Научная статья на тему 'ФОРМАТ СОВЕТСКОГО ДЕТСКОГО ЖУРНАЛА «КОСТЕР» В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК'

ФОРМАТ СОВЕТСКОГО ДЕТСКОГО ЖУРНАЛА «КОСТЕР» В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ПЕРИОДИКА / СОВЕТСКИЙ / «КОСТЕР» / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Видинеева Наталья Юрьевна

В статье представлены результаты изучения формата советского детского журнала «Костер». В качестве материала было привлечено 10 выпусков журнала позднесоветского периода. В ходе исследования было установлено, что материалы, публикуемые на первых полосах и в первой половине выпуска, несут значительную аксиологическую нагрузку. Они актуализируют общественно важные ценности: патриотизм, историческую память, товарищество, взаимопомощь, идеалы революции, - обусловленные идеологической направленностью политики государства, что предопределяет воспитательную функцию журнала. Материалы, выполняющие развлекательную функцию, обычно расположены в конце номера, что соответствует функционалу издания, который заключался в идеологическом воспитании, а не в развлечении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMAT OF THE SOVIET CHILDREN'S MAGAZINE KOSTYOR IN THE CONTEXT OF ACTUALIZATION OF AXIOLOGICAL ATTITUDES

The author concerns the format characteristics of a Soviet children's magazine, conditioned by the value content of the materials presented in the magazine. The relevance of the study is accounted for by the insufficiency of research into the format of children's periodicals in the USSR, as well as the correlation between the format, value attitudes, and social reality. The purpose of the study was to establish and analyze these correlations. The research was carried out within the discourse analysis framework. As empirical material, 10 issues of the Kostyor magazine of the late Soviet period were used. In the course of the study, the author analyzed both the covers and the content of the issues and classified the content of the publications according to their genres. Next, the author distinguished values conveyed by the content and, finally, established correlations between the values of the content and the position of the publication within the issue. As a result, it was found that the materials published on the front pages and in the first half of the issue carry a significant axiological load. They actualize such socially important values as patriotism, historical memory, fellowship, mutual assistance, and the ideals of the Revolution. This determines the awareness-raising function of the magazine. The direction of education itself is conditioned by the ideological orientation of state policy. Materials that perform an entertainment function are usually placed at the end of the issue. This corresponds to the functionality of the magazine, which focuses on ideological education rather than entertainment.

Текст научной работы на тему «ФОРМАТ СОВЕТСКОГО ДЕТСКОГО ЖУРНАЛА «КОСТЕР» В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2023. № 3 (48)

Видинеева Наталья Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Английский язык», Пензенский государственный университет, Пенза, Россия; e-mail: ya.natashavidineeva@yandex.ru

ФОРМАТ СОВЕТСКОГО ДЕТСКОГО ЖУРНАЛА «КОСТЕР» В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК1

В статье представлены результаты изучения формата советского детского журнала «Костер». В качестве материала было привлечено 10 выпусков журнала позднесоветского периода. В ходе исследования было установлено, что материалы, публикуемые на первых полосах и в первой половине выпуска, несут значительную аксиологическую нагрузку. Они актуализируют общественно важные ценности: патриотизм, историческую память, товарищество, взаимопомощь, идеалы революции, — обусловленные идеологической направленностью политики государства, что предопределяет воспитательную функцию журнала. Материалы, выполняющие развлекательную функцию, обычно расположены в конце номера, что соответствует функционалу издания, который заключался в идеологическом воспитании, а не в развлечении.

Ключевые слова: детская периодика, советский, «Костер», ценности.

Natalia Yu. Vidineeva, PhD in Philology, Associate Professor at the English Chair, Penza State University, Penza, Russia; e-mail: ya.natashavidineeva@yandex.ru

THE FORMAT OF THE SOVIET CHILDREN'S MAGAZINE KOSTYOR IN THE CONTEXT OF ACTUALIZATION OF AXIOLOGICAL ATTITUDES

The author concerns the format characteristics of a Soviet children's magazine, conditioned by the value content of the materials presented in the magazine. The relevance of the study is accounted for by the insufficiency of research into the format of children's periodicals in the USSR, as well as the correlation between the format, value attitudes, and social reality. The purpose of the study was to establish and analyze these correlations. The research was carried out within the discourse analysis framework. As empirical material, 10 issues of the Kostyor magazine of the late Soviet period were used. In the course of the study, the author analyzed both the covers and the content of the issues and classified the content of the publications according to their genres. Next, the author distinguished values conveyed by the content and, finally, established correlations between the values of the content and the position of the publication within the issue. As a result, it was found that the materials published on the front pages and in the first half of the issue carry

a significant axiological load. They actualize such socially important values as patriotism, historical memory, fellowship, mutual assistance, and the ideals of the Revolution. This determines the awareness-raising function of the magazine. The direction of education itself is conditioned by the ideological orientation of state policy. Materials that perform an entertainment function are usually placed at the end of the issue. This corresponds to the functionality of the magazine, which focuses on ideological education rather than entertainment.

