ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Шаповалова Наталья Александровна
ассистент кафедры госпитальной хирургии Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Профессионального Образования «Воронежская Государственная Медицинская академия имени Н.Н. Бурденко» Министерства Здравоохранения и Социального развития Российской Федерации, врач сердечно-сосудистый хирург кардиохирургического отделения № 2 Бюджетного Учреждения Здравоохранения Воронежской области «Воронежская Областная Клиническая Больница № 1», РФ, г. Воронеж
E-mail: nat.shapovalova2010@yandex. ru
THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL COMPETENCE OF THE DOCTOR IN TERMS OF HUMANIZATION OF HIGHER MEDICAL
EDUCATION
Shapovalova Natalya
assistant Professor Department of hospital surgery of the State Bygenerating Writenewmessage Professional Education "Voronezh State Medical Academy named N.N. Burdenko" Ministry of Healthcare and Social development of the Russian Federation, doctor of cardio-vascular surgeon, cardiac surgery Department № 2 Fiscal Health of the Voronezh region Voronezh Regional Clinical Hospital № 1",
Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
Духовно-нравственная компетентность врача — это одна из важнейших составляющих врачебного профессионализма. Под гуманизацией высшего образования следует понимать многоуровневый социокультурный процесс. Гуманизация высшего медицинского образования предполагает ориентацию будущих врачей на общечеловеческие гуманистические ценности и проблемы конкретного человека в системе медицинской помощи. Духовно-нравственная составляющая врачебной деятельности по-прежнему - одна из основ профессионализма современного врача.
ABSTRACT
Moral competence of the doctor is one of the most important components of medical professionalism. Under the humanization of higher education need to understand multi-level socio-cultural process. Humanization of higher medical education involves the orientation of future doctors on universal humanistic values
and the problem of the individual in the system of medical care. Moral component of medical practice still is one of the foundations of professionalism of the modern doctor.
Ключевые слова: гуманизация высшего образования; духовно-нравственная компетентность врача; гуманистические ценности; гуманистические ценности; врачебный профессионализм.
Keywords: Humanization of higher education; spiritual and moral competence of the doctor; humanistic values; humanistic values; medical professionalism.
Духовно-нравственная компетентность врача — это одна из важнейших составляющих врачебного профессионализма. Со времен Гиппократа общепризнано, что духовно-нравственная составляющая личности врача одно из главных условий, определяющих его профессионализм. Самые различные биоэтические ситуации или нередко возникающие психологические трудности в общении с пациентами, требуют знания и понимания не только психологического, но и духовного состояния человека. Поэтому определение целей и задач, характера и содержания педагогических условий духовно-нравственного развития студентов медицинских вузов, умение создавать эти условия — это одна из актуальных проблем высшего медицинского образования в области этизации и гуманизации сознания и деятельности будущих российских врачей.
До революции 1917 года профессиональная подготовка врачей осуществлялась в системе университетского образования на фундаменте многогранной естественнонаучной и гуманитарной подготовки. Врачи, оканчивающие университеты, становились, как правило, врачами общей медицинской практики, что предполагало системный подход к оценке человеческого здоровья и к лечению болезней [1]. Такого рода медицинское образование имело два неоспоримых преимущества: системный подход к
пациенту в процессе лечения и оценка врачом своей профессиональной деятельности как служения долгу перед Богом и человечеством.
Суть русской медицинской традиции, складывающаяся столетиями, наиболее точно сформулирована отечественным философом И.А. Ильиным. Он отмечает: «деятельность врача есть дело служения, а не дело дохода»; безотказность в помощи; «в обхождении с больными ... не обобщающее, а индивидуализирующее рассмотрение»; «служение врача есть служение любви и сострадания»; деятельный характер помощи; творческий подход в исцелении; в лечении должна быть опора на «человеческий организм, как живую индивидуальность, таинственную систему самоподдержания, самопитания, самообновления»; обязателен учет «духовной проблематики своего пациента» [цит. по 5, с. 6].
В конце 90-х годов прошлого и в начале XXI века, вновь возникает научный интерес и появляются научные работы, посвященные философским, педагогическим и психологическим аспектам гуманизации высшего образования (Н.И. Бокачева, Л.А. Казанцева, А.Я. Кузнецова, Н.Ю. Максимова и др.). В этих публикациях определены наиболее общие подходы к изучению процесса гуманизации образования как элемента духовной жизни общества, обсуждаются детерминанты развития и отображено многообразие его содержания. Их анализ позволяет в общем виде определить сущность этого феномена [3].
Под гуманизацией высшего образования следует понимать многоуровневый социокультурный процесс, который наполняет образование современным гуманистическим содержанием, формирует основы гуманистического мировоззрения, выражаемого в конкретных, близких людям духовно-нравственных образцах, которые закрепляются в общественных нормах и ценностях и таким образом переводят идеи гуманизма из должного в общественную практику [4].
