Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОМ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОМ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / АГРАРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Б. А., Чупина И. П., Воронина Я. В.

Формирование и развитие человеческого капитала на разных этапах существования сельскохозяйственной деятельности происходило в условиях комплексного участия в осмыслении роли и места сельского жителя в новой сельской экономике и создающихся общественных отношений таких отраслей науки как: история, философия, психология, педагогика, экономическая теория, юриспруденция и других. В нашей статье приводятся концептуальные примеры комплексного участия вышеуказанных отраслей науки в формировании и развитии человеческого капитала сельских территорий. Цель исследования, с учетом исторического опыта существования сельскохозяйственной деятельности - сформулировать концептуально междисциплинарный подход к развитию человечного капитала в сельских территориях в современных социально-экономических условиях. Государство в настоящее время стало больше уделять внимание подготовке и закрепление кадров молодых специалистов для работы в сельских школах, медицинских учреждениях, в клубах и библиотеках и иных социальных объектах в сельских территориях. Предусматриваются денежные выплаты на приобретение жилья, специальная ипотека, оказание финансовой помощи на иные социально-бытовые расходы. Такой же подход формируется и по закреплению выпускников учреждений аграрного образования для их дальнейшей работы в аграрных организациях. Здесь на условиях частно - государственного партнерства также выделяются финансовые средства для приобретения жилья и на иные социальные услуги. Изложенные в настоящей статье взгляды на развитие человеческого капитала сельских территорий для производственно-хозяйственной деятельности в аграрном секторе экономики свидетельствует о наличии серьезных проблем в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL FORMATION IN MODERN AGRICULTURE

The formation and development of human capital at different stages of the existence of agricultural activity took place in the context of complex participation in understanding the role and place of the villager in the new rural economy and the emerging social relations of such branches of science as: history, philosophy, psychology, pedagogy, economic theory, jurisprudence and others. ... Our article provides conceptual examples of the complex participation of the above branches of science in the formation and development of human capital in rural areas. The purpose of the study, taking into account the historical experience of the existence of agricultural activity, is to formulate a conceptually interdisciplinary approach to the development of human capital in rural areas in modern socio-economic conditions. The state has now begun to pay more attention to the training and retention of young specialists for work in rural schools, medical institutions, clubs and libraries and other social facilities in rural areas. Provides cash payments for the purchase of housing, special mortgages, financial assistance for other social and household expenses. The same approach is being formed for securing graduates of agricultural education institutions for their further work in agricultural organizations. Here, on the basis of public-private partnership, financial resources are also allocated for the purchase of housing and for other social services. The views on the development of human capital in rural areas for production and economic activity in the agrarian sector of the economy presented in this article indicate the presence of serious problems in this area.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОМ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

УДК 332.36

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОМ

СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Human capital formation in modern agriculture

Б. А. Воронин, д.ю.н., профессор Уральского государственного аграрного университета И. П. Чупина, д.э.н., профессор Уральского государственного аграрного Университета Я. В. Воронина, к.э.н., доцент Уральского государственного аграрного Университета

(Екатеринбург, Карла Либкнехта, 42)

Аннотация

Формирование и развитие человеческого капитала на разных этапах существования сельскохозяйственной деятельности происходило в условиях комплексного участия в осмыслении роли и места сельского жителя в новой сельской экономике и создающихся общественных отношений таких отраслей науки как: история, философия, психология, педагогика, экономическая теория, юриспруденция и других. В нашей статье приводятся концептуальные примеры комплексного участия вышеуказанных отраслей науки в формировании и развитии человеческого капитала сельских территорий.

