УДК 338.48
Попова Ю.А.
студентка 3 курса магистратуры Экономический факультет
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
(г. Москва, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ «КОНДУКИ» С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТОКА В РЕГИОН
Аннотация: целью разработки элементов бренда и фирменного стиля туристской территории является формирование уникального, запоминающегося и привлекательного образа для представителей целевых аудиторий, а также обеспечение единой концепции атрибутов фирменного стиля для выстраивания дальнейшей эффективной коммуникации во внешней среде.
Ключевые слова: бренд, территория, фирменный стиль, туризм, туристский
поток.
Природная территория «Кондуки» располагается на месте бывшего Ушаковского угольного разреза Подмосковного угольного бассейна, где с 1960-х годов активно велась добыча бурого угля открытым способом. В 1996 году добыча угля прекратилась, а выработанные карьеры оказались затоплены водой. В совокупности карьеры с водой ярко-голубого цвета с окружающими их терриконами (отходы пустой породы, образующейся в процессе добычи угля) создают уникальный «марсианский» ландшафт.
Рассматриваемая территория обладает значительным природно-рекреационным потенциалом в силу следующих факторов:
• Наличие большого количества водоемов разной площади и глубины,
• Более 35% дней в году - солнечные,
• Наличие редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Тульской области,
• Почвенно-растительный слой, который хорошо поддается рекультивации,
• Уникальный ландшафт, представленный озерами и терриконами до 200 м в высоту.
Оценочный ежегодный уровень туристического потока на территорию Кондуки в 2022-2023 годах составил около 150 тыс. человек: в пиковые летние выходные по данным открытых источников поток может достигать 10-15 тыс. человек, в межсезонье и зимний сезон поток существенно снижается [1].
Соотношение туристического потока из Тульской области и других регионов (Москва, Московская, Калужская, Воронежская, Орловская области) определено на основании соотношения частоты поисковых запросов по географическим точкам - около 1:3, соответственно.
Согласно статистике, предоставленной Комитетом Тульской области по развитию туризма, в наибольшей степени в структуре туристического потока в Тульскую область преобладают регионы, удаленные на комфортное для автомобильных путешествий расстояние - так, более 70% составляют туристы из Москвы и областей: Московской, Калужской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Рязанской.
В настоящий момент (2023 - 2023 годы) соотношение однодневных и многодневных посетителей туристской территории (проживающих в палатках) составляет около 85%/15% соответственно [1].
Для определения потенциального спроса на места размещения (гостиницы, гостевые дома, кемпинги) была использована структура туристов и резидентов Тульской области по доходу:
• Население с доходом менее 27 тыс. руб./чел. в месяц (29% среди туристов и 52% среди резидентов) не располагает достаточным бюджетом для
размещения в КСР на территории и рассматриваются как однодневные туристы,
• Население с доходом 27 - 60 тыс. руб./чел. в месяц (35% среди туристов и 39% среди резидентов) рассматриваются как целевая аудитория палаточного туризма,
• Население с доходом 60-90 тыс. руб./чел. в месяц (17% среди туристов и 4% среди резидентов) рассматриваются как целевая аудитория КСР среднего ценового сегмента,
• Население с доходом более 90 тыс. руб./чел. в месяц (19% среди туристов и 5% среди резидентов) рассматриваются как целевая аудитория КСР высокого ценового сегмента.
Доля туристов каждого сегмента, которые посетят туристскую территорию в том или ином формате растет по мере реализации всех элементов концепции и развития бренда.
Целью разработки предложения для позиционирования и целевой аудитории территории было определение основной идеи, которая будет формировать бренд и связанные с ним коммуникации. Была учтена важность отражения ключевых предложений и уникальности туристской территории «Кондуки», которые должны, как информировать, так и служить повествовательной основой для отдельного бренда.
При позиционировании бренда проведены следующие работы:
1. Проведено исследование рынка, визуальных коммуникаций ресурсов и возможностей, тенденций и предпочтений целевой аудитории.
2. Проведена сегментация целевой аудитории, выявлены их поведенческие особенности.
3. Выделены преимуществ продукта и его особенности.
4. Выбрана зона позиционирования бренда.
5. Разработана система предложений по коммуникационной составляющей.
6. Выработаны гипотезы позиционирования бренда.
7. Проведена оценка вариантов.
8. Организованна систематизация вариантов.
Таким образом, целевое позиционирование территории - семейный экокурорт с разнообразием активностей и круглогодичной инфраструктурой.
Рис. 1. Позиционирование туристской территории «Кондуки»
Позиционирование туристической территории «Кондуки» является важным шагом для развития региона как привлекательного направления для туристов. Уникальные природные и культурные ресурсы, такие как живописные ландшафты, исторические памятники и возможность активного отдыха, создают благоприятные условия для формирования положительного имиджа территории, что в свою очередь будет способствовать увеличению туристических потоков и развитию региональной экономики. Важно разработать стратегию, которая учтет интересы целевой аудитории и выделит уникальные особенности региона.
Создавая бренд, мы добиваемся следующего результата: чиновники, производственники, предприниматели, инвесторы, жители других территорий смогут отличать регион или муниципальное образование при сравнении с другими регионами или муниципальными образованиями, а территория будет зарабатывать на отличиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Блашенкова В.С. Бренд территории: создание и продвижение. Как это делается в России. Практическое руководство: 193 примера и 12 практических приложений С. 26;
2. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://w.gks.ru/ (дата обращения: 01.12.24)
Popova Yu.A.
Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia
(Moscow, Russia)
FORMATION OF THE TERRITORY'S BRAND "CONDUCTORS" IN ORDER TO ATTRACT TOURIST FLOW TO THE REGION
Abstract: the purpose of developing brand elements and corporate identity of a tourist area is to create a unique, memorable and attractive image for representatives of target audiences, as well as to provide a unified concept of corporate identity attributes for building further effective communication in the external environment.
Keywords: brand, territory, corporate identity, tourism, tourist flow.