124.
4. Nohrin M.Y., Koshkin E.V. (2017), "The significance of the implementation of the norms "Ready for work and defense" in the professional activity of employees of the penal system", Improving the system ofphysical education, sports training, tourism and health improvement of various categories of the population, collection of materials of the XVI All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Surgut, pp. 355-358.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.05.2022
УДК 794.1
ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМА МЫШЛЕНИЯ У ШАХМАТИСТОВ 4-2
РАЗРЯДОВ
Сергей Владимирович Кравцов, старший преподаватель, Анастасия Игоревна Храмова, старший преподаватель, Ольга Евгеньевна Федорова, старший преподаватель, Виталий Николаевич Савченко, старший преподаватель, Дальневосточный федеральный
университет, г. Владивосток
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования алгоритма мышления шахматистов 2-4 разрядов. Цель исследования — формирование алгоритма мышления шахматистов 2-4 разрядов, упрощающего процесс мышления и объёма усваиваемой информации. В работе предложена методология построения алгоритма, использование которого позволяет значительно уменьшить время на прогнозирование партии, затраты на выбор хода и возможность принятия максимально эффективного решения при сокращении требуемого объема знаний. Использование предложенной методики приводит к значительному улучшению качества игры, основанному на формировании системного мышления и поиска хода, в отличии от дискретного набора знаний, Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования предложенного алгоритма в процессе подготовки шахматистов, как при выборе хода, так и в других направлениях теоретической подготовки шахматистов.
Ключевые слова: шахматисты, алгоритм мышления, упрощение, процесс мышления.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p231-237
FORMING THE WAY OF THE THINKING CHEES PLAYERS 4-2 RATE
Sergey Vladimirovich Kravtsov, the senior teacher, Anastasia Igorevna Khramova, the senior teacher, Olga Evgenievna Fedorova, the senior teacher, Vitaly Nikolaevich Savchenko, the
senior teacher, Far Eastern Federal University, Vladivostok
Abstract
The purpose of the study is to form a thinking algorithm for chess players of 2-4 categories, which simplifies the process of thinking and the amount of information to be assimilated. The paper proposes a methodology for constructing an algorithm, the use of which can significantly reduce the time for predicting a game, the cost of choosing a move, and the possibility of making the most effective decision while reducing the required amount of knowledge. The use of the proposed methodology leads to a significant improvement in the quality of the game, based on the formation of systemic thinking and the search for a move, in contrast to a discrete set of knowledge. Thus, we can conclude that the proposed algorithm is effective in the process of training chess players, both in choosing a move and in other areas of theoretical training of chess players.
Keywords: chess players, thinking algorithm, simplification, thinking process.
ВВЕДЕНИЕ
Шахматы, являясь интеллектуальным видом спорта, всегда занимали высокое место в рейтинге популярности в РФ. Российские спортсмены традиционно занимают при-
зовые места в международных соревнованиях, чемпионатах Европы и первенства мира. Во второй половине прошлого века тогда еще советская шахматная школа вне всякой конкуренции была первой в мире, а звание чемпиона мира почти полвека принадлежало нашей стране (за исключением трехлетнего периода, когда чемпионом мира был Роберт Фишер 1972-1975 гг.). На данном этапе развития шахматного движения в Российской федерации наблюдается тенденция к привлечению к данному виду спорта молодежи и школьников. В некоторых регионах Шахматы вводятся как обязательный предмет в школьной программе, а в качестве факультативных в вузах. Как следствие появляется широкая категория шахматистов, имеющих начальные шахматные разряды и желающих прогрессировать дальше. Однако существует целый ряд объективных причин, по которым этот процесс совершенствования существенно замедляется и, в конечном итоге, приводит к прекращению занятий шахматами. Хорошо известна печальная статистика, что из 30 человек начинающих разрядниками становятся 2-3 человека.
Одним из наиболее значимых факторов является то, что при современном все ускоряющемся процессе жизни методы тренировки остаются прежними. По крайней мере это касается объёма необходимой информации, которую должен освоить шахматист (знание дебютов, технические приемы, точные позиции эндшпиля и т. д.) и как следствие больших временных затрат, необходимых для овладения этими знаниями. В результате, по идее, у шахматистов формируется, может и эффективный, но чрезвычайно сложный метод выбора хода.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основании вышеизложенного нами была оставлена задача формирования базового алгоритма принятия решения, позволяющего шахматистам 2-4 разрядов непосредственно за доской находить оптимальное решение в условиях соревновательной деятельности.
