Научная статья на тему 'ФОРМАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФОРМАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная практика / формат образовательной практики / культурно-историческая память / гражданская идентичность / система образования / урочная / внеурочная и внешкольная деятельность / educational practice / educational practice format / cultural and historical memory / civic identity / education system / scheduled / extracurricular and extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фефелова Олеся Евгеньевна, Беляева Татьяна Константиновна, Пикулева Светлана Владимировна

В статье приведен анализ образовательных практик по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности подрастающего поколения на территории субъектов РФ. Авторами представлено понимания обозначенных в статье понятий. Рассмотрены диссертационные исследования за период с 2000 до 2023 года, публикации в журналах из перечня ВАК, конференций, а также с сайтов образовательных организаций. В ходе анализа образовательных практик проанализированы системы основного и среднего общего образования, система среднего профессионального образования и система бакалавриата на наличие эффективных и результативных образовательных форматов, позволяющих осуществить достижение целей формирования гражданско-патриотического сознания и понимания важности сохранения исторической памяти у молодежи России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фефелова Олеся Евгеньевна, Беляева Татьяна Константиновна, Пикулева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides an analysis of educational practices for the formation of cultural and historical memory and civic identity of the younger generation on the territory of the subjects of the Russian Federation. The authors present an understanding of the concepts outlined in the article. Dissertation research for the period from 2000 to 2023, publications in journals from the list of the Higher Attestation Commission, conferences, as well as from the websites of educational organizations are considered. In the course of the analysis of educational practices, the systems of basic and secondary general education, the system of secondary vocational education and the bachelor's degree system were analyzed for the presence of effective and efficient educational formats that allow achieving the goals of the formation of civil-patriotic consciousness and understanding of the importance of preserving historical memory among the youth of Russia.

Текст научной работы на тему «ФОРМАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

6. Колпаков, П.А. Внутренняя стража и Отдельный корпус внутренней стражи в 1811-1863 гг.: эволюция организационной структуры военно-полицейских формирований Российской империи / П.А. Колпаков // Научный диалог. -2016. -№ 10.-С. 206-218

7. Крылов, В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты / В.М. Крылов. - СПб.: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, 1998. - 672 с.

8. Некрасов, В.Ф. Внутренние войска Советского государства 1917-1977 / В.Ф. Некрасов. - М.: Академия МВД СССР, 1980.-469 с.

9. Олейник, С.А. Организационно-правовое регулирование совершенствования системы подготовки кадров внутренних войск МВД СССР во второй половине XX века / С.А. Олейник, С.Г. Лысенков // Вестник Московского университета МВД России, - 2011.- № 5. -С. 76-82

Педагогика

УДК 37.018

кандидат педагогических наук Фефелова Олеся Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель истории и обществознания Пикулева Светлана Владимировна Государственное бюджетное учреждение профессиональное образовательное учреждение «Дзержинский химический техникум имени Красной Армии» (г. Дзержинск)

ФОРМАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье приведен анализ образовательных практик по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности подрастающего поколения на территории субъектов РФ. Авторами представлено понимания обозначенных в статье понятий. Рассмотрены диссертационные исследования за период с 2000 до 2023 года, публикации в журналах из перечня ВАК, конференций, а также с сайтов образовательных организаций. В ходе анализа образовательных практик проанализированы системы основного и среднего общего образования, система среднего профессионального образования и система бакалавриата на наличие эффективных и результативных образовательных форматов, позволяющих осуществить достижение целей формирования гражданско-патриотического сознания и понимания важности сохранения исторической памяти у молодежи России.

Ключевые слова: образовательная практика, формат образовательной практики, культурно-историческая память, гражданская идентичность, система образования, урочная, внеурочная и внешкольная деятельность.

Annotation. The article provides an analysis of educational practices for the formation of cultural and historical memory and civic identity of the younger generation on the territory of the subjects of the Russian Federation. The authors present an understanding of the concepts outlined in the article. Dissertation research for the period from 2000 to 2023, publications in journals from the list of the Higher Attestation Commission, conferences, as well as from the websites of educational organizations are considered. In the course of the analysis of educational practices, the systems of basic and secondary general education, the system of secondary vocational education and the bachelor's degree system were analyzed for the presence of effective and efficient educational formats that allow achieving the goals of the formation of civil-patriotic consciousness and understanding of the importance of preserving historical memory among the youth of Russia.

