Научная статья на тему 'Формирование доступной среды для маломобильных членов семьи'

Формирование доступной среды для маломобильных членов семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1159
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимова Маргарита Николаевна, Шакирова Алиса Фиргатовна

В статье анализируется формирование доступной среды как один из видов социально-экономических услуг при осуществлении социального обслуживания населения, подчеркивается значимость доступной среды для маломобильных членов семьи — беременных женщин, семей с детьми раннего возраста, детей-инвалидов, лиц преклонного возраста и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование доступной среды для маломобильных членов семьи»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Северный А. Региональная модель защиты детства и семьи / А. Северный // Рос. образование : Офиц. вести. — 2001. — № 1—2. — С. 91—93.

Поступила 28.11.11.

ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

М. Н. Максимова, А. Ф. Шакирова

В статье анализируется формирование доступной среды как один из видов социально-экономических услуг при осуществлении социального обслуживания населения, подчеркивается значимость доступной среды для маломобильных членов семьи — беременных женщин, семей с детьми раннего возраста, детей-инвалидов, лиц преклонного возраста и др.

Формирование доступной среды — одно из направлений стратегии социально-экономического развития, одна из социально-экономических услуг социального обслуживания. Несмотря на то что проблема доступности объектов для маломобильных групп населения, лиц с ограниченными возможностями в целом и семьи, в частности, в нашей стране существует давно, активно заговорили и начали работать над данной проблемой лишь в XXI в. Хотя научное сообщество изучало и анализировало эти проблемы .

История формирования безбарьерной среды свидетельствует, что для успеха нужны по меньшей мере две вещи: разбудить общество и сформировать установки на понимание проблем инвалидности и четкое исполнение требований доступности, обозначенных нормативными документами [6, с. 8]. Термин «доступная» или «безбарьерная» среда можно определить так: это такие элементы окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую• могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями [3].

Доступная среди — это среда, в которой отсутствуют какие-либо физические барьеры к достижению цели или для реализации поставленных задач, как-то: свободное использование различных услуг, возможность посещения различных культурно-массовых, спортивных и иных мероприятий. Ко . всему вышеуказанному отно-

сится получение образования (в т. ч. дистанционного), трудоустройство, использование услуг Интернета, доступ к разному роду спортивным соревнованиям, свободное посещение театров, кинотеатров, выставок и музеев [3].

В широком смысле безбарьерная или доступная среда — это среда, которая создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Например, плавным спуском или съездом, а также правильно установленным пандусом пользуются не только инвалиды. Люди без физических ограничений иногда предпочитают подниматься или спускаться по наклонной поверхности так как это во многих случаях более удобно, всегда менее энергозатратно и гораздо естественнее по физиологическим параметрам движения человека [7].

В соответствии с нормативными документами к маломобильным группам населения относятся [3]:

— инвалиды с поражением опорно-дви-гательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски);

— инвалиды с нарушением зрения и слуха;

— лица преклонного возраста (60 лет и старше);

— временно нетрудоспособные;

— беременные женщины;

— люди с детскими колясками;

— дети дошкольного возраста.

Государство принимает надлежащие

© М. Н. Максимова, А. Ф. Шакирова, 2012

меры для обеспечения как инвалидам, так и другим маломобильным группам населения, семьи доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающие доступности, должны распространяться [5]:

а) на здания, дороги, транспорт, другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

б) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы;

в) на социальные программы и социальные услуги, включая реабилитацию,

| обусловливающие возможность эффектив-{ ной социальной адаптации инвалидов в об-| ществе.

Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации тран-( спортного и информационного обслуживания, производства вспомогательных технических средств, связи и информатики до недавнего времени не учитывала специфических потребностей маломобильных групп, | не была направлена на создание безбарь-| ерной среды. Не создавались разумные | приспособления, учитывающие индивиду-\ альные потребности, универсальный дизайн продуктов и объектов, которые могут в полной мере использоваться всеми людьми без необходимости специальной адаптации или специального дизайна [8]. Хотя маломобильные группы населения — это большое количество различных социальных групп. Поэтому все, что делается удобным для маломобильных групп, будет крайне удобным для каждого члена семьи, всех остальных граждан, даже если они не имеют физиче-| ских ограничений [4, с. 5]. \ Формирование доступной среды для ма-| ломобильных групп населения включает в | себя следующие элементы: \ — создание институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды для инвалидов и иных мало-мобильных групп населения;

— создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе со-

! здания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;

— создание инфраструктуры информа-

ционно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;

— обеспечение доступности занятости;

— обеспечение социальной поддержки и реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.

