Научная статья на тему 'Формирование духовного вспитания школьника на уроках истории России на основе идей Н. А. Бердяева о духовных ценностях человека'

Формирование духовного вспитания школьника на уроках истории России на основе идей Н. А. Бердяева о духовных ценностях человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
182
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХ / ДУХОВНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВНУТРЕННИЙ МИР ЛИЧНОСТИ / Н.А. БЕРДЯЕВ / SPIRIT / SPIRITUALITY / GLOBALIZATION / INNER WORLD OF A PERSON / N.A. BERDYAEV

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кутякова Ксения Васильевна

Формирование личности школьника это сложный процесс, который включает в себя многие составляющие традиционной культуры и образования. Личность ребенка, в большей степени, формируется в школе. Важно, чтобы школьное образование помогло ребенку сформировать духовные, нравственные ценности, как основу культуры личности. Особое внимание воспитанию духовной личности уделял русский религиозный философ XX века Н.А. Бердяев. Основа и цель жизни, по Бердяеву, это формирование духовности в человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кутякова Ксения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A SPIRITUAL VOSPITANIE SCHOOLBOY HISTORY LESSONS OF RUSSIA ON THE BASIS OF THE IDEAS OF N.A. BERDYAEV ABOUT THE SPIRITUAL VALUES OF MAN

The formation of the personality of the student is a complex process that includes many of the components of traditional culture and education. The identity of the child, to a greater extent, is formed in school. It is important that school education helps the child form spiritual and moral values as the basis of the culture of the individual. The Russian religious philosopher of the 20th century, N.A. Berdyaev. The basis and goal of life, according to Berdyaev, is the formation of spirituality in man.

Текст научной работы на тему «Формирование духовного вспитания школьника на уроках истории России на основе идей Н. А. Бердяева о духовных ценностях человека»

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО ВСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ РОССИИ НА ОСНОВЕ ИДЕЙ Н.А. БЕРДЯЕВА О ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА Кутякова К.В. Email: Kutyakova665@scientifictext.ru

Кутякова Ксения Васильевна - соискатель, кафедра психологии личности и специальной педагогики Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир

Аннотация: формирование личности школьника — это сложный процесс, который включает в себя многие составляющие традиционной культуры и образования. Личность ребенка, в большей степени, формируется в школе. Важно, чтобы школьное образование помогло ребенку сформировать духовные, нравственные ценности, как основу культуры личности. Особое внимание воспитанию духовной личности уделял русский религиозный философ XX века Н.А. Бердяев. Основа и цель жизни, по Бердяеву, — это формирование духовности в человеке. Ключевые слова: дух, духовность, глобализация, внутренний мир личности, Н.А. Бердяев.

THE FORMATION OF A SPIRITUAL VOSPITANIE SCHOOLBOY HISTORY LESSONS OF RUSSIA ON THE BASIS OF THE IDEAS OF N.A. BERDYAEV ABOUT THE SPIRITUAL VALUES OF MAN

Kutyakova K.V.

Kutyakova Ksenia Vasilyevna — Job Seeker, DEPARTMENT OF PERSONALITY PSYCHOLOGY AND SPECIAL PEDAGOGY, VLADIMIR STATE UNIVERSITYA.G. AND N.G. STOLETOVS, VLADIMIR

Abstract: the formation of the personality of the student is a complex process that includes many of the components of traditional culture and education. The identity of the child, to a greater extent, is formed in school. It is important that school education helps the child form spiritual and moral values as the basis of the culture of the individual. The Russian religious philosopher of the 20th century, N.A. Berdyaev. The basis and goal of life, according to Berdyaev, is the formation of spirituality in man.

Keywords: spirit, spirituality, globalization, inner world of a person, N.A. Berdyaev.

УДК378ББК 74.58

С наступлением XXI века, с развитием информационных технологий и науки во всех сферах общества, мир находится на пути построения глобального общества. Процесс глобализации охватил все сферы жизни. Вместе с технологиями меняется общество, интересы, потребности и мотивации людей. В связи с чем, меняется и духовный мир, как отдельной личности, так и общества, в целом. Именно это и вызывает необходимость перед современной «философией» проработать вопросы, связанные с понятием «духовность».

Вместе с развитием технологий, науки XXI век характеризуется с кризисом «духовности». На первый и основной план выходят материальные потребности. Социальный статус, уровень жизни и положение в обществе определяется финансовой составляющей человека. Такие ориентиры и перемены в сознании людей, в первую очередь, влияют на культурную и духовную жизнь.

Еще Сократ учил своих учеников «... не о теле вашем должны вы заботиться, не о богатстве, не о какой другой вещи, прежде чем о душе, которая должна стать лучше благороднейшней; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели богатство и все прочее, что есть благо для людей, как для каждого в отдельности, так и для государства» [2].

В российской науке данный вопрос «духовности» детально прорабатывается уже не одно десятилетие. Одним из первых, кто начал заниматься рассмотрением данного вопроса, был русский религиозный философ XX века Николай Александрович Бердяев.

Н.А. Бердяев в своих размышлениях отмечал, что современное общество стало сильно завесить от различных машин: «Человек прислоненный к земле, окруженный растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу, поражает, прежде всего, эмоциональную жизнь, разлагает целостное человеческое чувство... Современные коллективы не органические, а механические. Современные массы могут быть организованы лишь технически; власть

техники соответствует демократическому веку. Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».

