Научная статья на тему 'Формирование бухгалтерского информационного поля о расходах на обеспечение сохранности имущества: процессно-ориентированный подход'

Формирование бухгалтерского информационного поля о расходах на обеспечение сохранности имущества: процессно-ориентированный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДЫ / ЗАТРАТЫ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / СОХРАННОСТЬ / ИМУЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошник В.В.

В статье разработана модель формирования бухгалтерской информации о расходах на обеспечение сохранности имущества. Используя процессно-ориентированный подход, выделены группы расходов по направлениям их возникновения в сферах деятельности. С одной стороны, это дает возможность определения их по каждому процессу с учетом функциональной направленности, а с другой выделенные процессы становятся основой для получения информации о расходах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование бухгалтерского информационного поля о расходах на обеспечение сохранности имущества: процессно-ориентированный подход»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УДК 657.1

ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ О РАСХОДАХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ИМУЩЕСТВА: ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫ1Й ПОДХОД

В. В. МИРОШНИК,

аспирантка кафедры бухгалтерского учета E-mail: miros_05@mail. ru Житомирский государственный технологический университет, Украина

В статье разработана модель формирования бухгалтерской информации о расходах на обеспечение сохранности имущества. Используя процессно-ориен-тированный подход, выделены группы расходов по направлениям их возникновения в сферах деятельности. С одной стороны, это дает возможность определения их по каждому процессу с учетом функциональной направленности, а с другой — выделенные процессы становятся основой для получения информации о расходах.

Ключевые слова: расходы, затраты, бизнес-процессы, сохранность, имущество.

Нет информации — нет управления.

Б. И. Валуев

Экономические отношения динамично развиваются и сопровождаются поиском источников экономического роста объектов

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете, Украина.

собственности. Собственник, преследуя общую цель максимизации прибыли от капитализации активов, все более усложняет и расширяет сферу хозяйственной деятельности. Современный хозяйственный механизм реализуется при помощи нестандартных решений выполнения хозяйственных операций: от диверсификации хозяйственных процессов вплоть до изменения форм собственности, передачи активов, объединения с активами других предприятий и т. п. Частично объяснение этому лежит в принципах функционирования современного экономического рынка, предприятия производят все более широкий ассортимент товаров, которые продают на эфемерных рынках, склонных к внезапным изменениям.

Для поддержания деловой активности предприятия в конкурентной среде собственники и управленцы разрабатывают политику сохранения конкурентных преимуществ на рынке, склоняясь к одной из двух позиций: «реакция на опережение» (агрессивная) или «оборонительная» (сдержан-

ная). Агрессивная позиция предусматривает поиск новых источников доходов: новых клиентов, новых рынков сбыта, обновления продукции, ее диверсификацию, смену собственников. Сдержанная позиция заключается в обеспечении условий сохранности активов и оптимизации расходов хозяйственной деятельности.

Агрессивная политика направлена на расширение внешних связей и сопровождается большим риском неопределенности, при этом задача менеджеров высшего уровня заключается в принятии решений по оценке степени неопределенности, с которой организация готова смириться, стремясь увеличить стоимость капитала для собственников. Неопределенность, с одной стороны, таит в себе риск потерь, а с другой — открывает возможность увеличения прибыли или приобретения конкурентных преимуществ. Придерживаясь агрессивной политики, владельцы предприятия финансируют расходы на обеспечение сохранности имущества от угроз внешних факторов.

В свою очередь оборонительное управление предприятием направлено на внутренние факторы ресурсосбережения, что заключается в синхронизации взаимодействия сложных процессов, связанных с факторами производства, и обеспечения их экономически выгодной трансформации в конечный результат с учетом требований рынка и ограничений внешней среды, в том числе со стороны государства.

И в первом, и во втором вариантах возникают расходы на обеспечение сохранности имущества предприятия. Следуя агрессивной политике, предприятие финансирует расходы на поиск информации о внешних угрозах рынка. Такие расходы ориентированы на минимизацию риска негативного влияния, неопределенности и оппортунистического поведения партнеров или конкурентов и на выравнивание асимметрии в информации, возникающей при осуществлении экономических отношений с внешними институтами по поводу перераспределения прав собственности на имущество.

