Научная статья на тему 'Расчет вариантов – важнейшая аналитическая функция в соревнованиях шахматистов высшей квалификации'

Расчет вариантов – важнейшая аналитическая функция в соревнованиях шахматистов высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСЧЕТ ВАРИАНТОВ / VARIANTS CALCULATION / ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ / TIGHT TIME / ВЫБОР ХОДОВ-КАНДИДАТОВ / CHOICE OF CANDIDATE MOVES / WORKING MEMORY / ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нго Хыу Биен, Линовицкий Е.П.

A chess player learns what variants are and how to calculate them at the beginning of mastering chess. Elite chess player (grandmaster, master) calculates the most complicated variants, actually consisting of simple moves (general considerations). A chess player needs special methodicalness and thoroughness to learn complex opening systems or typical theoretical positions. This process can not fully correspond to the primary principle of didactics that is common in the best chess books learning by induction. Here training differs from learning according to a book. The purpose of the present study was to analyze the influence of calculations of variants as a major analytical function on decision-making by choosing a move in a chess game by elite players. The study involved questionnaire, expert poll, chess test, educational experiment and educational observation of over ten World Cup chess tournaments, European and Russian championships, held in 2013 with elite chess players. Without detracting the methodological value of the above-stated recommendations for training the discipline of variant calculation, it is to be marked that the real thinking process of a chess player, as marked by M.M. Botvinnik and N.V. Krogius, and as confirmed by the results of the experiments carried out by B.A. Zlotnikov, V.B. Malkin, N.G. Alekseev et al. on the faculty, does not fully fit the system of calculation of variants, suggested by A.A. Kotov, namely: It is extremely hard to trace all candidate moves in complex positions immediately when starting thinking and in fact they arise in the course of deep analysis and valuation of positions. Right move a nuance in the calculation of one variant frequently arises when calculating another one, so repeated calculation of variants is inevitable in difficult situations. Efficiency of calculation is a rather important indicator of its technique. As stated by M.I. Dvoretsky, it can be trained using the methods of comparison, exclusion and logical assessment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет вариантов – важнейшая аналитическая функция в соревнованиях шахматистов высшей квалификации»

ТРЕНЕР

УДК: 794.1

РАСЧЕТ ВАРИАНТОВ - ВАЖНЕЙШАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ В СОРЕВНОВАНИЯХ ШАХМАТИСТОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аспирант Нго Хыу Биен

Кандидат военных наук, доцент, мастер спорта по шахматам Е.П. Линовицкий Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, (ГЦОЛИФК), Москва

CALCULATION OF VARIANTS AS A PRIMARY ANALYTICAL FUNCTION IN COMPETITIONS OF ELITE CHESS PLAYERS

Ngo Khyu Bien, postgraduate E.P. Linovitsky, associate professor, Ph.D., master of sports in chess Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism, Moscow

Key words: variants calculation, tight time, choice of candidate moves, working memory.

A chess player learns what variants are and how to calculate them at the beginning of mastering chess. Elite chess player (grandmaster, master) calculates the most complicated variants, actually consisting of simple moves (general considerations). A chess player needs special methodi-calness and thoroughness to learn complex opening systems or typical - theoretical positions. This process can not fully correspond to the primary principle of didactics that is common in the best chess books - learning by induction. Here training differs from learning according to a book. The purpose of the present study was to analyze the influence of calculations of variants as a major analytical function on decision-making by choosing a move in a chess game by elite players.

Without detracting the methodological value of the above-stated recommendations for training the discipline of variant calculation, it is to be marked that the real thinking process of a chess player, as marked by M.M. Botvinnik and N.V. Krogius, and as confirmed by the results of the experiments carried out by B.A. Zlotnikov, V.B. Malkin, N.G. Alekseev et al. on the faculty, does not fully fit the system of calculation of variants, suggested by A.A. Kotov, namely:

It is extremely hard to trace all candidate moves in complex positions immediately when starting thinking and in fact they arise in the course of deep analysis and valuation of positions.

Right move - a nuance in the calculation of one variant frequently arises when calculating another one, so repeated calculation of variants is inevitable in difficult situations. Efficiency of calculation is a rather important indicator of its technique. As stated by M.I. Dvoretsky, it can be trained using the methods of comparison, exclusion and logical assessment.

