Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных ценностей молодого поколения через составление генеалогического древа'

Формирование духовно-нравственных ценностей молодого поколения через составление генеалогического древа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
генеалогическое древо / духовно-нравственное воспитание / семья / патриотизм. / family tree / spiritual and moral education / family / patriotism.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самарина Наталья Геннадьевна, Дуюн Анна Владимировна

В статье говорится о важности в воспитании подростающего поколения знание истории своей семьи, в особенности через призму истории России и родного края. Духовно-нравственное воспитание невозможно без передачи основных ценностей семьи. Говориться о методах сбора информации для составления генеалогического древа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of spiritual and moral values of the younger generation through the compilation of a family tree

The article talks about the importance in raising the younger generation of knowing the history of one’s family, especially through the prism of the history of Russia and the native land. Spiritual and moral education is impossible without the transmission of the basic values of the family. We talk about methods of collecting information to compile a family tree

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей молодого поколения через составление генеалогического древа»

Научная статья УДК 37.017.925

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-177-179

Формирование духовно-нравственных ценностей молодого поколения через составление

генеалогического древа

Наталья Геннадьевна Самарина1, Анна Владимировна Дуюн2

1 МБОУ «Лицей имени Н.Г. Булакина», Абакан, Россия, sng7-80@mail.ru

2 МБОУ «Лицей имени А.Г. Баженова», Черногорск, Россия, annaduyun@mail.ru

Аннотация. В статье говорится о важности в воспитании подростающего поколения знание истории своей семьи, в особенности через призму истории России и родного края. Духовно-нравственное воспитание невозможно без передачи основных ценностей семьи. Говориться о методах сбора информации для составления генеалогического древа.

Ключевые слова: генеалогическое древо, духовно-нравственное воспитание, семья, патриотизм. Original article

Formation of spiritual and moral values of the younger generation through the compilation of a

family tree

Natalya Gennadievna Samarina1, Anna Vladimirovna Duyun2

1 MBOU «Lyceum named after N.G. Bulakin», Abakan, Russia, sng7-80@mail.ru

2 MBOU "Lyceum named after A.G. Bazhenova", Chernogorsk, Russiaannaduyun@mail.ru

Abstract. The article talks about the importance in raising the younger generation of knowing the history of one's family, especially through the prism of the history of Russia and the native land. Spiritual and moral education is impossible without the transmission of the basic values of the family. We talk about methods of collecting information to compile a family tree.

Keywords: family tree, spiritual and moral education, family, patriotism.

Духовно-нравственное воспитание современного поколения, является одной из важных задач педагогической науки. В настоящее время историческое образование является одним важных ресурсов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Главной задачей исторического образования является обучение ребенка воспринимать духовно-материальный мир культуры человечества, нашедшей отражение в памятниках, духовно-нравственных ценностях.

Первое знакомство с духовно-нравственными ценностями происходит у ребенка именно в семье, ведь семья это не просто коллектив кровных родственников, это «храм», где создаются, ретро транслируются ценности, нормы духовно-нравственных отношений. И каждая семья воспринимает их по-своему. Главная задача родителей и учителей в обучении и в воспитательном процессе - это обозначение ориентиров содержания духовно-нравственных представлений детей, а в помощь исполнения задачи служит осознание значимости связи поколений и их роль в истории своей страны или малой родины.

Изучение науки генеалогии, составление своей родословной в наше время стало одной из актуальных вопросов современной семьи. В истории нашей страны немало примеров, когда родственные отношения были потеряны, связь между поколениями была разорвана и восстановить ее, казалось бы, было невозможно.

Генеалогия (от древнегреческого-«родословная») - систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве семей, отслеживание родословных и семейных историй. [Ислаев Ф.Г, с.9]

Изучение родословной семьи способствует тесному общению членов семьи, развивает интерес к истории своих предков, укрепляет духовно-нравственные ценности и повышает культурный уровень семьи. Обратимся к словам русского философа Павла Флоренского

«История должна давать нравственные уроки и задачи». Эти слова подтверждают взаимосвязь истории отдельно взятой семьи и истории всего государства в целом.

На уроках истории и обществознания, на курсах внеурочной деятельности, также при подготовке проектов в школе ученикам предлагается задание «Составление своей родословной», конечно самостоятельно ребятам невозможно составить родословную, здесь нужна помощь родителей. Очень часто родители проявляют интерес к истории своей семьи и активно включаются в работу. В данной работе помогает участие семей совместно со школой в различных конкурсах и проектах. Так, в мае 2023 года в Республике Хакасия проходил конкурс социального проекта «Достояние республики», и главным результатом стало начало работы по созданию древа семей, которые приняли в нем участие и уже не смогли остановиться, принялись искать родственников, вникать в историю своей семьи через призму истории развития государства. Также, во многом способствует развития интереса к своим корням ежегодная акция «Бессмертный полк», миллионы людей стали интересоваться своими героическими предками и их подвигами, что очень сближает семьи, дети с большим удовольствием рассказывают о них и участвуют в шествии.