При создании безбарьерной среды необходимо соблюдать следующие условия [2,

с. 7):

1. Социальная значимость (например, попасть в больницу необходимо не так часто, как в магазин, узел связи, аптеку). В посещении театра, цирка, спортивных и других культурно-массовых учреждений нуждается большее количество инвалидов.

2. Реальное выполнение (например, при высоте крыльца входа более 1 метра требуется очень длинный пандус, для которого может просто не хватить места).

3. Реальный спрос инвалидов на объекты на сегодняшний день (по опросам инвалидов).

На протяжении всего XX в. маломобильные члены семьи постоянно испытывали необходимость в создании условий, равных со здоровыми, доступа к объектам инженерной инфраструктуры. На Западе гораздо раньше пришли не только к выводу о необходимости, но и к практическим действиям по созданию такой среды обитания, в которой было бы комфортно жить и работать каждому. Именно на Западе появились первые стандарты по безбарьерной среде, впервые появился термин «универсальный дизайн». Таким образом, нашей стране, в которой понятие доступной среды появилось не так давно, необходимо активно реализо-вывать положительный опыт зарубежных стран и реально обеспечивать права каждого на доступную среду, закрепленные законодательно.

Долгосрочная целевая программа Республики Татарстан «Доступная среда» на 2011—2015 гг. дает возможность создать условия для участия в общественной жизни с равными шансами всех и каждого. Мы проанализировали и оценили степень доступности общественных помещений Кремлевского избирательного округа № 4 г. Казани: И учреждений здравоохранения, б аптек, б учреждений высшего образования, 6 учреждений среднего образования, 1 средне-специальное учреждение, 2 учреждения дошкольного образования, 2 библиотеки, 39 магазинов, 6 учреждений Министерства внутренних дел, 7 банков, 12 учреждений общественного питания, 23 социально-значимых учреждения и др.

86

ВЕСТНИК Мордовского университета ) 2012 { Л* 1

Во всех исследованных средних общеобразовательных учреждениях отсутствуют перила и пандусы. Из шести высших учебных заведений пандус имеется в двух: в третьем здании Казанского национального исследовательского технического университета; в Московском социально-гуманитарном институте. Однако в последнем пандус с одной стороны огражден обочиной, а с другой — железной решеткой.

Вход в здание одной из семейных библиотек можно назвать условно доступным: при входе имеются пандус и перила, однако внутри здания, где заканчивается пандус, входная дверь закрыта на задвижку. Другая семейная библиотека вообще не имеет пандусов и перил.

Очень плачевная ситуация в учреждениях здравоохранения. Полностью доступна для лиц с ограниченными возможностями лишь одна поликлиника. В других или пандусы отсутствуют, или ширина дверного проема не достаточно широкая для беспрепятственного передвижения человека в инвалидном кресле, или ступени, ведущие к зданию, «крутые». А асфальтовое покрытие у входа во многие учреждения здравоохранения находится в аварийном состоянии.

Светофоры, пешеходные переходы и дорожки не соответствуют требованиям: светофоры не имеют звукового сопровождения; пешеходные дорожки не снабжены рельефным покрытием. Это подтверждает вывод участников Всероссийского автопробега людей с ограниченными возможностями «Доступная транспортная среда», прошедшего в Казани 22 августа 2011 г.: город на сегодняшний день не отвечает требованиям доступной среды для людей с ограниченными возможностями [1].

Аптеки, казалось бы, должны быть доступными для любого человека, а уж для маломобильных членов семьи особенно. Однако полностью доступна лишь одна аптека из шести. В другой аптеке есть только пандус, сделанный из металла, поверхность которого скользкая, дверные проемы узкие.

Выделяются: отдел по организации деятельности участковых уполномоченных полиции УВД г. Казани, где имеются и пандус, и перила, сделанные по всем требованиям СНиП 35-01-2001, и здание «Следственного управления следственного Комитета РФ по РТ», где имеется звонок для инвалидов. Это отличное решение, остается только надеяться, что если человек с ограниченными возможностями воспользуется звонком, то ему обязательно помогут.

Такие социально значимые объекты, как: «Хозяйственное управление при кабинете министров РТ», «Водоканал», «Счетная палата РТ», «Исполнительный комитет муниципального образования», «Комитет по тарифам РТ», государственное учреждение «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств», почта, не доступны для лиц с ограниченными возможностями. В Кремлевском избирательном округе Лг° 4 из 39 продуктовых магазинов доступны только 4. Семья может остаться голодной. Только в 4 банках из 7 есть пандус и перила.

Другие коммерческие учреждения (салоны красоты, парикмахерские, копи-центры, салоны связи, кафе и кофейни, фирменные магазины одежды, ювелирные салоны) полностью не доступны. Исключением является лишь страховая компания «Цюрих». Недоступна часть учреждений, где имеются пандусы, но без перил.