Ориентируя внимание на внутренние факторы сохранения имущества, предприятие несет значительные расходы на обеспечение превентивных мер по сохранности имущества, на оценку действенности таких мероприятий и расходы

на ликвидацию последствий потерь имущества (восстановление юридического права на имущество).

Неотъемлемой частью обеспечения сохранности имущества, создания условий для стабильного функционирования и конкурентоспособного развития хозяйственной деятельности является учет расходов на предприятии. Информация о расходах/затратах: месте и причинах их возникновения, базе распределения, аккумулировании их в себестоимости напрямую влияет на определение эффективности финансовой деятельности предприятия, прибыли или убытка. На основе информации о расходах предприятие решает задачи, связанные с контролем за потреблением ресурсов, их оценкой, анализом и планированием.

Вопросу формирования информации о расходах уделяют внимание как практики, так и теоретики. Среди ученых, которые рассматривали эту проблему, необходимо выделить П. С. Безруких, Б. И. Валуева, Ю. Б. Валуева, С. Ф. Голова, В. Б. Ивашкевича, О. В. Канатаеву, М. И. Кутера, Л. В. Нападовскую, О. В. Рожнову, А. Ю. Соколову, А. И. Шигаева и др.

Не преуменьшая достижений ученых, следует отметить отсутствие концептуальных подходов к изучению расходов на обеспечение сохранности имущества предприятия, что не способствует структурному их изучению.

Защита имущества как отдельный вид деятельности или функциональная направленность какого-либо процесса, ориентированного на обеспечение сохранности имущества, выступает важным противодействующим механизмом от внутренних или внешних угроз потери имущества. Защитная функция производственно-хозяйственных процессов предусматривает финансирование расходов на превентивные средства и мероприятия, а также расходы на оценку действенности таких мер защиты.

При этом ряд процессов диктуется государством к обязательному выполнению. К ним относятся: пожарная безопасность, приведение основных средств в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда и технике безопасности, устранение воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, обеспечение работников,

задействованных в среде повышенной опасности, соответствующей защитой в соответствии с нормами, соблюдение санитарно-гигиенических норм, проверка соответствия качества готовой продукции и др.

Так, сохранность имущества согласно требованиям, продиктованным государством, обеспечивают следующие виды деятельности: противопожарная охрана, техническая безопасность и безопасность качества. Предприятие с целью сохранения своей собственности дополнительно финансирует расходы такого вида деятельности, как силовая охрана (сторожевая охрана, подразделение сторожевого собаководства и служба 1Т-безопасности). В случае потери имущества, причиной которой явился объективный или субъективный фактор внешней или внутренней среды, предприятие осуществляет ряд мер на его восстановление, возмещение, которые также непосредственно являются расходами.

Расходы, определенные законодательством, направлены на согласование интересов предпринимательской деятельности с интересами общества как один из факторов социально-экономического развития. Предприятие как открытый экономический институт, с одной стороны, несет обязанность и ответственность по соблюдению законодательно установленных норм общественного порядка и благосостояния, а с другой — имеет право на обеспечение собственной безопасности функционирования. Государство определяет минимальные нормы обеспечения безопасности предприятия и общества, а предприятие принимает решение, достаточно ли установленных норм, чтобы обеспечить безопасность предпринимательской деятельности от угроз. Для принятия такого решения необходима релевантная, качественная информация, которую должен обеспечивать бухгалтерский учет как информационная система управления.

Проблема заключается в том, что на сегодняшний день бухгалтерский учет не имеет моделей аккумулирования расходов на обеспечение сохранности имущества. Расходы на обеспечение сохранения имущества отражаются вместе с другими расходами в общей их совокупности (рис. 1). В большей части такие расходы осуществля-

ются бессистемно, они не выделяются из общей суммы затрат, что делает невозможным анализ рационального их использования и просчета эффективности их потребления каждым бизнес-процессом и по предприятию в целом. Традиционный подход «котлового» метода отражения расходов не позволяет выделить их из общих расходов на поставку, производственное обеспечение, сбыт, управление, что делает невозможным их анализ, контроль, регулирование и оптимизацию.

