Научная статья на тему 'История семьи как фактор нравственного воспитания школьников'

История семьи как фактор нравственного воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГЕНЕАЛОГИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / MORAL EDUCATION / GENEALOGY / HISTORICAL GENEALOGY / PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Извеков Игорь Николаевич

Статья содержит теоретико-методологические основы нравственного воспитания школьников в условиях исследования ими генеалогической истории своей семьи, а также содержательные дефиниции исторической генеалогии. Описаны принципы построения концепции нравственного воспитания школьников в условиях изучения ими истории своей семьи, применяемые в педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История семьи как фактор нравственного воспитания школьников»

ИСТОРИЯ СЕМЬИ КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И.Н. Извеков

Статья содержит теоретико-методологические основы нравственного воспитания школьников в условиях исследования ими генеалогической истории своей семьи, а также содержательные дефиниции исторической генеалогии. Описаны принципы построения концепции нравственного воспитания школьников в условиях изучения ими истории своей семьи, применяемые в педагогической практике.

Ключевые слова: нравственное воспитание, генеалогия, историческая генеалогия, педагогическая практика.

Смена общественно-политического и экономического курса в России привела к острой необходимости глубоких реформ экономического, политического и социального характера, направленных на демократизацию и укрепление государственности с последующим переходом к гражданскому обществу как наиболее гуманной организации существования человечества.

Эти изменения могут быть реализованы только в условиях радикальных реформ в системе образования, в т. ч. в формировании у школьников мировоззрения, отвечающего требованиям нового социального экономического курса. Педагогика должна стать более динамичным фактором развития личности в условиях ее духовного совершенствования, с опорой на нравственно-генеалогические ценности исторической преемственности поколений.

Знание своей истории, культуры нации, традиций своего народа, семьи всегда обеспечивали гуманистическую нравственную ориентацию и избирательную регуляцию предметной деятельности человека, включая педагогическую практику. Первым и обязательным условием гражданского воспитания школьников являлось гражданское сознание педагога, заботящегося о пользе Отечества как о собственной пользе. Ш.А. Амонашвили подчеркивал, что только такой педагог был способен направить энергию растущего человека в русло гражданской деятельности: «Гражданина страны может воспитать человек, который сам является гражданином высокой нравственности. Действительно гуманную педагогику может строить только гуманной души человек» [1]. Люди, утратившие доступ к своим корням, превращаются в маргиналов, становятся безродными из-

гоями, беспочвенными и бесплотными скитальцами по чужим духовным дорогам. Это великая беда и опасность в жизни человека и народа, с которыми необходимо начинать бороться с детства. Д.И. Писарев писал: «Патриотизм для народа есть то же самое, что инстинкт самосохранения для отдельной личности; человеку свойственно любить и защищать тех людей, ту землю, тот склад жизни, к которой он привык и привязался с первых дней своего детства» [2].

Федеральная программа развития образования и Концепция модернизации российского образования ориентируют образовательные учреждения на признание воспитания как первостепенного приоритета, органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Особенно подчеркивается зависимость будущего страны от восстановления системы воспитания, формирующей нравственно-духовные ценности, гражданственность и патриотизм подрастающего поколения.

В документах, принятых Министерством образования и науки РФ, утверждается, что общественно-государственная система образования, ориентированная на формирование гражданских чувств, сознания, активной позиции школьников, способна обеспечить консолидацию общества, поддержание общественной и экономической стабильности, упрочить единство народов [3].

Содержательный компонент образования определяется директивными и нормативными документами Министерства образования и науки РФ, составленными с учетом возрастных особенностей школьников, и нацеливается на приведение содержания учебной литературы в соответствие с российскими тра-

дициями нравственного воспитания обучающихся. В инструктивно-методических материалах признается важным на первой ступени образования осознание школьником себя как части общества и гражданина своего Отечества. Усвоение нравственных норм поведения человека, гражданина способствует обучению демократии школьника, позволяют воспитывать основы национального самосознания и достоинства. На наш взгляд, на данный процесс учет генеалогической истории личности, ее семьи окажет положительное влияние и будет способствовать восстановлению преемственности поколений.

