ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В.Б. Алферьева-Термсикос, магистрант
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (Россия, г. Ульяновск)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-7-1-103-106
Аннотация. В статье рассмотрены условия формирования читательской функциональной грамотности младших школьников в рамках дистанционного режима обучения. Данную компетентность необходимо рассматривать как способность использовать содержание для достижения жизненных целей. Педагогическая стратегия формирования читательской функциональной грамотности заключается в выполнении учащимися следующих видов практических заданий: ведение читательского дневника в онлайн-формате, написание поста литературной тематики в социальных сетях класса, создание буктрейлера.
Ключевые слова: начальная школа, функциональная грамотность, читательская функциональная грамотность, дистанционное обучение, дистанционное образование, e-Learning обучение, электронная библиотека, читательский дневник, медиакультура, пост, буктрейлер.
Современная система начального общего образования ориентирована на обучение и воспитание личности, способной адаптироваться в условиях быстро развивающегося технологичного мира, в связи с чем такие единицы образовательного процесса, как знания и умения, являются недостаточными. Данный тезис отражён в обновлённом федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения, где одним из обязательных требований к условиям реализации программы начального общего образования является формирование функциональной грамотности, т.е. способности решать «жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности» [4]. Также необходимо отметить, что стандарт ориентирован на оптимизацию процессуальной стороны обучения, т.е. организация дистанционных занятий и использование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Таким образом, современному педагогу начального образования необходимо реализовы-вать в рамках учебно-воспитательного процесса современные информационные технологи для формирования функциональной грамотности.
В младшем школьном возрасте чтение является эффективным средством личностного развития ребёнка, данный вид деятельности способствует развитию умения анализировать информацию, необходимую для социальной адаптации в обществе. Читательскую функциональную грамотность необходимо рассматривать как способность использовать содержание текстов (учебных и художественных) для достижения жизненных целей. В формировании читательской компетентности должны быть задействованы все социальные институты, в том числе и сеть Интернет, которая в современном информационном мире выполняет важную функцию «хранилища» данных. Именно читательская функциональная грамотность позволит младшему школьнику воспринимать, понимать и сопоставлять информацию из цифровой среды. Таким образом, осмысленное чтение является способом адаптации ребёнка к жизни в современном информационном обществе.
Моделирование педагогического процесса, целью которого является формирование определённых умений и навыков в начальной школе, предполагает определение их критериев и показателей сформи-рованности. Структуру читательской
функциональной грамотности составляют следующие критерии:
- Когнитивный критерий - совокупное понимание учащимся значения слов и содержания каждого предложения в тексте. От сформированности данного критерия зависит овладение младшим школьником умением осознанного чтения и анализа произведений.
- Эмоционально-ценностный критерий - соотнесение информации из текстов с жизненным контекстом; принятие отражённых в мировой художественной литературе общечеловеческих ценностей и ориентация на них в жизненных ситуациях; восприятие цифрового социокультурного пространства (образовательных ресурсов, электронных библиотек, виртуальных музеев).
- Мотивационный критерий - проявление интереса к книгам и чтению, потребность в чтении [1, с. 80].
- Деятельностный критерий - способность использовать читательскую деятельность в качестве средства для самообразования; умения интерпретировать и анализировать тексты (художественные, научно-популярные и учебные); использование информации из цифровых текстов (ресурсов) в практических целях.
Таким образом, читательская функциональная грамотность представляет собой интеграцию теоретических знаний, практических умений и определённого набора личностных качеств. Охарактеризованные выше показатели являются целью педагогического воздействия в обучении с применением электронных средств и интернета.
Педагогические условия для обеспечения эффективности е-Ьеагшп§ обучения:
- Чередование наглядных форм подачи учебного материала с игровыми (онлайн викторины, онлайн квизы, web-квесты).
- Соответствие содержания интернет-ресурса младшему школьному возрасту (яркая графика, чёткий шрифт текстов, доступный для работы на сервисе инструментарий, отсутствие вирусов в файлах web-ресурса).
- Предоставление учащимся возможности для коммуникации в дистанционном
режиме: организация видео- и виртуальных чатов для обсуждения учебного задания.
