УДК 796.92
С. Г. СОРОКИН
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
№
ФОРМИРОВАНИЕ АЭРОБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Спортивные достижения лыжников-гонщиков базируются на индивидуально высокой аэробной работоспособности спортсменов. В процессе спортивной тренировки необходимо правильно формировать аэробные возможности лыжников путем применения тренировочных нагрузок слабой и средней интенсивности. Представленные этапные параметры тренировочной нагрузки могут служить ориентиром, определяющим успешный рост аэробной работоспособности и показателей гемодинамики лыжников-гонщиков первого спортивного разряда в подготовительном периоде.
Ключевые слова: этапы подготовки, интенсивность нагрузки, аэробные возможности.
Лыжные гонки — это вид спорта, в котором при выполнении соревновательного упражнения задействованы практически все мышцы ног, туловища и плечевого пояса. Большая масса работающих мышц интенсивно потребляет кислород. Это означает, что производительность сердца и способность мышц потреблять кислород являются наиболее важными физиологическими факторами, влияющими на аэробную работоспособность лыжников [1].
Вследствие вовлечения в работу большого количества мышц улучшается функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, т.е. повышается способность сердца и системы кровообращения доставлять кровь и питательные вещества к работающим мышцам [2]. При регулярных тренировках создаются условия формирования крепкой кислородно-транспортной системы, которая способна поддерживать интенсивную аэробную нагрузку [3].
Лыжники, желающие достичь максимально высокой работоспособности, зачастую тренируются очень интенсивно. Они недооценивают значимость интенсивности работы и слишком часто проводят чрезмерно интенсивные тренировки, в которых достигают высоких концентраций лактата, негативно влияющего на их работоспособность [3].
Чаще всего спортсмены среднего уровня (перворазрядники, кандидаты в мастера спорта) используют интенсивность тренировочных нагрузок не соответствующую их возможностям, достигая при этом полного изнеможения на тренировках. Практика лыжного спорта показывает, что такая тренировочная активность не дает желаемого результата для повышения спортивного мастерства.
Актуальность. Лыжники-гонщики перворазрядники и кандидаты в мастера спорта достаточно профессионально тренируются, используя современные технические средства контроля интенсивности тренировочных нагрузок — это мониторы сердечного ритма POLAR или GARMIN.
Для этой группы спортсменов крайне важна информация о характере воздействия различных тре-
нировочных нагрузок на формирование аэробных или анаэробных возможностей, чтобы правильно подобрать для себя необходимую тренировочную интенсивность на различных этапах подготовительного периода.
Цель исследования — обосновать необходимость применения тренировочных нагрузок слабой и средней интенсивности для достижения высокого уровня аэробной работоспособности лыжников-гонщиков.
Задачи исследования:
1. Определить соотношение тренировочных нагрузок на этапах подготовительного периода у лыжников-гонщиков первого спортивного разряда.
2. Выявить влияние тренировочных нагрузок различной интенсивности на рост аэробных возможностей лыжников-гонщиков.
3. Показать необходимость формирования аэробных возможностей лыжников-гонщиков, как основы дальнейшего роста спортивного мастерства.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось в мае —октябре 2013 г. на кафедре ТиМ лыжного и конькобежного спорта совместно с научно-исследовательским институтом деятельности человека в экстремальных условиях СибГУФК.
В исследовании приняли участие 4 лыжника-гонщика первого спортивного разряда в возрасте 19 — 21 год, имеющие стаж занятий лыжными гонками 7 — 8 лет. В процессе тренировочных занятий контроль за интенсивностью тренировочных нагрузок испытуемые осуществляли по показателям монитора сердечного ритма POLAR RS 400.
Для оценки работоспособности испытуемых использовался ступенчатый тест на велоэргометре. В тесте применялся стандартный протокол проведения исследования: мощность работы на первой ступени составляла 70 Вт, продолжительность работы на каждой ступени — 2 минуты, темп 75 — 85 об/мин, увеличение мощности работы на каждой ступени на 30 Вт [4].
Показатели тренировочной нагрузки испытуемого Щ-ва в подготовительном периоде (2013 г.)
