Научная статья на тему 'Формирование архитектуры проекта в образовательных системах'

Формирование архитектуры проекта в образовательных системах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
328
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / АРХИТЕКТУРА ПРОЕКТА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА / СОУЧАСТВУЮЩЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PEDAGOGICAL DESIGN / EDUCATIONAL SYSTEMS / DESIGN ARCHITECTURE / DESIGN ORGANIZATIONAL STRUCTURE / PARTICIPATORY DESIGN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Утёмов Вячеслав Викторович, Асхадуллина Дина Ильдусовна

Соучаствующее проектирование является относительно новым методом проектирования организационных структур в педагогической среде. Оно направлено на вовлечение различных субъектов образовательных систем, в том числе представителей органов власти, бизнеса, локальных сообществ, активистов и других заинтересованных сторон, в процесс принятия организационных решений. С одной стороны, участие стейкхолдеров в педагогических проектах позволяет привлечь дополнительные ресурсы. С другой стороны, для их вовлечения и работы с ними необходимо иметь продуманную организационную структуру в образовательной системе. Под архитектурой проекта понимают совокупность всех объектов на какой-либо единице территории, с помощью которых создается организованная структура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности проекта. В таком ракурсе рассмотрение технологии формирования архитектуры проекта для партнеров в образовательных организациях и муниципалитета, зачастую как их учредителя, приобретает особую актуальность. Соответственно, целью статьи является описание технологии создания эффективной организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета. Ведущим подходом при этом выступает системно-деятельностный подход. Подход обеспечивает организацию комплексной деятельности по управлению организационной структурой, в котором все виды деятельности скоординированы на достижение поставленных задач. В результате проведенного исследования авторами статьи выделяется технология формирования эффективной организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета, включающая шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку методических представлений о технологии формирования архитектуры педагогических проектов. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить работу по созданию эффективной организационной структуры проекта в образовательной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the design architecture in educational systems

Participatory design is a relatively new method of designing organizational structures in pedagogical environment. It is aimed at involving various subjects of educational systems, including representatives of government bodies, business, local communities, activists and other interested parties, in the process of making organizational decisions. On the one hand, the participation of stakeholders in pedagogical projects makes it possible to attract additional resources. On the other hand, it is necessary to have a well-thought-out organizational structure in the educational system for their involvement and work with them. We understand under the design architecture the whole complex of all objects in any unit of the territory, which helps establish an organized structure extremely important for the life of the project. From this perspective, consideration of the technology for the formation of the design architecture for partners in educational organizations and the municipality, often as their founder, is of particular relevance. Accordingly, the aim of the article is to describe the technology for creating an effective organizational structure for participatory design in the education system of the municipality. The leading approach in this case is the system-activity approach. The approach provides the organization of integrated activities for the management of the organizational structure, in which all types of activities are coordinated to achieve the objectives. As a result of the study, the authors of the article determine the technology of forming an effective organizational structure for participatory design in the education system of the municipality, which includes organizational management steps, inputs and outputs of management processes. The theoretical significance of the article is due to the contribution to the development of methodological ideas about the technology of pedagogical design architecture formation. Practical use of the research results allows us to build work on creating an effective organizational structure of the design in the educational system.

Текст научной работы на тему «Формирование архитектуры проекта в образовательных системах»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 201025 2020, № 04 (апрель) УДК 371.39

Формирование архитектуры проекта в образовательных системах

Утёмов Вячеслав Викторович1 Вятский государственный университет, Киров, Россия vv_utemov@vyatsu.ru