В воспитании учеников нельзя забывать о нравственных качествах народного характера. К.Д. Ушинский видел в патриархальной нравственности могучие задатки гражданственности, полную силы народность и бескорыстную человечность, проявлявшиеся в делах народных дружин, новгородских ватаг, малороссийского казачества и артелях. Патриархальная нравственность, выражавшая потребности народа в глубоких и благородных чувствах, руководствующаяся в поступках законом справедливости и взаимной любви, по его мнению, являлась необходимой предпосылкой для воспитания гражданской, государственной и общечеловеческой нравственности [4].

Нарушение устойчивых тенденций, веками и тысячелетиями складывающихся в эволюционном развитии общества под непосредственным влиянием семейных традиций, привело к тому, что личность потеряла связь со своими предками, оказалась под влиянием различных эмпирически не проверенных социально-политических инноваций, способных повлечь за собой непредсказуемые глобальные последствия.

В.А. Сухомлинский подчеркивал: «...от того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины. Я добивался того, чтобы сердце ребенка учащенно забилось при мысли, что на этом вот холмике, где мы сегодня трудимся, пролил свою кровь герой. Чувства утверждают убеждение: труд на родной земле на благо Родины - это великое счастье, за которое люди шли на смертный бой. В сокровенных уголках детского сердца пробуждается

голос совести: ты идешь под ясным солнцем, смотришь на голубое небо только потому, что под тополями и березами, под дубами и яблонями лежат те, кто сохранил для тебя свет и жизнь» [5].

В данной статье изучение генеалогической истории семьи рассматривается как стабилизирующий фактор в упрочении всеобщего мира. Исследование биографии своих предков, где человек становится посредником между прошлым и будущим и воспроизводит микроисторию своей малой родины, стимулирует интерес к истории и воспитывает чувство патриотизма, а также способствует восстановлению исторической преемственности поколений.

Понятие генеалогии за последнее время все чаще употребляется в концепциях нравственного возрождения России, в исследованиях процессов философских основ жизни, гражданственности, патриотизма и т. д. За последнее десятилетие понятие нравственного возрождения России все чаще стало использоваться в специальной психолого-педагоги-ческой литературе (К.А. Абульханова-Слав-ская, В.В. Знаков, Е.И Исаев, Н.Д. Никандров, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.).

Проблема выявления теоретико-методологических основ нравственного воспитания школьников в условиях исследования ими генеалогической истории своей семьи, своего рода является малоисследованной, и, в силу существующего противоречия между общей потребностью в возрождении российской нравственности и невостребованностью нравственного потенциала молодежи, особенно актуальна.

Реализация принципа преемственности поколений будет способствовать нравственному возрождению личности. При этом он предполагает необходимость пересмотра содержания общего образования и включения дисциплин, связанных с изучением генеалогии, основу которых составила бы не традиционная система нравственного воспитания личности, а диалектическая логика спиралевидного характера, позволяющая возвратить индивидуума как вид в исходную точку развития человеческого рода, то есть на качественно новый виток нравственности, и приобщить его к той надындивидуальной сфере, которая делает человека самоорганизующей-

ся, инициативной, самосовершенствующейся личностью.

В целях выявления роли генеалогических ценностей, представленных такими категориями, как любовь к Родине, уважение семейных традиций, ответственность перед родовым сообществом за свои поведение и деятельность, преемственность выработанных предками основ нравственности, осознание значимости «настоящего» для «будущего», автором было проведено на выборке более 1800 учащихся экспериментальное исследование.

Школьникам было предложено ответить на вопросы анкеты «Знаю ли я родословную своей семьи?». В результате обработки ответов была сформирована система коллективных представлений школьников о генеалогической истории своей семьи и о степени осознания связи нынешних поколений с предшествующими (табл. 1).

