Savenkov, A. I. Psihologija detskoj odarennosti/A. I. Savenkov. - M.: Genezis, 2009. - 440 s.
2. Savenkov ,A.I., Karpova , S.I. Teoreticheskie aspekty problemy diagnostiki detskoj odarennosti//Vestnik MGPU. -2012. - № 1. - S. 35-46.
3. Caplina, O.V. Issledovanie organizacii predmetno-prostranstvennoj sredy detskogo doshkolYnogo uchrezhdenija // Aktual\'nye problemy sovremennoj nauki. 2013. № 2. S. 100-101.
4. Savenkov, A. I. Psihologicheskie osnovy issledovatelYskogo podhoda k obucheniju / A. I. Savenkov. - M.: Os\'-89, 2006. - 480 s.
5. Savenkov, A.I., Karpova, S.I. Problema prognozirovanija uchebnoj i zhiznennoj uspeshnosti v psihologii HH veka// Vestnik Tambovskogo universiteta. - 2012. - № 5. - S. 180-187.
DOI 10.18454/IRJ.2015.41.074 Квартич В.В.
Аспирант кафедры физического воспитания и единоборств Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Киев Работа выполнена по плану НИР Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПЛЯЖНОЙ БОРЬБОЙ
Аннотация
Исследование посвящено оптимизации учебно-тренировочного процесса для начального обучения двигательным действиям студентов высших учебных заведений.
В современной системе высшего образования, в сфере физического воспитания студентов происходит внедрение формальных технологий. В такой системе обучения студенту отведена роль пассивного участника. Это происходит потому, что педагог не может сформировать мотивацию, воспитать интерес. Поэтому была разработана авторская методика обучения с использованием информационно - матричных технологий, которая построена по принципу последовательного усвоения главных параметров движения: пространственного, временного, скоростносилового. Данная методика была разработана на примере пляжной борьбы - совершенно нового вида спорта в Украине, что дало возможность заинтересовать студентов в процессе формирования двигательных умений и навыков.
Ключевые слова: студенты, двигательные умения, пляжная борьба, мотивация, матричные технологии.
Kvartych V.V.
Postgraduate student,
Dragoman National Pedagogic University
FORMING OF STUDENT’S MOTIVE ABILITIES IN THE PROCESS OF ENGAGING
IN BEACH WRESTLING
Abstract
Research is sanctified to optimization of training process for the elementary training to the motive actions of students of higher educational establishments
In the modern system of higher education, in the field of P.E of students there is introduction offormal technologies. The role ofpassive participant is taken in such departmental to the student teaching. It takes place because a teacher cannot form motivation, bring up interest. Authorial methodology of educating was therefore worked out with the use informatively -matrix technologies that are built on principle of the successive mastering of main parameters of motion: spatial, temporal, speed - power. This methodology was worked out on the example of beach wrestling - span-new type of sport in Ukraine, that gave an opportunity to interest students in the process offorming of motive abilities and skills.
Keywords: students, moving skills, beach wrestling, motivation, matrix technology.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить авторскую методику формирования двигательных умений студентов вузов в процессе занятий нетрадиционными видами единоборств (на начальном этапе обучения пляжной борьбе).
20
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
1. Способствовать формированию у студентов здорового образа жизни путем разнообразия задач и направлений их решения в процессе обучения, применяя элементы пляжной борьбы.
2. Проверить эффективность авторской методики формирования двигательных умений у студентов вузов по информационно - матричной технологии в процессе обучения нетрадиционным видам единоборств (на примере пляжной борьбы).
Объект исследования - физическое воспитание студентов высших учебных заведений.
Предмет исследования: формы, средства и методы формирования двигательных умений и навыков студентов в процессе занятий нетрадиционными видами единоборств.
Исследование проводилось в четыре этапа (в период с сентября 2011 по декабрь 2014). Избранные методологические основы, поставленные цели и задачи определили ход исследования. Экспериментальная часть исследования была проведена на базе Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова. Проведенное исследование позволило внедрить предложенную модель обучения пляжной борьбе в учебновоспитательный процесс студентов в вузах г. Киева, где экспериментально было доказано её эффективность.