Каждая семья, живущая в Сибири, прошла через сложные периоды истории нашего государства, начиная со столыпинской аграрной реформы, в результате которой многие крестьянские семьи переселялись в Сибирь из разных центральных регионов и разной национальностей. Многие предки участвовали в Первой мировой войне. Гражданская война, прокатившаяся по Сибири, нередко разделяла семьи по разные стороны баррикад, в семьях были сторонники и «белых» и «красных». Коллективизация и раскулачивание привели к массовым репрессиям и бегству крестьян в Сибирь. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, ведь посильный вклад вносили не только боевые участники, но и труженики тыла каждого региона Сибири. Очень много заводов было переброшено в регион вместе с рабочими, которые остались здесь жить, основав семьи. В Сибирь переселяли и депортированные народы, например, поволжские немцы, семьи которых до сих пор не уехали, а продолжили трудиться и создали семьи. На протяжении ХХ столетия происходило и смешение народов и культур, в брак вступали люди с разными религиозными убеждениями.

Совместная работа по составлению генеалогического древа помогает сблизить членов семьи, дети и даже очень часто родители открывают для себя неизвестные страницы своего рода, гордятся достижениями своих предков. Часто выясняются таланты и способности потомков, и даже выбранные профессии, которыми обладали предки в семье, даже если дети не знали о своих корнях, позже удивлялись, когда создавая древо данная информация вскрывалась. Также и с именами, которые даются в семье, ведь во многих семьях новорожденным дают имя своего родственника, который оставил положительную память о себе, а именно 27% новорожденных носят имена членов семьи [ВЦИОМ 2020 г.].

Изучение родословной носит практико-ориентированный характер. Ученик овладевает методами сбора информации, формирует умения и навыки ведения беседы, интервью с представителями разных поколений, анализирует фото, документы из семейного архива, бережно относиться старинным вещам, фотографиям, письмам. В результате всего у обучающихся формируются духовные ценности: уважение и любовь к семье, роду, чувство гордости за предков. Целью составления генеалогического древа семьи является формирование гражданственности и патриотизма, уважение к семейным ценностям и традициям как основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Изучение основ родословной формирует умения и навыки по создание родословной таблицы, развивает эмоционально благоприятный климат в семье и объединяет членов семьи общими интересами. Также подготовка проекта укрепляет связи семьи и школы.

Основными методами сбора информации для составления генеалогического древа являются:

1. Опрос родственников, прежде всего старшего поколения, но иногда случается так, что и родственники среднего поколения уже собрали информацию.

2. Сбор и анализ семейных фотографий или документов, таких как документы, свидетельствующие о кровных узах, свидетельство о рождении, аттестаты, дипломы, документы, связанные с военной службой, работой и браком, трудовые книжки, сертификаты и т.д. Старые, зачастую черно-белые фотографии на обратной стороне всегда подписывались, год, место, где была сделана фотография, кто на фото.

3. Важную роль в современном мире играет поиск родственников в интернете. Существует множество генеалогических сайтов, которые позволяют получить историческую информацию, такие как «Память народов», gwar.mil.ru - поиск участников первой мировой войны 1914-1918 по фамилии, openlist.wiki - поиск политических репрессированных. Генеалогический форум ВГД уже помог многим семьям начать вести свое древо, и даже объединил информацию множества семей

4. Сбор информации в государственных архивах. Можно обратиться в архивы общественно-политической истории, военные архивы, ведомственные архивы, а также в городские музеи и районные библиотеки.

5. Специализированные услуги. Можно обратиться в компании, которые специализируются на создании родословного древа.

Таким образом, стоит почеркнуть важность работы и в семьях, и в образовательных учреждениях на уроках истории, составления генеалогического древа, так как это скрепляет семьи, помогает понять историю не только семьи, но и государства, формирует духовно-нравственные ценности среди подрастающего поколения.

Список источников

1. Сборник нормативных документов. История. Москва : Дрофа, 2007.

2. Ислаев Ф.Г. Я и моя родословная: Учеб. пособие для учащихся ст.кл.сред.общеобразоват.шк. Казань : Магариф. 2009.

3. Открытый список. URL:https://ru.openlist.wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D 1% 8B%D0%B9 %D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA:%D0%97%D0%B0 %D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D 1 %8F %D 1%81 %D 1 %82%D 1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0.

4. Как россияне выбирают имена для детей, показал опрос. URL:| https://www.gazeta.ru/social/news/2019/05/31/n 13038169.shtml?ysclid=luv5ushj q054946093 3.

Информация об авторах:

Н. Г. Самарина, кандидат исторических наук, учитель истории. А. В. Дуюн, учитель истории и обществознания. Information about the authors:

N. G. Samarina, candidate of historical sciences, history teacher; A. V. Duyun, history and social studies teacher. Вклад авторов:

Самарина Н. Г. - научное руководство; концепция исследования; развитие методологии;

обработка текста, итоговые выводы.

Дуюн А. В.- написание текста, итоговые выводы.

Contribution of the authors:

Samarina N. G. - scientific leadership; research concept; development of methodology; text

processing, final conclusions.

Duyun A. V. - writing the text, final conclusions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.