Анализ таблицы 1 показывает, что современные школьники осведомлены об истории своей семьи лишь на уровне своих родителей. Менее 20 % учащихся указывают на знание самых первоначальных сведений о втором поколении своей родословной (бабушки, дедушки); 99 % школьников затруднились назвать принадлежность своих родственников к какому-либо сословию. Первоначальные знания об истории семьи показали только 2 % школьников.

Это позволяет констатировать генеалогическую безграмотность и отчуждение современных школьников от своих исторических корней, что приводит к разрыву поколений, непониманию представителями одного поколения особенностей поведения и деятельности другого поколения, осложняет

осознание важнейших моральных и нравственных ценностей.

Одним из направлений педагогической практики должно стать воссоздание института российской семьи на основе поддержания благоприятного климата в этой ячейке общества, возрождения семейных ценностей и традиций, сохранения и укрепления внутрисемейных и межпоколенческих связей на основе передачи положительного опыта старших поколений младшим. Именно такая работа в сфере общего образования представляется нам одним из приоритетных направлений в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Человеку свойственно хранить в своем сознании память о предках, обращаться, например, к памятным датам в истории семьи. По мере того, как эти действия проявляются в повседневной практической деятельности личности, они определяют индивидуальное сознание и формируют генеалогическую культуру человека. С другой стороны, человек, являясь частью общества, проявляет себя в сфере общественных ценностей и отношений. В этом случае его личные убеждения попадают под влияние общей морали и становятся составной частью общественного сознания.

Чаще всего человек стремится сохранить в памяти эпизоды из жизни предков, воспроизводимые по разрозненным уцелевшим документам, фотографиям, устным легендам, которые передаются из поколения в поколение. Но обращение к памяти предков нечасто инициируют у потомка желание воспроизвести историю семьи, отразить накопленные исторические фрагменты не только в форме устных легенд, но и запечатлеть их в том или ином письменном (литературном) изложении.

Таблица 1

Коллективные представления школьников о генеалогической истории своей семьи

№ п.п. Содержание вопроса %

1 Известна ли Вам родословная таблица Вашей семьи? 2

2 Знаете ли Вы имена, фамилии и отчества своих родителей, их место работы, уровень образования? 86

3 Знаете ли Вы имена, фамилии и отчества своих бабушек и дедушек? 18

5 К какому сословию относились Ваши прабабушки и прадедушки? 1

6 Знаете ли Вы историю своей семьи? 2

7 Знаете ли Вы своих пращуров? 0,5

Потребность человека воспроизвести и запечатлеть в сознании в устной или письменной форме фрагменты из жизни предков возникает под воздействием как сформированного индивидуального, так и общественного сознания. Издревле человеку было свойственно фиксировать исторические (генеалогические) связи между людьми, заниматься их накоплением, а в ряде случаев и описанием. Наше исследование из многообразного генеалогического понятийного научного аппарата позволило выделить такой феномен социальной памяти и сознания человека, как «историческая генеалогия», которая позволяет современному человеку выявить свое отношение к миру и к самому себе. О феномене генеалогической памяти можно говорить как о диалоге поколений, отмечая, что индивидуальное сознание личности через генеалогию выводит на формирование самоидентичности.

Действительно, социальная память, самоидентичность, генеалогия - три неразрывно связанных понятия в современной реальности российского общества. Социальная память как важнейший элемент культуры вообще невозможна без преемственности негенетически передаваемых данных, т. е. без соотнесения личности с историей своей страны. В то же время «ощущение собственной самости» - что и есть самоидентичность, или эгоидентичность, - невозможно без соотнесения себя с тем, что создавалось предшествующими поколениями семьи, то есть без соотнесения себя с истоками своего рода. Именно историческая генеалогия - тот несокрушимый временем мост, который дает методологию для воссоединения истории страны с историей личности, а воссоединение двух начал и порождает переживание самоидентичности, вдохновенного чувства ощущения «собственной самости» и ее сопричастности миру.