В исследовании приняли участие студенты основной медицинской группы в возрасте 17-20 лет, допущенные к занятиям единоборствами. Всего в ходе проведения работы были исследованы различные показатели 60 студентов I курса институтов гуманитарного профиля Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова. Для оценки борцовско - координационной склонности студентов использовалась группа тестовых упражнений (табл. 1)
Таблица 1 - Оценочная шкала координационных склонностей к пляжной борьбе
Коэфициент (оценка) 4 5 6
Тип координации движений (при исполнении рабочей фазы конечностями) Переменные Одновременные Одновременные
Тип движений, что создают силу для выведения противника из равновесия Толчковые Волнообразные (с одновременным сгибанием коленей в подготовительной фазе движения), или одновременные движения иного типа (кроме толчковых) Толчковые
Пространственная симметричность выполнения движений Асимметричные или симметричные Асимметричные или симметричные Асимметричные или симметричные
Перед проведением контрольных упражнений студенты изучали предлагаемую технику по видео образцам экспертов. Также им была предложена модель выполнения каждой из трёх техник: задняя подножка, боковая подсечка под выставленную ногу, передняя подножка. Подача и изучение техники в такой очереди исключала возможность негативного переноса навыка между передней и задней подножками [1,2].
Экспертное выполнение техники "задняя подножка" дана на рис. 1
Задняя подножка
1 2 3 4 6
Исходное Подстановка Вход в прием Излом рычага с Продолжение Бросок на спину
положение левой ноги с шагом по движения ногой
одновремен- диагонали
ным подъёмом правой
Рис. 1 -Пофазная модель исполнения броска “задняя подножка”
В нашем исследовании мы, дифференцируя контингент обучающихся по наследственно обусловленной локомоторной склонности, также реализовывали индивидуальный подход внутри каждой учебной группы. Индивидуальный подход заключался в подборе таких средств обучения борьбе, которые предотвращали возникновение ошибок в процессе овладения техникой борцовских упражнений и одновременно учитывали уровень борцовской и физической подготовленности занимающихся. Для оптимизации процесса обучения были использованы матрицы обучения.
Матрица - математический объект, записываемый в виде прямоугольной таблицы элементов поля целых, действительных чисел (в нашем случае количество повторений и степень сопротивления партнера при отработке бросков) (рис. 2).
21
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь
Рис. 2 - Отработка техники пляжной борьбы в констатирующем эксперименте
Овладение техникой пляжной борьбы (бросок "задняя подножка", бросок "боковая подсечка под выставленную ногу", бросок "передняя подножка") проводились следующим образом.
Отработка техники проводилась в такой методической последовательности:
1. Задавался темп движения - низкий: выполнялись поочередно 2 броска без сопротивления противника, с половиной сопротивления (мышцами ног, или спины), с полным сопротивлением (мышцами рук ног, спины).
2. Спортсмен, который выполнял упражнения первым, отдыхал, его напарник выполнял упражнения на низком темпе движений.
3. Задавался темп движения - средний: выполнялись поочередно 3 броска без сопротивления противника, с половинным сопротивлением (мышцами ног, или спины), с полным сопротивлением (мышцами рук ног, спины).
4. Спортсмен, который выполнял упражнения, отдыхал, его напарник выполнял упражнения на среднем темпе движений.
5. Задавался темп движения - высокий: выполнялись поочередно 2 броска без сопротивления противника, с половиной сопротивления (мышцами ног, или спины), с полным сопротивлением (мышцами рук, ног, спины).
6. Спортсмен, который выполнял упражнение, отдыхал, его напарник выполнял упражнения на высоком темпе движений.
По такой методике происходило первичное обучение технике трёх бросков пляжной борьбы.
Исследование эффективности использования прямоугольных матриц на начальном этапе формирования двигательных умений студентов экспериментальной группы, которые занимались пляжной борьбой в течение 2011 -2014 гг., предоставило следующие результаты, (табл.2).
Таблица 2 - Результаты тестирования качества выполнения техники бросков "задняя подножка", "боковая подсечка", "передняя подножка" у студентов контрольной и экспериментальной группы (пКГ=пЕГ= 30) __________________________________в констатирующем эксперименте__________________________________
Критерии оценивания Група Техника
Задняя подножка Боковая подсечка Передняя подножка
Пространственный, зона падения, град К 3,65±0,32 9,03±1,08 7,37±0,94
Е 3,84±0,31 8,85±1,01 6,64±0,95
КЕ t=0,19; p>0,05 t=0,18; p>0,05 t=0,73; p>0,05
Темпо - ритмовой, очередность движений , слаженность броска, визуальное наблюдение К 3,06±0,31 3,62±0,31 4,64±0,42
Е 2,85±0,26 3,73±0,26 4,95±0,26
К-Е t=0,21; p>0,05 t=0,11; p>0,05 t=0,31; p>0,05
Скоростной, скорость выполнения броска, м / с К 1,8±0,4 2,8±0,5 1,6±0,2
Е 1,7±0,4 3,2±0,4 1,0±0,15
К-Е t=0,1; p>0,05 t=0,4; p>0,05 t=0,6; p>0,05
Общепринятая методика овладения комбинациями приёмов в традиционных видах единоборств (дзюдо, вольная, греко-римская и борьба самбо) содержит отработки количества повторений приёма полностью, затем два приёма полностью, а на следующей тренировке полностью отрабатывается комбинация [1, 29]. Количество повторений при отработке комбинации по нашим данным 500 + 500 + 500 = 1500 повторений. Мы предлагаем в исследовании - Е = 63 броска х (3 ^ 8) циклов = 1893 и 5048 бросков.