Средства тренировки Месяц Всего за этап СФП Всего за период
Май Июнь Июль Всего за этап ОФП Август Сентябрь Октябрь
Количество тренировочных дней 20 22 24 66 27 26 25 78 144
Количество тренировок 27 30 37 94 40 38 41 119 213
Кроссовый бег, км 209 198 328 735 305 73 58 436 1171
Скоростной бег, км 4,8 4,2 25,2 34,2 95,1 71,6 66,0 232,7 266,9
Имитация лыжных ходов, км 7,0 10,0 11,5 28,5 8,5 9,5 - 18,0 46,5
Передвижение на лыжероллерах, км 113 120 42 275 255 237 60 552 827
Велосипед, км - 111 60 171 165 430 30 625 796
Передвижение на лыжах, км - - - - - - 464 464 464
Общий объем циклической нагрузки, км 333,8 443,2 466,7 1243,7 828,6 821,1 678 2327,7 3571,4
Общее тренировочное время, час 53 58 62,5 173,5 68 61 75 204 377,5
Для измерения легочной вентиляции и МПК использовался метаболограф Cosmed Fitmate (Италия).
Повышение мощности работы производилось до момента достижения уровня МПК. Критериями достижения МПК являлись: прекращение прироста потребляемого кислорода; резкое увеличение легочной вентиляции и частоты дыхания.
Результаты исследования. В ходе исследования были проанализированы индивидуальные планы подготовки испытуемых в подготовительном периоде 2013 г. Критериями оценки эффективности реализации индивидуальных планов явились личные достижения спортсменов в контрольных тренировках в сентябре-октябре 2013 г. и спортивные результаты в соревновательном сезоне 2014 г. Для исследования научный интерес представляли тренировочные программы тех испытуемых, которые добились наибольших успехов в контрольных тренировках и соревнованиях в 2013 — 2014 г.г. (табл. 1 и 2).
В мае — июле (этап ОФП) у лыжников-гонщиков 1 разряда ведущим средством тренировки является кроссовый бег, объем нагрузки за этап достигает 735 км.
Лыжники-перворазрядники с самого начала этапа ОФП применяют и специальные средства тренировки: передвижение на лыжероллерах составляет — 275 км; имитация лыжных ходов — 28,5 км. В тренировочный процесс с мая месяца включаются и скоростные тренировки. В июле объем скоростного бега достигает 25,2 км. Передвижение на велосипеде на этапе ОФП используется как вспомогательное средство, разнообразящее тренировочный процесс.
В августе — октябре (этап СФП) наибольший объем тренировочной нагрузки у лыжников перворазрядников занимает передвижение на лыжероллерах, за период он составляет 552 км. На этапе СФП существенно возрастает объем скоростной работы, он достигает 232,7 км. Кроссовому бегу лыжники перворазрядники по-прежнему уделяют значительное место, объем нагрузки в беге достигает 436 км.
Передвижение на велосипеде на этапе СФП активно применяется в тренировочном процессе с целью развития выносливости и силы мышц ног. В октябре лыжники уже встают на лыжи и выполняют объем нагрузки до 464 км.
Наиболее напряженная тренировочная работа лыжниками-гонщиками 1 разряда выполняется в августе и сентябре, объем циклической нагрузки превышает 800 км.
За подготовительный период наши испытуемые выполнили объем циклической нагрузки, равный 3 571 км (табл. 1).
Это указывает на достаточно напряженную тренировочную деятельность лыжников-гонщиков первого разряда.
Некоторыми авторами [5] зарегистрированы более низкие показатели циклической нагрузки у лыжников первого разряда в подготовительном периоде, равные 2 640 км.
На рост аэробных возможностей лыжников-гонщиков оказывает влияние не только объем выполняемой тренировочной нагрузки, но и интенсивность, с которой она выполняется [1, 3, 6].
Распределение тренировочной нагрузки по зонам интенсивности у лыжника-гонщика 1 разряда Щ-ва
в подготовительном периоде (2013 г.)