Исследования проводились на базе шахматного клуба Дальневосточного Федерального Университета с привлечением 20 шахматистов, обладающих международным шахматным рейтингом 1600-1780, что в среднем соответствует 2 разряду по шахматам.
В процессе достижения поставленных целей далеко не всегда результат равен количеству усилий, которые затрачиваются для его достижения. Иногда мы делаем много, а получаем мало. Иногда наоборот. То, что мы рассчитываем получить в результате, как правило, отличается от того, что мы получаем. При этом большая часть усилий не даёт желаемых результатов.
На любом этапе шахматной партии перед шахматистом стоит задача проанализировать складывающуюся в игре ситуацию, оценить позицию и выбрать как конкретный ход в данной сложившейся ситуации, так и оптимальный план игры в целом.
В основу идеи повышения эффективности тренировок спортсменов и освоения ими необходимых технических навыков с использованием базового алгоритма принятия решений был положен принцип Парето, - который в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата». Принцип Парето тесно связан с понятием эффективности и может использоваться как базовая установка в анализе факторов эффективности какой-либо деятельности и оптимизации её результатов: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть не оправданы.
Используя данный принцип при анализе методик обучения шахматам, мы пришли к заключению, что большинство из них если не неэффективны, то сильно энергозатратны и содержат чрезмерную информационную перегрузку, не существенную для улучшения качества игры. В качестве примера можно привести алгоритм, рекомендуемый для использования начинающим шахматистам (рисунок 1).
По нашему мнению, базовой составляющей мастерства шахматиста любого уровня является развитие навыков применения алгоритма мышления. Однако для подготовки начинающих шахматистов необходимо разрабатывать и использовать алгоритмы, адаптированные под возрастные особенности и объем шахматных знаний. Фактически мы также использовали идеи П.Я. Гальперина, связанных с поэтапным формированием умственных действий. М.М. Ботвинник отмечал: «Когда шахматные мастера играют за доской, то, скорее всего, соревнуются не только они, но и их алгоритмы. Так и продвигается познание шахмат».
Рисунок 1 - Блок-схема алгоритма выбора хода, составленная начинающим шахматистом. Источник: [1, с. 301]
По аналогии с математикой, где последовательность действий, приводящих к решению какой-либо задачи, называют алгоритмом решения этой задачи, последовательность действий, выполняемых шахматистом при выборе хода, будем называть алгоритмом выбора хода [1, с. 364].
Как отмечает В.А. Чехов, в шахматах при формировании алгоритма должны быть выполнены следующие условия:
а) алгоритм должен быть логически не противоречивы, то есть любая ситуация должна заканчиваться выбором хода;
б) алгоритм должен адекватно отображать наиболее существенные стороны процесса выбора хода;
в) алгоритм должен обеспечивать выбор объективно сильного (лучше, сильнейшего) продолжения, по крайней мере, с достаточно высокой вероятностью;
г) алгоритм должен быть эффективным по времени реализации [2, с 87].
Умение быстро и точно рассчитывать варианты, используя алгоритмы анализа и
принятия решений, во многом определяет практическую силу шахматиста.
Каждый шахматист, совершенствуя свое мастерство, формирует свой стиль игры, свою форму систематизации накопленных знаний и их применения, то есть, по сути, выстраивает свой алгоритм игры.
При этом большинство шахматистов предпочитают не совершенствовать мастерство путем изучения дебютов, эндшпилей, основ стратегии, комбинации и других подобных элементов, а не активным использованием алгоритма выбора хода.
Основная идея предложенной автором методики (алгоритма выбора хода) - упрощение процесса мышления и объёма усваиваемой информации - находит отражение и в шахматной литературе, где появляются книги (например: 100 endgames position you mst to know), идея которых сводится к тому, что все практически значимые знания по дебютной фазе партии или по эндшпилю собраны в одной книге и, как следствие, просты для усвоения и применения.
В работе предложена методология построения алгоритма, использование которого позволяет значительно уменьшить время на прогнозирование партии, затраты на выбор хода и возможность принятия максимально эффективного решения при сокращении требуемого объема знаний.