В рамках дистанционного обучения основными видами практической деятельности, позволяющей сформировать читательскую функциональную грамотность, являются следующие:
1. Работа в электронных библиотеках: просмотр и скачивание цифровых книг. В современной информационной эпохе процесс сетевой адаптации нецифровых текстов (их оцифровка и преобразование в медиатексты) развивается достаточно интенсивно, что позволяет при экономии времени ознакомиться с большим количеством произведений. На начальном этапе знакомства с возможностями цифрового хранилища книг в качестве самостоятельной работы учащимся может быть предложено создание в онлайн-формате читательского дневника (с использованием платформ Google Docs, Google Slides, Google Drawings, Google Forms и т.д.), что также позволит сформировать информационные компетенции. В читательском дневнике, помимо иллюстраций (которые младший школьник может перенести с помощью инструмента «скриншотер»), аннотация произведения и отзыв на него, также могут присутствовать гиперссылки на размещение данной книги в электронной библиотеке и на видеообзор с обсуждением произведения.
2. Создание собственного творческого продукта современной медиакультуры -«поста», включающего визуализацию художественного произведения и цитаты из него. Данное задание (написание поста в социальных сетях класса) предполагает подбор цитаты, соответствующей определённой тематике / событию, при этом фрагмент произведения может быть адаптирован для конкретного контекста, что способствует формированию умения систематизировать, обобщать и интерпретировать информацию.
Открытость медиакультуры, доступность материалов культурного характера и электронных инструментов, провоцирующих к созданию собственного контента, в определённой степени способствует воз-
никновению любительских медиакультур-ных опытов [3, с. 34], что способствует социокультурному развитию младшего школьника.
3. Формированию читательской мотивации способствует создание «буктрейле-ра», короткого видеоролика, в котором младшие школьники в произвольной форме рассказываю о каком-либо художественном произведении. Буктрейлер является литературным аналогом трейлера к фильму, который предназначен для рекламной презентации художественных текстов [2, с. 43]. Данный вид групповой работы предполагает не только поиск и чтение необходимой литературы, но и написание сценария для визуальной аннотации художественного текста, распреде-
лика, графический дизайн и монтаж готового интерактивного продукта. Буктрейлер как вид творческой деятельности младших школьников может быть создан не только в форме видеоролика, но и видеокомикса (слайды презентации) с отдельно записанной аудиодорожкой, содержащей комментарии учащихся.
Подводя итоги, необходимо отметить, что формированию читательской функциональной грамотности способствуют только те практические задания, выполняемые младшими школьниками в дистанционном режиме, которые могут быть встроены в собственный социальный контекст ребёнка, т.е. позволят ему взаимодействовать с окружающими и адаптироваться к внешнему информационному миру.
ление ролей между участниками видеоро-
Библиографический список
1. Бакшеева Э.П. К вопросу о формировании читательской компетентности детей младшего школьного возраста // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 7. - С. 79-84.
2. Кирсанова М.А. Буктрейлер как жанр массовой медиакоммуникации // Новые тенденции лингводидактики: слово молодым ученым: Сборник статей магистрантов, аспирантов и соискателей кафедры французского языка и лингводидактики института иностранных языков МГПУ. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2019. - С. 43-46.
3. Солдаткина Я.В. Литература в сети Интернет и основные направления развития ме-диакультуры: доцифровой текст и его сетевые трансформации // Наука и школа. - 2021. -№ 1. - С. 29-38.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000.
VIRTUAL MUSEUM EXPOSITIONS AS A MEANS OF SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN
V.B. Alfer'yeva-Termsikos, Graduate Student
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
(Russia, Ulyanovsk)
Abstract. The article considers the conditions for the formation of reading functional literacy of primary schoolchildren in the framework of distance learning. This competence should be considered as the ability to use the content to achieve life goals. The pedagogical strategy for the formation of reading functional literacy consists in the students performing the following types of practical tasks: keeping a reader's diary in an online format, writing a post on a literary topic in class social networks, creating a booktrailer.
Keywords: primary school, functional literacy, reading functional literacy, distance learning, distance education, e-Learning learning, electronic library, reader's diary, media culture, post, booktrailer.