Для студента с хорошо развитой координационной склонностью к борьбе хватало 3 циклов прохождения по матрицам, что составляло 63х3 = 189 бросков(1500/189=7,93 раз быстрее). Для студента со слабо развитой координационной склонностью к борьбе было необходимо 8 циклов прохождения по матрицам, что составляло 63х8 = 504 бросков (1500/504=2,97 раз быстрее).
22
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь
Экономия времени на изучение техники до 80 % уровня умения
1500: 1893 = 7, 96 раз (мак)
1500:5048 = 2,97 раз (мин)
Таким образом, освоения техники в нетрадиционных видах единоборств по авторской методике экономит время на обучение от 2,97 до 7,96 раз.
Рассматривая формирование двигательного навыка в локомоциях ног и рук через призму теории деятельности, усвоения знаний, формирования действий и понятий и учитывая наследственную предрасположенность к определенным движениям [2,3,5],теоретически можно предположить, что процесс формирования двигательного навыка будет ускорен.
Это связано с тем, что на основе уже существующего (хотя и подсознательного двигательного автоматизма) процессы формирования ООД не будут иметь препятствий, связанных с отсечением лишних двигательных координаций. Более быстро будет формироваться ориентировочная часть и лучше согласовываться с исполнительной частью действия. При эффективности исполнительной, контрольно-коррекционная часть также станет ненужной, или частично выраженной.
Итак, с позиций теории деятельности, усвоения знаний, формирования действий и понятий [3,4,5], процесс автоматизации двигательного действия представляется следующим образом: ООД и контрольно-коррекционная часть действия "сворачиваются". Исполнительная часть остается предметной, внешней, развернутой. И, по нашему мнению, этот процесс будет протекать тем быстрее, чем лучше выраженным является наследственно обусловленный двигательный автоматизм.
В связи с тем, что техника пляжной борьбы изучалась в условиях спортивного зала на борцовском ковре, её надо было адаптировать к выполнению на песке.
Для расчёта силы сопротивления при движении ноги по песку и по ковру, мы провели эксперимент по определению глубины лунки от пятки на песке и на ковре (рис.З).
D
Рис. 3 - Расчёт сил сопротивления при движении ноги по песку и ковру, где: R -радиус пятки, 5 - радиус лунки Результаты расчёта представлены таблицах 3 и 4.
Таблица 3 - Сравнительные характеристики сил сопротивления при движении ноги по ковру и по песку
Толщина ковра, см Толщина слоя песка,см
4 5 4 5
0,75 1,5 2,5 3,0
5/R4 0,23 0,78
5/R5 0,46 0,93
Сила сопротивления. кг 16,4 32,81 54,6 65,1
При движении по ковру толщиной 4 см, 5 см и по песку 4 см, 5 см и при примерно равной плотности 1380-1400 кг / мЗ-винил и кожа, 1400-1620 кг / м3 - песок. На толщине ковра и песка 4 и 5 см , за счёт сыпучести песка, нога утопает значительно глубже.
23
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь
Таблица 4
Толщина, см Лунка от пяти стопы, б Кратность разницы
4 0,75 см на ковре 2,5 см на песке 3,3
5 1,5 см на ковре 3,0 см на песке 2,0
Усилия на передвижение по ковру и по песку толщиной 4 и 5 см значительно, более чем в два раза (табл.5) , различаются:
Таблица 5
Толщина, см Усилие на передвижение, кг Кратность разницы
По ковру По песку
4 16,4 54,6 3,3
5 32,8 65,1 2,0
Исходя из этих расчётов, при отработке в зале необходимо использовать утяжелители, а именно мешочки с песком, одетые на ноги. Вес утяжелителей можно варьировать от 3 до 7 кг.