Key words: children's periodicals, Soviet, Kostyor, values.

DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2023.117133

Введение

Изучение, научное осмысление и анализ богатого культурного наследия СССР, в том числе и детских периодических изданий, является востребованным направлением современных гуманитарных наук. Об этом свидетельствует аналитический обзор, подготовленный О. А. Мусориной и Т. В. Дубровской (2022).

В фокусе проводимых исследований находится история становления детской периодики, которая отражала насущные общественно-политические проблемы каждого конкретного периода. Так, в предвоенный период лейтмотивом детской прессы были поиски внешних и внутренних врагов, подготовка детей к военным действиям в литературной форме могла подготовить их к наступлению реальных боевых действий (Наумова, 2017). В поствоенную эпоху в детской прессе большее внимание уделялось индивидуальным потребностям личности, ее интересам (Кудряшев, 2019). Кроме этого, исследователи анализируют важнейшую функцию советской детской прессы — воспитательную (Головин, Коханая, 2018 а, б). Востребованным исследовательским направлением представляется изучение связи тематики публикаций в детских СМИ и идеологического вектора внутренней и внешней политики государства (Сазо-ненко, 2021; Громова, 2021; Савина, Корнюшкина, 2020; Ермолова, 2021). Специфика репрезентации общественных отношений в СССР через тематические центры в публикациях детских СМИ была рассмотрена нами в одной из наших прошлых работ (Видине-ева, 2022). Аксиологическое наполнение детских печатных СМИ также привлекает исследовательский интерес. Так, репрезентации советского общества, выраженные в тематике публикаций, изучает Я. А. Блохина (2022). Манифестируемые в советской детской перио-

дике ценности на примере белорусского журнала «Вяселка» анализирует С. В. Харитонова (2021).

Формат, типология и содержание детских СМИ также являются востребованными направлениями исследований. Исследователи изучают типологические признаки сетевых детских журналов (Андронникова, Демина, 2018), специфицируют жанры современных детских СМИ (Вяткина, 2013), изучают дизайн детских журналов и потенциал дизайнерского оформления с точки зрения его продающей способности (Макаренко, 2015). Содержательно-формальные свойства развлекательных детских СМИ рубежа XX— XXI вв., а также механизмы развлечения изучает С. В. Харитонова (2020). Д. К. Селиверстова анализирует актуализацию семейных ценностей в различных жанрах российских массмедиа (2010). Типологию современных региональных детских периодических изданий описывает Р. О. Климова (2012). В своей работе исследовательница обращается и к осмыслению советского прошлого детской периодики: «Газеты для детей играли важную роль в советскую эпоху. Они были частью политического воспитания детей, руководителями пионерского движения, выразителями настроений пионеров и комсомольцев» (2012: 44).

Пока нам не встретились работы, которые были бы посвящены анализу формата советских журналов для детей. Внимание исследователей недостаточно обращено к обусловленности формата советских детских СМИ их ценностным наполнением. Аксиологические установки, транслируемые в рубриках детского журнала, расположение рубрик в номере и относительно друг друга может пролить свет на то, в каком направлении двигалось нравственное развитие и воспитание, осуществляемое государством через периодические издания.

Целью нашего исследования стали описание и анализ характеристик формата советских детских периодических изданий, а также установление корреляции формата журнала и транслируемых в нем общественных и личностных ценностных установок.

Методика

Материалом исследования послужили выпуски журнала «Костер» за 1970—1980 гг. Для анализа нами были отобраны 10 выпусков. Отметим, что выпуски 1970-х гг. состояли из 68 страниц, а 1980-х — из 54 страниц.