Асхадуллина Дина Ильдусовна2

Вятский государственный университет, Киров, Россия daskha97@mail.ru

Аннотация. Соучаствующее проектирование является относительно новым методом проектирования организационных структур в педагогической среде. Оно направлено на вовлечение различных субъектов образовательных систем, в том числе представителей органов власти, бизнеса, локальных сообществ, активистов и других заинтересованных сторон, в процесс принятия организационных решений. С одной стороны, участие стейкхол-деров в педагогических проектах позволяет привлечь дополнительные ресурсы. С другой стороны, для их вовлечения и работы с ними необходимо иметь продуманную организационную структуру в образовательной системе. Под архитектурой проекта понимают совокупность всех объектов на какой-либо единице территории, с помощью которых создается организованная структура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности проекта. В таком ракурсе рассмотрение технологии формирования архитектуры проекта для партнеров в образовательных организациях и муниципалитета, зачастую как их учредителя, приобретает особую актуальность. Соответственно, целью статьи является описание технологии создания эффективной организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета. Ведущим подходом при этом выступает системно-деятельностный подход. Подход обеспечивает организацию комплексной деятельности по управлению организационной структурой, в котором все виды деятельности скоординированы на достижение поставленных задач. В результате проведенного исследования авторами статьи выделяется технология формирования эффективной организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета, включающая шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку методических представлений о технологии формирования архитектуры педагогических проектов. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить работу по созданию эффективной организационной структуры проекта в образовательной системе.

Ключевые слова: образовательные системы, педагогический проект, архитектура проекта, организационная структура проекта, соучаствующее проектирование.

Поступила в редакцию Received 11.03.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.03.20

Принята к публикации Accepted for publication 25.03.20 Опубликована Published 30.04.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Утёмов Вячеслав Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

2 Асхадуллина Дина Ильдусовна, магистрант ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

Введение

Соучаствующее проектирование рассматривается точечно в ряде видов хозяйственной деятельности, но в основном на прикладном уровне. Сегодня соучаствующее проектирование можно понимать как один из методов проектирования организационных структур. В проектировании организационных структур в научно-методической литературе традиционно выделяют четыре метода: аналогии, экспертно-аналитический, структуризации целей, организационного моделирования [1].

Соучаствующее проектирование отличается от традиционных методов высокой значимостью в процессе проектирования наличия активности стейкхолдеров как конечных получателей выгод от продукта проекта. Применение метода соучаствующего проектирования подразумевает создание диалоговой площадки, на которой сгенерированные процессы и идеи вписываются в прототип продукта проекта, создаваемого по ходу реализации проекта. Отдельно отметим, что в хозяйственной деятельности муниципалитетов сформировались принципы соучаствующего проектирования: выравнивание властных отношений, действия, основанные на ситуации, взаимное обучение, инструменты и методы, а также новые взгляды на технологии [2]. В других видах хозяйственной деятельности, в т. ч. в образовательной сфере, затруднительно выделить научно-методические обобщения. Но участие стейкхолдеров в педагогических проектах позволяет привлечь дополнительные ресурсы, которые могут стать источниками, обеспечивающими реализацию проекта.

Для использования соучаствующего проектирования в педагогической практике необходимо определить на входе исходные данные по проекту, площадки в местах деятельности заинтересованных лиц, список заинтересованных лиц и их возможные роли в реализации проекта, а главное, обеспечить архитектуру проекта - организованную структуру в местах жизнедеятельности стейкхолдеров. Поэтому для устойчивого достижения целей соучаствующего проектирования важной является технология формирования архитектуры проекта, структуры, на базе которых формируются точки обсуждения и поиска решений с помощью программ действий, оценок существующих систем, а также предложений об изменениях. В литературе технологии создания эффективной организационной структуры педагогических проектов, с учетом новизны метода, не описаны. Таким образом, целью статьи является описание входов, выходов и шагов по созданию эффективной организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Исследования в отечественной и зарубежной литературе по описанию технологии создания организационной структуры для соучаствующего проектирования в основном описывают только метод соучаствующего проектирования, причем встречается его характеристика в городском благоустройстве, в уголовном законодательстве, в решении вопросов общественной инфраструктуры и в процессах повышения мотивации к деятельности у работников крупных организаций.

Соучаствующее проектирование как метод совместного принятия решений наиболее целостно впервые встречается в 1970-х годах в трудах норвежских ученых Кристен Нигаард и Олава Терье Берго. Метод основан на демократизации трудовой деятельности. Исследователи описывали основную цель соучаствующего проектирования через привлечение рабочих к проектированию компьютерного комплекса и

контроль их рабочих мест. Для этого был разработан план, основанный на поэтапном включении работников и профсоюзных объединений в рабочие группы для обсуждения и поиска предложений для изменения. Для поддержки соучаствующего проектирования был составлен методический материал [3].