Различное содержание процессов, связанных с обеспечением сохранности имущества предприятия, делает практически невозможной их оценку по натуральным показателям или в денежном выражении. Значительная часть расходов на обеспечение сохранности имущества предприятия нивелируется с расходами на текущее обеспечение производства, учитывается в составе административных издержек предприятия, объединяющих принципиально разные направления деятельности, — формирование себестоимости запасов, отражение в составе расходов на обеспечение складского хозяйства материальными ресурсами.

Б. И. Валуев подчеркивает, что управление процессами формирования расходов связано с вполне конкретными процессами приобретения, хранения, в которых используются конкретные виды ресурсов и которые выражаются в не менее конкретных расходах и не расходах предприятия вообще, а расходах, в которые трансформируются процессы и ресурсы на конкретных специфических участках деятельности в соответствии с направленностью отдельных его сфер. Система учета в ее информационном смысле должна на-

Рис. 1. Применение традиционной схемы движения расходов на обеспечение сохранности имущества

ходиться в основе всей подсистемы процессов отдельных сфер деятельности и быть способной дать необходимую и достаточную для управления характеристику использованных в них ресурсов, понесенных расходов, полученных доходов и результатов [1, ^ 44]

О. В. Канатаева, исследуя специфические расходы на инновационную деятельность, которые также возникают в разных сферах деятельности, предложила аналитический срез бухгалтерской модели таких расходов вести исходя из того, что на предприятии происходят процессы, которые классифицированы по основным видам деятельности, составу, форме и степени участия внешних партнеров, организационной обособленностью и т. п. [7].

Ю. Б. Валуев подчеркивает необходимость перехода на процессно-функциональный подход к формированию управленческой информации [2].

Методика и организация учета расходов в соответствии с процессно-ориентированным подходом на сегодняшний день мало разработана, большинство исследований посвящены изучению традиционных объектов учета: учету оборотных, внеоборотных активов, издержкам производства, себестоимости, сбыта и т. д.

На наш взгляд, для разработки формирования бухгалтерской информации о расходах на обеспечение сохранности имущества нужно рассматривать хозяйственные операции, направленные на сохранность в разрезе процессов их возникновения, с точки зрения их места в общем бизнес-процессе.

Прежде чем перейти к изложению процес-сно-ориентированного подхода к формированию бухгалтерской информации о расходах на обеспечение сохранности имущества как объекта исследования бухгалтерского учета, необходимо обратить внимание на определение процесса.

Процесс — это материальное воплощение потока информации на предприятии, направленное на создание стоимостных и нестоимостных показателей, на основе кото-

рых оценивается эффективность всех мероприятий по улучшению производственного процесса.

Практическое наполнение понятия «процесс» не предусматривает жестокого его регламентирования. В процессном подходе любая деятельность, для управления которой используются ресурсы организации, считается процессом, преобразующим входные ресурсы в конечный результат (рис. 2). Этот подход идентифицирует процессы в организации так, чтобы их взаимосвязи могли быть понятными, видимыми и измеримыми, а итоговая совокупность процессов понималась бы как единая система реализации целей.

В научной литературе широко освещена классификация видов деятельности в иерархическом построении (деление видов деятельности на основные и вспомогательные), которая связана с количественной оценкой поглощения ресурсов теми или иными видами деятельности. Критерием выделения иерархии является определение связи расходов с определенным уровнем хозяйственной деятельности. Важно выделить те виды деятельности, которые задействованы в превращении входных ресурсов в продукт (основные), и те, которые только обеспечивают создание условий для выполнения других видов деятельности (вспомогательные). В случае, когда один процесс дополняет частично другой процесс и дает сравнительно необходимый эффект на калькулирование себестоимости изделия, тогда нет смысла в том, чтобы этот процесс принимать во внимание как отдельно взятый. На каждом уровне возникают уникальные, неповторяющиеся виды деятельности, генерирующие соответственно определенные расходы.

