Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ В ЛИВАНЕ И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ'

ФОРМИРОВАНИЕ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ В ЛИВАНЕ И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
420
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИВАН / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА / ЛОББИ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДАШНАКЦУТЮН / АРМЯНО-ТЮРКСКАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ / LEBANON / MIDDLE EAST / ARMENIAN DIASPORA / LOBBY / SOCIO-POLITICAL ACTIVITY / DASHNAKTSUTYUN / ARMENIAN-TURKIC CONFLICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джафаров Талех Вазир Оглы

Ливан является одной из стран Ближнего Востока с весьма сильной армянской диаспорой. В статье показано, что миграция армян на территории Ливана началась, видимо, с XI века и в своем развитии прошла несколько основных этапов. При этом массовая миграция развернулась уже в XIX в. и проходила в IV этапа. Первый этап,в основном, охватывал XIX век и характеризовался протоком армян - католиков. С конца XIX в. начался второй этап переселения армян, в основном, адептов Армянской апостольской церкви, организованного Османской империей. Содержание III этапа миграции определили трагические события 1915 г. Наконец, финальные волны миграций на IV этапе были связаны в 1920-е гг. с притоком беженцев из Советской Армении и Сирии (восстание друзов 1925-1927 гг.). Значительную роль в адаптации армян в Ливане при этом сыграли французы, использовавшихармянских мигрантов как орудие для укрепления своей власти. В результате, на территории Ливана образовались и в течение длительного времени действуют десятки армянских диаспор и лоббистских организаций, в частности ориентированных на противостояние с Турцией и Азербайджаном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARMENIAN DIASPORA IN LEBANON AND ITS PUBLIC AND POLITICAL ACTIVITY

Lebanon is one of the countries of the Middle East with a very strong Armenian diaspora. The article shows that the migration of Armenians in Lebanon apparently began in the 11th century and went through several main stages in its development. At the same time, mass migration unfolded as early as the 19th century. and took place in stage IV. The first stage mainly covered the 19th century and was characterized by a flow of Armenian Catholics. Since the end of the XIX century. The second stage of the resettlement of Armenians, mainly adherents of the Armenian Apostolic Church, organized by the Ottoman Empire, began. The content of the III stage of migration was determined by the tragic events of 1915. Finally, the final waves of migration at the IV stage were connected in the 1920s. with the influx of refugees from Soviet Armenia and Syria (the Druze uprising of 1925-1927). A significant role in the adaptation of Armenians in Lebanon was played by the French, who used Armenian migrants as a tool to strengthen their power. As a result, dozens of Armenian diasporas and lobbying organizations have been formed and have been operating in Lebanon for a long time, in particular those focused on confrontation with Turkey and Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ В ЛИВАНЕ И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ»

BLONSKY, LEONID V - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Philosophy, Sociology and History, Russian University of Transport (MIIT) (leonidas78@inbox.ru).

УДК 94(569.3):(=19)

ДЖАФАРОВ Т.В.

ФОРМИРОВАНИЕ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ В ЛИВАНЕ И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННО-

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Ключевые слова: Ливан, Ближний Восток, армянская диаспора, лобби, общественно-политическая деятельность, Дашнакцутюн, армяно-тюркская конфликтность.

Ливан является одной из стран Ближнего Востока с весьма сильной армянской диаспорой. В статье показано, что миграция армян на территории Ливана началась, видимо, с XI века и в своем развитии прошла несколько основных этапов. При этом массовая миграция развернулась уже в XIX в. и проходила в IV этапа. Первый этап, в основном, охватывал XIX век и характеризовался протоком армян - католиков. С конца XIX в. начался второй этап переселения армян, в основном, адептов Армянской апостольской церкви, организованного Османской империей. Содержание III этапа миграции определили трагические события 1915 г Наконец, финальные волны миграций на IV этапе были связаны в 1920-е гг. с притоком беженцев из Советской Армении и Сирии (восстание друзов 1925-1927 гг.). Значительную роль в адаптации армян в Ливане при этом сыграли французы, использовавших армянских мигрантов как орудие для укрепления своей власти. В результате, на территории Ливана образовались и в течение длительного времени действуют десятки армянских диаспор и лоббистских организаций, в частности ориентированных на противостояние с Турцией и Азербайджаном.

JAFAROV, T V.