Аналогичные проекты были осуществлены и в других странах, таких как Швеция, где проект был направлен на контроль и планирование рабочей жизни [4]. Встречался опыт внедрения обозначенного метода в процесс автоматизации делопроизводства [5]. В целом можно отметить, что опыт стран Скандинавии по реализации соучаствующего проектирования повлиял на последующие способы вовлечения работников в производственные процессы, а также на последующие законы о защите прав работников. К тому же данные исследования вывели на первый план психосоциальные вопросы при анализе трудовой деятельности в организации [6].

Финн Кенсинг и Джоан Гринбаум на основе анализа опыта внедрения соучаствующего проектирования в странах Скандинавии описывают принципы и практики данного метода, углубляясь в описание кейсов применения данного метода проектирования [7].

В целом отметим, что в зарубежной литературе по соучаствующему проектированию преимущественно описываются конкретные практики его применения. Само определение термина «соучаствующее проектирование» (англ. Democratic Design) было дано американским профессором Генри Саноффом: «Соучаствующее проектирование — это процесс проектирования с вовлечением жителей, местных сообществ, активистов, представителей административных структур, локального бизнеса, инвесторов, представителей экспертного сообщества и других заинтересованных в проекте сторон для совместного определения целей и задач развития территории, выявления истинных проблем и потребностей людей, совместного принятия решений, разрешения конфликтов и повышения эффективности проекта» [8].

М. Н. Гулари с коллегами соучаствующее проектирование понимают как источник снижения суммы инвестиций в инновации организации [9]. Д. Саттерфилд в исследованиях рассматривал процессы идентификации участия пользователей в проектных практиках на примере работы с людьми с аутизмом [10].

Можно встретить и отдельные практики внедрения метода; так, М. Менкони описывает карточную игру для вовлечения граждан в проекты по благоустройству [11], П. Фирхов - подход по включению респондентов в процесс разработки опроса [12].

Тем временем Э. Руле с коллегами отмечают необходимость разумного ограничения практик по соучаствующему проектированию в социальных сферах; так, инициаторы проекта должны брать на себя ответственность за проект и не перекладывать ответственность на сообщества под видом участия [13]. С другой стороны, соучаствующее проектирование крайне важно для поддержки долгосрочной социальной устойчивости [14, 15].

В России в большинстве случаев метод соучаствующего проектирования применяется при благоустройстве муниципалитетов. Например, в Советском Союзе решения о том, как должен меняться город, принимали исключительно профессиональные градостроители и партийные функционеры. В 1990-е и 2000-е годы инициатива перешла к частным застройщикам, которые перекраивают города исходя из своих финансовых интересов. В последние годы ситуация начала меняться, и в разработку проектов благоустройства активно вовлекаются жители. Вовлечение различных заинтересованных лиц рассматривается как механизм улучшения качества проектов и как

инструмент снижения социальной напряженности [16, 17]. Инструментом вовлечения стали практики соучаствующего проектирования, когда горожане через общественные встречи могут предложить свои идеи на стадии концепции и высказать отношение к итоговому продукту проекта [18-20].

Сегодня соучаствующее проектирование как метод находится в состоянии активного переосмысления и переходит из сферы благоустройства в социальную сферу, в т. ч. в образовательные системы. Но отсутствие единой проектной практики и обобщенных организационных решений по вовлечению партнеров в педагогическое проектирование становится барьером в реализации данного метода. В этой связи описание технологии формирования архитектуры проекта в сфере образования может стать решением для развития соучаствующего проектирования в педагогической практике.

Методологическая база исследования

При описании технологии создания организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета в основу положена методология проектно-ориентированного управления на базе стандарта 1СВ 3.0 международной ассоциации управления проектами (1РМА) [21]. Для учета требований 1РМА и особенностей национальной экономики, культуры и достижений в области управления проектами в России при описании категорий в технологии использованы национальные требования к компетентности специалистов НТК 3.1 [22]. Под архитектурой проекта будем понимать совокупность всех объектов на какой-либо единице территории. С помощью грамотно продуманного ансамбля «объектов» создается организованная структура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности проекта. Процесс формирования архитектуры проекта в системе образования муниципалитета рассмотрим через описание шагов организационного управления, входов и выходов процессов управления работами по созданию архитектуры проекта.