Именно историческая генеалогия - есть один из возможных путей обретения самоидентичности личности взамен внешней идентичности, установленной метанарративом, содержащим в себе готовый «образец» личности, а следствательно, несвободу. Благодаря исторической генеалогии, самоощущение собственной жизни человек начинает проецировать на всю историю своей страны, своего народа. История как путь развития и

становления человеческой сущности сегодня воспринимается в качестве индивидуального жизненного пути конкретного человека, его семьи, рода. Жизнь человека, как и всей природы, многообразна. Но человеческая жизнь, в отличие от существования животных и растений, обладает наличием основных ценностных черт. Среди этих человеческих черт главными являются любовь к Родине, дому, своему имени. С самых ранних лет, когда ребенок только вступает в социальную жизнь, он узнает, что в нем есть нечто особенное, чем он отличается от других.

Однажды осознав, что человек имеет присущую только ему фамилию, школьник начинает понимать: у него есть свой путь в жизни, за который предстоит нести ответ, путь, за который он отвечает как перед собой и перед близкими людьми, так и перед теми, кто передал ему эту особенную дорогу. Имя -это то уникальное явление, позволяющее человеку не только смотреть в свое будущее, но и определенно знать, что за ним стоит история судеб его предков, переплетение которых позволило возникнуть и состояться истории его рода, неразрывно связанной с историей Отечества.

Взгляд человека в будущее всегда связан с надеждой и, часто, с верой. Взгляд в прошлое - это, как правило, благодарность за то, что «я есть» и ответственность за то, каким быть. Человеческая жизнь не просто временной промежуток, который определяется рождением и смертью. Прожить жизнь - значит продолжить свой род, переданный тебе с именем, и продолжить его, вбирая лучшие образцы человеческих поступков и мыслей, принадлежащих твоему роду. Но для этого нужно знание о бытии «я» и о его историческом становлении. Средством приобретения подобного знания выступает историческая генеалогия. Школьник, изучающий историю своего рода, выступает в роли посредника между прошлым и будущим, между предками и потомками, освобождается от чувства метафизического одиночества, отдаленности от исторического процесса.

Таким образом, историческая генеалогия выступает в качестве взгляда в будущее, основой знания о том, кто есть «я» на самом деле, что останется и передастся потомкам о предках, сохраняясь как память о семье, ветви, роде.

Сегодня существует проблема определения значимости исторической генеалогии как самостоятельной науки. Как всякая наука, историческая генеалогия должна стремиться сместить критерий научности от субъективного фактора к объективному. Поэтому значимость генеалогической работы определяется не столько личностным фактором исследователя, его индивидуальной заинтересованностью, сколько попыткой вынести на общественный уровень проблему забытых на сегодняшний день основных человеческих ценностей (память о своих предках, осознание своего рода, ответственность за свое имя) и, тем самым, расширить духовно-нравственный потенциал современной жизни.

Историческая генеалогия - это попытка помочь современному одиночке воссоединиться со своей родовой наследственной сущностью через свою трансформируемую временем социальную память. По-разному можно воспринимать термин «социальная память», имеющий ключевое значение в постижении реального состояния общества. Однако в народной практике чаще употребляются несколько иные понятия из этой сферы, а именно, «живая», «действующая» память. Обычно с этими понятиями личность ассоциирует результаты самопознания своих собственных, родных истоков. В системе начавшейся в стране гуманизации образования и воспитания наблюдается тенденция возродить у поколения тягу к восстановлению или систематизации собственной истории семьи с высокой целью - воссоздать единичную ячейку в структуре общей культурной самоидентификации.

Таким образом, знание событий в истории отдельно взятой семьи непосредственно влияет на социальную память, а накопление генеалогических материалов по историям семей создает мощный фундамент для воспитания нравственности и патриотизма у подрастающего поколения.

В научной литературе присутствуют довольно расплывчатые определения генеалогии. Наиболее удачное определение, на наш взгляд, на основе всестороннего анализа понятийного аппарата генеалогии, ее значения в современном научном знании и месте среди других исторических, гуманитарных и негуманитарных наук приведено в работе известного в России историка Е.В. Пчелова

«Теоретические понятия генеалогии». Ученый определяет «. историческую генеалогию как науку, которая изучает: 1) генеалогические связи между людьми (родственные и свойственные); 2) те системы, которые вследствие этих связей возникают (роды, семьи и др.); 3) историю самих этих систем (их происхождение, развитие и гибель)».