Зона интенсивности Месяц Всего Всего за период
(уд/мин) Май Июнь Июль Всего за этап ОФП Август Сентябрь Октябрь за этап СФП
1 зона
100-120 31 24 20 75 21,25 23 25 69,25 144,25
58,6 41,4 32,0 43,2 31,3 37,7 33,3 33,9 38,2
2 зона
ЧСС 121-139 15,75 21,5 26 63,25 24,5 24,5 36,0 85,0 148,25
29,7 37,0 41,6 36,5 36,0 40,2 48,0 41,7 39,3
3 зона ЧСС 140-159 4,25 8,5 10 22,75 13,1 10,5 6,25 9,5 26,25 49,0
8,0 14,7 16,0 15,4 10,2 12,7 12,9 13,0
4 зона
ЧСС 160-179 1,5 3,5 5,75 10,75 7,5 5,0 3,0 15,5 26,25
2,8 6,0 9,2 6,2 11,0 8,2 4,0 7,6 6,9
4 зона более 180 0,5 0,5 0,75 1,75 4,25 2,25 1,5 8,0 9,75 2,6
0,9 0,9 1,2 1,0 6,3 3,7 2,0 3,9
Общее тренировочное
время, час 53 58 62,5 173,5 68 61 75 204 377,5
Примечание: в числителе представлены показатели тренировочной нагрузки в часах, в знаменателе — в процентном выражении
В подготовительном периоде лыжники-гонщики 1 разряда применяют тренировочные нагрузки в широком диапазоне интенсивности от 100 уд/мин до 180 и более уд/мин (табл. 2).
В мае более половины общего объема нагрузки (58,6 %) лыжники выполняют в 1 зоне интенсивности, при пульсе 100—120 уд/мин. С июня увеличивается доля нагрузок, выполненных при пульсе 121 — 179 уд/мин (2, 3 и 4 зоны интенсивности).
На первом этапе подготовительного периода (этап ОФП) нагрузки первой зоны интенсивности составляют 43,2 %, второй — 36,5 %. На нагрузки третьей, четвертой и пятой зон интенсивности отводится от 1,0 % до 13,1 %.
На этапе СФП (август — октябрь) у лыжников-гонщиков 1 разряда возрастает объем нагрузок выполненных во второй зоне интенсивности, они занимают ведущее место во второй половине подготовительного периода и в октябре достигают 48,0 %. Продолжается рост тренировочных нагрузок, выполняемых при пульсе 140—180 уд/мин, до 3,9 — 12,9 %.
Тренировочный процесс лыжников-гонщиков 1 разряда в подготовительном периоде характеризуется тем, что более 70 % от общего объема составляют нагрузки, выполненные в первой и второй зонах интенсивности, при пульсе 100—139 уд/мин. Объем тренировочных нагрузок, выполненных при пульсе 140—159 уд/мин, составляет 13,0 %, при пульсе 160—179 уд/мин — 6,9 %, при пульсе более 180 уд/мин — 2,6 %.
Преобладание в подготовке лыжников-гонщиков 1 спортивного разряда и КМС тренировочной работы низкой и средней интенсивности позволяет сформировать эффективные адаптивные механизмы при физической работе на уровне аэробного порога [7].
При построении тренировочного процесса в подготовительном периоде, когда более 70 % состав-
ляют нагрузки низкои и средней интенсивности, при пульсе 100—139 уд/мин (табл. 2) создаются условия для положительного роста показателей работоспособности и гемодинамики лыжников-гонщиков 1 разряда (табл. 3).
У лыжников-гонщиков в конце подготовительного периода отмечается увеличение времени работы в максимальном темпе на 1,1 %, показателей легочной вентиляции на 7,5 %, частоты дыхания на 6,9 %. Увеличиваются показатели минутного объема крови на 3,2 % и ударного объема сердца на 0,9 %.
Полученные нами показатели физической работоспособности лыжников-гонщиков 1 разряда достаточно высоки и превышают данные, полученные ранее [7], на лыжниках этой же квалификационной группы.
В конце подготовительного периода у испытуемого Щ-ва (табл. 3) отмечается уменьшение показателей коронарного кровотока на 8,5 %. Данный факт имеет положительное значение, так как свидетельствует о снижении потребления кислорода миокардом и о более экономичной его работе при напряженной мышечной деятельности. Чем больше кислорода может быть доставлено к работающим мышцам, тем выше энергообеспечение. Создание прочной аэробной базы основывается на механизмах переноса энергии и кислорода в организме лыжников. Для построения прочной кислородно-транспортной системы, которая будет способна поддерживать интенсивную аэробную нагрузку, рекомендуется до 60 — 70 % от общего тренировочного объема посвящать сверхдлинным (низкоинтенсивным) и дистанционным (среднеинтенсивным) тренировкам. Для получения оптимального тренировочного эффекта аэробные нагрузки следует выполнять при относительно низкой интенсивности [8].