ARMENIAN DIASPORA IN LEBANON AND ITS PUBLIC AND POLITICAL ACTIVITY

Keywords: Lebanon, the Middle East, the Armenian diaspora, lobby, socio-political activity, Dashnaktsutyun, Armenian-Turkic conflict.

Lebanon is one of the countries of the Middle East with a very strong Armenian diaspora. The article shows that the migration of Armenians in Lebanon apparently began in the 11th century and went through several main stages in its development. At the same time, mass migration unfolded as early as the 19th century. and took place in stage IV. The first stage mainly covered the 19th century and was characterized by a flow of Armenian Catholics. Since the end of the XIX century. The second stage of the resettlement of Armenians, mainly adherents of the Armenian Apostolic Church, organized by the Ottoman Empire, began. The content of the III stage of migration was determined by the tragic events of 1915. Finally, the final waves of migration at the IV stage were connected in the 1920s. with the influx of refugees from Soviet Armenia and Syria (the Druze uprising of 1925-1927). A significant role in the adaptation of Armenians in Lebanon was played by the French, who used Armenian migrants as a tool to strengthen their power. As a result, dozens of Armenian diasporas and lobbying organizations have been formed and have been operating in Lebanon for a long time, in particular those focused on confrontation with Turkey and Azerbaijan.

Ближний Восток, обладающий плодородными землями, является одним из регионов с богатым этническим составом, куда в разные периоды мигрировали многие этносы. На Ближнем Востоке, превратившемся в место приюта для самых различных племен, разговаривающих на разных языках, этот процесс продолжался долгое время и носил противоречивый характер. Одним из этносов, мигрировавших на Ближний Восток, являются армяне.

В источниках не имеется достоверной информации о времени прихода армян на эти территории. Однако согласно утверждениям многих армянских авторов, первые миграции армян на Ближний Восток начались с XI века. Решающее значение на эти процессы оказало нашествие турок-сельджуков, давшее толчок масштабному исходу армян на запад, прежде всего в Киликию. В частности, в 1061 году после долгой осады была сдана сельджукским войскам крепость Ани, а часть находившихся здесь армян была вынуждена переселиться на Ближний Восток [1, с. 291]. В XIII-XIV веках, в результате монгольских походов, когда многие из территорий Закавказья и Малой Азии были разгромлены, а их хозяйство понесло зачастую трудно восполнимый урон, началось более интенсивное переселение армян из ряда разоренных областей в Сирию, Ливан, Египет, Иран, Ирак и на другие территории. И поскольку большинство этих стран находилось на Шёлковом пути, армяне фактически собирались на международных торговых путях. Видимо с этого времени Ливан и начал превращаться в одну из стран с самой сильной армянской диаспорой на Ближнем Востоке.

Таким образом, тот факт, что территории Восточного Средиземноморья омываются морем, имеют тёплый климат и расположение на важных торговых путях, стал причиной миграции сюда в разные периоды истории целого ряда народов. Одним из таких народов, мигрировавших из разных мест и выбравших этот регион местом постоянного проживания, являлись и армяне.

Продолжавшаяся с небольшими перерывами миграция имела продолжительный характер, затронула всю территорию страны и, в целом, оказала значительное влияние на ее демографическое состояние. Тем не менее, в период нового времени - до начала XIX века - на территории Ливана проживало довольно незначительное количество армян-католиков. Массовая миграция армян в Ливан развернулась уже в XIX в. и проходила в IV этапа.

I этап массовой миграции армян в Ливан в основном охватывает XIX век. Как и в других Ближневосточных странах, большинство переселявшихся сюда армян составляли католики (Армянская католическая церковь - ред.). Основной причиной массового переселения армян-католиков в рассматриваемый период являлось их притеснение со стороны Армянской апостольской церкви. Социальный состав армян, в основном селившихся в городах и посёлках, состоял из купцов и ремесленников. По окончании I этапа переселения, большинство мигрировавших армян, забыв армянский язык, отдавали предпочтение общению на арабском, а затем - французском. Мигрировавшие армяне также отдавали предпочтение бракам с представителями других этнических групп, прежде всего с христианами - маронитами (Маронитская католическая церковь - ред.). Влияние на армянских переселенцев маронитов, бежавших из Сирии, и поселившихся на горных территориях Ливана, с этого времени неуклонно возрастало [2, с. 219].