I Основные процессы

Вход

Г

Процесс А Выход Вход Процесс Б

Выход

Вход

Процесс В

Ресурсы

II Вспомогательные процессы

Выход -►

й-

Вход

Процесс Б1

Выход

Конечный результат

III Субпроцессы ¡

Вход Выход

Процесс Б2

Рис. 2. Иерархическое деление бизнес-процессов на предприятии

Некоторые виды деятельности могут и не находиться в иерархической зависимости создания стоимостной цепочки. Основные процессы являются специфическими для определенного типа отрасли / сферы деятельности. Так, если процесс хранения является вспомогательным процессом почти во всех видах торговой, промышленной отраслей, то в сельскохозяйственном производстве зерновых культур процесс хранения является технологическим процессом и его следует относить к основному процессу производства. Заметим, что иерархическое строение бизнес-процессов должно основываться на технологии производства. Так, обеспечение сохранности имущества может быть как основным процессом (хранение зерна), так и вспомогательным процессом (ремонтное бюро, противопожарная охрана, силовая охрана, 1Т-безопасность, транспортирование, хранение). Поэтому мы предлагаем классифицировать виды деятельности по иерархиям с выделением функциональной направленности видов деятельности. Предлагаем дополнить классификацию таким функциональным направлением, как обеспечение функционирования предприятия, а именно функцией «Обеспечение сохранности имущества предприятия».

Исходя из большого количества критериев направления расходов на обеспечение сохранности имущества, их неоднородности, но в определенной степени их схожести, предлагаем группировать расходы на обеспечение сохранности по функциональным признакам процесса.

Одним из путей формирования информационного пространства бухгалтерского учета на основе процессно-ориентированного подхода может быть применение АВС-метода в системе счетов бухгалтерского учета.

Учет затрат по видам деятельности является инструментальным средством, позволяющим достаточно точно произвести оценку стоимости операций, процессов и результатов действий в разрезе объектов (видов единицы продукции и услуг, партий продукции или на уровне подразделения, предприятия в целом).

Перед тем как перейти к рассмотрению методики формирования расходов по видам деятельности предприятия, рассмотрим особенности АВС-метода.

АВС-метод рассматривает бизнес-процесс как вид деятельности или комплекс видов деятельности, состоящий из совокупности функций и хозяйственных операций. Вид деятельности — это работа, направленная на трансформацию входных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и др.) в выходной результат. Функция — это деятельность работника (структурного элемента управления) по выполнению конкретных хозяйственных операций, направленных на осуществление определенного вида деятельности. Хозяйственная операция — это действие, направленное на конкретный объект бухгалтерского учета. Процесс формирования информации с помощью АВС-метода можно продемонстрировать следующим образом: бизнес-процесс ^ вид деятельности ^ функция ^ хозяйственная операция.

Ключевым элементом этой модели есть виды деятельности. Вся деятельность предприятия представлена как совокупность видов деятельности. Производственно-хозяйственная деятельность предприятия состоит из бизнес-процессов снабжения, производства и сбыта, а деятельность торгового предприятия ограничивается процессом снабжения и сбыта. Каждый из этих процессов связан с определенными видами деятельности, которые можно разделить на подпроцессы. В хозяйственной деятельности их принято называть обслуживающими или вспомогательными производственными процессами, которые в совокупности хозяйственных операций непосредственно влияют на объекты бухгалтерского учета при трансформации входных ресурсов в выходные результаты.

Внедрение АВС-метода в систему счетов бухгалтерского учета позволяет, не меняя традиционной системы учета, получать точную и достоверную информацию для целей финансового учета и расширенную информацию для целей управления. Она используется как вспомогательная система, формирующая подсистему счетов управленческого учета. Существуют два метода применения такой системы: адаптивный и интегрированный.

Адаптивная модель реализуется на базе действующего Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее — План счетов бухгалтерского учета)

с прямой корреспонденцией счетов второго и третьего порядков. Система счетов метода учета по видам деятельности внедряется с помощью открытия счета-экрана, который выполняет роль накопителя затрат / издержек по элементам, и трансформации аккумулированной в нем информации на счета объектов потребления таких расходов по определенным видам деятельности.

Внедрение АВС-модели в рамках отдельной интегрированной системы счетов управленческого учета реализуется открытием отдельной независимой системы счетов без прямой корреспонденции со счетами бухгалтерского учета. Этот метод обеспечивается путем внедрения специальной ежемесячной отчетности, отражающей результаты группировки расходов по функциям, и расчетов на основе этой группировки. Данный метод более разработан и уже применяется на практике. При использовании специальной отчетности на основе первичных документов и расчетов наряду с обозначением вида и места расходов указывают обозначение кода (шифр) вида деятельности или бизнес-процесса их потребления. Прямые расходы относятся на изделия, полуфабрикаты и услуги напрямую. Общие косвенные затраты дополнительно группируются по определенным признакам функционального расчета или объединения общих затрат однородных по назначению мест затрат, и далее происходит их перераспределение. Однако эти способы дают менее точные результаты и сопровождаются дополнительной нагрузкой для персонала бухгалтерии.