Key words: educational practice, educational practice format, cultural and historical memory, civic identity, education system, scheduled, extracurricular and extracurricular activities.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания № 073-03-2023-029 от 27.01.2023 г.

Введение. Проблема сохранения культурно-исторической памяти и формирования гражданской идентичности актуальна для любой страны, поскольку от ее решения зависит государственность и суверенитет. Данная линия была определена на государственном уровне в начале нулевых В.В. Путиным, осуществившим после его прихода к власти целый ряд действий, направленных на поиск идеологии, объединяющей народы РФ. События, произошедшие после 2014 года дают основание полагать, что это была правильно выбранная идеология, сосредоточенная на сохранении исторической правды и поиске ответов на вопросы о русской идентичности и гражданстве.

В Послании к Федеральному собранию 12 декабря 2012 года В.В. Путин сказал, что: «...Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией...» [10].

Как точно подметила П.А. Каверина: «Российская гражданская идентичность предполагает не только патриотизм, но и обладание менталитетом, базирующимся на общероссийских культурно-исторических традициях и ценностях (добро, справедливость, гуманизм, альтруизм, бескорыстие, самоотверженное служение Отечеству, забота о семье, детях, стариках, взаимопомощь в годину бедствий), далёких от философии личного успеха и личной удачи» [6, С. 2].

Культурно-историческая память рассматривается нами как сфера общественного сознания, наполненная фактологическими явлениями, памятниками, как предметами окружающей действительности, ценностями и символами, идеями, в которых отражается как в зеркале образ наших мыслей и на котором строится российская гражданская идентичность.

Изложение основного материала статьи. Система образования многие десятилетия определялась как пространство, в котором происходит становление гражданского достоинства личности, освоение норм и ценностей общества, погружение в национальную культуру. Авторами Концепции духовно-нравственного развития отмечено: «Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы» [3, С. 38.]

Согласно диссертационным исследованиям Л.В. Гужовой, Н.Н. Дубининой, Е.Л. Крыловой, Т.В. Левкиной, В.В. Литвиненко, С.И. Майсевич, Н.А. Мельниковой, Г.Н. Мусс, Ю.Е. Окуневой, Е.Н. Тазетдиновой, О.Н. Тараненко, Ж.Г. Химич, А.А. Шаронова, М.М. Шевцовой и других патриотические представления углубляются в возрастном

промежутке с 14-15 лет до 19-20 лет. Эта закономерность, основанная на формировании субъектности, обусловлена тягой старшеклассников к пониманию своего места в общественной иерархии, первыми попытками осознания связи с историей своей страны, с пониманием своего отношения к ее прошлому, без которого не может быть как настоящего, так и построения планов на будущее. По мнению исследователя Е.Е. Даниловой, именно учащимся старших классов характерно «стремление к «взрослому будущему» [2, С. 8]. В связи с этим, «у старшеклассников сохраняется на высоком уровне стремление к самосовершенствованию, приобретению новых качеств и способностей» [2, С. 9], которые должны развиваться в осознанное понимание важности отстаивания национальных и государственных интересов России, готовность объединиться с соотечественниками и сделать все возможное для развития и процветания нашего народа. Задача основной и средней общеобразовательной школы, системы СПО, а также программ бакалавриата состоит в том, чтобы, базируясь на различных образовательных форматах, осуществить формирование патриотических убеждений и чувств у молодого поколения нашей страны.

За период с конца XX начала XXI века учеными Т.Г. Кузьминой (2000), C.B. Тысячной (2004), A.A. Логиновой (2010), А.Н. Махининым (2014), Г.Х. Ахметшиной (2015), Т.А.Каратаевой (2018), М.А. Красноборова (2018), Е.С. Вагайцевой (2018) выполнен ряд диссертационных исследований в системе основного и среднего общего образования, посвященных анализу условий, разнообразных форм и методов формирования гражданской позиции. Система среднего профессионального образования рассмотрена в диссертационных исследованиях H.A. Платоновой (2007), E.H. Тезетдиновой (2019), Т.С. Артюхиной (2020).