Начиная с конца XIX века, развернулся второй этап переселения армян в Ливан в связи с политикой Османской империи. Большинство переселившихся в это время в Ливан армян составляли представители Армянской апостольской церкви. Понимая невозможность совместного проживания с армянами-католиками, новые мигранты, с одной стороны, поселялись на других территориях. С другой стороны, новые переселенцы отличались от переселенцев прежних волн своей особой политической активностью, в первую очередь, питавшейся чувствами крепнувшего национализма. Именно на этой основе в 1904 году возникла первая армянская политическая организации в Бейруте - созданный Симоном Заваряном «Студенческий союз Заварянов» -существующее до настоящего времени молодежное крыло парии «Дашнакцутюн».

В результате событий 1915 года, с территорий Восточной Анатолии (Киликии) сотни тысяч армян были переселены на территории Ливана, Сирии и Иордании. Это определило содержание III этапа миграции армян на территорию Ливана. Поскольку это переселение проводилось под непосредственным контролем Османского государства, в основном оно носило насильственный характер (хотя мигранты были обеспечены определенными социальными правами). Нужно также отметить, что в результате массового переселения армян в этот регион Средиземноморья их отношения с местными арабами вскоре стали достаточно напряженными. Стоит отметить хотя бы то, что, обеспокоенные распространением армянами не территории страны эпидемических заболеваний, арабы усилили борьбу против управлявших тогда страной французов. Не сумев своевременно организовать адекватное медицинское обслуживание переселенцев, французы проявили бессилие в решении проблемы. В результате, только с августа 1916 года до августа 1917 года в Алеппо и Мосуле от эпидемий умерло более 35 тысяч армян. Это составляло более 50% населения Алеппо и Мосула. Наибольшая смертность была зафиксирована в месте под названием Расул-Эйн в Сирии. Здесь от эпидемий погибло 88% населения [3, с. 98].

Тем не менее, французы, считавшие армян объективно более близким христианским народом, в целом, поощряли переселение, используя армянских мигрантов как орудие для укрепления своей власти. Таким образом, армяне стали постепенно закрепляться в Ливане. Арабы же на своих землях считались французами, в лучшем случае, людьми второго - третьего сорта. Французы, создававшие для армян более комфортные условия во всех сферах, также способствовали и передаче им самых плодородных земель. Для армян, занимавшихся различными отраслями сельского хозяйства, здесь были созданы вполне достойные условия. В итоге, армяне, чье экономическое положение в первые годы пребывания в Ливане было довольно трудным, за короткий срок превратились в прослойку с более высоким экономическим уровнем жизни и социальным статусом. С 1915 года они также получили право участия в местных выборах [3, с. 99]. Впрочем, наряду с армянами, этим правом здесь пользовались также курды и черкесы.

В результате расселения армян на территории Ливана французами, стремившимися к христианизации региона, христианское население страны превзошло мусульман. В конечном счете, христиане стали составлять 55% всего населения страны. В некоторых регионах это число

возросло с 30% до 63% [3, с. 102-103]. 31 августа 1924 года, наряду с широкими привилегиями армянским религиозным деятелям, французы даровали всем армянам статус ливанского гражданства [5, с. 123]. Именно в это отмечалась новая волна армянских переселенцев в Ливан, возникшая в связи с победой в Армении Советской власти. Приход в Армению в 1920 году XI Красной Армии привел к тому, что значительная часть управлявших страной дашнаков была вынуждена эмигрировать. Немалая их часть при этом переселилась в Ливан и Сирию. Как отмечает историк А. Маммедли, бежавшие из Советской Армении дашнаки объединялись за границей (Сирия, Ливан, Египет) под флагом разных организаций. Ссылаясь на армянского историка Агаяна, автор пишет, что одним из основных центров дашнаков в 20-е годы XX века стал «Национальный Очаг», находившийся в Сирии [6, с. 365].