Типологизация общественно важных аксиологических установок в рамках выбранного нами методологического подхода возможна через категорию топоса. Топос является неоднозначной категорией, однако мы, вслед за Т. В. Дубровской, понимаем его как тематический и аксиологический центр коммуникации (2019: 60). Алгоритм исследования предполагал выполнение следующих шагов:

— анализ содержимого обложки каждого выпуска, выявление связей вербального и мультимодального содержания первой полосы и всего выпуска;

— классификация представленных в каждом выпуске материалов по рубрикам и жанрам, как литературным, так и журналистским;

— определение аксиологических установок, выраженных в категории топоса, которые транслируются в опубликованных материалах;

— соотнесение аксиологического наполнения материалов с их расположением в номере.

Результаты

Анализ формата детского периодического издания мы начинаем с его обложки. Обложка журнала, будучи его «лицом», задает определенный горизонт ожиданий от выпуска. В случае с журналом «Костер» это происходит как в эксплицитной, так и в имплицитной форме. Под эксплицитным формированием горизонта ожиданий мы подразумеваем размещение на обложке краткого содержания номера, которое предваряется подзаголовком «В номере». Однако отметим, что из всего изученного нами корпуса такие подзаголовки встретились всего в двух выпусках.

Имплицитно задать ожидания от выпуска помогают визуальные компоненты, размещенные на обложке. Так, ориентированность журнала на конкретную группу населения (школьники средних классов — пионеры) имплицитно выражает размещенный в углу страницы красный галстук — один из символов пионерского движения (см. рис.1).

Рис. 1. Пионерский галстук на обложке журнала «Костер» (изображение взято из открытого источника: НМр://по1&.ги^Ша/теШа/ЫЫю//Уко/1985/Костер%201985-07.рс1/)

На обложке каждого выпуска размещается большое красочное изображение с тем или иным сюжетом. Выбор сюжета для изображения не случаен, он продиктован тематикой, пронизывающей весь выпуск. Таким образом, читатели понимают, материалов какой направленности можно ждать в данном выпуске. Нередко визуальное оформление обложки и, как следствие, тематическое содержание номера приурочено к определенному государственному празднику или значимому общественно-политическому событию: Дню советской армии и военно-морского флота, Всемирному фестивалю молодежи и студентов, Дню Великой Октябрьской социалистической революции и проч. Сюжеты, отраженные на таких обложках, имплицитно актуализируют определенные ценностные установки. К примеру, на обложке февральского выпуска за 1975 г изображены солдаты Советской армии, а изображение сопровождает лозунг «Советской армии слава!» (см. рис. 2). Такая обложка не только позволяет предположить, что содержание номера будет посвящено теме советской армии, но и повышает престиж советских военнослужащих. Визуальное наполнение обложки, таким образом, вкупе с содержанием номера актуализирует ценности патриотизма, уважение к профессии военного. Трансляция подобного имплицитного смысла вполне соотносится с траекторией государственной политики СССР, закрепленной в Конституции СССР: «Статья 132. Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР представляет почетную обязанность граждан СССР»2; «Статья 133. Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР»3.

Рис. 2. Обложка журнала «Костер» (изображение взято из открытого источника: http://nozdr.rU/data/media/biblio/j/ko/1975/Kocmep%201975-02.PDF)

Отдельно отметим, что номера журналов, выходящие в период праздников, конвенционально интересных для ребенка, например в Новый год, не сопровождаются красочными новогодними изображениями или сопровождаются в минимальном объеме. То же самое касается и содержания номера, в котором новогодняя тематика может вовсе не затрагиваться. Это позволяет нам сделать промежуточный вывод о том, что целью пионерского журнала было не развлечение детей, а формирование у них идеологического мировоззрения, основанного на аксиологических ориентирах политики государства.

Теперь обратимся к внутреннему содержанию «Костра». Все жанровое многообразие журнала представляет собой комбинацию журналистских и литературных жанров. Среди журналистских

жанров мы выделили репортаж, заметку, интервью, рецензию, очерк, фельетон. Среди литературных — рассказ, повесть, сказка, стихотворение, воспоминание. Страницы «Костра» богаты публикациями в литературных жанрах. Здесь публикуются художественные произведения советских писателей, тематически ориентированные и на обыденную жизнь школьника-пионера и на события Великой Отечественной и Гражданской войны. О процессе медиатизации русской литературы на страницах пионерского периодического издания пишет Т. В. Дубровская: «Процесс медиатизации позволял выйти за рамки школьной программы, охватить более широкий круг авторов и произведений и показать, что процесс чтения несводим к обязательному чтению» (2022: 25). Включение в выпуск разнообразных художественных произведений было призвано стимулировать у юных читателей интерес к литературе, побудить их читать произведения, выходящие за рамки обязательной школьной программы.