Выявлению патриотических настроений среди студенческой молодежи в Российской Федерации посвящены диссертационные социологические исследования A.A. Николаевой (2010), Ж.Н. Тория (2019), а также кандидатская диссертация по педагогике А.Н. Тимофеева (2013). Ученые обращают внимание на тот факт, что «для того, чтобы консолидировать и сплотить все группы молодежи, обеспечить эффективную социальную регуляцию процессов ее социализации со стороны общества и государства необходима большая духовно-нравственная работа, основанная на утверждении принципов социальной справедливости, патриотизма и гражданственности» [9, С. 3].

Данное исследование ориентировано на поиск, изучение, систематизацию и обобщение образовательных практик работы с подрастающей молодежью педагогов на уровнях образования от старшей школы (10-11 класс) до 3 курса высшего учебного заведения (включая 1 и 2 курс учреждений СПО). В ходе исследования нами были проанализированы образовательные форматы, в рамках которых происходит формирование исторической памяти и гражданской идентичности в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности как результата реализации Федеральной рабочей программы воспитания.

Вслед за Г.Н. Травниковым под образовательной практикой мы понимаем «специфическую форму деятельности, которая задается пространством человеческих встреч (событийной общности, совместно-распределенной деятельности, рефлексивного сознания), осуществляемую человеком, направленную на саморазвитие, которое носит целеполагающий характер» [14, С. 55, 57].

Под образовательным форматом мы понимаем форму (способ, вариант) проведения образовательного события. Особый научный интерес вызывают форматы, позволяющие добиться решения задач воспитания ответственного гражданина, любящего Родину, готового осознанно сделать все возможное для ее развития и процветания.

В нижеследующем обзоре образовательных форматов собраны лучшие образовательные практики регионов РФ, которые были реализованы за последние 10 лет. Не претендуя на всеохватность, авторы статьи осуществили анализ обобщенного педагогического опыта, который был опубликован в диссертационных исследованиях, научных журналах, рекомендованных ВАК, на конференциях и сайтах образовательных организаций. Анализ показал, что 70% образовательных практик реализуются в системе общего образования, долю в 30% составляют образовательные практики системы СПО и вузов.

Гражданско-патриотическое воспитание на всей территории Российской Федерации происходит в рамках сфер урочной, внеурочной и внеклассной деятельности. Урочная деятельность предоставляет значительные возможности для достижения цели осознания субъектами образовательной деятельности своей гражданской принадлежности. Являясь референтным лицом для ученика, педагог актуализирует наиболее ценные аспекты передаваемого школьникам знания во время урока. Наибольшим воспитательным потенциалом, позволяющим осуществить формирование гражданской идентичности и сохранение исторической памяти именно на уроке, обладают дисциплины гуманитарного цикла: история и обществознание, родной (русский или другой) язык и литература, география и краеведение, а также культурология, религиоведение, ИЗО и музыка. Например, Т.А. Каратаева в своем диссертационном исследовании, которое проводилось в МАОУ «Гимназия № 3» г. Оренбурга обозначила такие формы урочной деятельности как «проблемно-ценностные дискуссии: уроки мужества («Отчизны верные сыны», «По долгу службы, по велению сердца»), уроки истории и обществознания («Граждане в политической жизни страны. Выборы. Избирательное право», «Становление новой российской государственности»), правовые практикумы «Международное законодательство о правах человека» [7, С. 18].

В ряде регионов в рамках учебной деятельности проходят занятия по учебному курсу «Краеведение» (Ленинградская, Нижегородская, Тамбовская, Тульская, Ярославская область и др.) [11].

19 мая 2023 года во всех школах Российской Федерации в рамках Всероссийского Дня единых действий в 5-9 классах прошел урок «Без срока давности» в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

Более впечатляющими возможностями, позволяющими закрепить представителю подрастающего поколения осознание себя как гражданина российского общества, дает внеурочная деятельность, которая рассматривается как часть учебно-воспитательного процесса в образовательной организации, направленная на организацию свободного времяпрепровождения школьников после уроков в её пределах, с целью их дальнейшего развития.

Во всех российских школах, колледжах и вузах, начиная с 1 августа 2022 года, перед первым уроком/занятием в понедельник лучшие ученики и студенты поднимают Государственный флаг России и слушают Государственный гимн. Затем в кабинетах в рамках федеральной программы «Разговоры о важном» классные руководители и специалисты по учебно-воспитательной работе проводят беседы, в которых затрагиваются важнейшие аспекты гражданско-патриотического воспитания в нашей стране.