Однако и в Сирии политическая ситуация оказалась крайне непростой. В результате антифранцузского восстания друзов 1925-1927 гг., военные столкновения здесь затронули и армянские кварталы. Поэтому с 1926 года армяне массово мигрировали на территории соседнего Ливана. Эту волну мы определяем как важную составляющую IV этапа миграции армян на Ливанские территории. Армяне, мигрировавшие на этом этапе, существенно отличались от ранее переселявшихся армян по социальным, религиозным и лингвистическим признакам. Большинство новых переселенцев составляли католики, хотя среди них было и небольшое количество армян -протестантов. Поскольку большинство мигрантов прибыли с земель Восточной Анатолии, они делились на группы, разговаривавшие на тюркском, арабском, французском, армянском и курдском языках [4, с. 453]. Основными занятиями армянских мигрантов, в большинстве представлявших низшие и средние социальные слои, являлись торговля и ремесленничество, что привело к созданию на прибрежных территориях, близких к городам, больших армянских кварталов.

В 1928 году французы признали армян главным этническим звеном страны. При этом отношения между мусульманским населением и армянами, по мере формирования армянских религиозных центров в Ливане, имеющем колоритный этнический состав, заметно осложнились.

Нельзя также не отметить, что, в связи с массовыми миграциями 1910-1920-х годов, политические настроения поселившихся в Ливане армян характеризовали предельно радикальные отношения к Турции и тюркам. С этого времени армянский национализм, в целом, вышел на качественно новый уровень развития. Постепенно крепнувшие связи между армянскими общинами привели к усилению здесь анти-тюркских настроений. Антитюркская пропаганда, проводившаяся среди простых армян (прежде всего, дашнаками) стала сильным толчком для собрания армян в диаспору.

В ХХ веке ливанские дашнаки прилагали активные усилия для объединения всех армян вокруг единого центра, создав Центральный Комитет. Дашнаки также учредили здесь газету своей организации. В разных номерах газеты под названием «Новый Пюник» постоянно печатались статьи о вражде дашнаков к тюркам. Первоначально дашнаки старались сплотить ливанских армян вокруг идеи о том, что СССР в скором времени распадется и они вновь придут к власти в Армении. Однако, когда этого не случилось, дашнаки решили сменить тактику. Основной их целью в Ливане стало стремление добиться создания сильной армянской диаспоры, обладающей мощной организационной структурой. В первую очередь, ставка делалась на открытие армяноязычных школ, а также привитие армянам, долгое время проживавшим под влиянием тюркских и арабских культур, «настоящих» армянских национальных особенностей. Понимающие всю значимость этого дела, дашнаки всеми возможными средствами призывали армян оставаться привязанными своему прошлому. Проводившие в этом направлении масштабную работу, дашнаки обладали широкой типографской базой, газетами и журналами. Непосредственное влияние на укрепление позиций дашнаков среди армянских общин в Ливане оказала их поддержка зарубежными финансовыми учреждениями.

Неуклонно укрепляя свои позиции в Ливане, дашнаки играли все более активную роль в политической жизни этой страны. Начиная с 1926 года, в областях компактного проживания армян на проводимых выборах побеждали кандидаты, поддерживаемые дашнаками. В 1954 году партия Дашнакцутюн утвердила свою власть над Киликийским Католичеством в Антильясе. Таким образом в стране были сформированы неразрывные связи между религией и политикой [7, с. 190]. Впрочем, в реальности и до этого времени совместная деятельность Киликийской церкви с дашнаками в направлении сохранения армянской национальной идентичности носила самый

тесный характер. При этом основным фактором, пораждавшим эту привязанность, была вражда к Турции, питавшая объединительные процессы вокруг единого центра.

В целом, дашнаки достигли целого ряда преимуществ в системе управления Ливана. Турецкий историк Седат Лачинер пишет следующее: «...армяне победили на выборах в органы местного самоуправления армянских кварталов, сумели отправить своего представителя в законодательный орган. Армянская молодёжь ещё с младенческих лет росла на необоснованных притязаниях и в них разогревалось чувство тюркской ненависти. В результате, выросшая здесь молодёжь отличалась радикальностью и жёсткостью от армянской молодежи, рассыпанной по разным уголкам мира. Одним из очагов самых радикальных армян и армянских террористических группировок был Ливан» [7, с. 191].

Констатируя, что в ХХ веке в политических процессах в Ливане начали принимать все более активное участие политические партии, привязанные к армянской диаспоре, нужно отметить, что, с целью содействия политическому и культурному развитию армянской общины, здесь были созданы региональные центры трех политических партий - Дашнацутюн, Гнчаг и Рамкавар.