Публикации в названных жанрах являются разовыми, то есть уникальными для каждого отдельно взятого номера. Исключение составляет только жанр стихотворения. В «Костре» существовало несколько стихотворных рубрик, повторяющихся из выпуска в выпуск, к примеру: «Страна Поэзия», «Уголек», «Стихи твоих ровесников».

Что касается других постоянных рубрик, то мы смогли выделить: «Салют, Победа!» (выходила только в 1975 г., в год 30-летия победы в Великой Отечественной войне), «Морская газета», «Клуб кино для всех», «Барабан», «Арчебек», «Алло! Институт! Что нового?», «Школа "Спринт"», «Всесоюзный спортивный клуб юных прыгунов и спринтеров». Все эти рубрики представляют собой комбинацию жанров. В рамках каждой рубрики можно встретить и заметку, и репортаж, и интервью, и очерк. Однако ценности, транслируемые из выпуска в выпуск, остаются неизменными. К примеру, рубрика «Салют, Победа!» актуализировала ценности исторической памяти о Великой Отечественной войне: «<...> в школе есть "КНИГА СЛАВЫ", где рассказано о подвиге Петра Дернова, подвиге во имя мира на Земле, во имя счастья всех людей» (1975, № 2); «Морская газета» актуализировала ценность знаний о морском деле и профессии моряка; «Алло! Институт! Что нового?» транслировала ценность научно-технического прогресса: «В нашем институте разработаны новые стрелочные переводы. При таких переводах поезд не снижает скорости на всем своем

пути <...> Уже сейчас это изобретение позволило сэкономить десять миллионов рублей» (1970, № 12); «Школа "Спринт"» и «Всесоюзный спортивный клуб юных прыгунов и спринтеров» — ценность здорового образа жизни.

Порядок следования материалов в каждом выпуске неодинаков. Номер может начинаться как с очерка, так и с рассказа, как с повести, так и с репортажа. Строгость композиции выпуска обусловлена не жанровой принадлежностью материалов, а аксиологическими установками, транслируемыми в публикациях. Журнал являлся медиапродуктом государственной молодежной организации СССР, и поэтому в первой половине выпуска редакторы помещали материалы, реализующие важные в рамках государственной политики ценности.

В публикациях первой половины каждого номера основными топосами, транслирующими ценности, были топосы патриотизма и исторической памяти о Гражданской, Великой Отечественной войне, идеалов революции, дружбы народов, научно-технического прогресса, трудолюбия и уважения к профессии, взаимопомощи и товарищества. Это свидетельствует о том, какие качества желало воспитать в юных читателях государство, какими оно видело тех, кто будет жить и трудиться на благо страны и народа. Рассмотрим на примерах реализацию каждого из топосов.

Мы изучаем топос патриотизма и исторической памяти как единое целое, поскольку во многом любовь к Родине актуализировалась за счет сохранения памяти о подвигах и свершениях героев революции, борьбе с контрреволюционерами, с фашистскими захватчиками. При этом ценность исторической памяти всегда соседствует с обличением идеологического врага. Нередко с ценностью исторической памяти о Великой Отечественной войне соседствует и ценность взаимопомощи боевых товарищей. На страницах «Костра» ценности патриотизма и исторической памяти реализуются в художественных жанрах, например рассказах и повестях, публикуемых на первых полосах: «Только кое-где постреливали еще фашисты, из оголтелых. Но выстрелы эти не могли нарушить крепкого сна победителей» (1975, № 2).

Актуализация топоса идеалов революции также представляется важной в контексте идеологического воспитания подрастающего поколения. Реализация достигалась через идеализацию главных лиц Октябрьской революции, в первую очередь В. И. Ленина, который предстает справедливым и милосердным к простым людям:

«И вдруг этот неизвестный ему человек говорит совсем другое и по-другому, не как учитель с неразумным учеником, а как равный с равным»; «Заметив Шелгунова, Ленин оборвал разговор с товарищами, поспешил навстречу старому соратнику, обнял его и поцеловал» (1975, № 11). Кроме того, актуализация ценностей революции достигалась через героизацию рядовых революционеров, сторонников идей коммунизма: «<...> его товарищи на воле не теряли времени даром. Как только узнали о голодовке, — в городе началось такое, что губернатор за голову схватился. Митинги, листовки, заявления в столицу, манифестации» (Там же).