Цель исследования, с учетом исторического опыта существования сельскохозяйственной деятельности - сформулировать концептуально междисциплинарный подход к развитию человечного капитала в сельских территориях в современных социально-экономических условиях. Государство в настоящее время стало больше уделять внимание подготовке и закрепление кадров молодых специалистов для работы в сельских школах, медицинских учреждениях, в клубах и библиотеках и иных социальных объектах в сельских территориях. Предусматриваются денежные выплаты на приобретение жилья, специальная ипотека, оказание финансовой помощи на иные социально-бытовые расходы. Такой же подход формируется и по закреплению выпускников учреждений аграрного образования для их дальнейшей работы в аграрных организациях. Здесь на условиях частно - государственного партнерства также выделяются финансовые средства для приобретения жилья и на иные социальные услуги. Изложенные в настоящей статье взгляды на развитие человеческого капитала сельских территорий для производственно-хозяйственной деятельности в аграрном секторе экономики свидетельствует о наличии серьезных проблем в этой сфере.

Ключевые слова: сельское хозяйство, человеческий капитал, сельские территории, аграрные организации, аграрное образование, закрепление кадрового состава.

Abstract

The formation and development of human capital at different stages of the existence of agricultural activity took place in the context of complex participation in understanding the role and place of the villager in the new rural economy and the emerging social relations of such branches of science as: history, philosophy, psychology, pedagogy, economic theory, jurisprudence and others. ... Our article provides conceptual examples of the complex participation of the above branches of science in the formation and development of human capital in rural areas. The purpose of the study, taking into account the historical experience of the existence of agricultural activity, is to formulate a conceptually interdisciplinary approach to the development of human capital in rural areas in modern socio-economic conditions. The state has now begun to pay more attention to the training and retention of young specialists for work in rural schools, medical institutions, clubs and libraries and other social facilities in

rural areas. Provides cash payments for the purchase of housing, special mortgages, financial assistance for other social and household expenses. The same approach is being formed for securing graduates of agricultural education institutions for their further work in agricultural organizations. Here, on the basis of public-private partnership, financial resources are also allocated for the purchase of housing and for other social services. The views on the development of human capital in rural areas for production and economic activity in the agrarian sector of the economy presented in this article indicate the presence of serious problems in this area.

Keywords: agriculture, human capital, rural areas, agrarian organizations, agrarian education, staff retention.

Развитие сельского хозяйства и агропромышленного комплекса Российской Федерации в условиях современной земельной и аграрной реформы, начавшейся в стране с 1990 года, потребовало нового подхода к правовому регулированию сельскохозяйственной деятельности, основанной на многообразии форм земельной собственности и организационно-правовых форм хозяйствования в аграрной сфере.

Дополнительно к указанным отраслям права в систему правового регулирования сельскохозяйственной деятельности вошли: аграрное право [1], предпринимательское право, информационное право, государственное и муниципальное право, налоговое право, право социальной защиты и другие отрасли права, оказывающие влияние на формирование и развитие аграрных отношений в условиях современных социально-экономических трансформаций в аграрной сфере. Таким образом, существует междисциплинарный подход к регулированию сельскохозяйственной деятельности в условиях геополитических и агроэкологических трансформаций, оказывающих воздействие на аграрный сектор Российской Федерации. В складывающихся условиях необходимо сформировать новую функцию аграрной политики, которая бы концептуально определяла роль и место каждой отрасли права и науки в развитии современного сельского хозяйства и АПК. Стратегия развития сельскохозяйственной деятельности в настоящее время должно строится на интеллектуализации аграрного производства на основе цифровизации, роботизации и других проектов «умного» сельского хозяйства, которое объективно востребуется человеческий капитал в меньшем количестве, но способным работать в кардинально меняющихся условиях.

Если раньше философия кадровой политики исходила из того, чтобы сельская молодежь максимально была устроена на работу в сельском хозяйстве и для этого получала сельскохозяйственное образование, то сегодня ситуация другая.

В силу ряда обстоятельств:

а) малочисленность сельской молодежи;

б) недостаточное начальное образование в сельских школах по причинам нестабильности начального и среднего образования в сельских территориях, что не позволяет получить в дальнейшем среднее профессиональное, а тем более, высшее образование;

в) психологические факторы, связанные с наличием и состоянием объектов социальной инфраструктуры, а также благоустроенного жилья.

Серьезным фактором является наличие условий для трудовой деятельности, напрямую влияющей на уровень благосостояния и морально-психологическое состояние молодого человека.