Итак, важно не только наличие норма-тивно-правовой базы, санитарно-эпидемиологических требований к современной архитектуре, не столько определенные действия собственников зданий, помещений, направленных на то, чтобы сделать свое учреждение доступным, сколько реализация всех требований СНиПа 35-01-2001 по созданию доступной среды (пандусов, перил и др.). Степень доступности определяет уровень цивилизации нашей страны, соблюдение конституционных норм. Создавая доступную среду, мы должны смотреть не только на наличие перил и пандусов, но и на качество их выполнения, а также соответствие цветовому, звуковому и тактильному оформлению.

Сегодня делаются серьезные шаги по преодолению дискриминации каждого члена семьи в условиях жизнедеятельности, по созданию доступной, безбарьерной среды в России, в Республике Татарстан, в г. Казани. При этом необходима тщательная работа с обществом в целом, с каждым гражданином, собственниками зданий и помещений. Всем комиссиям, проверяющим и утверждающим органам необходимо жестко контролировать и принимать сдающиеся в эксплуатацию социально значимые объекты.

При создании доступной среды для каждого члена семьи мы можем встретиться и с такой проблемой: люди с ограниченными возможностями не смогут и/или не пожелают воспользоваться ею по ряду причин. Например, отсутствие информации о доступных объектах, психологические барьеры.

В результате проведенного исследования мы рекомендуем:

— на сайте мэрии г. Казани, Управления социальной защиты населения г. Казани сделать доступную карту доступной среды для инвалидов;

— на сайте мэрии города создать 6лог, где люди смогут высказывать свои мнения, предложения по улучшению и расширению доступной среды;

— сделать доступным портал мэрии г. Казани для слабовидящих и слабослышащих (предусмотреть голосовое сопровождение, крупный шрифт текста);

— проводить всем депутатам мэрии г. Казани, специалистам социальных учреждений мероприятия, акции, направленные на формирование позитивного общественного мнения, повышение социальной активности граждан города на создание, поддержку и контроль доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения;

— создать на телевизионных каналах г. Казани специальные передачи, где ведущие и люди с ограниченными возможностями будут рассказывать о новостях, насущных проблемах инвалидов, как и где создается или нет доступная среда в г. Казани;

— разработать механизм стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных членов семьи;

— не принимать в эксплуатацию вновь построенные жилые дома, социально-значимые объекты, не соответствующие СНиПам 35-01-2001, долгосрочной целевой программе РТ «Доступная среда» 2011 — 2015 гг. и др. документам по доступной среде;

— пересмотреть нормативно-правовую базу города с учетом долгосрочной целевой программы РТ «Доступная среда» 2011 — 2015 гг.;

— продумать создание универсального дизайна или альтернативных вариантов решения доступности помещений, зданий, прилегающих территорий, введенных до принятия долгосрочной целевой программы РТ «Доступная среда» 2011 — 2015 гг.;

— создать в г. Казани телефон доверия «Доступная среда».

Осуществляя все эти и другие мероприятия, мы сможем превратить Казань в город, доступный для всех маломобильных членов семьи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахметова Л. Казань не имеет удобств для людей, с ограниченными возможностями / Л. Ахметова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tataram.ru/article/1480/ 4/. — Загл. с экрана.

2. Безбарьерное проектирование и оформление на примере Германии // Москва : Департамент социальной защиты населения города Москвы, BBJ Consult AG (Берлинский дом), 2010. — 64 с.

3. Государственная программа «Доступная среда» на 2011—2015 годы от 17.03.2011 г. № 175 // consultant.ru: КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим • доступа: http:// www.consultant.ru/. — Загл. с экрана.

4. Доступная среда для инвалидов : иллюстрир. справ, пособие / под ред. О. Дроздовой. — М. : Перспектива, 2003. — 32 с.

9

5. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006. — Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/russian/ documcn/convents/disability.html.- — Загл. с экрана

6. Леонтьева Е. Г. Доступная среда глазами инвалидов : научно-популярное издание / Е. Г. Леонтьева. — Екатеринбург : БАСКО, 2001. — 64 с.

7. Покровская Н. Безбарьерная среда : миф или реальность? / Н. Покровская // Индекс. -

2008. - № 28. - С. 17.

8. Принципы универсального дизайна: rotorweb.ru. 2006 [Электронный- ресурс]. — Режим доступа: http://rotorweb.ru/dizajn/principy-universalnogo-dizajna.html. - Загл. с экрана.

Поступила 28.11.11.

88

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | Jsfe 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.