Близким к формату «Разговоров о важном» является дискуссионный формат классного часа, диспута, НОУ, конференции, образовательного форума [12] в рамках которых происходит обсуждение наиболее важных проблем, связанных с формированием гражданской позиции и чувства патриотизма [5].

Образовательное пространство музейной педагогики, объединяющее такие дисциплины, как музееведение, педагогика и психология, позволяет усвоить национальные ценности как нашей огромной страны культуры, так и ценности культуры «малой родины». Музейная педагогика успешно реализуется в Ленинградской, Магаданской, Нижегородской, Ростовской, Тульской, Ульяновской областях, Республике Крым и Республике Алтай. Научно-методический интерес вызывает

образовательная практика, реализующаяся в МБОУ «Гаспринская средняя школа №1» Республики Крым по программе «Формирование национального самосознания обучающихся посредством организации деятельности школьного музея народов Крыма» (2022), предполагающая театрализованные мероприятия, просветительскую и проектно-исследовательскую деятельность педагогов и обучающихся.

С целью сохранения исторической памяти образовательные организации Российской Федерации, начиная с 7 мая 2019 года участвуют в проведении международной исторической акции по проверке знаний о Великой Отечественной войне «Диктант победы». В 2022 году диктант написали более 1,6 миллиона человек на 19 тысячах площадок [4].

Огромную работу по сохранению исторической памяти на территории Российской Федерации проводят различные военно-патриотические и поисковые клубы, с которыми взаимодействуют как подростки и старшеклассники во внешкольной деятельности, так и студенты колледжей и высших учебных заведений. В Орловской области реализуется образовательная практика восстановления и ухода за воинскими захоронениями погибших в годы ВОв (акция «Обелиск») [13, С. 66], а в Томской области действует «Школа молодого поисковика».

Интерес у подростков, старшеклассников и студентов занимает деятельность, связанная с реконструкцией исторических событий [1]. По данным Министерства Просвещения на данный момент 1,6 млн представителей молодого поколения являются участниками мероприятий разного уровня. В настоящее время наиболее крупными детско-юношескими организациями гражданско-патриотического направления, непосредственно ориентированными на формирование гражданской идентичности, являются «Юнармия» (1,75 млн детей) и ООГ ДЮО «Российское движение школьников (РДШ)» (3 млн детей) [8].

Одним из значимых результатов понимания важности сохранения культурно-исторической памяти является ответственное несение старшеклассниками караула около Поста №1 - это честью, которую нужно еще заслужить.

Многие подростки и старшеклассники, являются участниками военно-патриотической спортивной игры «Зарница», существующей еще с 1967 года. Подготовка к ней осуществляется на территории образовательной организации во внеурочное время, а проведение - за пределами школы. На просторах интернета представлено в открытом доступе достаточное количество сценариев этой игры. Игра «Зарница» отмечена в публикациях как активно реализующаяся образовательная практика на территории г. Москвы и Московской области, а также Нижегородской, Орловской, Свердловской, Томской, Челябинской областях и в Ханты-Мансийском автономном округе.

Значительная часть образовательных практик, посвященных формированию гражданской идентичности и сохранению исторической и культурной памяти у подрастающего поколения на территории Российской Федерации, связана с реализацией социальных проектов как в урочной и внеурочной, так и во внешкольной деятельности. Интересные проекты реализуются на территории Курской области (проект «Историческая память»), Рязанской области (проект «Аудитория имени Героев Советского Союза» для студентов, которые решили увековечить память преподавателей и студентов РГУ имени С.А. Есенина, погибших во время ВОв), Самарская область (интернет-проект, направленный на создание социально значимого web-сайта гражданско-патриотической направленности), Саратовская область (всероссийский проект «Гражданская идентичность в пространстве современной школы»), Томской области (палаточные лагеря, слеты военно-патриотических клубов и объединений «Орлята России», «Наследники Победы») и многие другие.

Отдельного внимания заслуживают практики, направленные на организацию различных многочисленных конкурсов песни и танца, конкурсы рисунков, всевозможные патриотические акции («Георгиевская ленточка», «Вахта памяти», «Стена Памяти»), военно-исторические фестивали, организация и проведение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), акции волонтерской деятельности.