Сельскохозяйственную деятельность прекратить невозможно, она была и будет востребована всегда, поскольку нужны продукты питания для населения страны, и для обеспечения продовольственной безопасности государства.

Это означает, что органы государственной власти обязаны принимать решения о формировании новой кадровой политики в условиях демографических проблем в сельских территориях. Жизнь заставляет разработать философию кадровой политики в меняющихся социально-экономических условиях и по-другому организовать сельскохозяйственную деятельность с учетом дефицита кадров специалистов и персонала работников. Путей решения кадровой проблемы в аграрной сфере не слишком много.

Во-первых, привлечение сельской молодежи в традиционную для села сельскохозяйственную деятельность, но для этого необходимо создать условия для формирования и развития человеческого капитала для аграрной экономики. Это направление потребует значительных затрат государства на социальное развитие сельских населенных пунктов. Там, где успели ликвидировать дошкольные учреждения и школы, медучреждения и клубы и иные объекты социальной инфраструктуры необходимо после соответствующей реконструкции запустить их работу. Там, где еще работают такие учреждения создавать в них адекватные условия для деятельности в современных условиях.

Во-вторых, необходимо всерьез заниматься решением демографической проблемы в сельских территориях. Сегодня государство пытается финансово поддержать граждан имеющих детей и желающих увеличить семьи. Среди таких мер организация бесплатного школьного питания для учащихся с первого по четвертые классы. Предусмотрена единовременная выплата в сумме 10 тыс. руб. ежегодно на расходы по содержанию ребенка до 16 летнего возраста [1].

Планируются и иные расходы из государственного бюджета за которые раньше платили родители (лагеря отдыха, кружки для внешкольных занятий, лечебные профилактории и иные расходы).

В-третьих, где в сельских территориях сегодня мало молодежи или имеющиеся молодые люди откровенно не желают осваивать аграрные профессии и устраиваться на работу в сельскохозяйственные организации, функционирующие в сельских поселениях кадровая проблема приобретает особую значимость.

Чтобы не остановить аграрное производство в отдельных хозяйствах организуются вахтовые методы, когда рабочий персонал привозился из города или крупных сельских населенных пунктов.

Однако психология вахтовиков далека от сельской, ибо ферма с коровами не станок в заводском цехе и это следует учитывать организаторам вахтового метода в животноводстве.

Вместе с этими обстоятельствами имеется возможность в дальнейшем привлекать вахтовиков к обучению в учреждениях аграрного образования по целевому набору для получения квалификации аграрного специалиста.

У городских жителей, желающих вахтовым методом трудиться в сельском хозяйстве, как правило, имеется жилье, но есть проблемы с трудоустройством на работу в городе и поэтому при хорошей профориентационной работе можно этот резерв кадров превратить в постоянный штатный состав сельскохозяйственных организаций.

В-четвертых, в целях дефицита молодежи в сельской местности можно попытаться создавать в сельских поселениях детские дома или интернаты по опыту Коммуны А.П.

Макаренко, где бы дети и подростки жили, учились, осваивали сельскохозяйственную профессию.

Конечно, сегодня, очевидно, нет такого количества беспризорников для заполнения домов-интернатов, но тем не менее, в городах еще много неустроенных на учебу детей, тем более, что прекратили работы многие профессиональные училища, ранее готовили рабочие кадры, в том числе, и для сельских территорий.

Опыт существования детских домов в советский период свидетельствует о том, что из таких учреждений вышли многие известные специалисты, политики, ученые и иные востребованные в народном хозяйстве работники. Конечно, были и недостатки, но они нивелировались общим числом положительных примеров.

Педагогика в те же годы действительно вносила существенный вклад в формирование кадрового потенциала для сельского хозяйства и в воспитание молодых людей в духе активной гражданской позиции интернационализма и патриотизма.

Не изучая этнолополитологию как учебную дисциплину, тем не менее, сельской молодежи и воспитанникам домов-интернатов закладывались знания о мирном сосуществовании разных народов и народностей в едином обществе и государстве.