Для позднесоветских детских журналов не характерна милитаристская риторика, напротив, детская периодика транслирует то-пос дружбы народов. Это представляется важным для поддержания стабильности внутри такой многонациональной страны, как СССР, и для укрепления мира между государствами: «Люди всей планеты твердо знают, что столица нашей Родины Москва — это город мира <...> В День мира вместе со всеми делегатами Фестиваля они скажут решительное "нет" новой термоядерной войне, скажут громогласное "да" миру во всем мире» (1985, № 7). В треугольнике «государство—детские СМИ—дети» актуализация этой ценности выглядит целесообразно, поскольку она закреплена и в Конституции СССР: «Статья 28. СССР неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество. Внешняя политика СССР направлена на обеспечение благоприятных международных условий для построения коммунизма в СССР, защиту государственных интересов Советского Союза, укрепление позиций мирового социализма, поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс, на предотвращение агрессивных войн, достижение всеобщего и полного разоружения и последовательное осуществление принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем»; «Статья 64. Долг каждого гражданина СССР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства»4.

Выполнение пятилетних планов, развитие научно-промышленного комплекса обусловили трансляцию на страницах детского журнала топоса научно-технического прогресса. Репортажи и очерки о последних достижениях науки и техники могли способствовать и профессиональной ориентации тогдашних школьни-

ков, вызывая в них желание быть причастными к крупным научным и промышленным достижениям: «Скоро советские ракеты помогут изучать космос и другим странам. В будущем году они выведут на околоземные орбиты французские спутники, доставят французскую научную литературу на Луну. На международном ракетном полигоне в Тхумбе (Индия) с помощью советских ракет постоянно будут исследовать верхние слои атмосферы» (1970, №12).

Для выполнения функции профориентации в материалах журнала актуализировался топос уважения к профессии, а также трудолюбия. Труд считался одной из главных общественных ценностей в советском обществе, что опять же было закреплено в главном законе: «Статья 60. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР — добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического об-щества»5. Юным читателям внушалась необходимость с уважением относиться к любой профессии — от учителя до плотника, убежденность в том, что упорный труд может помочь человеку найти свое место в жизни: «У колхозных мальчишек Лауринас уже давно и прочно заслужил прозвище "изобретатель". А для их пап и мам он прежде всего комбайнер, причем лучший в хозяйстве. Уже три года не знает себе равных на жатве, намолачивает на своем комбайне больше всех зерна» (1980, № 6).

Другой востребованный на страницах «Костра» топос — топос взаимопомощи и товарищества. Идея важности взаимопомощи актуализируется как в бытовом контексте (в сеттинге школьной жизни, отношений между сверстниками), так и в милитарном контексте (к примеру, при описании событий ВОВ). Манифестация ценности помощи ближнему подчеркивает важность не только воспитания детей в нужном государству идеологическом ключе, но и их морального и нравственного воспитания: «Запомни, в солдатской фляжке всегда один лишний глоток должен быть. Для товарища» (1975, № 2).

Углубляясь в выпуск «Костра», можно заметить, что реализуемые в публикациях топосы начинают сменяться. Как правило, материалы второй половины номера демонстрируют топосы просвещения, хобби и увлечений, бережного отношения к природе, развлечений.

Актуализация топоса просвещения призвана стимулировать интерес школьников к учебе, к конкретным областям знаний (например, к географии, биологии, астрономии), что в будущем может способствовать профессиональной ориентации детей. Тематически публикации, реализующие ценность просвещения, направлены на рассказ о природных явлениях, достижениях науки в доступной для детей форме. Топос просвещения актуализируют также разнообразные викторины и кроссворды. Ребенок в попытках найти правильный ответ может обратиться к справочной литературе или к взрослым, расширяя, таким образом, свои познания об окружающем мире.

Кроссворды и викторины также актуализируют и топос развлечения, так как являются способом интересно провести время одному или в компании сверстников. Развлечение читателей также обусловливают шутки, анекдоты, фельетоны, несерьезные стихотворения из постоянной рубрики «Уголек». Эти материалы всегда помещаются на последних страницах выпуска и в определенной мере смягчают общий идеологически ориентированный тон выпуска.