Результаты исследования

Участие стейкхолдеров в педагогических проектах посредством соучаствующего проектирования позволяет привлечь дополнительные ресурсы, которые могут стать источниками, обеспечивающими реализацию проекта. Для использования соучаствующего проектирования в педагогической практике необходимо определить площадки в местах деятельности заинтересованных лиц, т. е. обеспечить архитектуру проекта - организованную структуру в местах жизнедеятельности стейкхолдеров.

Для гибкости работы проектных команд с участием стейкхолдеров команды должны формироваться в муниципалитете, за территорией образовательной организации, где разрабатывается педагогический проект. В этом ракурсе система образования муниципалитета может быть представлена внушительным числом внешних стейкхолдеров. Создание организованной инфраструктуры проекта в местах жизнедеятельности стейкхолдеров является ключевым шагом к развитию проекта.

В нашем исследовании описывается архитектура проекта, созданная для обеспечения работы проектных команд по модели «ученый - учитель - студент - школьник». В команды входят студенты и преподаватели университета, школьники и учителя общеобразовательных организаций.

Рассмотрим технологии создания эффективной организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета в разрезе стадий управления проектом по шагам организационного управления.

1. Инициация создания архитектуры проекта: анализ проблем и потребностей в проекте; определение целей и результатов проекта со стороны стейкхолдеров; определение основных характеристик архитектуры проекта; определение критериев успешности создаваемой архитектуры проекта; определение ограничений для создания эффективной архитектуры проекта; анализ альтернатив для решения проблемы и выбор варианта проекта; формирование стратегии создания архитектуры проекта; разработка концепции создания эффективной архитектуры проекта.

Так, инициирование по модели соучаствующего проектирования «ученый - учитель - студент - школьник» отвечало на вопрос о предназначении архитектуры для партнеров - школ - и муниципалитета как их учредителя. Важным моментом эффективности создаваемого элемента архитектуры проекта является повышенная заинтересованность школ в новации, их активное желание входить в проектные команды. Для формирования запроса было проведено исследование возрастной структуры педагогов с последующим общественным обсуждением результатов [23]. Результатом общественных обсуждений среди прочего явилось раннее включение студентов-педагогов в работу школ под наставничеством учителей. Вехой этапа должно стать подписание соглашения администрацией муниципалитета с университетом для определения условия создания «объектов» архитектуры в школах (базовых кафедр).

2. Планирование создания архитектуры проекта: уточнение целей и результатов проекта со стороны стейкхолдеров; уточнение основных характеристик архитектуры проекта; подтверждение и уточнение критериев успешности создаваемой архитектуры проекта; анализ и корректировка ограничений и допущений для создания эффективной архитектуры проекта; выбор критериев оценки текущих и промежуточных результатов по созданию эффективной архитектуры проекта; определение работ и разработка структурной декомпозиции работ; разработка плана участия и включения стейкхолдеров; определение объектов и точек контроля по созданию архитектуры проекта; разработка плана управления по созданию архитектуры проекта.

В нашей модели соучаствующего проектирования планирование архитектуры должно обеспечить просчет всех шагов для дальнейших процедур и процессов, реализуемых на базовой кафедре. Для этого создана кафедра в одной из школ города с подбором штата. С помощью анализа образовательных программ была выделена единая проектная практика у потока студентов, что создало финансовые условия для вовлечения партнеров. Прочие ресурсные условия были созданы за счет объединения ресурсов университета и базовой школы. Вехой стал сформированный план управления проектными командами.

3. Организация и выполнение работ по созданию архитектуры проекта: организация выполнения работ; контроль выполнения работ; согласование действий со стейкхолдерами; формирование отчетности о ходе выполнения работ; ведение баз данных о текущем состоянии работ по созданию архитектуры проекта.

В модели «ученый - учитель - студент - школьник» реализация выработанного плана должна обеспечить разработку и внедрение продуктов проектной деятельности в реальную практику образовательных организаций. Отчеты по созданным продуктам проектной деятельности и результатам их внедрения документируются и сводятся в общую базу данных.