Выводы. Таким образом, как российские ученые, как и педагоги-практики ставят перед собой и успешно реализуют научный поиск, направленный к на открытие и описание педагогических условий, новых и зарекомендовавших себя форм и форматов образовательной практики, которые помогут добиться целей сохранения духовного единства народов России, формирования уважения к родному языку, самобытной культуре, сохранения исторических и культурных ценностей нашего народа. Резюмируя приведенные образовательные практики отметим:

- подрастающее поколение на территории нашей страны в настоящее время так же, как и в советские года нуждаются в организации слаженной, системной, проверенной в ходе многочисленных практик и основанной на важнейшей для многонационального российского государства идеологии и ценностях воспитательной системе, которая являлась бы фундаментом, позволяющим заложить прочную гражданско-патриотическую позицию в создании ребенка со школьной скамьи и на всю жизнь;

- в ходе анализа и обобщения авторами публикации были выявлено значительное количество интереснейших и разнообразных образовательных практик, которые успешно реализуются на территории всех субъектов Российской Федерации (за исключением вновь присоединенных);

- гражданская идентичность и культурно-историческая память подрастающего поколения строится на знании истории своей страны, уважении к её традициям и устоям, сохранении ее культурных ценностей и идеалов традиционной семьи, малой родины;

- обобщение приведенных в статье образовательных практик позволяет в дальнейшем осуществить их классификацию и создать на ее основе адаптивную образовательную систему, которая может быть применена для организации учебно-воспитательной деятельности на новых территории Российской Федерации.

Литература:

1. Гражданско-патриотическое воспитание в Новосибирской области: актуальные подходы и практика реализации: методическое пособие / Б.А. Дейч, М.В. Чельцов, М.Г. Чельцова. - Новосибирск: Изд. ООО «Немр Пресс», 2018. - 180 с.

2. Данилова, Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е.Е. Данилова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, No 1.-С. 6

3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков // Народное образование. - №1, 2010. - С. 39-46. - URL: file:///C:/Users/alek-/Downloads/kontseptsiya-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.pdf (дата обращения 26.07.2023)

4. "Диктант Победы" проходит в России и 46 странах мира / В. Емельяненко // Российская Газета: сайт. - 2023. - №98 (9038). - URL: https://rg.ru/2023/04/27/diktant-pobedy-prohodit-v-rossii-i-46-stranah-mira.html (дата обращения: 30.07.2023)

5. Дискуссионный клуб «Формирование традиционных ценностей российской гражданской идентичности обучающихся» в базовой школе ОмГПУ №82: сайт. - URL: https://omsk365.ru/news/nauka-i-obrazovanie/diskussionnyy-klub-formirovanie-tradicionnyh-cennostey-rossiyskoy-grazhdanskoy-identichnosti-obuchayuschihsya-v-bazovoy-shkole-omgpu-82.htm (дата обращения 30.07.2023)

6. Каверина, H.A. Патриотизм - составляющая гражданской идентичности личности / H.A. Каверина // Инновации в действии. Педагогика XXI век. 15.05.2020. - URL: https://pedagogcentr.rU/publication/l/ll/5386 (дата обращения: 25.07.2023)

7. Каратаева, Т.А. Формирование гражданской идентичности старшеклассников в ценностно-ориентационной деятельности: автореферат дис. ... канд. пед. наук.: 13.00.01 / Каратаева Татьяна Алексеевна. - Оренбург, 2018. - 24 с.

8. Министерство Просвещения РФ: Федеральный проект «Патриотическое воспитание»: сайт. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения 30.07.2023)

9. Николаева, A.A. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности современной российской студенческой молодежи: автореферат дис. ... канд. пед. наук.: 22.00.04 / Николаева Алла Алексеевна. - Тула, 2010.-23 с.

10. Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года: сайт. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/17118. (дата обращения: 25.07.2023)

11. Программа «Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин» СШ №28 имени A.A. Суркова г. Рыбинск Ярославской области: сайт. - URL: http://sch28.rybadm.ru/pl06aal.html (дата обращения 30.07.2023)

12. Создание условий для развития системы поддержки общественных инициатив и проектов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи в Курской области: сайт. - URL: https://infourok.ru/sozdanie-uslovij-dlya-razvitiya-sistemy-podderzhki-obshestvennyh-iniciativ-i-proektov-napravlennyh-na-grazhdanskoe-i-patriotiche-6265751.html. (дата обращения: 30.07.2023)

13. Сухоленцева, E.H. Гражданское воспитание детей в общественных объединениях / E.H. Сухоленцева // Формирование гражданской идентичности молодежи: педагогические и управленческие практики. Сборник материалов. -М., 2019. - 164 с.