Первая армянская политическая партия Дашнакцутюн начала свою деятельность в Ливане в 1904 году среди студентов Бейрутского Американского Университета. В конечном же счете, Дашнакцутюн превратилась в самую организованную армянскую партию, представленную в Ливанском парламенте. Наряду с партией Дашнакцутюн, необходимо отметить деятельность партии Гнчаг. Согласно взглядам основных функционеров этой партии, главной ее целью являлось усиление давления на Турцию и Азербайджан, присоединение новых земель к Армении путем их отторжения от этих двух государств. Еще одна политическая партия - Рамкавар больше старалась сохранить свою «либеральность», поддерживала идею развития социальных и культурных сфер жизни армянской общины [5, с. 126].

На протяжении 1920-1940-х годов все армянские политические организации, партии, центры и их основные активисты в находившемся под французским мандатом Ливане принимали активное участие в политической и духовной жизни страны. При этом к концу 1940-х годов армянские политические объединения в Ливане начали поляризоваться на двух противоположных полюсах. Это, в свою очередь, привело к ослаблению армянских сил в стране. Особую остроту в данный период приобрела также поляризация внутри церкви. Наконец, после двух лет напряженной борьбы в 1958 году 11 из 19 лиц, представленных в Совете Общины Церкви, встали в оппозицию Киликийскому Католикосу Зареху I (1956 - 1958) и отстранили его от должности. В результате, Григорианская церковь в Ливане перешла под контроль дашнаков. После этого позиции армян в Бейруте стали постепенно укрепляться и отношения с церковью постепенно были приведены в порядок. Обеспокоенный возрастанием влияния Григорианской церкви над армянами, Антильясский Католикос обратился к социально-экономической и финансовой помощи Европы и США. Таким образом, Киликийская Армянская Церковь, посредством сотрудничества с Дашнакцутюн, старалась сыграть роль центра армянских церквей, оставшихся в стороне от правления Эчмиадзинского Католикоса, что, в свою очередь, стало причиной оттеснения на второй план других армянских партий [5, с. 128]. В результате направления значительных финансовых средств диаспорскими организациями в сферу образования в Ливане, здесь были открыты 28 разнопрофильных армянских школ. Крупнейшими из них стали «Маленктон и Айк арсланян», «Йегише Манукян», «Священный Рипсиме», «Даруи-Овакимян». Наряду со средними школами, в один из значимых центров деятельности диаспоры превратился действующий в Ливане Бейрутский Американский Университет [8, с. 57].

Нельзя не признать и того, что с 30-40 годах ХХ века армянская община в столице Ливана Бейруте продолжала активизировать анти-тюркскую деятельность. В частности, ее организации распространяли в Турции различные печатные материалы. К примеру, отметим написанную Машех Серопяном и изданную в Бейруте книгу под названием «Армянский вопрос», в которой искажалась история, выдвигались необоснованные территориальные притязания и пропагандировалась вражда. Вредный контент имела армяно-язычная газета «Арарат». Турецкое правительство, в свою очередь, пыталось реагировать на это посредством принятия соответствующих решений [9, с. 224].

Характеризуя динамику политической жизни армянской общины в Ливане, отметим, что она характеризовалась неуклонным укреплением позиций и общины, в целом, и партии

Дашнакцутюн - в частности. На выборах в Ливанский парламент в 1934 году был избран 1 представитель от партии Рамкавар, в 1937 году - 1 представитель партии Дашнакцутюн. На выборах 1943 года получили мандат уже 2 преставителя (соответственно, по 1 представителю от партии Рамкавар и Дашнакцутюн). Несколько забегая вперед, отметим, что в последнее время число армянских депутатов, представленных в Ливанском парламенте, достигло 6, и большинство из них принадлежит к григорианской вере [3, с. 126].

В послевоенных условиях, в связи с ростом международного авторитета и влияния СССР, ливанская армянская община попыталась использовать это в своих интересах. Так, 24 января 1946 года председателю сессии Генеральной Ассамблеи ООН была адресована телеграмма от имени Ливанских армян. В телеграмме от имени 200 тысяч армян, проживающих в Ливане и Сирии, содержалось требование «присоединения к Советской Армении армянских территорий, находящихся под оккупацией Турции», подчеркивалось, что армяне были силой выдворены с этих земель, а их имущество было отобрано. В обращении умалчивалось, однако, о преступной деятельности армян, сражавшихся на стороне фашисткой Германии. Проводилась лишь мысль о том, что во время войны армяне были верны союзникам, примерно 4 миллиона армянских солдат сражалось в рядах Красной Армии. В этой связи, армяне возлагали большие надежды на справедливое решение армяно-турецкого конфликта со стороны ООН [9, с. 24]. В следующей телеграмме председателю Совета Безопасности ООН от «Армянского Национального Совета в Ливане», действовавшего в Бейруте от имени тысяч армян, проживающих в Сирии и Ливане (15. 05), в целях создания мира на Среднем Востоке предлагалось рассмотреть в Совете Безопасности армяно-турецкий вопрос, как основную проблему региональной стабильности [9, с. 245].