Прошли десятилетия, роль информации и информационных технологий увеличилась в несколько раз, но взгляды Бердяева не только не теряют своей актуальности, а наоборот, заставляют современных ученых обращаться к его трудам.

Н. Бердяев посвятил свою деятельность изучению личности, а именно единстве личности с ее внутренними качествами. Он противопоставлял внутренний мир человека, духовность и нравственность окружающему миру.

В статье мы решили обратиться к идеям и наследию Н.А. Бердяева для того, чтобы показать значение его идей в воспитании личности школьников как субъектов деятельности творческого и созидательного труда, духовного и нравственно воспитанных на традициях и ценностях истории России.

На современном этапе в философии нет четкого сформулированного термина «духовность». Термин «духовность» зачастую применятся в разных смыслах, и так же воспринимается.

В современном толковом словаре духовность определяется, как духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа.

Н.А. Бердяев давал определение не только духовности, но и понятию «дух».

«Дух есть «субъект» и в силу этого противопоставлен «вещи», «дух утверждает свою реальность» через человека, человек есть манифестация духа», дух есть действие сверхсознания в сознании, духу принадлежит примат над бытием»[1, с.480].

Огромную роль в развитии и воспитании молодежи Бердяев уделял истории. По Бердяеву, в личности сконцентрировано все, что окружает человека: национальность, государственность, культура, история, не только его собственная, но и его природа, человечество, прошлое и будущее.

Уроки истории являются важным фундаментом для воспитания гражданственности, патриотизма и духовности учащихся. На уроках школьники имеют возможность изучить, осмыслить, пережить опыт предшествующих поколений и восстановить причинно-следственную связь между историческими событиями.

При формировании духовно-нравственного воспитания учителям истории необходимо акцентировать внимание на работу с историческими документами, ученики должны научиться их анализировать, что позволит школьникам высказывать и отстаивать свое мнение по проблематике документа. Работа с источниками позволит давать школьникам собственную оценку историческому эпизоду, проводить анализ, сопоставлять факты, тем самым, ученик сможет отстоять свою точку зрения.

Во время школьных уроков, во внеучебной деятельности ученики воспитываются историей, в учениках формируется представление о таких понятиях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло» и т.д. Безусловно, эффективность влияния уроков истории на личность школьника влияет учитель, его авторитет, его умение правильно преподносить изучаемый материал на уроке, умение находить с учениками общий язык и правильное акцентирование учителя на проблемные ситуации и постановка задач на уроке. Изучать историю на уроках можно по-разному, можно изучать теоретический материал, заставлять детей механически заучивать основные даты и события, а можно оживить историю, дать возможность школьникам прочувствовать тот или иной исторический период, дать возможность ученикам самостоятельно сделать оценку историческому событию, проанализировать и сделать выводы. Именно поэтому уроки истории стоит планировать так, чтобы школьники могли оказаться в ситуации, где им необходимо будет решать вопросы, где они смогут самостоятельно, с помощью анализа, с помощью сопоставления фактов и точек зрений находить и давать аргументированные ответы. Только в таком случае уроки истории России будут наиболее продуктивны и эффективны для формирования личности учеников.

В своих философских работах Николай Александрович Бердяев уделяет огромное внимание духовной составляющей личности, именно духовность определяет статус личности в обществе, его внутреннее состояние. Воспитание молодого поколения должно базироваться на духовных традициях своей страны, ее преемственности и взаимосвязи с настоящим. С самого раннего возраста в сознание ребенка необходимо закладывать традиции, обычаи своего государства.

Образованию «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» выделяет ключевую роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

В свою очередь, перед уроками истории стоит задача - формирование нравственных качеств выпускников. Осваивая исторический опыт народов, человечества у школьников формируется представления о ценностях, традициях, патриотизме, формируются навыки самостоятельной оценки события и влияния его на последующий ход событий.

Уже в XX веке Н.А. Бердяев акцентирует внимание в своих рассуждениях о кризисе духовности, о необходимости борьбы с техническим прогрессом и предсказывает упадок духовного мира и человека современной России. Тем самым, предсказывая, проблемы современного государства.

Именно поэтому идеи русского религиозного философа столь актуальны и распространены в современной педагогической и философской науке.

Взгляды, размышления и идеи Бердяева не теряют своей практичности и актуальности уже не одно десятилетие. Многие традиции деятельности ученого применимы к современной жизни и образованию.

Для развития духовности и нравственности «История России» имеет все возможности, как в теоретической, так и в практической деятельности. Учителя истории обладают обширным историческим материалом, историческими примерами исторических событий, личностей, на которые можно обратить внимание школьников, на основе которых научить учеников анализировать и проводить параллель с современными событиями.

Безусловно, воспитание и развитие духовно-нравственных качеств - одна из сложнейших задач, которая стоит перед современным обществом, и, непосредственно, учителями. Но у учителей нет возможности самостоятельно вложить и воспитать в учениках гражданина России, патриота, духовно насыщенного человека. Все поставленные перед современным обществом задачи и цели по формированию духовно-нравственного поколения могут быть реализованы на практике только при совместной работе учителей-предметников, классных руководителей и родителей. Только совместная и взаимосвязанная работа позволит выйти из «духовного кризиса» современной России.

Список литературы / References

1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.

2. Лосский Н.О. Бог - мировое зло / Н.О. Лосский. М., 1994. 20-21с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.