14. Травников, Г.Н. Образовательная практика в системе педагогической деятельности / Г.Н. Травников // Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2009. - URL: file:///C:/Users/alek-/Downloads/obrazovatelnaya-praktika-v-sisteme-pedagogicheskoy-deyatelnosti.pdf (дата обращения: 23.07.2023)

Педагогика

УДК 376, 37.014.1

соискатель Хамзах Ася Саллал Хамзах

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ПОЛЕ ИРАКА И РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению организационных особенностей инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в контексте нормативно-правовых документов Ирака и России. Автор кратко раскрывает положения основных документов, регулирующих сферу инклюзивного образования детей с РАС в Ираке и России. В контексте рассмотрения положений основных нормативно-правовых документов делается вывод о сходстве и отличиях в организации инклюзивного образования детей с аутизмом в обеих странах. Автор ссылается на актуальные документы России и Ирака. Тезисно раскрыты положения Национальной стратегии образования инвалидов в Ираке на 20142024 годы. Кратко проанализированы специальные стандарты аккредитации программ и услуг для аутистов в Республике Ирак. Описаны критерии аккредитации диагностических центров, оказывающих образовательные и социальные услуги лицам с расстройствами аутистического спектра, в Ираке. Российские нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивное образование детей с аутистическими нарушениями, представлены в рамках рассмотрения их федерального, регионального и локального значения. Среди российских документов особое внимание уделено ключевым положениям Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и приложениям ФГОС НОО ОВЗ, касающихся организации образования детей с расстройствами аутистического спектра. Делается общий вывод об особенностях характера нормативно-правового регулирования инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в Ираке и России.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, нормативно-правовое регулирование образования детей с РАС, нормативно-правовое поле Ирака и России.

Annotation. The article is devoted to consideration of organizational characteristics of inclusive education for children with ASD in the context of legal and regulatory documents in Iraq and Russia. Considering the main aspects of legal and regulatory documents it is possible to make a conclusion about similarities and differences in organization of inclusive education for children on the autistic spectrum in both countries. The authors refer to the up-to-date documents of Russia and Iraq. The main aspect of The National educational strategy for disabled people in Iraq 2014-2024 are presented. The specific standards of programs and services for people with ASD accreditation are briefly introduced. The criteria for the accreditation of diagnostic centers, providing educational and social services for people with ASD in Iraq are described. The Russian legal documents, regulating inclusive education of children with autistic disorder are introduced within their federal, regional and local significance. Among the Russian documents special attention is given to the key aspects of the Federal Law "About education in the Russian Federation" and the appendixes of FES PE WHL relating to organization of education of children with ASD. A general conclusion is made about the characteristics of legal regulation of inclusive education for children with ASD in Iraq and Russia.

Key words: children with ASD, legal regulation of education of children with ASD, regulatory and legal framework of Iraq and Russia.

Введение. На сегодняшний день во всем мире наблюдается динамичный рост популяции детей с расстройствами аутистического спектра. Современные исследования детской популяции, анализирующие распространенность расстройств аутистического спектра среди детского населения планеты, а также данные Всемирной организации здравоохранения показывают, что в настоящее время в среднем каждый 160 ребенок в мире имеет подобное расстройство. При этом важно обратить внимание на тот факт, что речь идет только о выявленных и официально зафиксированных случаях аутистических нарушений у детей. Практически во всех странах мира существуют программы помощи и поддержки людям с инвалидностью в целом и с расстройствами аутистического спектра, в частности. Европейские страны и США также реализуют программы раннего выявления аутистических расстройств и поддержки семей детей с аутизмом, предлагают разные программы сопровождения и коррекции в период получения образования, а также практики сопровождаемого проживания для людей с нарушениями аутистического спектра. В Ираке и в России в настоящее время также активно развивается практика инклюзивного образования лиц с разными типами нарушений развития, в том числе с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.