4. Анализ и регулирование работ по созданию архитектуры проекта: выявление и анализ отклонений в работах; анализ причин, вызывающих отклонения; про-

гнозирование состояния; подготовка корректирующих действий и анализ их возможных последствий для ликвидации выявленных отклонений в работах по созданию архитектуры проекта; определение и согласование с стейкхолдерами возможных корректировок планов; сбор и обработка запросов на изменения в архитектуре проекта; принятие решений о регулирующих воздействиях и изменениях, вносимых в архитектуру проекта; доведение информации об изменениях в архитектуре проекта до стейкхолдеров.

Так, анализ и регулирование модели соучаствующего проектирования поставили ряд задач, которые необходимо решить для перехода к завершающему этапу по созданию архитектуры проекта. Большинство из них связано с усилением мотивации стейкхолдеров. Для этого в штат базовой кафедры включили представителей других школ, были выработаны меры по мотивации учителей и директоров образовательных организаций. Например, для расширения спектра учителей в проектных командах региональным институтом развития образования реализованы курсы повышения квалификации в формате творческих мастерских для вовлекаемых учителей.

5. Закрытие работ по созданию архитектуры проекта: передача архитектуры заказчику; разработка и согласование плана закрытия со стейкхолдерами; проведение заключительного анализа результатов; составление сводного отчета; разрешение спорных и конфликтных ситуаций; формирование архива и извлечение усвоенных уроков.

Для запуска и передачи архитектуры проекта в штатный режим сформированы педагогические команды по модели «ученый - учитель - студент - школьник». Все команды прошли общий старт через педагогический хакатон для обеспечения единой логики дальнейшей жизнедеятельности сформированной архитектуры проекта.

Отметим, что реализация обозначенных стадий позволила получить следующие продукты проекта: комплексный анализ структуры регионального педагогического сообщества, комплекты соглашений и договоров по данной практике между университетом и другими участниками проекта; шаблоны обучающей документации, заполняемые проектными командами; реестры контактов.

Обозначенные шаги организационного управления могут рассматриваться как задачи, решаемые на каждой стадии создания организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета. Можно выделить следующие типовые входы и выходы стадий создания архитектуры проекта для соучаствующего проектирования в системе образования города (см. таблицу).

Таким образом, технология создания эффективной организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета, включающая шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления, представляет собой процессную модель по стадиям проектно-ориентированного управления.

Заключение

Стоит отметить, что эффективная архитектура проекта в системе образования муниципалитета должна обеспечивать вовлечение в соучаствующее проектирование как внутренних, так и внешних стейкхолдеров. С учетом сложности управления широким спектром стейкхолдеров архитектура проекта, кроме организованных площадок в местах деятельности заинтересованных лиц, должна обеспечивать управление соучаствующим проектированием. В рассматриваемой нами модели работы проектных команд «ученый - учитель - студент - школьник» управление осуществляется штатом базовой кафедры университета, состоящей из ядра стейкхолдеров.

Типовые входы и выходы стадий создания архитектуры проекта для соучаствующего проектирования в системе образования города

Типовые входы Типовые выходы

Инициация создания архитектуры проекта

- Исходные данные по проекту; - нормативные правовые акты, нормативные документы, включая стандарты, распространяющиеся на архитектуру проекта; - принятые решения по необходимым корректирующим действиям и по запросам на изменения (по обратной связи); - архивная (историческая) информация - Цели и результаты проекта со стороны стейк-холдеров; - стратегия создания эффективной архитектуры проекта; - укрупненная ролевая структура; - концепция создания эффективной архитектуры проекта

Планирование создания архитектуры проекта

- Выходы стадии инициации; - принятые решения по необходимым корректирующим действиям и по запросам на изменения (по обратной связи); - решения о корректирующих действиях по концепции создания эффективной архитектуры проекта; - архивная (историческая) информация, используемая при разработке концепции создания эффективной архитектуры проекта - Уточненные цели и результаты проекта со стороны стейкхолдеров; - уточнение основных характеристик архитектуры проекта; - план участия и включения стейкхолдеров; - перечень объектов и точек контроля по созданию архитектуры проекта; - план управления по созданию архитектуры проекта

