УДК 377.5
Ишкова Алла Эдуардовна
Директор Областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Братский политехнический колледж» [email protected], Братск
ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО РАБОЧЕГО
Ishkova Alla Eduardovna
Director of Regional state educational establishment of average vocational training «Brotherly polytechnical college», [email protected], Bratsk
FORMATION OF ADAPTABLE QUALITIES OF THE FUTURE
WORKER
В условиях реформирования и дальнейшего развития российского общества и всех сфер его жизнедеятельности, весьма актуальным становятся вопросы, связанные с проблемой адаптации личности. Благоприятный ход адаптационного процесса приводит личность и среду в состояние динамического равновесия, при котором выпускник профессионального учреждения может эффективно осуществлять производственную деятельность. Адаптация к условиям производства будущего рабочего требует активного включения в производственную деятельность. В этой связи уместно говорить как об активной адаптации, характеризуемой стремлением индивида воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен усвоить), так и пассивной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
Проблема адаптации - одна из самых сложных междисциплинарных проблем, которая изучается в различных сферах деятельности человека: психолого-педагогической (Ю. А. Захаров, JT. А. Кандыбович, Н. Э. Касаткина, С. Н. Чистякова, И. В. Шалыгина и др.); социальной (С. И. Розум, П. С. Кузнецов и др.); профессиональной (Н. А. Березовин, В. С. Немченко,
А. В. Сергеев, О. И. Шкаратан и др.) и других.
Анализ публикаций, посвященных адаптации выпускников учреждений начального профессионального образования в производственной среде, показывает растущую частоту применения этого термина при констатации адаптационных возможностей личности. Вместе с тем, заметна неоднородность исследований, в которых производится операционализация, определение его содержания. Заключение о состоянии адаптационных качеств производится в результате анализа уровневых характеристик качеств личности.
Под адаптацией будущего рабочего обычно понимается поэтапный процесс вхождения в новую для него социальную и профессиональную среду,
255
включающий профессиональное развитие и реализацию профессиональной компетенции в конкретных условиях профессиональной деятельности. В работе Л. М. Милославовой дается следующее определение социальнопрофессиональной адаптации молодежи [5]:
Под социально-профессиональной адаптацией молодежи понимается процесс и результат интенсивного приспособления к условиям социальной среды, приобщение к конкретной деятельности, профессии.
Аналогичный подход реализуется у А. К. Марковой, которая под адаптацией понимает приспособление человека к новым для него условиям, приспособление как личности отождествляется с социальной адаптацией, как субъекта труда с профессиональной адаптацией [4].
Адаптация будущего специалиста в производственной деятельности рассматривается с разных позиций. К примеру, в работах А. Г. Маклакова и
В. А. Кулганова с соавторами производится оценка индивидуально-психологических признаков, являющихся компонентами адаптационного потенциала, уровень которых, соответственно, определяет границы потенциала и вероятность успешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды [2; 3]. Исследование внутренних факторов, обусловливающих эффективность психической адаптации, в качестве которых выступают разноуровневые характеристики личности, также представлены работами Ф. Б. Березина, А. А. Налчаджяна и др.
С. Т. Посохова предполагает, что в адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности. По ее мнению, адаптационный потенциал целесообразно представлять как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально_психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. Личностный адаптационный потенциал, по мнению автора, включает биопластический, биографический, психический и личностно регуляторный компоненты [6].
Такое понятие как личностный адаптационный потенциал, предложенное А. Г. Маклаковым, определяет его не только как индивидное, но и как личностное свойство человека. Адаптационные способности человека поддаются оценке посредством определения уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться. Личностный адаптационный потенциал включает по А. Г. Маклакову:
1. Нервно-психическую устойчивость.
2. Самооценку личности.
3. Ощущение социальной поддержки.
4. Уровень конфликтности личности.
5. Опыт социального общения.
Способность к адаптации не представляется постоянной величиной и зависит как от внутренних, так и от внешних факторов: состояния здоровья, психического и эмоционального состояния, окружающей среды, биологических факторов, активности и так далее, поэтому адаптивность меняется с течением времени - увеличиваясь и уменьшаясь.