Ключевые слова: расчет вариантов, дефицит времени, выбор ходов-кандидатов, оперативная память.

Введение. Что такое варианты и как их рассчитывать, шахматист узнает на первых порах освоения шахматной игры. Шахматист высшей квалификации (гроссмейстер, мастер) рассчитывает сложнейшие варианты, по существу состоящие именно из элементарных ходов (общих соображений). Усвоение шахматистом сложных дебютных систем или типовых -теоретических позиций требует особой методичности и тщательности. Этот процесс не может полностью соответствовать тому важнейшему принципу дидактики, который используется в лучших шахматных учебниках, - от простого к сложному, от неизвестного к известному. Здесь тренировка отличается от обучения по книге, которая остается только справочником. Анализируя испанскую партию, например, отдельные варианты которой изучены до 26-го хода, мы сталкиваемся с необходимостью считаться не столько с наглядностью, доступностью для шахматиста того или иного продолжения, сколько с принципиальной оценкой всей стратегии дебюта в целом. Расчет вариантов на 10-м ходу может быть значительно труднее, чем на 20-м, когда кризис борьбы уже миновал. То же относится и к отдельным теоретическим положениям миттельшпиля и эндшпиля, которые в процессе тренировки должны рассматриваться углубленнее, чем в учебной обстановке, когда на помощь приходят домашние задания, кабинетный анализ.

Цель исследования - анализ влияния расчетов вариантов как важнейшей аналитической функции на принятие решения по выбору хода в шахматном поединке спортсменами высшей квалификации.

Методика и организация исследования. В исследовании проведены:анкетирование,экспертный опрос, шахматное тестирование, педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение более десяти шахматных турниров на Кубок мира, первенство Европы и России, проведенных в 2013 г. с участием шахматистов высшей квалификации.

Результаты исследования и их обсуждение. В исследованиях, выполненных на кафедре теории

и методики шахмат в течение 2011-2013 гг., выявлено, что основными качествами, способствующими совершенствованию аналитических критериев подготовки шахматистов, являются: расчет вариантов, комбинационное зрение, позиционное чутье, эвристическое мышление, чувство опасности, чувство динамики, чувство времени, умение играть в быстрые шахматы и блиц. Нами проанализировано более ста партий, сыгранных шахматистами высшей квалификации. В данной статье мы приведем в качестве примера анализ очень важного соревнования - Кубка мира 2013 г. среди мужчин (см. таблицу), причем в ней указаны результаты только начиная с 1/8 финала. Высший коэффициент результативности имеет победитель этого соревнования экс-чемпион мира В. Крамник (Россия) - 0,69.

Следует отметить, что в число 128 участников этого представительного по составу соревнования входили все сильнейшие гроссмейстеры мира, кроме чемпиона мира В. Ананда, претендента на это звание М. Карлсена и ряда других гроссмейстеров.

В шахматной партии важен выбор правильного (и, естественно, сильнейшего) хода. Умение точно и быстро рассчитывать варианты - одно из важнейших качеств шахматного мастерства. Шахматный вариант - это серия логически связанных между собой ходов. В зависимости от ответов соперника вариант может иметь различные разветвления. Быстрый расчёт вариантов, способность предусмотреть все возможные разветвления - важные качества шахматистов. Начиная расчет вариантов в шахматной партии, мы обязаны в первую очередь мысленно перечислить и точно зафиксировать все возможные в данной позиции ходы-кандидаты, чтобы в дальнейшем не упустить какую-либо важную возможность продолжения игры.

Зафиксировав на старте все возможные ходы-кандидаты, мы избежим серьезных ошибок. Определив и перечислив их, начинаем затем по очере-

ди рассчитывать вариант за вариантом. В каком порядке расположить ходы-кандидаты, а следовательно, и считать варианты, зависит от характера и привычек каждого играющего и особенностей позиции. Одному шахматисту импонирует сначала разбор труднейших возможностей и только затем проверка легких вариантов, другой поступает наоборот. Значение расчета вариантов особенно возрастает на этапе реализации перевеса. Когда наступает пора реализации достигнутого преимущества, избежать конкретного расчета становится невозможно.