Организация и выполнение работ по созданию архитектуры проекта

- Выходы стадии инициации. Концепция создания эффективной архитектуры проекта; - выходы стадии планирования. План управления по созданию архитектуры проекта; - принятые решения по необходимым корректирующим действиям и по запросам на изменения; - архив документов по проекту - Развернутая система управления созданием архитектуры проекта; - отчётность о реализации плана работ по созданию архитектуры проекта; - база данных о текущем состоянии работ по созданию архитектуры проекта

Анализ и регулирование работ по созданию архитектуры проекта

- Выходы стадии планирования; - выходы стадии организации и контроля выполнения; - запросы на изменения (для анализа и принятия решения). Решения по запросам на изменения концепции создания эффективной архитектуры проекта; - архивная (историческая) информация, используемая при разработке концепции создания эффективной архитектуры проекта - Решения о корректирующих мерах и анализ их возможных последствий для ликвидации выявленных отклонений в работах по созданию архитектуры проекта; - согласованные сс стейкхолдерами решения по корректировке плана работ по созданию архитектуры проекта

Закрытие работ по созданию архитектуры проекта

- Выходы стадии инициации; - выходы стадии планирования; - выходы стадии организации и контроля выполнения; - выходы стадии анализа и регулирования - Итоговый отчет о результатах управления созданием архитектуры проекта; - архивная информация (в т. ч. исполнительная) по исполнению плана работ по созданию архитектуры проекта; - усвоенные уроки по управлению созданием архитектуры проекта

Возможности и риски, возникающие при создании архитектуры проекта в образовательных системах, должны быть предметом дальнейшего изучения. Наиболее значимой, на наш взгляд, может стать проработка возможностей и рисков при управлении через формирование самообучающейся организации (способной самостоятельно создавать собственное будущее) [24].

Ссылки на источники

1. Теория организации: учеб. / Б. З. Мильнер. - 7-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 864 с.

2. Соучастие как инструмент городского развития / Информационно-образовательный ресурс. - URL: https://www.architime.ru/competition/2015/stat100815.htm.

3. Nygaard K., Terje Bergo O. The Trade Unions - New users of research // Personnel Review. - 1975. - Vol. 4. - № 2. - Р. 5-10. - URL: https://doi.org/10.1108/eb055278.

4. Ehn P., Sandberg A. Systems Development: On strategy and ideology. Data. 1979.

5. Morga J. Office Automation: The Case of Gender and Power. 1985.

6. Bratteteig T. Making Change. Dealing with Relations Between Design and Use. Dr. Philos dissertation. - Oslo, Norway: Department of Informatics, University of Oslo, 2003. - 265 p.

7. Kensing F., Greenbaum J. Heritage: Having a say. In Routledge International Handbook of Participatory Design. -New York: Routledge, 2012. - Р. 21-36.

8. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / пер. с англ.; ред. Н. Снигирева, Д. Смирнов. - Вологда: Проектная группа 8, 2015. -169 с.

9. Gular M. N., Born A., Malins J. Towards an evolutionary understanding on the success of participatory design. Paper presented at the DS 69: Proceedings of E and PDE 2011, the 13th International Conference on Engineering and Product Design Education, 2011. - Р. 721-726.

10. Satterfield D., Kang S., Lepage C., Ladjahasan N. An analysis of data collection methods for user participatory design for and with people with autism spectrum disorders, 2016. doi:10.1007/978-3-319-40409-7_48

11. Menconi M. E., Tasso S., Santinelli M., Grohmann D. A card game to renew urban parks: Face-to-face and online approach for the inclusive involvement of local community. Evaluation and Program Planning, 79 doi: 10.1016/j.evalprogplan.2019.101741 // Industrial Democracy. - 2020. - № 6 (1). - Р. 93 -112.