Сейчас в шахматах все больше и больше идет тенденция к увеличению спортивной составляющей. Творческий элемент, также как и элемент искусства, отходит на второй план. Поэтому и был разработан данный алгоритм мышления целью которого было при минимальных затратах усилий достижения стабильных практических и спортивных результатов
Для начинающих юных шахматистов выполнение задания по оценке любой позиции вообще психологически достаточно сложно. Поэтому нами предложен алгоритм, в котором используется минимальное количество основных технических приемов, к которым относятся:
1. Профилактическое мышление.
2. Тактика (шахи взятия нападения).
3. Улучшение позиций своих фигур.
Анализируя данную схему поиска хода на шахматной доске, нужно обратить внимание, что в отличие от других алгоритмов нахождение лучшего или максимально приближенного к лучшему ходу заметно упрощено и состоит всего из трех шагов, после прохождения, которых шахматист определяет возможные ходы-кандидаты и, с помощью методов логики и сравнения делает выбор.
Рисунок 2 - Блок-схема алгоритма выбора хода, предложенная автором
Описывая данную схему более простым языком, можно преподнести ее следующим образом:
- шаг первый - шахматист смотрит, есть ли у соперника тактические или стратегические угрозы;
- шаг второй - шахматист смотрит конкретные ходы (шахи, взятия, нападения);
- шаг третий - посмотреть, как можно улучшить позицию каждой из своих фигур.
В среднем на каждом шаге мы находим 1-3 хода, а, в общем, в алгоритме от 2 до 6. и, как уже говорилось выше, выбираем логически лучший ход (при этом мы не берем в расчет ситуации, когда ход строго единственный по правилам шахмат либо исходя из позиции).
При проведении исследования основной целью было формирование у спортсменов такого способа мышления. При этом объем дебютной и эндшпильной теории (особенно в части детальной проработки), а также время, затраченное на теоретическую подготовку, были значительно уменьшены.
В процессе занятий, решая предложенные примеры, шахматисты практически построчно озвучивали цепочку рассуждений, приводящих к выбору хода.
Также стоит отметить, что при сравнении выборки хода при применении нашего алгоритма и анализа компьютерной программой «Сток фиш» мы в 90% случаев попадаем в одну из первых линий этой программы.
При теоретической проверке данного алгоритма (брали случайную позицию из практической партии и находили ход, следуя алгоритму) в 90% ход, который мы считали лучшим, попадал и в три топовых шахматной программы «Сток фиш», считающейся на данный момент сильнейшей в мире, которой пользуются элитные шахматисты.
Данный алгоритм также применим к активным шахматам и игре в блиц, которые сейчас популярны в современных шахматах. Более того, учитывая укороченный контроль времени, его можно еще больше упростить: в первом пункте анализируя только угрозы соперника, во втором только шахи и взятия, а в третьем улучшая только худшую фигуру.
В рамках эксперимента практическая апробация на интернет шахматных платформах показала его полную практическую валидно сть.
Для проведения экспериментального исследования на базе шахматного клуба ДВФУ была сформирована группа шахматистов, имеющих средний текущий рейтинг и разрядные нормы, отвечающие требованиям (таблица 1). В качестве контрольной использовалась группа юных шахматистов клуба «Чайка» г. Владивостока (таблица 2).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В оценку и учет показателей попадали соревнования входящие в календарный план соревнований приморской шахматной федерации по классическим шахматам (чемпионат города, чемпионат края, фестиваль «город у моря 2021», «белая ладья», чемпионат Сибири и дальнего востока, мемориал Зайцева.)
