Научная статья на тему 'Формирование договорно-правовой основы военного сотрудничества России и государств СНГ (1991–1999 гг. )'

Формирование договорно-правовой основы военного сотрудничества России и государств СНГ (1991–1999 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
346
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MILITARY SECURITY / THE INTERESTS OF THE RUSSIAN STATE / MILITARY COOPERATION / CIS / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сернецкий Олег Богданович

Показываются основные этапы формирования правовой базы военного сотрудничества России и государств СНГ (1991-1999 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the legal framework of the military cooperation between Russia and the CIS (1991-1999)

Author shows the main stages of the legal framework of military cooperation between Russia and the CIS (from 1991 to 1999 years)

Текст научной работы на тему «Формирование договорно-правовой основы военного сотрудничества России и государств СНГ (1991–1999 гг. )»

Journal of scientific research publications № 3 / 2013

УДК 341.242

FORMATION OF THE LEGAL FRAMEWORK OF THE MILITARY COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND THE CIS (1991-1999)

Sernetskiy Oleg Bogdanovich, candidate of historical sciences degree applicant, Kyrgyz-Russian Slavic University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Bishkek, Kyrgyzstan, oleg 2001 [email protected]

Abstract: Author shows the main stages of the legal framework of military cooperation between Russia and the CIS (from 1991 to 1999 years).

Keywords: Military security, the interests of the Russian state, military cooperation,

CIS.

ФОРМИРОВАНИЕ ДОГОВОРНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ГОСУДАРСТВ СНГ (1991-1999 гг.)

Сернецкий Олег Богданович, соискатель учёной степени кандидата исторических

наук, Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого

Президента России Б.Н. Ельцина, г. Бишкек, Киргизия, [email protected]

Аннотация: Показываются основные этапы формирования правовой базы военного сотрудничества России и государств СНГ (1991-1999 гг.).

Ключевые слова: Военная безопасность, государственные интересы России, военное сотрудничество, Содружество независимых государств.

Наиболее важным событием рассматриваемого периода новейшей истории (1991-1999 гг.) является создание Содружества Независимых Государств. Важным достижением этого периода стало и понимание беспочвенности попыток создания центральноазиат-ской внутрирегиональной системы коллективной безопасности вне рамок СНГ и без участия Российской Федерации [1, с. 7; 3, с. 5;

5, с. 3].

Следует подчеркнуть, что взаимодействие Российской Федерации с бывшими республиками СССР в сфере безопасности началось именно в формате СНГ и стало в начале 90-х гг. одним из главных направлений военного сотрудничества стран СНГ. Очевидно, что в основу сотрудничества и обеспечения безопасности стран Содружества легли совпадение или близость их стратегических интересов, общее историческое прошлое, экономические, научные, культурные и другие традиционные связи [2, с. 6; 4, с. 3;

6, с. 4].

Наличие ряда документов, принятых в рамках СНГ, доказывает, что проблема обеспечения военно-политической безопасности, вопросы интеграции в военной сфере и военного присутствия

на территории постсоветских стран имели и для России приоритетное значение. Можно перечислить хотя бы некоторые из этих документов: Соглашение по стратегическим силам (30 декабря

1991 г.), Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (30 декабря 1991 г.), Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (30 декабря 1991 г.), Соглашение совета глав государств - участников СНГ о вооруженных силах и пограничных войсках (30 декабря 1991 г.), Соглашение между государствами -участниками Содружества Независимых Государств о статусе стратегических сил (14 февраля 1992 г.), Соглашение о силах общего назначения на переходный период (14 февраля 1992 г.), Договор о коллективной безопасности (15 мая 1992 г.), Положение о Совете коллективной безопасности (6 июля 1992 г.), Соглашение об утверждении положения о Совете коллективной безопасности от 6 июля

1992 года (по состоянию на 24.12.1993) и мн. др. Данные многосторонние соглашения и многие другие, принятые во временном диапазоне от 30 декабря 1991 г. до 3 ноября 1995 г., составляют договорную базу СНГ, носят большей частью учредительный (около 20 документов) либо экономический характер (около 30 документов); еще примерно 20 документов касаются политических, социальных и гуманитарных вопросов [7, с. 32; 8, с. 23; 9, с. 31].

27 марта 1992 г. была образована Межпарламентская Ассамблея СНГ - межгосударственный орган СНГ. Межпарламентская Ассамблея СНГ создала законодательную базу, регулирующую самые различные сферы жизнедеятельности.

В частности, важное значение для формирующейся системы коллективной безопасности имел Модельный закон «О безопасности», принятый 15 октября 1999 г. Закономерным стало и образование 14 февраля 1992 г. Совета министров обороны государств -участников СНГ (СМО СНГ). Решение подписали главы Республики Армения, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан. 22 января 1993 г. к нему присоединилась и Кыргызская Республика. СМО СНГ стал высшим коллегиальным органом Совета глав государств Содружества по вопросам военной политики и военного строительства.