Сельская молодежь во все времена была основным ядром Армии и Флота. Особенно это проявилось в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В-пятых, есть еще один вопрос решения кадровой проблемы в сельской местности в условиях дефицита человеческого капитала в современных сельских поселениях. Зарубежный опыт ведения сельского хозяйства в черте городов, так называемого урбанистического сельского хозяйства, в многоэтажных домах и иных строениях без использования земель, а на специальном субстрате с внешним питанием элементов и использованием синтетических питательных растворов вместо почвы.

Вертикальные фермы- это автоматизированные комплексы с искусственным освещением, отоплением и кондиционированием, замкнутым водооборотом и стерильным воздухом. Растения в них размещаются на многочисленных ярусах, в результате чего площадь под сельхозкультурами оказывается в десятки раз больше площади здания. Вертикальные фермы - по сути, настоящие промышленные объекты, причем достаточно энергоемкие.

Тепличное хозяйство - единственный способ обеспечить население в северных и засушливых странах всем ассортиментом свежих овощей и некоторыми видами фруктов. Использование ручного труда в больших теплицах ограничивает их производительность и сказывается на стоимости продукции. Автоматизация труда позволит сократить издержки и полностью раскрыть экономический потенциал современных тепличных агрокомплексов, в которых, помимо продвинутых технологий теплоизоляции и искусственного освещения, могут применяться технологии гидропоники, аэропоники и решения в области возобновляемой энергетики.

В роботизированных теплицах автоматика решает не только задачи контроля освещения, микроклимата, температуры и влажности почвы, но и обеспечивает механические манипуляции с растениями: полив, подачу удобрений использование химикатов в случае болезни растений, их подрезание и пересадку, сбор и первичную упаковку урожая. Для выполнения этих операций недостаточно стационарных роботов-манипуляторов-нужны роботы, способные перемещаться в пространстве с большим количеством препятствий и взаимодействовать друг с другом.

Урбанистика как прикладная градометрия науки в настоящее время в Российской Федерации, получивший развитие и в аграрном производстве, в основном, в овощеводстве, имеются мини фермы по выращиванию цветов, перепелов и другой живности. Урбанистические аграрные производства нуждается в активной пропаганде должна быть сформулирована и философия, и психология такого производства, поскольку оно кардинально относится к классическим аграрным технологиям.

Наши взгляды имеют концептуальный характер на подходы к решению задач формирования и развития человеческого капитала в условиях современных социально-экономических трансформаций в обществе и государстве. Кроме чисто экологических отношений в развитии сельского хозяйства проявляется гуманитарные аспекты, связанные с кадровым потенциалом.

Российское сельское хозяйство многие деятельности функционировало по традиционной системе управления и принимаемых технологий в растениеводстве и животноводстве. И здесь было всем понятно, как жить и работать, тем более, что в сельских поселениях было занято в сельском хозяйстве значительное число населения. В сельских территориях была молодежь, которая, как правило, оставалась на работах в сельскохозяйственных организациях и старалась получить сельскохозяйственное образование. В этих целях существовала система подготовки квалифицированных кадров для сельскохозяйственной деятельности. Например, в Свердловском сельскохозяйственном институте, в затем в Уральской государственной сельскохозяйственной академии по целевому набору обучение в разные годы 140-200 сельских жителей по очной и заочной формам обучения.

В настоящее время в Уральском государственном аграрном университете обучается 35-40 человек, заключивших договоры на целевую подготовку. И не все из них после обучения в вузе устраивались на постоянную работу в сельскохозяйственных организациях. Причины такого положения известны, отдельные из них изложены выше в настоящей статье. Исследование условий для формирования и дальнейшего развития человеческого капитала в сельских территориях сегодня следует проводить на междисциплинарном уровне с участием наук философии, психологии, социологии, истории и других гуманитарных наук. Такой подход должен сформировать современные основы для дальнейшей судьбы сельской молодежи в пределах сельских поселений.