Манифестация топоса хобби и увлечений помогает читателям найти дело по душе среди разнообразия интересов, с пользой проводить свободное время. Здесь мы отметим постоянную рубрику «Арчебек», посвященную обучению игре в шахматы. В этой рубрике публикуются шахматные задачи, их решение, а также иногда новости из мира шахмат. С помощью этой рубрики дети, умеющие играть в шахматы, могли улучшить свои навыки, а те, кто не умел, могли заинтересоваться и получить первое представление об игре. Кроме шахматной рубрики, ценность увлечений реализуют заметки, очерки о детях — ровесниках читателей — с рассказами об их увлечениях: «А еще у меня есть второй разряд по велоспорту. Люблю играть в волейбол, занимаюсь гимнастикой, люблю шить. Только_бездельники жалуются на занятость» (1980, № 1). Отметим также жанр рецензии на рисунки, присланные юными читателями. Полагаем, что такие рецензии могли помочь детям улучшить навыки рисования, получить мотивацию к дальнейшему развитию: «Стать художником, если ты даже очень способный человек, но ленив и нелюбознателен — невозможно» (1980, № 7). Отметим использование отрицательно окрашенной лексики, когда речь заходит об увлечениях: бездельники, ленив, нелюбознателен. Ее роль мы видим в формировании у ребят негативного отношения

к безделию, праздному времяпрепровождению, безответственному отношению к своему досугу.

Трансляция топоса бережного отношения к природе способствовала формированию осознанного отношения к окружающему миру. Бережное отношение к флоре и фауне объявлялось делом государственной важности, и Конституция СССР об этом говорит следующее: «Статья 67. Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства»6. Публикации, актуализирующие этот то-пос, демонстрировали неповторимую красоту природы Советского Союза, рассказывали о повадках животных. Многие из таких материалов, в том числе в рубрике «Зеленые страницы», выходили из-под пера или под редакцией известного советского писателя-натуралиста Н. И. Сладкова. Публикации о природе учили видеть прекрасное в обыденном, относиться к природе как к живому существу и могли побудить детей с уважением относиться к окружающей среде: «Но бывают другие болота — неправдоподобной, удивительной красоты <...> Все огромное розовое болото зашевелилось, засуетилось, залопотало — проснулось <...> Да, это не сон — вокруг и под ногами болото! Но какое болото!» (1970, № 8).

Выводы

Изучив формат и аксиологическое наполнение советского детского журнала, мы можем сделать выводы о зависимости одного от другого, а также о функции издания. Несмотря на многообразие представленных в «Костре» жанров публикаций, не жанры определяют, в каком порядке расположатся материалы в выпуске, а их ценностная ориентация. На первых полосах, в том числе и на обложке, в центре внимания материалы, транслирующие ценности патриотизма и исторической памяти, идеалов революции, дружбы народов, научно-технического прогресса, трудолюбия, взаимопомощи и товарищества. Эти ценности совпадали с государственной политикой, как внешней, так и внутренней, ориентировали аудиторию на нужный вектор развития и способствовали нравственному воспитанию.

Материалы, публикуемые ближе к концу выпуска, актуализировали ценности увлечений, просвещения, бережного отношения к природе, развлечения. Так детям помогали ориентироваться в окружающей действительности, учили жить в гармонии с собой и окружающей средой. Материалы, манифестирующие ценность

развлечения, помогали юным читателям отвлечься от общего серьезного тона выпуска. Основной целью издания было идеологическое и нравственное воспитание аудитории, а развлекательная функция была на периферии внимания создателей журнала.

Приложения

При подготовке статьи использовались следующие выпуски журнала:

«Костер». 1970. № 8; № 12.

«Костер». 1975. № 2; № 11.

«Костер». 1980. № 1; № 6; № 10.

«Костер». 1985. № 7; № 9; № 10.

Примечания

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 2228-00775, проект «Медиатизированная модель советского общества в детской периодике», https://rscf.ru/project/22-28-00775/

2 http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/red_1936/3959819/chapter/2d 2b900633386ae1946956e94fe589c8/

3 http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/red_1936/3959819/chapter/ac c462fЭc2d2aed6a5d717eb96fedf9b/

4 https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/]

5 https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/

6 https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/

Библиография

Андронникова О. В., Демина Л. И. Особенности развития сетевых журналов для детей в контексте массовой коммуникации // Известия Саратов. ун-та. Новая серия. Сер.: Филология. Журналистика. 2018. № 2. Т. 18. С. 225-229. Б01: 10.18500/1817-7115-2018-18-2-225-229.