Внутренняя политическая нестабильность, имевшая место в Ливане в 70-е годы ХХ века, применение США новых, более жестких санкций против Ирана и Сирии, Ливанский кризис 19751978 годов существенно осложнили жизнь местной армянской общины, как впрочем и других этнических групп. В указанный период, вошедший в историю Ливана как «годы Бедствия», десятки тысяч армян были вынуждены покинуть эту страну. Интересно то, что если до начала гражданской войны армянское население Ливана составляло 170-180 тысяч человек, то после войны это число понизилось до 100 тысяч. За 2 года страну покинуло до 70 тысяч армян. В данный момент, численность армянской общины в Ливане составляет 116 тысяч 214 человек, в том числе 88 тысяч 601 григорианских христиан, 20 тысяч 259 католиков и 7 тысяч 354 протестантов. Согласно другим источникам, в Ливане проживает до 200 тысяч армян [10, с.197]. Интересен тот факт, что 90% ливанских армян проживают в Бейруте и большинство из них занимается торговлей.

Местом компактного проживания армян в Бейруте является область Бурдж-Хаммуд. По существу, в этом районе армяне возвысились до уровня так называемого «государства в государстве». Подобное положение армян в Ливане закрепляется активной деятельностью их политических партий, прежде всего дашнаков. Армянская диаспора в Ливане выдвинула из своих рядов целый ряд крупных политических деятелей, в том числе президентов Ливана Ильяса Саркиса (1976-1982) и Эмиля Лахуда (1998-2007). Необходимо также отметить, что бывший председатель Армянского парламента Бабкен Араксян был избран координатором армянской диаспоры по «Армяно-Ближневосточной диаспоре». После этого, на основе собранных им и представленных в Ливанский парламент документов, в результате усилий спикера Набих Беррин, была принята резолюция об «армянском геноциде». 28 декабря 2001 года в Бейруте была создана Армяно-Ливано-Сирийская организация «Союз Обороны». 16 января 2002 года здесь же было основано военное крыло этого союза «Апостол». Такого рода тенденции свидетельствуют о значительном влиянии в общине радикальных элементов.

Сегодня дашнаки владеют в Ливане многочисленными центрами культуры, спортивными клубами и т.д. Примером этому могут послужить «Спортивный Клуб Хоменетмен», «Центр Культуры Хамазкаине», «Центр Помощи Ливанским Армянам». Здесь рядовым и малоимущим армянским семьям оказывается всесторонняя помощь, создаются все условия для рационального проведения ими свободного времени. Помимо этого, в Ливане имеется более 45 школ и около 30 церквей, принадлежащих армянской общине. Наряду с Дашнаками здесь функционирует и большое количество центров принадлежащих партиям Рамкавар, Гнчаг.

Литература и источники

1. ИсмаиловА. Тайны и явь армянства. - Баку: Элм, 1990. - 128 с.

2. ASE. В 10 т. T.IV. - Баку, 1980. - 592 с.

3. SedatLaginer. Ermeni Sorunu, Diaspora ve Türk Di§ Politikasi. Ankara: Karmca Yayinlari, 2008. - 654 с.

4. Kamuran Gürün. Ermeni dosyasi. - Ankara: Bilgi Yayinlari, 2012. - 474 s.

5. Erdalilter. Ermeni kilisesi ve terör. Ankara: Osmanli Tarihi Ara^tirma ve Uygulama Merkezi Yayinlari, sayi: 3, 1996. - 175 s.

6. Msmmgdli A. Gslmslsr: ermsnilsrin gerjsk tarixi. Baki: Qa^ioglu, 2009. - 444 s.

7. Sedat Laginer. Türk Ermeni Ili^kileri. Istanbul: Kaknüs Yayinlari, 2004. - 408 s.

8. Дятлов В. Диаспора: попытка определится в понятиях. // Диаспоры. - 1999. - №1. - С.15-25.