ВЫВОД. Таким образом, проблема оптимизации обучения за счёт уменьшения времени при отработке физических упражнений частично решена в работе на основе создания концепции информационно - матричного обучения двигательным действиям студентов в нетрадиционных видах единоборств, обеспечивает формирование методики обучения с предсказанием результатов освоения двигательного опыта.
В связи с тем, что уровень овладения техникой пляжной борьбы в экспериментальной группе в конце формирующего эксперимента более чем в 2 раза выше исходного, то внедрение экспериментальной авторской методики формирования двигательных умений и навыков у студентов, которые учатся пляжное борьбе, в учебно -воспитательный процесс вполне оправдан.
Также наше исследование дало ещё один толчок к активному участию студентов в процессе физического воспитания, в ходе эксперимента нам удалось не только доказать эффективность разработанной методики, но и стимулировать учащихся к занятиям спортом, что несомненно благотворно повлияет на развитие физических умений и навыков.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов формирования двигательных умений и навыков студентов в процессе начального обучения нетрадиционным единоборствам. С учетом сложности и многогранности, перспективу дальнейших научных исследований мы видим в поиске путей повышения успешности владения двигательными умениями и навыками студентов с учётом как наследственно обусловленной двигательно -координационного склонности к борьбе, так и других индивидуальных проявлений личности.
Литература
1. Арзютов Г.Н., Гуска М.Б. Исследование латентного времени напряжения и расслабления основных мышц борцов на поясах Алиш / Г.Н. Арзютов, М.Б. Гуска // Научный журнал Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова. Серия № 15. Научно - педагогические проблемы физической культуры (физическая культура, спорт). - Выпуск 3 ( 37 ) 2007: сборник научных трудов / Под ред. Г. М. Арзютова . - К .: Изд-во НПУ имени М. П. Драгоманова, 2007. с. 5-10.
2. Бакатов В.Ю. Оптимизация управления планомерным формированием пространственных , временных , скоростных и темповых характеристик ритмично темповой структуры толкателей ядра 12 - 19 лет / В.Ю. Бакатов . // Слобожанский научно -спортивный вестник. - Харьков : ХГ АФК , 2008. - № 3. - С. 65 - 71 .
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии / Н. А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 е.: ил.
4. Сорокин Н. Н. Спортивная борьба (классическая и вольная) / Н. Н. Сорокин. - М. : Физкультура и спорт, 1960. - 483 с.
5. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте / Фарфель B.C. - М.: Физкультура и спорт, 1975. -
208с.
6. Bompa T.O. Periodizing Training for Peak Performance. High- Performance Sports Conditioning. /T.O. Bompa.// Modem training for ultimate athletic development. - Human Kinetics, 2001. - P. 267 - 282.
7. Hoffman J. Physiological Aspects of Sport Training and Performance. /J. Hoffman. - Human Kinetics, 2002. - 344 р.
8. Weinberg R. Foundations of Sport and Exercise Psychology. /R. S. Weinberg, D. Gould. // Third Edition. - Human Kinetics, 2003. - 586 p.
References
1. Arzjutov G.N., Guska M.B. Issledovanie latentnogo vremeni naprjazhenija i rasslablenija osnovnyh myshc borcov na pojasah Alish / G.N. Arzjutov, M.B. Guska // Nauchnyj zhurnal Nacional'nogo pedagogicheskogo universiteta imeni M. P. Dragomanova. Serija № 15. Nauchno - pedagogicheskie problemy fizicheskoj kul'tury (fizicheskaja kul'tura, sport). - Vypusk 3 ( 37 ) 2007: sbornik nauchnyh trudov / Pod red. G. M. Arzjutova . - K .: Izd-vo NPU imeni M. P. Dragomanova, 2007. s. 5-10.
2. Bakatov V.Ju. Optimizacija upravlenija planomernym formirovaniem prostranstvennyh , vremennyh , skorostnyh i tempovyh harakteristik ritmichno tempovoj struktury tolkatelej jadra 12 - 19 let / V.Ju. Bakatov . // Slobozhanskij nauchno -sportivnyj vestnik. - Har'kov : HGAFK , 2008. - № 3. - S. 65 - 71 .
3. Bernshtejn N.A. O lovkosti i ejo razvitii / N. A. Bernshtejn. - M.: Fizkul'tura i sport, 1991. - 288 e.: il.
24
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь
4. Sorokin N. N. Sportivnaja bor'ba (klassicheskaja i vol'naja) / N. N. Sorokin. - M. : Fizkul'tura i sport, 1960. - 483 s.