Гуманизация высшего медицинского образования предполагает ориентацию будущих врачей на общечеловеческие гуманистические ценности
и проблемы конкретного человека в системе медицинской помощи. Углубление специальной подготовки современного врача в век информатизации и глобального научно-технического прогресса в целом, бесспорно, имеет объективный характер, но этот процесс должен оптимально уравновешиваться культурно-гуманитарной составляющей высшего медицинского образования. Только в этом случае можно реализовать компетентностную, креативную модель обучения и обеспечить высокий уровень профессиональной и социальной мобильности выпускника медицинского вуза, вооружить его необходимыми компетенциями и способностями к самообразованию, творчеству в условиях непрерывного расширения круга профессиональных задач [2].
Модернизация высшего медицинского образования, предполагающая, в том числе и его гуманизацию, предъявляет и новые требования к преподавателю медицинского вуза. Современный преподаватель, работающий в медицинской высшей школе, должен быть не только профессионалом своего дела, но и обладать развитым педагогическим сознанием с присущими ему качественными характеристиками. Гуманистическая направленность, духовно-нравственная культура, рефлексивность, креативность, диалогичность являются теми существенными характеристиками, которые подчеркивают особый характер педагогического сознания преподавателя высшей школы на современном этапе развития общества [2].
Однако, обсуждение проблемы гуманизации подготовки современного врача, формирования его духовно-нравственной компетентности было бы неполным вне ее деонтологической составляющей. Отношения врача и пациента во все времена рассматривались как фактор, оказывающий существенное влияние на конечный результат лечения. Сегодня ситуация сложилась таким образом, что здравоохранение в большинстве стран мира (в том числе и в нашей стране) становится объектом, прежде всего, рыночных, финансовых интересов. Следует признать, что медицина во все возрастающей степени утрачивает свою гуманистическую функцию [6].
Между тем, духовно-нравственная составляющая врачебной деятельности по-прежнему — одна из основ профессионализма современного врача. Следовательно, межличностные отношения врача и пациента не могут носить чисто медицинский характер. Они способствуют институционализации социального благополучия в целом, формируя у пациентов благоприятное социальное самочувствие и позитивные социальные установки. Социально формирующую роль взаимоотношений, складывающуюся в процессе профессиональной деятельности представителей «помогающих профессий», отмечают как зарубежные, так и отечественные социологи (Н. Смелзер, Е.В. Решетникова и др.). Данное обстоятельство, по мнению Л.В. Музалевской, дает основание для того, чтобы поставить профессию врача в один ряд с такими профессиями как социальный работник, учитель, психолог [1], [3].
И хотя функция утверждения гуманистических отношений в обществе, если ее оценивать с позиций современного медицинского образования, не имеет прямого отношения к профессиональным обязанностям врача, социальная жизнь дает немало примеров гражданского служения врачей, активно действующих там, где имеет место непосредственная угроза практическому гуманизму. Имена таких врачей, выполняющих свой профессиональный долг на основе гражданской позиции, составляют гордость не только отечественной, но и мировой медицины — Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Л.М. Рошаль, С.Н. Федоров и многие другие.
Таким образом, гуманизацию высшего медицинского образования следует понимать как стратегическое инновационное направление в функционировании и развитии медицинских вузов, вектор которого направлен на подготовку нового поколения врачей. Врачей, способных учитывать в процессе медицинского обслуживания населения не только медико-биологические, но также и социальные, и духовные детерминанты здоровья человека; врачей, способных включать позитивное и ослаблять негативное влияние биологических, социальных и духовных факторов в целях успешного развития и воспроизводства человека и человеческой культуры.
Список литературы:
1. Музалевская Л.В. Решение проблемы гуманизации медицины в рамках реформы сестринского образования / Л.В. Музалевская // Методологическое обеспечение современных философских проблем: сб. науч. тр. Иркутск : Иркут. гос. ун-т., — 2006. — Вып. 5. — С. 213—226.
2. Набродов Г.М. Духовно-нравственная компетентность врача / Г.М. Набродов, А.А. Филозоп. // В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 частях, 2013. — С. 105—106.
3. Плотникова И.Е. Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации научно-педагогических работников медицинского вуза. / И.Е. Плотникова, А.А. Филозоп, С.Ю. Комова // Наука и бизнес: пути развития, — 2014. — № 6(36). — С. 11—14.
4. Плотникова И.Е. Проблемы и перспективы гуманизации высшего медицинского образования / И.Е. Плотникова, А.А. Филозоп, Л.В. Бут // Современная педагогика — 2014. — № 2(15) — С. 3.
5. Харченко Е.В. О призвании врача: учебно-методическое пособие для врачей на факультативном занятии по этике и деонтологии врачебной деятельности. / Е.В. Харченко, Е.Г. Романова, А.Ю. Яковлева Барнаул, 2009. — 108 с.
6. Черницкая А. Л. Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы: Автореф. дис. ...к-та философ. наук / А.Л. Черницкая; Современная гуманитарная академия. М., 2008. — 22 с.