Ситуация в Афганистане подтолкнула страны ЦАР (кроме Туркменистана) совместно с Россией и Арменией к заключению в Ташкенте Договора о коллективной безопасности (15 мая 1992 г.), который подписали Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

.Гоигпа! оГ Баепййс геБеагсИ риЬНсайопв № 3 / 2013

Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 г., Грузия -9 сентября 1993 г., Беларусь - 31 декабря 1993 г. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г., был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 г. президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока его действия на следующие пять лет.

Таким образом, были заложены концептуальные и нормативно-правовые основы формирования системы коллективной безопасности. В апреле 1999 г. был утвержден План основных мероприятий второго этапа формирования системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ.

Проверка дееспособности Коллективных миротворческих сил (КМС) СНГ произошла в период гражданской войны в Таджикистане (1992-1996 гг.). В соответствии с решением Совета глав государств СНГ от 22 января 1993 г. в состав КМС вошли российская 201-я мотострелковая дивизия и по одному сводному батальону от Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.

Стоит подчеркнуть, что в связи с гражданской войной в Таджикистане особенно важной стала деятельность упомянутой выше 201-й мотострелковой дивизии и российских пограничников в ряде стран ЦАР. Как отмечают аналитики, в той ситуации, именно «...усилиями российских военных была предотвращена угроза дестабилизации Центральной Азии вследствие гражданской войны в Таджикистане».

Необходимость взаимодействия в рамках Содружества по охране внешних государственных границ, особенно границы с Афганистаном, привела к образованию в 1992 г. единого координационного органа - Совета командующих пограничными войсками (СКПВ) СНГ. Россия взяла на себя обязательства по формированию пограничных структур Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана. Развивалось сотрудничество в военно-технической сфере, 19.07.1998 г. был принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», который устанавливал принципы государственной политики России в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами [10, с. 43; 11, с. 12].

Таким образом, военное сотрудничество - это многосторонний процесс, направленный на обеспечение безопасности государств, зависящий и от наличия адекватного вероятному противнику военного потенциала страны, и от многих других факторов экономического, информационного, технологического, политического и социального характера.

Характер отношений России со странами СНГ и другими бывшими республиками СССР регулируется сегодня нормами международного права, двусторонними и многосторонними соглашениями. Однако некоторые вопросы, связанные с правопреемством по отношению к бывшему СССР, не решены до настоящего времени. Среди них - раздел общего имущества, вооруженные силы, гражданство и др. Несомненно, они будут решаться в ходе дальнейшего взаимодействия стран СНГ.

Литература

1. Концепция внешней политики Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/mid/vpcons.htm (дата обращения: 10.06.2011) -15 с.

2. Алешин Ю.Н. Национальная безопасность Новых независимых государств на постсоветском пространстве (на материалах Центральной Азии): Автореф. дисс. канд. полит. наук. - Бишкек, 2011 - 25 с.

3. Бондарец Л.М. Военно-политический аспект интеграции в Центральной Евразии // Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы. - Бишкек, 2007 - 47 с.

4. Князев А. А. Киргизия и Россия: безопасность, сотрудничество и перспективы развития в центрально-азиатском контексте. Доклад на семинаре в Фонде «Наследие Евразии» 4 марта 2008 г. URL: http: //www.eurasianhome. org/xml/t/expert.xml?lang=ru&nic= expert&pid=1458 (дата обращения 12.03.2012). - 23 с.

5. Носов В.Н. Военное присутствие как инструмент внешней политики России и США. - Бишкек: КРСУ, 2010 - 26 с.

6. Официальный сайт ОДКБ. URL: http://www.odkb.gov.ru/ g/k.htm (дата обращения 12.03.2012). - 45 с.

7. Парамонов В., Строков А., Столповский О. Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность. - Бишкек, 2008. - 54 с.

8. Парамонов В., Столповский О. Сотрудничество в рамках СНГ в сфере безопасности: современное состояние, основные проблемы и рекомендации (на примере России и стран Центральной Азии) // Новое восточное обозрение. URL: http://www.un.org/russian/docu men/basicdoc/statut.htm (дата обращения 12.03.2012). - 34 с.

9. Россия в Содружестве независимых государств. URL: http://www.rau.su/observer (дата обращения 12.03.2012).

10. Соглашение о создании СНГ (8 дек. 1991 г.) // Официальный сайт СНГ. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html (дата обращения 12.03.2012). - 48 с.

11. Тер-Погосян А. Интересы и положение России в Центральной Азии. Ч. 1. URL: http://www.ia-centr.ru/archive/public_details8048. html?id=88 (дата обращения: 12.03.2012). - 67 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.