Научная статья на тему 'Формирование адаптационных качеств будущего рабочего'

Формирование адаптационных качеств будущего рабочего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
288
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / АДАПТАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ишкова Алла Эдуардовна

В статье приводится анализ понятий «адаптация», «адаптационные качества»; анализируются подходы к данным категориям; обсуждается содержание адаптационных качеств будущего рабочего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование адаптационных качеств будущего рабочего»

УДК 377.5

Ишкова Алла Эдуардовна

Директор Областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Братский политехнический колледж» [email protected], Братск

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО РАБОЧЕГО

Ishkova Alla Eduardovna

Director of Regional state educational establishment of average vocational training «Brotherly polytechnical college», [email protected], Bratsk

FORMATION OF ADAPTABLE QUALITIES OF THE FUTURE

WORKER

В условиях реформирования и дальнейшего развития российского общества и всех сфер его жизнедеятельности, весьма актуальным становятся вопросы, связанные с проблемой адаптации личности. Благоприятный ход адаптационного процесса приводит личность и среду в состояние динамического равновесия, при котором выпускник профессионального учреждения может эффективно осуществлять производственную деятельность. Адаптация к условиям производства будущего рабочего требует активного включения в производственную деятельность. В этой связи уместно говорить как об активной адаптации, характеризуемой стремлением индивида воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен усвоить), так и пассивной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

Проблема адаптации - одна из самых сложных междисциплинарных проблем, которая изучается в различных сферах деятельности человека: психолого-педагогической (Ю. А. Захаров, JT. А. Кандыбович, Н. Э. Касаткина, С. Н. Чистякова, И. В. Шалыгина и др.); социальной (С. И. Розум, П. С. Кузнецов и др.); профессиональной (Н. А. Березовин, В. С. Немченко,

А. В. Сергеев, О. И. Шкаратан и др.) и других.

Анализ публикаций, посвященных адаптации выпускников учреждений начального профессионального образования в производственной среде, показывает растущую частоту применения этого термина при констатации адаптационных возможностей личности. Вместе с тем, заметна неоднородность исследований, в которых производится операционализация, определение его содержания. Заключение о состоянии адаптационных качеств производится в результате анализа уровневых характеристик качеств личности.

Под адаптацией будущего рабочего обычно понимается поэтапный процесс вхождения в новую для него социальную и профессиональную среду,

255

включающий профессиональное развитие и реализацию профессиональной компетенции в конкретных условиях профессиональной деятельности. В работе Л. М. Милославовой дается следующее определение социальнопрофессиональной адаптации молодежи [5]:

Под социально-профессиональной адаптацией молодежи понимается процесс и результат интенсивного приспособления к условиям социальной среды, приобщение к конкретной деятельности, профессии.

Аналогичный подход реализуется у А. К. Марковой, которая под адаптацией понимает приспособление человека к новым для него условиям, приспособление как личности отождествляется с социальной адаптацией, как субъекта труда с профессиональной адаптацией [4].

Адаптация будущего специалиста в производственной деятельности рассматривается с разных позиций. К примеру, в работах А. Г. Маклакова и

В. А. Кулганова с соавторами производится оценка индивидуально-психологических признаков, являющихся компонентами адаптационного потенциала, уровень которых, соответственно, определяет границы потенциала и вероятность успешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды [2; 3]. Исследование внутренних факторов, обусловливающих эффективность психической адаптации, в качестве которых выступают разноуровневые характеристики личности, также представлены работами Ф. Б. Березина, А. А. Налчаджяна и др.

С. Т. Посохова предполагает, что в адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности. По ее мнению, адаптационный потенциал целесообразно представлять как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально_психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. Личностный адаптационный потенциал, по мнению автора, включает биопластический, биографический, психический и личностно регуляторный компоненты [6].

Такое понятие как личностный адаптационный потенциал, предложенное А. Г. Маклаковым, определяет его не только как индивидное, но и как личностное свойство человека. Адаптационные способности человека поддаются оценке посредством определения уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться. Личностный адаптационный потенциал включает по А. Г. Маклакову:

1. Нервно-психическую устойчивость.

2. Самооценку личности.

3. Ощущение социальной поддержки.

4. Уровень конфликтности личности.

5. Опыт социального общения.