Первый метод менее разработан и апробирован на практике. Он требует внедрения дополнительной системы счетов управленческого учета в существующую систему счетов финансового учета.

Профессор В. Б. Ивашкевич предлагает использовать два варианта реализации такого метода [3, 4]:

1) открытие отдельных счетов для учета расходов по методу АВС, которые представляют собой своего рода независимую подсистему счетов, обороты по которым и конечное сальдо не отражаются в формах финансовой отчетности.

Этот вариант предусматривает двухуровневую систему калькуляции затрат в рамках свободных счетов раздела «Затраты на производство» без прямой корреспонденции со счетами «Основное

производство», «Полуфабрикаты собственного производства», «Вспомогательные производства», «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы», «Брак в производстве», «Обслуживающие производства и хозяйства». Контроль за достоверностью отражения информации в блоке учета расходов по процессам внедряется посредством использования специальных счетов-экранов «Расходы метода АВС», «Расходы в разрезе объектов» и «Накопительные расходы»;

2) для учета текущих затрат также используются счета раздела «Затраты на производство», однако в отличие от первого варианта предусматриваются возможность корреспонденции счетов управленческого учета с финансовыми и применение только счета-экрана «Расходы метода АВС».

Профессор Н. А. Ермакова рекомендует расходы по бизнес-процессам учитывать на счетах «Основное производство», «Полуфабрикаты собственного производства», «Вспомогательные производства», «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы», «Брак в производстве», «Обслуживающие производства и хозяйства», которые затем необходимо списать на свободные счета этого же раздела, т. е. на расходы по объектам калькулирования с отражением на счете «Готовая продукция» [5].

Выбор механизма внедрения метода АВС в рамках системы традиционного учета для каждого предприятия осуществляется индивидуально в соответствии с целями производственно-хозяйственной деятельности.

В рамках исследуемой темы нами выделено обеспечение сохранности имущества предприятия как отдельный вид деятельности или функциональная направленность бизнес-процессов. Сохранность имущества предприятия обеспечивается следующими подпроцессами основных процессов: противопожарная безопасность, техника безопасности, безопасность качества, силовая охрана. Такие подпроцессы потребляют на входе определенные ресурсы (расходы), а на выходе они имеют общий результат — сохранение имущества (обеспечение безопасности).

Считаем целесообразным сгруппировать все расходы этой сферы деятельности в аналитической системе, для того чтобы определить их

величину как по отдельным объектам, так и по предприятию в целом. Такая информация может сосредоточиваться на счетах-экранах. Применение счетов-экранов, как считает В. Ф. Палий, повышает «гибкость» учета, поскольку, ликвидируя один и вводя другой счет-экран без существенных изменений в самой системе учета, можно получить нужную для управления результативную информацию [6].

Предлагаем в границах автономной системы управленческого учета открытие накопительного счета-экрана «Расходы по видам деятельности». В действующем Плане счетов бухгалтерского учета можно применить дополнительную подсистему счетов разд. III с использованием счета 30 «Накопительный счет расходов по видам деятельности». Структура кода счета «Расходы на обеспечение сохранности имущества» приведена на рис. 3.

Счет-экран 30 «Накопительный счет расходов по видам деятельности» активный; в дебете счета накапливаются прямые и косвенные фактические затраты в разрезе объектов калькулирования, а в кредите происходит списание стоимости объектов калькулирования на объекты потребления. Счет-экран 30 «Накопительный счет расходов по видам деятельности» ведется по субсчетам конкретных видов деятельности.

Рассматривая обеспечение сохранности имущества как отдельный вид деятельности, предлагаем открытие к счету 30 субсчета 30.Сх — «Расходы на обеспечение сохранности имущества», который может иметь соответствующие субсчета третьего порядка, открытые исходя из классификации по составу видов деятельности, основных функциональных направлений субпроцессов на обеспечение сохранности имущества.