В области совершенствования техники расчета вариантов представляют интерес методические рекомендации известного советского гроссмейстера А. А. Котова. Его замечательные шахматные труды «Тайны мышления шахматиста» и «Как стать гроссмейстером» являются бесценными для настоящего и будущего современных шахматистов. Он ввел понятие «дерева расчета», в котором варианты и подварианты представлены в виде «ветвей и сучьев». «Начиная расчет варианта, - указывал Котов, - следует мысленно перечислить и точно зафиксировать все возможные в данном положении ходы-кандидаты». Такой подход к расчету вариантов должен значительно дисциплинировать мышление игрока, предотвратить нерациональное расходование времени. Дальнейшее развитие методика поиска хода и расчета вариантов получила в работах М. И. Дворецкого: книги «Школа будущих чемпионов» (1984), «Секреты дебютной подготовки» (1998), «Техника в шахматной игре» (1998) и др.) и А. Солтиса. Важным показателем техники расчета является его экономичность. Для ее тренировки необходимо, как указывает М. И. Дворецкий в своих трудах, использовать методы сравнения, исключения и логической оценки.

Также неплохим методом является разыгрывание партий, насыщенных расчетом вариантов,

Кубок мира 2013 г. по шахматам среди мужчин

№ Шахматисты Этапы соревнования Коэффициент результативности

1/8 1/4 1/2 финал

1 В. Крамник 0,75 0,75 0,63 0,63 0,69

2 Д. Андрейкин 0,75 0,63 0,63 0,37 0,59

3 Е. Томашевский 0,56 0,75 0,37 - 0,56

4 М. Вашье-Лаграв 0,63 0,63 0,37 - 0,54

5 Ф. Каруана 1,0 0,37 - - 0,68

6 П. Свидлер 0,63 0,37 - - 0,50

7 А. Коробов 0,75 0,25 - - 0,50

8 Г. Камский 0,75 0,25 - - 0,50

9 А. Морозевич 0,44 0,44 - - 0,44

10 Б. Гельфанд 0,25 0,37 - - 0,31

11 Ле Куанг Льем 0,37 - - - 0,37

12 В. Иванчук 0.25 - - - 0,25

13 Ш. Мамедьяров 0,25 - - - 0,25

14 Х. Накамура 0,25 - - - 0,25

15 С. Карякин 0,25 - - - 0,25

16 Х. Гранда 0 - - - 0

но если шахматист тренируется один, ему непросто подобрать для себя нужный материал. Конечно, позиции на данную тему содержатся в различной литературе, но их не так много и далеко не все из них хорошие. Здесь может помочь тренировочная программа М. И. Дворецкого. Для тренировки расчета вариантов также полезны игра вслепую, чтение книг и анализ позиций без доски. Очень важно изучать партии и комментарии шахматистов, обладающих далеким и точным расчетом вариантов, таких как М. Ботвинник, Р. Нежметдинов, П. Керес, Г. Каспаров, А. Карпов, В. Ананд, А. Широв, В. Крамник и др.

Несколько позднее А. А. Котова технику расчета шахматистом вариантов исследовал шахматный теоретик В. И. Дыдышко (книга «Логика современных шахмат»). Кстати, он имеет и высокое шахматное звание международного мастера. Графическое изображение, которое первым предложил А. А. Котов, а затем пролонгировал В. И. Дыдышко, помогает понять всю сложность позиции, мысленно представить таящиеся в ней возможности. Конечно же, шахматист во время турнирной партии не ведет, да и не имеет права вести какие-либо зарисовки, но в процессе изучения шахматной теории (в ходе учебно-тренировочного процесса) для лучшего понимания методов расчета график оказывает заметную помощь.

Различные ситуации расчета в шахматах и соответствующие им деревья расчета бывают трех типов. Сложный расчет с обилием длинных и запутанных вариантов мы называем «дебрями». Наоборот, расчет лишь одного варианта мы изображаем прямой линией, и само дерево представляет собой «столб». Наконец, третий вид расчета и соответственно третий вид дерева расчета - «кустарник», где варианты коротки - всего на один-два хода, но таких вариантов много.

Главное правило расчета вариантов заключается в том, что шахматист должен выработать в себе привычку во время турнирной партии «пробегать по ветвям» только по одному разу. Никаких повторов во время расчета вариантов не следует допускать, ибо это ведет к большим затратам времени и в конечном счете приводит к неизбежному попаданию в цейтнот.