5. Farfel' B.C. Upravlenie dvizhenijami v sporte / Farfel' B.C. - M.: Fizkul'tura i sport, 1975. - 208s.
6. Bompa T.O. Periodizing Training for Peak Performance. High- Performance Sports Conditioning. /T.O. Bompa.// Modern training for ultimate athletic development. - Human Kinetics, 2001. - P. 267 - 282.
7. Hoffman J. Physiological Aspects of Sport Training and Performance. /J. Hoffman. - Human Kinetics, 2002. - 344 p.
8. Weinberg R. Foundations of Sport and Exercise Psychology. /R. S. Weinberg, D. Gould. // Third Edition. - Human Kinetics, 2003. - 586 p.
DOI 10.18454/IRJ.2015.41.165 Колобаев В.К.1, Ольховик Н.Г.2
1 Кандидат филологических наук, доцент,
2
кандидат педагогических наук, доцент,
Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЧТЕНИЮ
НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация
В статье проводится разграничение видов чтения на изучающее, поисковое и ознакомительное. Основное внимание уделяется изучающему чтению как основе формирования всех других видов чтения и коммуникативной деятельности на изучаемом иностранном языке. Большое внимание уделяется роли непроизвольного запоминания материала и деятельностной концепции обучения. Результаты проведенного исследования могут использоваться при составлении пособий, заданий и упражнений для студентов изучающих иностранный язык в неязыковых вузах.
Ключевые слова: иностранный язык, чтение, непроизвольное запоминание, деятельностный подход.
Kolobaev V.K.1, Olkhovik N.G.2
1PhD in Philology, associate professor,
2PhD in Pedagogics, Northwestern State Medical University named after I.I.Mechnikov
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TEACHING STUDENTS READING
IN FOREIGN LANGUAGE
Abstract
The article deals with different kinds of reading. The main attention is paid to the reading with complete comprehension of the text. This kind of reading is regarded as basis for the formation of all other foreign language communicative competences. The authors stress the importance of unintentional memorizing of the material and activity approach to foreign lanhuage teacjing. The results of the study may be used in developing textbooks, exercises and tasks for the students of non-linguistic higher schools learning foreign languages.
Keywords: foreign language, reading, unintentional memorizing, activity approach.
Программа обучения студентов иностранным языкам в неязыковом вузе предполагает развитие у них различных речевых компетенций: чтения и понимания иноязычного текста с полным охватом содержания, ознакомительного чтения или чтения с частичным охватом содержания, пассивного чтения, т.е. извлечения из текста заданной информации и устной речи. Если три первых компетенции строятся на рецептивном владении иноязычным материалом, то последняя упомянутая компетенция предполагает еще и репродуктивное и, отчасти, продуктивное владение языковым материалом. Поэтому навык устной речи следует рассматривать как высшую ступень владения иностранным языком.
Рецептивное владение иностранным языком не представляет собой единство навыков. Три вида чтения, указанные выше, не равноправны и находятся между собой в иерархическом отношении.
Представляется, что базой всех видов чтения и основой развития навыков коммуникативной деятельности на изучаемом иностранном языке является изучающее чтение, далее следует поисковое чтение и затем ознакомительное.
Согласно деятельностной концепции А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина [1,2] и др., подлежащие усвоению знания не могут быть переданы в готовом виде путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены только в результате овладения определенной системой действий [1,2]. Это значит, что в процессе обучения иностранным языкам нужно сформировать не отдельные, изолированные друг от друга действия, а системы действий, в которых каждое из предшествующих, ранее сформированное действие, становится способом осуществления последующих действий, что достигается решением системы соответствующих учебных задач.
Психологический принцип разработки такой структуры учебного материала состоит в том, что содержание, являющееся в одной задаче целью действия, входит в последующие как способ или часть их решения.
Деятельностный подход к уровневой теории чтения подтверждается нейро-лингвистическими исследованиями А.Р.Лурия [3], который показал, что понимание любого текста, извлечение заданной информации и понимание общего содержания текста начинается, как правило, с понимания отдельных слов. В свою очередь, целью изучающего чтения и является развитие рецептивного овладения лексическим и грамматическим минимумом, умение соотнести внешнюю форму слова с его внутренним содержанием. Таким образом, понимание изучающего чтения как основы формирования навыков всех остальных видов чтения подкрепляется целым рядом данных лингво-психологических исследований.
Определив таким образом место изучающего чтения в системе других видов чтения, следует установить, как этот вид речевой деятельности способствует формированию навыков и умений других видов чтения и информационной деятельности на иностранном языке. Главная цель изучающего чтения - выработать у учащихся навыки рецептивного
25