12. Firchow P., Mac Ginty R. Including hard-to-access populations using mobile phone surveys and participatory indicators // Sociological Methods and Research. - 2020. - № 49(1). - Р. 133-160. doi: 10.1177/0049124117729702

13. Rhule E. L. M., Allotey P. A. Researching social innovation: Is the tail wagging the dog? // Infectious Diseases of Poverty. - 2020. - № 9(1). doi: 10.1186/s40249-019-0616-7

14. Cho I. S., Ho K. C. Participatory design to co-create community spaces. 2020. doi: 10.1007/978-981-13-7048-9_6

15. Chen E., Leos C., Kowitt S. D., Moracco K. E. Enhancing community-based participatory research through human-centered design strategies // Health Promotion Practice. - 2020. - 21(1). - Р. 37-48. doi: 10.1177/1524839919850557

16. Журавлев И. М. Снижение социальной напряженности как фактор эффективного управления персоналом организации: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / [Место защиты: Моск. гос. технол. ун-т «Станкин»]. - М., 2010.- 193 с.

17. Абайдулова Д. А. Соучаствующее проектирование в контексте устойчивого развития: методика вовлечения населения в процесс проектирования городской среды: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. «Инновационные подходы в современной науке». - М., 2019. - С. 9-20.

18. Демина В. А., Бахарев В. В. Субъекты соучаствующего проектирования архитектурно-ландшафтного пространства города: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Педагогические проблемы в образовании: теория, практика внедрения стандарта WORLDSKILLS в учебный процесс» / под ред. С. В. Игдыровой, Р. Р. Мукминова. - Димитровград, 2019. - С. 81-85.

19. Рангулов Р. Р. Опыт использования игрофикации в соучаствующем проектировании: материалы XV междунар. науч.-практ. конф. им. В. Татлина. «Реабилитация жилого пространства горожанина» / под общ. ред. Е. Г. Лапшиной. - Пенза, 2019. - С. 141-144.

20. Гамурак А. В. Новый формат общественных пространств сквозь призму соучаствующего проектирования // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2019. - № 2 (11). - С. 58-64.

21. International Competence Baseline IPMA - ICB - IPMA Competence Baseline. Version 3.0. IPMA Editorial Committee. - IPMA: June, 2006 - 200 p.

22. Управление проектами: основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов (NCB - SOVNET National Competence Baseline Version 3.1). - М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010. - 256 с.

23. Утёмов В. В., Симонова Г. И. Траектория развития педагогического сообщества Кировской области в аспекте возрастной гетерогенности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - С. 128-143.

24. Pedler М. Facilitating Action Learning: A Practitioner'S Guide. - Open University Press, 2013. - 217 p.

Vyacheslav V. Utemov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of Pedagogy and Psychology Faculty, Vyatka State University, Kirov, Russia vv_utemov@vyatsu.ru Dina I. Askhadullina,

Graduate Student, Vyatka State University, Kirov, Russia daskha97@mail.ru

The formation of the design architecture in educational systems

Abstract. Participatory design is a relatively new method of designing organizational structures in pedagogical environment. It is aimed at involving various subjects of educational systems, including representatives of government bodies, business, local communities, activists and other interested parties, in the process of making organizational decisions. On the one hand, the participation of stakeholders in pedagogical projects makes it possible to attract additional resources. On the other hand, it is necessary to have a well-thought-out organizational structure in the educational system for their involvement and work with them. We understand under the design architecture the whole complex of all objects in any unit of the territory, which helps establish an organized structure extremely important for the life of the project. From this perspective, consideration of the technology for the formation of the design architecture for partners in educational organizations and the municipality, often as their founder, is of particular relevance. Accordingly, the aim of the article is to describe the technology for creating an effective organizational structure for participatory design in the education system of the municipality. The leading approach in this case is the system-activity approach. The approach provides the organization of integrated activities for the management of the organizational structure, in which all types of activities are coordinated to achieve the objectives. As a result of the study, the authors of the article determine the technology of forming an effective organizational structure for participatory design in the education system of the municipality, which includes organizational management steps, inputs and outputs of management processes. The theoretical significance of the article is due to the contribution to the development of methodological ideas about the technology of pedagogical design architecture formation. Practical use of the research results allows us to build work on creating an effective organizational structure of the design in the educational system.

Key words: educational systems, pedagogical design, design architecture, design organizational structure, participatory design.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Утёмов В. В., Асхадуллина Д. И. Формирование архитектуры проекта в образова тельных системах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2020. - № 04 (апрель). - С. 33-41. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201025.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2020-11025

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Утёмов В. В., Асхадуллина Д. И., 2020

ISSN 2304-120Х

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.