Приучить себя «не метаться по вариантным ветвям», пробегая мысленно их все по одному разу, непросто. Однако этому необходимо учиться. В дальнейшем мы поговорим еще о методах тренировки расчета. Сейчас лишь повторим: ни в коем случае не возвращайтесь к уже разобранному однажды варианту! Верьте самому себе. Лишь в отдельных случаях, в особенно сложных позициях, гроссмейстер для контроля проверит иной раз избранный вариант. Но, как правило, «по дереву расчета он не мечется».

Очень полезны для шахматистов любого уровня рекомендации мастера Б. М. Блюменфельда. Часто бывает, что играющий, проведя сложней-

ший расчет, не замечает элементарной возможности уже на 1-м ходу. Проник в глубины позиции, проверил возможные ходы и ответы противника на 7-м или 10-м ходу, а вот того, что может случиться на 1-м же ходу, не приметил. Чтобы избежать подобных грубейших ошибок, Б. М. Блюменфельд рекомендовал: «... закончив расчет сложных вариантов, запишите избранный вами ход на турнирный бланк, потом с минуту поглядите на позицию глазами новичка. Не получаете ли вы мат в один ход? Не теряете ли ферзя? слона? коня? пешку? Только убедившись в том, что неизбежной, мгновенной катастрофы нет, передвигайте затем нужную фигуру».

Вывод. Не умаляя методической ценности вышеупомянутых рекомендаций для тренировки дисциплины расчета вариантов, необходимо отметить, что реальный процесс мышления шахматиста, как отмечали, например, М. М. Ботвинник и Н. В. Кро-гиус, а также подтвердили результаты экспериментов, проведенных Б. А. Злотником, В. Б. Малкиным,

H. Г. Алексеевым и другими на кафедре шахмат ГЦОЛИФКа, не укладывается полностью в систему расчета вариантов, предложенную А. А. Котовым, а именно:

1. В сложных позициях установить все ходы-кандидаты сразу жев начале обдумывания крайне затруднительно, и в действительности они появляются в ходе углубленного анализа и оценки позиции.

2. Верный ход - нюанс в расчете одного варианта часто «всплывает» при расчете другого, поэтому в ситуациях затруднения повторный расчет вариантов неизбежен.

3. Существенно важным показателем техники расчета является его экономичность. Для ее тренировки необходимо, как указывает в своих статьях М. И. Дворецкий, использовать методы сравнения, исключения и логической оценки.

Литература

I. Грабузов С.Г. Повышение шахматного мастерства / С.Г. Гра-бузов, В.В. Артамонов, Е.П. Линовицкий. - М.: 4-й филиал Вое-низдата, 2002.

2. Дворецкий М.И. Школа высшего мастерства. Комбинационная игра / М.И. Дворецкий. - Харьков: «Факт», 2002.

3. Кобалия М.Р. Шахматы и психология / М.Р. Кобалия, Е.П. Линовицкий // Спортивный психолог. - 2004. - № 2.

4. Котов А.А. Как стать гроссмейстером / А.А. Котов. - М: Физкультура и спорт, 1985.

5. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества / Н.В. Кроги-ус. - М.: Физкультура и спорт, 1981.

References

1. Grabuzov, S.G. Improving chess skill / S.G. Grabuzov, V.V. Artamonov, E.P. Linovitskiy. - Moscow: Voenizdat 4th branch, 2002. (In Russian)

2. Dvoretsky, M.I. School of Chess Excellence. Combination game / M.I. Dvoretsky. - Kharkiv, Fakt, 2002. (In Russian)

3. Kobaliya, M.R. Chess and Psychology / M.R. Kobalia, E.P. Linovitskiy // Sportivny psikholog. - 2004. - № 2. (In Russian)

4. Kotov, A.A. How to become a GM / A.A. Kotov. - Moscow: Fizkultura i sport, 1985. (In Russian)

5. Krogius, N.V. Psychology of chess creativity / N.V. Krogius. -Moscow: Fizkultura i sport, 1981. (In Russian)

6. Soltis A. The inner game of chess. - D.M. Company, 1994.

Информация для связи с автором:

ngobien82@yahoo.com.vn

Поступила в редакцию 23.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.