В рассмотрении понятия «адаптационные качества» мы исходим из того, что «качества» - отличительные признаки, характерные особенности, свойства чего- или кого-либо. Полагаем, что адаптационные качества включают в себя личностные свойства человека, помогающие успешно адаптироваться к окружающей действительности, взаимодействовать с ней. А «адаптационные качества» выпускника профессиональной школы - понятие, относящееся непосредственно к производственной сфере, выдвигающей требования личностного и профессионального характера.
Профессиональную адаптацию будущего рабочего можно определить как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива.
В качестве основных элементов адаптации молодого специалиста выделяем следующие:
- овладение системой профессиональных знаний и навыков;
- овладение профессиональной ролью;
- выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины;
- самостоятельность при выполнении должностных функций;
- удовлетворенность выполняемой работой;
- интерес к работе, возможность реализации своего потенциала;
- стремление к совершенствованию в рамках профессии;
- ощущение психологического комфорта;
- чувство справедливого вознаграждения за труд;
- взаимопонимание с руководителем.
Характеристику адаптационных качеств можно получить, оценив уровень адаптационного потенциала личности:
- Поведенческая регуляция - понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самоосознания, «я-концеиции» и пр. Поэтому система регуляции — это сложное иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.
- Коммуникативные качества человека также являются одной из основных составляющих личностного адаптационного потенциала. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются опытом и потребностью общения, а также уровнем конфликтности. Социальные контакты в каждой профессии отличаются друг от друга шириной охвата и интенсивностью, но совершенно очевидно, что коммуникативность (работник должен уметь взаимодействовать с коллективом в личном и профессиональном плане) в профессиональной среде является залогом успешной работы, так как взаимодействие между членами коллектива позволяет достичь высокого уровня производительности труда, поддерживать здоровую атмосферу отношений в коллективе.
- Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль, социальная мобильность (умение быстро перестраиваться под различные социальные роли в контексте профессиональной деятельности) - любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Рассматриваем два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумеваем переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. В контексте профессиональной деятельности это означает перемещение на другую должность равного уровня. В этом случае «перемещение» может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваем те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой.
- Профессиональная компетентность, необходимая для решения текущих профессиональных задач и для получения необходимых результатов работы, когнитивные способности (способность воспринимать и усваивать информацию), ключевые компетенции (обеспечивают универсальность специалиста) характерной чертой современного специалиста является универсальность знаний и умений, которые помогают ориентироваться в особенностях смежных профессий. Взаимопроникновение профессий помогает молодому специалисту быть профессионально мобильным - способным освоить смежную специальность в короткие сроки и успешно работать в дальнейшем.
Таким образом, анализ структуры адаптационного потенциала, возможно, является ключом к прогнозированию адаптационного процесса, пси-холого-педагогического сопровождения процесса адаптации, формированию адаптационных качеств выпускников образовательных учреждений
системы начального профессионального образования. Высокий уровень адаптационных качеств является условием, необходимым для достижения личностью состояния адаптированности в процессе ее взаимодействия с производственной средой. Поэтому целенаправленное развитие личности будущего профессионала, формирование его способностей к эффективной адаптации должно стать неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки в системе начального профессионального образования.
Библиографический список
1. Батышев, С. Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах [Текст]: учеб. пособие / С. Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1998. - 176 с.
2. Кулгаиов, В. А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи [Текст] / В. А. Кулганов, Л. С. Шенберг, И. А. Короткова// Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005»/Под ред. Л. А. Цветковой, Л. М. Шипициной, СПб., 2005.
3. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Текст] А. Г. Маклаков //Психологический журнал. - 2001. - Т. 22 — № 1. - С. 16-24.
4. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
5. Милославова, Л. М. Структура социальной адаптации [Текст]: автореф. дисс... канд. пед. наук. / Л. М. Милославова - Л., 1974. - 19 с.
6. Посохова, С. Т. Психология адаптирующейся личности [Текст]: дис....д-ра психол. наук. / С. Т. Посохова. — СПб, 2001. - 393 с.