При длительных тренировках с интенсивностью 50 — 60 % от МПК увеличивается плотность капилляров в мышцах, повышается количество
Показатели физической работоспособности и гемодинамики Щ-ва при выполнении максимального теста на велоэргометре
Этапы подготовки Ттах, мин Ш, Вт АэП, уд/мин УБ, л/мин ЧД, циклов/ мин ДП, у.е. УОС, мл МОК, л/мин
Первый этап подготовительного периода (июнь) 17,2 310 140 114,6 43 311,4 143,26 24,96
Второй этап подготовительного периода (октябрь) 17,4 310 140 123,3 46 284,8 144,56 25,73
Различия, А % + 1,1 0 0 + 7,5 + 6,9 -8,5 + 0,9 + 3,2
и производительность митохондрий — это способствует улучшению транспорта кислорода и потребления энергии на клеточном уровне [2, 3, 8].
При чрезмерно напряженных (скоростных) тренировочных нагрузках происходит большое накопление лактата в мышцах, что ведет к повреждению аэробной ферментативной системы. Оптимальная интенсивность для развития аэробных возможностей находится в пределах аэробно-анаэробной транзитной зоны между 2 и 4 ммоль/л [3].
После достижения достаточно высокого уровня аэробной выносливости в тренировочный процесс можно включать тренировки скоростного характера. Благодаря прочной аэробной базе организм лыжников сможет функционировать при высокой интенсивности в течение длительного периода времени, не испытывая при этом отрицательного влияния высокоинтенсивных нагрузок [7, 8].
Высокий уровень аэробной производительности позволяет лыжникам-гонщикам старших разрядов выполнять большой объем физической работы без накопления кислородного долга, что дает возможность производить тренировки в более высоком темпе [6].
Проведенное исследование показывает, что дальнейший рост спортивных достижений лыжников-гонщиков 1 спортивного разряда во многом определяется целенаправленным включением в тренировочный процесс в подготовительном периоде нагрузок слабой и средней интенсивности.
Формирование аэробной работоспособности у лыжников-гонщиков должно проходить через последовательное включение в подготовительном периоде в тренировочный процесс вначале нагрузок первой зоны интенсивности, затем — второй зоны. Только после достижения высокого уровня аэробной работоспособности в тренировочный процесс лыжников-гонщиков 1 спортивного разряда следует включать скоростные нагрузки.
Формирование аэробных возможностей должно быть приоритетным направлением построения тренировочного процесса лыжников-гонщиков первого спортивного разряда в подготовительном периоде.
Выводы
1. Тренировочный процесс лыжников-гонщиков 1 спортивного разряда в подготовительном периоде носит специализированный характер, объем циклической нагрузки достигает 3571 км. На первом этапе подготовительного периода преобладают нагрузки первой зоны интенсивности (43,2 %), нагрузки
второй зоны интенсивности составляют — 36,5 %, третьей — 13,1 %, четвертой и пятой — 7,2 %. На втором этапе преобладают нагрузки второй зоны интенсивности (41,7 %), нагрузки первой зоны составляют 33,9 %, третьей — 12,9 %, четвертой и пятой — 11,5 %.
2. Рост показателей аэробной работоспособности лыжников-гонщиков первого спортивного разряда определяется воздействием тренировочных нагрузок первой и второй зон интенсивности, нагрузки при пульсе 100—139 уд/мин должны составлять не менее 70 % от общего объема циклической работы в подготовительном периоде.
3. Спортивные достижения лыжников-гонщиков будут прогрессировать в течение длительного времени при условии создания в подготовительном периоде достаточно высокого уровня аэробной работоспособности.
Библиографический список
1. Попов, Д. В. Физиологические факторы, влияющие на работоспособность биатлониста и лыжника / Д. В. Попов, Н. С. Загурский, О. Л. Виноградова // Современная система спортивной подготовки в биатлоне : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. — Омск : СибГУФК, 2013. — С. 101-117.
2. Гаскил, С. Беговые лыжи для всех / С. Гаскил ; пер. с англ. — Мурманск : Тулома, 2007. — 192 с.
3. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость: пер. с английского / П. Янсен ; пер. с англ. — Мурманск : Тулома, 2006. — 160 с.