Согласно выделенной структуре видов деятельности, обеспечивающих сохранность

Сх,X

"Объект затрат

— Элементы затрат

- Функциональная направленоеть вида деятельности

-Вид деятельности «Расходы на обеспечение сохранности

имущества»

-Накопительный счет расходов по видам деятельности

Рис. 3. Структура кода счета «Расходы на обеспечение сохранности имущества»

имущества, счет 30.Сх делится по следующим аналитическим разрезам:

— 30.Сх.Д «Расходы на обеспечение сохранности имущества до заключения договора поставки» в разрезе элементов затрат;

— 30.Сх.Тр «Расходы на обеспечение сохранности имущества во время транспортировки» в разрезе элементов затрат;

— 30.Сх.Ск «Расходы на обеспечение сохранности имущества при складировании» в разрезе элементов затрат;

— 30.Сх.ПБ «Расходы на обеспечение противопожарной безопасности» в разрезе элементов затрат;

— 30.Сх.ТБ «Расходы на обеспечение техники безопасности» в разрезе элементов затрат;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 30.Сх.БЯ «Расходы на обеспечение безопасности качества» в разрезе элементов затрат;

— 30.Сх.СО «Расходы на обеспечение силовой охраны» в разрезе элементов затрат.

Заметим, что обеспечение сохранности имущества предприятия с точки зрения бухгалтерского учета предполагает учет экономико-правовых закономерностей (эффективности и законности), формирование информационного пространства для принятия актуальных управленческих решений. Сложность заключается в том, что информационная модель учета должна согласовываться с требованиями различных институтов, основанных априори на различных интересах и нормативной базе.

Финансовый учет вместе с налоговым ориентирован на формирование показателей хозяйственной деятельности таким образом, чтобы соответствовать требованиям институциональных норм, и находит свое отражение во внешней бухгалтерской отчетности. Следует отметить, что нормы финансового учета (положения по бухгалтерскому учету) отличаются от норм налогового законодательства (Налогового кодекса РФ). В предложенной модели информационное поле о расходах на обеспечение сохранности имущества формируется в финансовой системе и в управленческой одновременно. Расходы, которые обеспечивают интересы общества, четко нормированы и

согласно Налоговому кодексу РФ должны отражаться в налоговой и финансовой отчетности и иметь значение не более определенных норм и только в пределах предусмотренных статей расходов. Предприятие тратит значительно больше средств на финансирование мер по обеспечению пожарной охраны, техники безопасности и безопасности качества, а также другие расходы, связанные с сохранением имущества. В связи с чем предлагаем счет 30.Сх.Х.80 вести в разрезе норм расхода материальных ресурсов (рис. 4).

Каждый субсчет третьего порядка делится по элементам расходов: 30.Сх.Х.81 «Материальные расходы» — по субсчетам расходов в пределах норм и сверх норм; 30.Сх.Х.82 «Расходы на оплату труда» — по субсчетам функциональных центров и должностям основных рабочих; 30.Сх.Х.83 «Отчисления по социальному страхованию и обеспечению» — по субсчетам функциональных центров и должностям основных рабочих; 30.Сх.Х.84 «Амортизация» — по субсчетам групп основных средств; 30.Сх.Х.85 «Услуги сторонних организаций» — по субсчетам в разрезе контрагентов, предоставляющих услуги по обеспечению сохранности имущества; 30.Сх.Х.86 «Прочие расходы» — по субсчетам прочих расходов.

Таким образом, расходы на обеспечение сохранности имущества в предлагаемой нами схеме относятся на счет 30 в разрезе видов деятельности, обеспечивающих сохранение имущества за определенными носителями затрат. Далее со счетов 30.Сх.Х.8Х расходы списываются на счета 20, 43, 90. На счете 20 формируется производственная себестоимость продукции в разрезе объектов калькулирования, и далее расходы, учтенные на этом счете, списываются на счет 43.

Рис. 4. Процесс формирования информации на аналитическом счете «Материальные расходы»

Информационная модель формирования расходов на обеспечение сохранности имущества представлена на рис. 5.

Сгруппировав расходы на обеспечение сохранности имущества в такой последовательности, получаем важные для финансового и управленческого учета потоки:

— функциональный поток — описывает последовательность выполняемых работ и может характеризоваться стоимостью и длительностью;

— информационный поток — показывает перемещение таких объектов, как бумажные документы, файлы, записи баз данных и т. д.;

— поток ресурсов—раскрывает движение всех ресурсов в процессе. Данные потоки необходимы для анализа отдельных аспектов бизнес-процесса.

