УДК 338.4
МОДЕЛИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА СЕЛЕ Models of the existence of economic entities in the countryside
Б. А. Воронин, д.ю.н., профессор Уральского государственного аграрного университета И. П. Чупина, д.э.н., профессор Уральского государственного аграрного Университета Я. В. Воронина, к.э.н., доцент Уральского государственного аграрного Университета
(Екатеринбург, Карла Либкнехта, 42)
Аннотация
Модель или уклад развития села и сельской экономики всегда связаны с проводимой государственной политикой в отношении сельских территорий. Поскольку сельские территории не только место жительства человеческого капитала, но и место трудовой и хозяйственной деятельности сельских жителей, которые изначально заняты в сельском хозяйстве, то естественно, огромное влияние на модель или уклад развития села оказывает существующая аграрная политика. В начале XXI века получила развитие новая модель российского села, основанная на многообразии форм собственности и хозяйствования. Цель настоящего исследования заключается в проведении анализа развития сельскохозяйственной деятельности в условиях различных моделей, определяемых государственной аграрной политикой. Современная модель развития российского села связана с многофункциональной сельской экономикой, в которой традиционно существует аграрная экономика, развивающаяся на основе научных достижений в растениеводстве и животноводстве и в целом научно-технического развития сельскохозяйственной деятельности.
Ключевые слова: модели хозяйствующих субъектов, государственная политика, аграрная экономика, сельское хозяйство, научные достижения, сельские территории.
Abstract
The model or way of development of the village and rural economy is always associated with the state policy in relation to rural areas. Since rural areas are not only a place of residence for human capital, but also a place of labor and economic activity of rural residents, who are initially employed in agriculture, it is natural that the existing agricultural policy has a huge impact on the model or way of rural development. At the beginning of the XXI century, a new model of the Russian village developed, based on a variety of forms of ownership and management. The purpose of this study is to analyze the development of agricultural activities in the context of various models determined by the state agricultural policy. The modern model of the development of the Russian countryside is associated with a multifunctional rural economy, in which there is traditionally an agrarian economy that develops on the basis of scientific achievements in crop and livestock production and, in general, the scientific and technical development of agricultural activities.
Keywords: models of business entities, government policy, agrarian economy, agriculture, scientific achievements, rural areas.
Чтобы понять ориентиры развития сельскохозяйственной деятельности в XXI веке необходимо в историческом аспекте понять, как развивалось сельское хозяйство в России в предшествующие новому столетию годы.
В сельских территориях до 1917 года в качестве основных сельскохозяйственных товаропроизводителей существовали крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и другие.
После октябрьской революции с 1917 года появились новые субъекты в сфере сельскохозяйственной деятельности.
В изменившихся условиях, связанных с обобществлением земли единоличного крестьянского хозяйства, создавались новые формы хозяйствования в сельских территориях; коммуны, артели, товарищества по совместной обработке земли, совхозы и другие.
В решениях партии и правительства с 1927 года модель развития аграрного сектора России была связана с коллективизацией и формированием колхозного строя.
Особый размах колхозное строительство получило с 1937 года и практически до шестидесятых годов колхозы были преобладающей формой хозяйствования на селе и по этой причине сельская жизнь была зависима от успехов или неудач колхозов.
Преобразование колхозов в совхозы или агрофирмы было практически связано с реализацией политики на огосударствление земельной и имущественной собственности и на этой основе развития государственных совхозов. Огосударствленные колхозы хоть и существовали на принципах сельскохозяйственной кооперации фактически занимали второстепенное место в развитии сельскохозяйственной деятельности.
Модель существования хозяйствующих субъектов на селе в условиях исключительной государственной земельной собственности завершилась с 1990 года. Отсюда уже в XXI веке началось формирование современной модели российского сельского хозяйства с организационно-правовыми формами хозяйствования присущими рыночной экономике.
Среди этих новых форм хозяйствования: крестьянское (фермерское) хозяйство, акционерное общество и хозяйственное товарищество, основанные на частной собственности на землю и имущество.
В сельском хозяйстве появились государственные и муниципальные унитарные предприятия, стали формироваться агрохолдинги и агрокластеры. После принятия 8.12.1995 г. закона «О сельскохозяйственной кооперации» отдельные экономически стабильные колхозы преобразовались в сельскохозяйственные производственные кооперативы, вновь создавались сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Первые пять лет современных агрореформ оказали самое разрушительное влияние на состояние российского сельского хозяйства, о чем свидетельствуют нижеприведённые цифры.