Генеалогия помогает и самоидентификации человека, ибо, как отмечает Е.В. Пчелов, пока человек живет в обществе, он неизбежно будет ощущать необходимость в познании своих родовых связей, т. е. в причислении себя к какой-то более широкой, чем отдельная личность, системе, совокупность которых это общество и составляет. Следовательно, генеалогия неотделима от самой психологии человека как «существа общественного» и будет актуальна всегда, пока существует человеческое общество.

В России только однажды были в корне нарушены эти веками выработанные традиции: установившаяся в 1917 г. советская власть отказалась от наследия царской России, от сформированного свода законов по пяти сословиям, нарушив у людей благородное чувство уважения рода, чувство исторической памяти в семьях советских граждан. Более семидесяти лет просуществовали советские декреты, начисто искоренив из повседневного обихода основополагающие аспекты социальной памяти, лежащие в основе генеалогических знаний.

Русский синоним слова «генеалогия» -«родословие». В одной из своих работ академик С.О. Шмидт отметил, что занятие генеалогией - это выявление родственных связей с наибольшей полнотой и в хронологической последовательности, составление поколенных росписей, выяснение биографических данных по возможности обо всех этих лицах. А это в советских условиях оказывалось отнюдь небезопасным и для занимавшихся такими изысканиями, и - главное -для лиц, родственные связи которых их заинтересовывали, поскольку таким путем могли выявиться родственники за границей или среди тех, кого именовали «врагами народа». И потому с семейными преданиями опасались знакомить детей, оберегая их, скрывали подозрительные с точки зрения официальной идеологии дорогие семейные реликвии (царские ордена, изображения в мундирах, па-

радных платьях, фотографии домов, некогда принадлежавших предкам и т. п.).

Сегодня, в процессе восстановления исторической преемственности поколений, формировании общественного сознания на основе традиций российских духовных и нравственных ценностей, уместно привести слова удивительного нашего современника-генеалога С.А. Сапожникова, который отмечал, что генеалогия, родословие, геральдика -это могучее нравственное средство и для укрепления семьи, и для укрепления государства. Следовательно, в наши дни задача государства - научить людей ценить цепь поколений, которая была перед ними, чувствовать себя звеном этой цепи. Это философская основа жизни, гражданственности, патриотизма.

Теоретико-методологическое обоснование воспитания нравственности с учетом генеалогических исследований личности основывается на системном, интегративном, аксиологическом, этнопедагогическом, деятельностном подходах. Преодолеть одностороннюю педагогическую точку зрения на изучение нравственного воспитания, обобщить данные из разных научных областей относительно понятия «нравственность» помогает системный подход. Он также позволяет раскрыть взаимодействие органов федеральной и местной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций, творческих союзов по решению проблем нравственного воспитания, учебной и внеучебной работы, образовательного учреждения и окружающей среды, обеспечить преемственность прошлого опыта личности с настоящим и будущим. Для изучения нравственного воспитания эффективно использование морфологического, структурного,

функционального и генетического компонентов системного анализа. При этом системный подход требует учета факторов влияний на процесс патриотического воспитания: образовательного пространства школы; воспитательного пространства класса, в рамках которого осуществляется педагогическое взаимодействие с обучаемыми; учета индивидуальных особенностей личности и оказание ей педагогической поддержки.