Способность к адаптации не представляется постоянной величиной и зависит как от внутренних, так и от внешних факторов: состояния здоровья, психического и эмоционального состояния, окружающей среды, биологических факторов, активности и так далее, поэтому адаптивность меняется с течением времени - увеличиваясь и уменьшаясь.

В рассмотрении понятия «адаптационные качества» мы исходим из того, что «качества» - отличительные признаки, характерные особенности, свойства чего- или кого-либо. Полагаем, что адаптационные качества включают в себя личностные свойства человека, помогающие успешно адаптироваться к окружающей действительности, взаимодействовать с ней. А «адаптационные качества» выпускника профессиональной школы - понятие, относящееся непосредственно к производственной сфере, выдвигающей требования личностного и профессионального характера.

Профессиональную адаптацию будущего рабочего можно определить как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива.

В качестве основных элементов адаптации молодого специалиста выделяем следующие:

- овладение системой профессиональных знаний и навыков;

- овладение профессиональной ролью;

- выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины;

- самостоятельность при выполнении должностных функций;

- удовлетворенность выполняемой работой;

- интерес к работе, возможность реализации своего потенциала;

- стремление к совершенствованию в рамках профессии;

- ощущение психологического комфорта;

- чувство справедливого вознаграждения за труд;

- взаимопонимание с руководителем.

Характеристику адаптационных качеств можно получить, оценив уровень адаптационного потенциала личности:

- Поведенческая регуляция - понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самоосознания, «я-концеиции» и пр. Поэтому система регуляции — это сложное иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

- Коммуникативные качества человека также являются одной из основных составляющих личностного адаптационного потенциала. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются опытом и потребностью общения, а также уровнем конфликтности. Социальные контакты в каждой профессии отличаются друг от друга шириной охвата и интенсивностью, но совершенно очевидно, что коммуникативность (работник должен уметь взаимодействовать с коллективом в личном и профессиональном плане) в профессиональной среде является залогом успешной работы, так как взаимодействие между членами коллектива позволяет достичь высокого уровня производительности труда, поддерживать здоровую атмосферу отношений в коллективе.

- Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль, социальная мобильность (умение быстро перестраиваться под различные социальные роли в контексте профессиональной деятельности) - любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Рассматриваем два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумеваем переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. В контексте профессиональной деятельности это означает перемещение на другую должность равного уровня. В этом случае «перемещение» может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваем те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой.

- Профессиональная компетентность, необходимая для решения текущих профессиональных задач и для получения необходимых результатов работы, когнитивные способности (способность воспринимать и усваивать информацию), ключевые компетенции (обеспечивают универсальность специалиста) характерной чертой современного специалиста является универсальность знаний и умений, которые помогают ориентироваться в особенностях смежных профессий. Взаимопроникновение профессий помогает молодому специалисту быть профессионально мобильным - способным освоить смежную специальность в короткие сроки и успешно работать в дальнейшем.

Таким образом, анализ структуры адаптационного потенциала, возможно, является ключом к прогнозированию адаптационного процесса, пси-холого-педагогического сопровождения процесса адаптации, формированию адаптационных качеств выпускников образовательных учреждений

системы начального профессионального образования. Высокий уровень адаптационных качеств является условием, необходимым для достижения личностью состояния адаптированности в процессе ее взаимодействия с производственной средой. Поэтому целенаправленное развитие личности будущего профессионала, формирование его способностей к эффективной адаптации должно стать неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки в системе начального профессионального образования.

Библиографический список

1. Батышев, С. Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах [Текст]: учеб. пособие / С. Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1998. - 176 с.

2. Кулгаиов, В. А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи [Текст] / В. А. Кулганов, Л. С. Шенберг, И. А. Короткова// Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005»/Под ред. Л. А. Цветковой, Л. М. Шипициной, СПб., 2005.

3. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Текст] А. Г. Маклаков //Психологический журнал. - 2001. - Т. 22 — № 1. - С. 16-24.

4. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

5. Милославова, Л. М. Структура социальной адаптации [Текст]: автореф. дисс... канд. пед. наук. / Л. М. Милославова - Л., 1974. - 19 с.

6. Посохова, С. Т. Психология адаптирующейся личности [Текст]: дис....д-ра психол. наук. / С. Т. Посохова. — СПб, 2001. - 393 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.