Таблица 1 - Динамика рейтинга группы, занимавшейся о авторской методике
Спортсмен Год рождения Разряд Динамика рейтинга в со ревновательном периоде
1 2 3 4 5 6
1 спортсмен 2009 I 1754 1762 1769 1773 1785 1794
2 спортсмен 2010 II 1803 1794 1822 1837 1841 1854
3 спортсмен 2011 II 1719 1722 1744 1757 1774 1785
4 спортсмен 2010 II 1782 1826 1831 1856 1864 1887
5 спортсмен 2009 III 1676 1754 1759 1767 1771 1779
6 спортсмен 2011 III 1489 1508 1510 1514 1520 1530
7 спортсмен 2011 III 1539 1542 1548 1554 1567 1573
8 спортсмен 2012 1ю 1378 1387 1393 1403 1418 1426
9 спортсмен 2012 1ю 1367 1370 1375 1380 1389 1392
10 спортсмен 2010 1ю 1366 1370 1375 1372 1376 1378
Таблица 2 - Динамика рейтинга контрольной группы
Спортсмен Год рождения Разряд Динамика рейтинга в со ревновательном периоде
1 2 3 4 5 6
1 спортсмен 2009 I 1919 1926 1933 1947 1968 1982
2 спортсмен 2010 II 1721 1704 1723 1729 1736 1741
3 спортсмен 2009 II 1784 1831 1854 1868 1876 1898
4 спортсмен 2011 II 1680 1682 1679 1682 1685 1685
5 спортсмен 2010 III 1764 1765 1769 1771 1778 1780
6 спортсмен 2009 III 1538 1529 1571 1579 1585 1596
7 спортсмен 2010 III 1487 1487 1489 1491 1495 1491
8 спортсмен 2012 III 1502 1500 1511 1516 1521 1524
9 спортсмен 2011 1ю 1375 1377 1379 1381 1385 1386
10 спортсмен 2010 1ю 1330 1337 1339 1341 1343 1344
В целом группы сравнимы, однако средний рейтинг и возраст шахматистов контрольной группы в среднем уступает аналогичным показателям спортсменам из второй группы.
1 спортсмен
2 спортсмен
3 спортсмен
4 спортсмен
5 спортсмен
6 спортсмен
7 спортсмен
8 спортсмен
9 спортсмен
10 спортсмен Среднее
1 2 3 4 5 6
Рисунок 3 - Динамика рейтинга группы, занимавшейся по авторской методике
1 спортсмен
2 спортсмен
3 спортсмен
4 спортсмен
5 спортсмен
6 спортсмен
7 спортсмен ■ 8 спортсмен
9 спортсмен
10 спортсмен Среднее
23456 Рисунок 4 - Динамика рейтинга контрольной группы
Однако как видно из рисунка 4 уровень прироста пунктов рейтинга в экспериментальной группе, более стабилен и отличается быстрым ростом.
1650
1642,7
2
3
1 группа
4
2 группа
5
Рисунок 5 - Динамика среднего рейтинга испытуемых групп
1
6
Также следует отметить, что схожие результаты наблюдаемся и в соревнованиях с укороченным контролем (блиц и активные шахматы), где сравнивались показатели обоих групп, но статистический анализ не проводился.
ВЫВОДЫ
Подводя итоги, можно сказать, что формирование первоначального алгоритма мышления имеет огромное значение и приводит к значительному улучшению качества игры, основанному на формировании системного мышления и поиска хода, в отличие от дискретного набора знаний. Второй, на наш взгляд, существенный аспект это упрощение можно использовать и в других направлениях теоретической подготовки шахматистов, при изучении других аспектов, таких как построение дебютного репертуара, минимизации технических приемов и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования предложенного алгоритма в процессе подготовки шахматистов 2-4 разрядов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дыдышко В.И. Логика современных шахмат / В.И. Дыдышко. — Минск : Полымя, 1984. — 432 с.
2. Чехов В. Программа подготовки шахматистов I разряда - кандидатов в мастера спорта / В. Чехов, В. Комляков. - Москва : Можайский полиграфкомбинат, 2009.- 304 с.
REFERENCES
1. Dydyshko, V. I. (1984), Logic of modem chess, Polymya, Minsk.
2. Chekhov, V and Komlyakov, V. (2009), Training program for chess players of the 1st category - candidates for master of sports, Mozhaisk polygraph plant. Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.04.2022
УДК 377.5
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ
Вера Юрьевна Кротова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежская государственная академия спорта, Воронеж
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения выпускников колледжа. Целью нашей работы был анализ терминов профессиональной ориентации и самоопределения. Рассмотрены цели и задачи профориентационной работы. Обозначены компоненты, отражающие социальную ответственность специалиста в области физической культуры и спорта. При работе со студентами-спортсменами важно помнить о том, что необходимо поддерживать не только спортивную мотивацию, но учебную, которые в комплексе будут способствовать комплексному личностному росту будущего специалиста. Проведенное исследование отражает трудности, с которыми могут сталкиваться будущие выпускники, важно учитывать специфику приобретаемой профессии.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, студент-спортсмен, профориента-ционная работа, статус профессиональной идентичности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p237-242
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS-ATHLETES TRAINING
IN COLLEGE
Vera Yurievna Krotova, the candidate of Pedagogical sciences, docent, Voronezh State Sports
Academy, Voronezh