УДК 334.752
ФОРМИРОВАНИЕ АУТСОРСИНГА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
© Олег Иванович КУЗНЕЦОВ
Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, e-mail: [email protected]
Рассмотрены экономические механизмы управления инновационными проектами в сфере здравоохранения на современном этапе. Проанализированы основные причины недоверия к аутсорсингу со стороны руководителей предприятий, а также плюсы от применения наемных специалистов. Ключевые слова: инновации; управление; аутсорсинг.
В последние несколько лет внимание руководителей медицинских учреждений России все больше привлекает такое направление развития, как аутсорсинг управления проектами. Многие отечественные предприятия, в т. ч. и саратовские, постепенно начинают формировать вектор своего развития через проектную деятельность. На федеральном уровне сформировались и развиваются системные проекты, основанные на активном
применении механизмов аутсорсинга как производственных, так и управленческих функций и бизнес-процессов [1-3].
На практике аутсорсинг управления проектами предприятия представляет собой передачу управления собственными проектами тем компаниям (провайдерам), которые и специализируются на предоставлении услуг т. н. «проджект-менеджмента» (РМ). В этом случае компания-провайдер осуществляет
управление проектами со стороны клиента -формирует пакет исходных требований, организует проведение тендеров и контролирует соблюдение условий подрядчиками, ведет бюджет проекта, представляет его к сдаче клиенту и т. п. Следует признать, что в практике деятельности российских предприятий, в т. ч. саратовских, аутсорсинг управления проектами используется в целом достаточно нечасто, если не сказать - эпизодически. Так, откровенно не доверяют передавать внешнему провайдеру проектные бизнес-процессы пока еще многие местные предприятия, среди которых можно назвать ММУ Городская больница № 6, ММУ Городская больница № 9, ОАО «Семейный доктор» и некоторые другие. Тем не менее, аналитики из московской консалтинговой группы «Бизнес-кон-салт» оценивают потенциальные возможности данных услуг для саратовских медицинских учреждений как вполне высокие.
Основная причина возникновения такого инструмента, как аутсорсинг управления проектами, аналитиками связывается с нехваткой собственных кадров, а проект-менеджеры - пока еще редко встречающиеся на рынке труда позиции, да к тому же и достаточно дорогие. К примеру, кадровая служба ОАО «Дорожная клиническая больница» гордится тем, что ей удалось найти подобающего специалиста, специализирующегося в сфере разработки и реализации логистических проектов, и уровень заработной платы его сохраняется в строгой коммерческой тайне. Вследствие этого предприятию-заказ-чику легче обратиться к фирме, специализирующейся на данного вида услугах и располагающей высококвалифицированным персоналом. В конечном счете это позволит заказчику не заниматься самим поиском специалистов, не формировать под них очередное структурное подразделение и впоследствии не быть свидетелями переманивания их компаниями с куда более высоким уровнем проектного развития.
Следующее обстоятельство, обусловливающее развитие проектных подходов на предприятии, заключается в увеличении количества самих проектов. Так, по мнению заместителя директора по лечебной работе ОАО «Клиника доктора Парамонова», если в 2007 г. предприятие работало над реализацией 3-х основных проектов, то в 2011 г. их
стало уже 5, при этом объем бюджета проектов возрос за 4 года на 23 %.
Кроме того, причинами развития проектных подходов может являться перевод ряда функций на аутсорсинг (ОАО «Медицинский центр Сова»), определенные неудачи в реализации проектов собственными силами (ОАО «Стоматологическая клиника Винир») и т. п.
Основные выгоды передачи внешним провайдерам управления проектами предприятия в том, что аутсорсинг, во-первых, позволяет решить проблему нехватки квалифицированного персонала; во-вторых, позволяет реализовать большее количество проектов за один и тот же промежуток времени; в-третьих, дает возможность внедрения современных менеджмент-технологий; и, в-четвертых, что весьма важно - повысить уровень прозрачности и управляемости предприятия.
В настоящее время на многих предприятиях благодаря внешнему проектному управлению внедряются информационные системы по бухгалтерскому учету, заработной плате, налогам, кадровому делопроизводству. Разрабатываются проекты, позволяющие оптимизировать бизнес-процессы для финансовых служб, минимизировать издержки, планировать инвестиции и оценивать сроки их окупаемости, существенно снизить финансовые риски, улучшить прозрачность и управляемость. В данных сферах, по оценкам финансовых аналитиков, аутсорсинг управления проектами наиболее эффективен, поскольку такого рода проекты не являются ключевыми для предприятия и не относятся к основным видам их деятельности.
По оценке ряда руководителей предприятий или их заместителей, в частности финансового директора ОАО «Практик», стратегия проектного аутсорсинга достаточно проста. По его мнению, управление проектами предприятия, ориентированными на оптимизацию осуществляемых бизнес-процессов (в сфере логистики, информационных технологий, представления интересов предприятия в том или ином сегменте рынка и т. д.) рациональнее передавать на внешнее исполнение. Ив то же время формировать проекты создания новых услуг, освоения новых рынков, а также совершенствовать ос-
новные бизнес-процессы целесообразно собственными силами.
В целом сложившаяся практика показывает, что многие отечественные, в т. ч. саратовские, предприятия по причинам, связанным с недостатком собственных ресурсов в период необходимости быстрого освоения рынка, а также с необходимостью подготовки своих проект-менеджеров, передают внешним исполнителям на управление и отдельные ключевые проекты, такие как оптимизация численности специалистов и служащих предприятия. Примером здесь может служить передача данного проекта ОАО «Дорожная клиническая больница» в 2007 г. саратовской финансовой консалтинговой фирме «АНБК».
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, диалектика развития экономики уже объективно несет в себе необходимость и возможность такой формы организации и ведения бизнеса, которым и является аутсорсинг.
Во-вторых, первый опыт обращения руководителей предприятий к внешним исполнителям, пусть даже и не всегда позитивный,
вызывает рост их интереса к возможностям и механизму аутсорсинга, побуждает активнее изучать и предпринимать попытки реализации той или иной модели его в своей практической деятельности.
И в-третьих, складывающаяся практика взаимодействия между предприятиями-заказ-чиками и фирмами-аутсорсерами в конечном счете способствует росту культуры предоставления медицинских услуг, привносит в отношения между сторонами дополнительные элементы этики, деловой корректности, взаимного уважения пациентов.
Будущее зримо покажет реальные возможности и достижения этой модели организации работы учреждений здравоохранения.
1. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М., 2010.
2. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. М., 2009.
3. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. М., 2009.
Поступила в редакцию 16.10.2012 г.
UDC 334.752
FORMATION OF OUTSOURCING INNOVATION PROJECTS MANAGEMENT IN HEALTH SPHERE AT MODERN STAGE
Oleg Ivanovich KUZNETSOV, Saratov State Socio-Economic University, Saratov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Economics of Labor and Personnel Management Department, e-mail: [email protected] The economic mechanisms of management of innovation projects in the field of health care currently are considered. The main causes of distrust in outsourcing by business leaders, as well as the advantages of the use of hired experts are analyzed.
Key words: innovation; management; outsourcing.