Выводы исследователей должны оказать влияние на формирование современной философии аграрной политики в Российской Федерации и соответствующей системе управления аграрным сектором экономики. Очевидно, что в современных условиях должны производится кардинальные изменения в системе подготовки квалифицированных кадров специалистов для аграрной сферы [2]. Для того, чтобы выучить компетентного аграрного специалиста потребуется ввести новые учебные дисциплины, отвечающие интеллектуализированному аграрному производству и создать необходимую учебно-лабораторную базу. Но более сложной задачей будет подотрасль кадры преподавателей, отвечающих требованиям.

Современного сельского хозяйства, а это большая проблема, потому что нет адекватного резерва преподавательских кадров. К примеру, в том же Уральском ГАУ уходят по разным причинам возрастные преподаватели, ... классические методы сельскохозяйственного производства, но не владеющие современными технологиями и способами. Молодые преподаватели в силу преемственности полученных знаний, пока не готовы на хорошем научно-практическом уровне проводить нужные учебные занятия по

дисциплинам, отвечающим цифровизации, роботизации и другим направлениям «умного» сельского хозяйства. Значит, чтобы не потерять систему подготовки студентов необходимо организовать обучение преподавателям по направлениям био, нано, инфо и другим, востребованным в современных условиях развития аграрного сектора.

Важное значение должно придаваться к практическому обучению студентов в аграрных организациях, ибо в отдельных из них имеется самое современное оборудование и механизмы и освоены современные мировые технологии в растениеводстве и животноводстве.

К сожалению, например, Уральский государственный аграрный университет всем этим в полной мере не располагает. Серьезное влияние на подбор преподавательских кадров в современных условиях оказывает академический инбридинг. Термин «инбридинг» заимствовано из биологии и определяется как близкородословное скрещивание растений и животных.

В образовании инбридинг - наем университетами собственных выпускников -распространённая практика в академических системах многих стран.

В ряде стран кадровая политика высших учебных заведений держится на преимущественном найме собственных выпускников; в каких-то странах, напротив, наем недавних студентов не приветствуется, осуждается или даже запрещается законодательно.

Все большее количество вузов обращается к открытому конкурсному найму не только формально, но и фактически, стараясь привлекать в качестве преподавателей и исследователей лучшие кадры с открытого рынка.

По оценке специалистов, академический инбридинг сопряжен с целым рядом проблем. Во-первых, он препятствует найму лучших кандидатов как на национальном, так и на международном рынке.

Во-вторых, укореняясь в академической культуре вуза, инбридинг тормозит любые изменения или реформы, проводить которые и без того нелегко.

В-третьих, инбридинг укрепляет университетскую иерархию, расширяет властные возможности старших по рангу сотрудников, способствует нездоровой динамике властных отношений в вузах, что зачастую отражает ситуацию в обществе в целом. Становится все сложнее претворять в жизнь новые идеи, касающиеся работы преподавателей и организации учебного процесса. Это связано с тем, что преподаватели и администрация вузов воспринимает свой статус как нечто естественное и, более того, положительное. Соответственно, они заинтересованы в поддержании сложившегося академического и административного порядка. В общем, там, где распространён инбридинг, новым идеям и взглядам приходится трудно; отделения, факультеты и целые вузы, практикующие инбридинг, оказываются менее открытыми и менее готовыми к нововведениям. В XX в., в эру постоянно меняющегося и глобализирующегося знания, инбридинг становится воплощением традиционализма, он ограничивает возможности прогресса и инноваций [3].

Перечисленные в настоящей статье концептуальные подходы к формированию на междисциплинарной основе человеческого капитала в современном сельском мире требует более глубокого исследования в этой сфере.

Библиографический список

1. Ворон Б.А., Воронина Я.В. Кадровое обеспечение АПК в условиях ускоренного научно-технологического развития отрасли // Аграрный вестник Урала. 2017. №5. С. 14.

2. Ворон Б.А., Воронина Я.В. Научая технология модернизации агропромышленного комплекса и проблема квалифицированных кадров // Аграрное образование и наука. 2017. № 3. С. 8.

3. Академический инбридинг и мобильность высших образований. Глобальные перспективы / под редакцией М. Юдкевич. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Издательский дом Высшей школы экономики. 2016. 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.