4. Зимирев, Н. В. Исследование функциональных возможностей мышц пояса верхних и нижних конечностей лыжников-гонщиков / Н. В. Зимирев, В. В. Феофилактов, В. Н. Селуянов // Сборник трудов ученых РГУФКСиТ : материалы науч. конф. проф-препод. и научного состава РГУФКСиТ. — М., 2009. — С. 68 — 69.
5. Потапова, О. С. Особенности распределения тренировочной нагрузки в подготовительном периоде лыжников-гонщиков старших разрядов / О. С. Потапова. Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Смоленск : СГАФКСиТ, 2011. — С. 117 — 121.
6. Физическая работоспособность и уровень функциональной подготовленности лыжников-юниоров на этапах подготовительного периода / А. И. Головачев [и др.] // Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Смоленск : СГАФКСиТ, 2011. — С. 53 — 56.
7. Анализ аэробной производительности лыжников-гонщиков старших спортивных разрядов / Т. М. Брук [и др.] // Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Смоленск : СГАФКСиТ, 2011. - С. 26-30.
8. Слимейкер, Р. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость / Р. Слимейкер, Р. Браунинг ; пер. с англ. — Мурманск : Тулома, 2007. — 328 с.
СОРОКИН Семён Григорьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой лыжного и конькобежного спорта. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2014 г. © С. Г. Сорокин
УДК 796.015.1
С. А. КУГАЕВСКИИ В. В. КОЗИН
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-СИТУАТИВНЫИ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ 8-11 ЛЕТ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ
В статье раскрыты научно-методические предпосылки реализации деятельност-но-ситуативного способа обучения. Определено, что данный способ позволяет моделировать игровые ситуации в баскетболе, предполагая деятельность по выбору методов и средств технико-тактической подготовки с выявленными переменными конкретной игровой ситуации. Ситуационное моделирование и анализ предполагают активное продуцирование вариантов технико-тактических действий с формированием игрового опыта спортсменов и вариативности игровой соревновательной деятельности.
Ключевые слова: обучение, техника, тактика, моделирование, ситуация.
Актуальность. Вопросы обучения двигательным действиям в области физического воспитания и спорта приобретают исключительно большое значение. Это объясняется тем, что во многом изменились, усложнились и расширились задачи, связанные с оптимизацией обучения движениям, а также с более ранней специализацией.
В спорте основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений [1]. При этом в практике обучения спортсменов игровых видов технико-тактическим действиям имеется ряд противоречий между: требованием вариативности движений и высоким уровнем их автоматизации; ограниченностью технико-тактического арсенала спортсмена и бесконечным разнообразием технико-тактических вариантов действий; совершенствованием технико-тактических действий в облегченных условиях и их применением в условиях противоборства и сбивающих факторов [2].
Большинство существующих методик подготовки баскетболистов опираются на заучивание двигательных действий без учета действий противника (в упрощенных условиях), без помех для усвоения структуры движения [3, 4 и др.]. Такая подготовка закрепляет выполнение двигательных действий в конкретных условиях, где нет противодействий со стороны противника, а это снижает эффективность действий в вариативных и нестандартных
ситуациях, где противник проявляет высокую активность [5]. Ввиду этого учебно-тренировочный процесс носит отчасти репродуктивный характер.
Помимо этого, в настоящее время наблюдается отсутствие единых организационно-методических ориентиров, выполняющих системообразующую функцию в проектировании и структурировании имеющихся в «тренерском арсенале» технологий обучения технико-тактическим действиям. Наблюдается либо тенденция внедрить одну технологию (теорию, лежащую в ее основе) в учебно-тренировочный процесс, либо парциальное использование отдельных технологий. Кроме того, техника и тактика выступают как изолированные друг от друга классы.
В этой связи возникает необходимость рассмотрения технико-тактической подготовки спортсменов как многомерного дидактического пространства. Решение данной задачи может быть реализовано за счет деятельностно-ориентирован-ной организации активности занимающихся, предполагающей рефлексию (и, соответственно, освоение и трансформацию) [6, 7].
Результаты и их обсуждение. Особое значение в разрешении поставленной проблемы имеют работы [8—10 и др.], в которых показано, как посредством метода планомерно-поэтапного формирования движения возможно совершенствование произвольных действий. Основу составляет варьирование степени