9. Qasimli M. Ermsnistanin sovetta^mssinds

10. Mehmet Kutalmig. Ermenistan ve ermeni diasporasinda türkce Türkiyede ermenice // www.aku.edu.tr/Aku/. ../dergi/.. ./mkutalmi^.pdf

ДЖАФАРОВ ТАЛЕХ ВАЗИР ОГЛЫ - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры общей истории и методики преподавания истории Азербайджанского государственного педагогического университета (taleh.ceferov.83@mail.ru).

JAFAROV, TALEKH VAZIR OGLY - Ph.D. in History, Senior Lecturer, Department of General History and Methods of Teaching History, Azerbaijan State Pedagogical University (taleh.ceferov.83@mail.ru).

УДК 94(612)« 194/196»:323.27

АТЛУХАНОВА К.В., МУСАЕВА С.И. ОФИЦЕРЫ-ЮНИОНИСТЫ И ИХ РОЛЬ В СВЕРЖЕНИИ МОНАРХИИ

В ЛИВИИ

Ключевые слова: Ливия, Ближний Восток, арабский национализм, офицеры-юнионисты, сенусизм, Муаммар Каддафи.

В статье дана характеристика общественно-политической ситуации в Ливии в 50-60-е гг. XX в. Авторы рассматривают предпосылки, обусловившие появление в стране радикально настроенной организации «свободные офицеры-юнионисты» (ОСОЮС) и ее роль в свержении монархии. Показано, что демократическое движение в Ливии имело не только антимонархическое, но и антиимпериалистическое содержание. Отмечается, что М. Каддафи весьма удачно и своевременно выбрал день переворота. В итоге, его удалось совершить практически без жертв. Порядок в жизни государства фактически не был нарушен. После переворота городская жизнь шла своим обычным чередом. Все государственные структуры работали в обычном режиме. И даже при том, что часть западных стран восприняли ливийскую революцию неприязненно, тем не менее, с их стороны никаких репрессивных действий предпринято не было.

ATLUKHANOVA, K.V, MUSAYEVA, S.I.

THE OFFICER-UNIONISTS AND THEIR ROLE IN THE OVERTHROW OF THE MONARCHY IN LIBYA

Keywords: Libya, The Middle East, Arab nationalism, unionist officers, sinisizm, Muammar Gaddafi.

In the article characterized the socio-political situation in Libya in the 50-60s of XX century The authors consider the prerequisites that led to the emergence in the country of the radical organization "free officer-unionists" (Central Committee of the Free Officers Movement) and its role in the overthrow of the monarchy. It is shown that the democratic movement in Libya had not only antimonarchist, but also anti-imperialist content. It is noted that M. Gaddafi very successfully and timely chose the day of the coup. As a result, it was possible to complete it almost without casualties. The order in the life of the state was not actually violated. After the coup, city life went on as usual. All government agencies worked as usual. And even though some Western countries took the Libyan revolution hostilely, nevertheless, no repressive action was taken on their part.

Богатые природные ресурсы Ливии длительное время привлекали пристальное внимание колонизаторов, которые не переставали вести активную деятельность по сохранению колониального режима на территории этой страны. После Второй мировой войны она стала объектом англо-американо-французской экспансии, по существу, сохранявшейся и после формального провозглашения в 1951 г. независимости и установления монархии (Идрис I). Господство колониализма, иностранного капитала, компрадорской буржуазии, недостаточно развитая инфраструктура - основные факторы, обусловившие экономическое и общественно-политическое отставание страны от других - более развитых - стран Ближнего Востока. Общую ситуацию в находившейся под контролем Запада Ливии существенно не изменило даже обнаружение здесь в 1959 г. крупных запасов нефти и газа, казалось бы, открывавших ей новые горизонты развития. Не удивительно, что в подобной обстановке в массах, страдавших одновременно и от колониального, и от монархического гнета, неуклонно нарастало недовольство существующим режимом.

Однако в Ливии, с ее неразвитыми политическими и гражданскими институтами, не имелось достаточно сильных и влиятельных, политически организованных партий и движений, которые смогли бы противостоять колониальному угнетению. Единственной реальной силой,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.