Приведенные статистические данные функционирования аграрного производства и пищевой промышленности за первые годы XXI века показывают в историческом плане как может трансформироваться сельское хозяйство и АПК в условиях безответственной аграрной политики, проводимой вне всякой связи с наукой управления и основами экономики в том числе аграрной.
Если во времена Н.С. Хрущева сельское хозяйство страдало от волюнтаризма, то в начале девяностых годов XXI века к нему добавилась коррупция и дикое обогащение представителей власти на всех уровнях за счет продажи и приватизации земель и производственной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций [4].
В результате такой «практически уголовной политики» произошло не только разгосударствление в сельском хозяйстве, но и развал относительно стабильно работавшего аграрного производства в совхозах и колхозах. В итоге лучшие пашни и
фермы были приобретены инвесторами - бизнесменами, а значительная часть полей или была продана под коттеджные поселения или выбыла из аграрного производства и заросла древесно - кустарниковой растительностью, заболочена, засолена, то есть, подвергнута деградации.
Существенное разрушительное воздействие было оказано на численность сельскохозяйственных организаций. Так, в Свердловской области на 01.01.1990 года работали 1056 совхозов, агрофирм, колхозов, а на 01.01.2020 года числится 305 организаций, занятых сельскохозяйственным производством, причем, отдельные из них находятся в процедуре банкротства. Дополнительно к сельскохозяйственным организациям различных форм хозяйствования около 750 фермерских хозяйств, из которых в активном производстве сельскохозяйственной продукции занято около половины [1].
Доля фермерских хозяйств в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции в среднем за последние три года, составляет 6 процентов, что крайне мало с учетом общих результатов АПК Свердловской области, как в растениеводстве, так и в животноводстве.
До 1990 года в Свердловской области сельскохозяйственной деятельностью занимались в 1843 сельских населенных пунктах с численностью населения более 750 тысяч чел. или более 15 процентов от населения области. В 2018 году в сельской местности уже проживало около 690 тысяч человек, из которых по данным статистики в организованном сельском хозяйстве занято 35 тыс. чел.
Меньшее число работников аграрного производства за счет механизации сельскохозяйственных работ справляются уже несколько последних лет с уборкой зерновых, овощных культур и картофеля без массового привлечения на помощь жителей городов, студентов, военнослужащих и других категорий населения. А ведь совсем недавно уборочная, так и называлась компания или страда и в уборочных работах были заняты тысячи привлеченных, которые жили в специально построенных общежитиях, а питались в столовых хозяйств.
Мы специально сделали акцент на совсем недалеком прошлом существования сельского хозяйства, чтобы лучше были видны прогнозные показатели развития сельского хозяйства в современных условиях.
Важное значение в настоящее время придается селекции и семеноводству сельскохозяйственных культур, и племенному делу в животноводстве. Для 4-х природно -климатических зон на Среднем Урале стоят задачи увеличения урожайности районированных зерновых культур с сегодняшних в среднем по области 20-22,5 ц/га до 40-50 ц/га. Опыт достижения такой урожайности зерновых есть в Ирбитском муниципальном районе, в хозяйствах СПК «Килачевский», СПК «Урал» и других. Задачей руководства и специалистов сельскохозяйственных организаций и фермеров Свердловской области внедрить этот опыт в своих хозяйствах.
По картофелеводству и овощеводству открытого грунта большой опыт получения высоких урожаев имеется в акционерном обществе «Белореченский» Белоярского городского округа. Урожайность картофеля здесь с поливом достигала до 400-500 ц/га. Овощей отрытого грунта до 400 и более ц/га.
Проблема заключается в том, что семена картофеля и овощей, хозяйство приобретает за рубежом.
Понимая ситуацию с импортом семян в хозяйстве созданы селекционно-семеноводческий центр «Уральский картофель», где будут производиться отечественные семена картофеля не только для Свердловской области, но и для других субъектов Российской Федерации.
В животноводстве надой на одну корову должен перейти рубеж в среднем 9 тыс. кг. и более. Такой результат требует увеличения продуктивности дойного стада. Важной научно-производственной задачей является увеличение продуктивного долголетия коров.
Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области разработало концепцию Стратегического развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2035 года [3].
Исходя из фактического уровня производства сельскохозяйственной продукции в 20182019 годах, уровень самообеспечения по основным продовольственным продуктам составлял: молоко и молокопродукты - 62%; мясо и мясопродукты - 57,5%; яйцо - 97,3%; картофель - 99,8%; овощи - 37,5%.
В переводе на душу населения Свердловской области нынешние показатели выглядят так: зерно - 174 кг; молоко - 156 кг; мясо - 45 кг; картофель - 137 кг; овощи - 42 кг; яйца
- 339 штук [2].
Как видно из статистических данных абсолютные показатели оказываются не высокими, а если сравнить с медицинскими нормами потребления, то они существенно отличаются. Так, по нормам в год на чел. молока и молокопродуктов должно быть 340 кг; мяса и мясопродуктов - 75-80 кг; овощи - 140 кг; рыбы - 201 кг. Нетрудно подсчитать объемы сельскохозяйственного производства, которые надо произвести с учетом населения Свердловской области в 4,4 млн. чел.
Показатели производства, заложенные в Стратегии до 2035 года, не достигают выполнения задачи обеспечения продовольствием по медицинским нормам, а значит и реализацию требований Доктрины продовольственной безопасности.
Анализ содержания Стратегического развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2035 года позволяет сделать выводы относительно стратегического прогнозирования развития сельскохозяйственной деятельности в Российской Федерации, на примере Свердловской области.
В XXI веке формируется новая модель организаций сельскохозяйственной деятельности в России с учетом научно-технологических инноваций, роботизации, цифровой аграрной экономики, интеллектуализации аграрного производства. Эти научно
- практические направления имеют цели гарантированного обеспечения продовольственной безопасности и независимости, существенного влияния на минимизацию импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, семенного и племенного материала, ветеринарных препаратов и средств защиты растений, сельскохозяйственной техники и оборудования, а так же успешного выхода на мировой агропродовольственный рынок [5].
В целях решения задач Концепции Стратегии развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2035 года будет оказываться содействие реализации инвестиционным проектам по следующим приоритетным направлениям:
1. Строительство и реконструкция объектов молочного животноводства;
2. Строительство объектов свиноводства и птицеводства;
3. Строительство селекционно-генетических центров в животноводстве (птицеводстве);
4. Строительство хранилищ и складов для хранения овощей и картофеля;
5. Строительство оптово-распределительных центров по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;
6. Строительство тепличных комбинатов по производству овощей защищенного грунта;
7. По увеличению производства сельскохозяйственной продукции в отрасли растениеводства (производство зерна, картофеля, овощей, кормов);
8. По организации закупа и переработки у населения сельскохозяйственной и дикорастущей продукции.
Приоритетные направления развития сельскохозяйственного производства и сбыта продукции планируется развивать как в муниципальных образованиях, на территориях которых есть сельские населенные пункты и развито сельскохозяйственное производство, так и в муниципальных образованиях, в которых сельскохозяйственное производство сосредоточено в основном в хозяйственных населениях (ЛПХ) [3].
Принятие Стратегии само по себе не решает проблему развития эффективной сельскохозяйственной деятельности фермерами и другими субъектами АПК в текущем XXI веке. Важное значение должно быть придано модернизации системы управления, а так же мотивации кадровых ресурсов на высокопроизводственный труд в сельскохозяйственных организациях в условиях, современных социально-экономических трансформаций, связанных с геополитикой и геоэкономикой.
В настоящее время на устойчивое развитие российского, агропромышленного комплекса возможно окажет мировой финансовый кризис, вызванный пандемией коронавируса и к этому должны быть готовыми сельскохозяйственные товаропроизводители и органы управления АПК.
Библиографический список
1. Агропромышленный комплекс и потребительский рынок // Брошюра Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка, г. Екатеринбург. 2018
2. Агропромышленный комплекс и потребительский рынок // Брошюра Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, г. Екатеринбург 2018; 2019.
3. Концепция Стратегии развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2035 года.
4. Алтухов А.И. Основные проблемы развития АПК и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. №2. С. 2 - 6.
5. Буздалов И.Н. Для устойчивого сельского развития нужна новая стратегия аграрной политики // Вестник Института экономики РАН. 2015.№ 2. С.7 - 20.