Педагогическая практика позволила сформулировать принципы построения концепции нравственного воспитания школьни-

ков в условиях изучения ими истории своей семьи:

1) принцип преемственности, предполагающий формирование сознания школьника на основе традиций российских духовных и нравственных ценностей семьи, рода, ветви рода;

2) принцип интегративности, опосредующий межпредметные связи гуманитарного цикла учебных дисциплин при изучении фактов из жизнедеятельности поколений своих предков, внеклассной работы, включающей посещение музеев, научных библиотек, художественных выставок, экскурсий в архивы и специальных дисциплин, направленных на изучение вопросов исторической генеалогии и истории своей семьи;

3) принцип культуроопосредования, детерминирующий опору на индивидуальный уровень развития генеалогической культуры, имеющий как рациональную, так и иррациональную составляющие;

4) принцип мотивированности, предполагающий необходимость создания у школьника соответствующей мотивации к изучению и анализу корней своей семьи, рода и т. д.;

5) принцип активности, основанный на предположении о том, что общим направлением формирования нравственности школьников должна стать тенденция перехода от осознания генеалогических ценностей одной (своей) семьи к межпоколенной генеалогической идентичности;

6) принцип личностного подхода, постулирующий, что личностный уровень нравственного развития школьника является приоритетным по отношению к общему развитию;

7) принцип толерантности, означающий определенный уровень терпимости к осознанию личностью своего места в иерархии рода, семьи, понимание ценности той роли, которую данная личность играет в жизни и деятельности независимо от ее места в структуре рода.

Таким образом, новый подход к нравственному становлению личности школьника должен основываться на осознании генеалогической идентичности, соблюдении принципов преемственности, связи поколений, учете традиций и ценностей семьи в поведении и деятельности.

Основываясь на концептуальных положениях нравственного воспитания, с опорой на генеалогическую идентичность школьников, педагогическая практика является средством положительного воздействия на нравственные категории, что, в конечном итоге, ускоряет процесс создания гармоничной личности ответственного семьянина и гражданина своей страны.

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1987. С. 180.

2. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1951. С. 261.

3. О координационном совете Министерства образования Российской Федерации по пат-

риотическому воспитанию // Вестн. образования. 2003. № 13.

4. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. М.; Л., 1946. С. 92.

5. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973. С. 222.

Поступила в редакцию 1.02.2008 г.

Izvekov I.N. Family history as a factor of modem education of schoolchildren. The article contains theoretical and methodological bases of students’ moral education in the frames of the research concerning the family genealogical history and also the informative definitions of historical genealogy. There are described the principles of the moral education concept in conditions of study family history, that are used in pedagogical practice.

Key words: moral education, genealogy, historical genealogy, pedagogical practice.

КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М.В. Лазарева

В статье отражены базовые положения концепции интегрированного обучения детей дошкольного возраста. Основу концепции составляет синтез различных подходов при доминировании интегрированного подхода. Первую группу составили подходы, обусловливающие содержательную сторону концепции: личностный, культурологический, аксиологический, гносеологический, деятельностный. Вторая группа включает подходы, определяющие структурные особенности построения: системный и структурно-функциональный.

Ключевые слова: дошкольное образование, интегрированный, обучение, синтез, концепция.

Положение о том, что интегрированное обучение базируется на дидактическом синтезе, предполагающем максимально эффективное использование познавательного и воспитательного потенциала в развитии детей дошкольного возраста на основе единства чувственного и рационального, формирование целостных представлений об окружающем мире в их взаимосвязях и взаимозависимостях, является основополагающим в нашем исследовании. Интегрированное обучение опирается на глубокие истоки интегрированного, личностно ориентированного, гносеологического, культурологического,

аксиологического, деятельностного, системного и других подходов при ведущей роли первого. Использование этих подходов к интегрированному обучению дошкольников

представляет собой процесс, взаимосвязанный и взаимодополняющий различные его стороны.

Все вышеобозначенные подходы к интегрированному обучению определяются современной образовательной парадигмой, сущность которой выражается в идее личностно-ориентированного образования и заключается в следующем:

- ребенок рассматривается как сложная саморазвивающаяся система, признается уникальность и неповторимость каждой личности и траектории ее развития, ее самоценность;

- целевые установки дошкольного образования смещаются с информатизации ребенка на создание условий и помощь в развитии и саморазвитии личности в целом (с точки зрения вероятностной модели мира,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.