Ключевая особенность процессно-ориентиро-ванного учета расходов состоит в том, что он дает

10

30.Сх.Х.80>;

07

3=

01

70

69

02

30.Сх.Х.81

30.CxX.82tT

30.Сх.Х.83

60

76

И N

ЗО.Сх.Х.!

30.CxX.85i

э*

М1

30.Сх.Х

20

25

26

43

90

44

К-т сч.

Д-т сч.

Рис. 5. Предложенная схема движения расходов при реализации АВС-метода с использованием счета-экрана 30 «Накопительный счет расходов по видам деятельности»

возможность рассчитать потребность в ресурсах предприятия исходя из видов деятельности, что упрощает аналитические действия бухгалтера. Знание таких особенностей помогает предприятиям понять и сделать минимальными отклонения, в результате расходы станут более предсказуемыми и управляемыми.

Предложенный процессно-ориентированный подход к учету расходов на сохранность имущества в аналитических разрезах способствует:

— эффективному управлению такими расходами (наиболее точное обоснование и расчет потребности в ресурсах для поддержания необходимого уровня безопасности);

— осуществлению анализа (оценка расходов на объект);

— осуществлению мониторинга расходования средств на сохранение имущества предприятия (выявление наиболее затратных операций и ресурсов, определение «узких мест» и разработка мер для снижения затрат);

— выбору стратегии по каждому объекту расходов и виду деятельности: оптимизация или поддержание на существующем уровне, расширение и улучшение или передача на аутсорсинг.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Экономические тенденции в развитии бизнес-процессов выдвигают повышенные требования к учетной информации. Собственник, преследуя цель преумножения имущества, придерживается одной из двух позиций ведения бизнеса: агрессивной или сдержанной. Их характер заключается в более или менее рискованном осуществлении хозяйственных операций по отношению к имуществу. В целях защиты бизнеса от потерь предприятие финансирует существенные расходы на сохранность имущества. Часть таких расходов, а именно расходы на противопожарную безопасность, обеспечение техники безопасности, соблюдение качества безопасности (в том числе соблюдение санитарно-гигиенических норм), продиктована государством к обязательному выполнению.

Ведение процессно-ориентированного учета расходов на сохранность имущества предложено осуществлять исходя из того, что большинство процессов, в которых они возникают (ремонт,

техническая безопасность, силовая охрана и т. д.), не могут быть оценены по данным традиционной системы бухгалтерского учета. Поэтому, в проведенном исследовании нами был применен АВС-метод как инструмент формирования автономной системы учетной информации о расходах по видам деятельности, которые задействованы в обеспечении сохранности имущества.

Информация, получаемая в ходе процес-сно-ориентированного формирования учетных показателей по видам деятельности (АВС-ме-тодом), позволяет сформировать качественную детализированную информационную базу на предприятии. Предложенная адаптивная система счетов позволяет:

— уменьшить трудоемкость работы учетного персонала, что связано с дублированием информации о расходах в двух параллельных системах;

— упростить процедуру и ускорить обработку информации для формирования необходимых отчетов.

Список литературы

1. Валуев Б. И. Система хозяйственного учета в промышленности: вопросы теории и методологии: монография / Б. И. Валуев. Одесса: Пальмира, 2012. 216 с.

2. Валуев Ю. Б. Не альтернативы, а симбиоз процессного и функционального подходов в создании и развитии системы управления предприятием // Экономист. 2008. № 11. С. 170—175.

3. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов / В. Б. Ивашкевич. M.: Экономист, 2006. 618 с.

4. Ивашкевич В. Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат / В. Б. Ивашкевич // Бухгалтерский учет. 2000. № 5.

5. Ермакова H.A. Контрольно-информационные системы в экономическом пространстве управленческого учета / H.A. Ермакова. Казань, 2005. 416 с.

6. Палий В. Ф. Бухгалтерский учет в системе экономической информации. М.: Финансы, 1975. 160 с.

7. Канатаева О. В. Щодо методологи обл^ та аналiзу шновацшно! дiяльностi шдприемств // Економют. 2009. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.