Блохина Я. А. Тематическая характеристика журнала «Пионер» как источника репрезентаций советского общества // Политическая лингвистика. 2022. № 2 (92). С. 172-182.

Видинеева Н. Ю. Специфика репрезентации общественных отношений в журнале «Костер» (1970-1980 годы) // Научный диалог. 2022. Т. 11. № 5. С. 195-210. Б01: 10.24224/2227-1295-2022-11-5-195-210.

Вяткина А. А. Журнал альбом: к проблеме жанра детской периодики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7 (25). С. 65-69.

Головин Ю. А., Коханая О. Е. (а) Детско-юношеские общественные движения и отечественная детская периодика как факторы ценностного самоопределения личности // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 2. С. 132148. Б01: 10.17805^.2018.2.13.

Головин Ю. А., Коханая О. Е. (б) Газета «Пионерская правда» как феномен эффективной коммуникации // Реклама и связи с общественностью:

традиции и инновации. Ростов н/Д: Ростовск. гос. ун-т путей сообщения, 2018. С. 13-24.

Громова М. М. Трансформация образа Японии в журнале «Мурзилка» в XX в. // Stephanos. 2021. № 5 (49). С. 18-24. DOI: 10.24249/2309-9917-202149-5-18-24.

Дубровская Т.В. «Любви достойна только мать и Гелендваген 5.5»: па-цанская лирика как жанр молодежного интернет-дискурса // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 56-65. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-1-21-56-65.

Дубровская Т. В. Мир русской литературы в детском журнале «Пионер» 1970-1980-х годов // Вестн. Донецк. нац. ун-та. Сер. Д: Филология и психология. 2022. №1. С. 20-26.

Ермолова А. И. «Саша рисует ракету, а Боря рисует конфету..»: образы космоса в журналах для детей конца 1950-1960-х годов // Наследие веков. 2021. № 2 (26). С. 24-34. DOI: 10.36343/SB.2021.26.2.002.

Климова Р. О. Типология современной детской периодики Челябинской области, издающейся при домах детского творчества // Медиасреда. 2012. № 7. С. 43-46.

Кудряшев А. В. Газета «Пионерская правда» как историко-педагогиче-ский источник // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2019. С. 378-389.

Макаренко Е. Ю. Дизайн детских журналов и феномен консьюмериз-ма // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 2 (6). С. 67-70.

Мусорина О. А., Дубровская Т. В. Советская детская печать как средство медиатизации советских образцов культуры: аналитический обзор // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 2. С. 249-263. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(2).249-263.

Наумова М. «Если завтра война...» Подготовка к войне как часть воспитания советских школьников 1930-х годов (по материалам журнала «Пионер») // Логос. 2017. № 5 (120). С. 163-186.

Савина А. А., Корнюшкина К. А. Карикатура как источник по истории советского детства (по материалам газеты «Пионерская правда» второй половины 20-х годов XX в.) // Ученые записки Казанск. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2020. Т. 162. С. 194-209. DOI: 10.26907/2541-7738.2020. 6.194-209.

Сазоненко М. А. Атрибуты советского детства: история трансформации (на примере иллюстративного материала детских журналов 1920-1990-х годов) // Вестн. Новосибирск. гос. ун-та. Сер.: История, филология. 2021. № 6. С. 85-95. DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-6-85-95.

Селиверстова Д. К. Современные российские масс-медиа о семье и семейных ценностях // Проблемы массовой коммуникации. Ч. 1 / под ред. В. В. Тулупова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2010. С. 46-47.

Харитонова С. В. Журнал «Вяселка» в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей БССР // Весщ БДПУ. Серыя 1. Педагопка. Псь халопя. Фталопя. 2021. № 3 (109). С. 125-129.

Харитонова С.В. Содержательно-формальные свойства развлекательной прессы для детей конца XX — начала XXI века // Труды БГТУ. Сер. 4: Принт- и медиатехнологии. 2020. № 2 (237). С. 97—103.

Notes

The research was done with the support of Russian Science Foundation, project № 22-28-00775 "Mediatized model of the Soviet society in children's periodicals", https://rscf.ru/project/22-28-00775/

References

Andronnikova O. V., Demina L. I. (2018) Osobennosti razvitiya setevykh zhurnalov dlya detey v kontekste massovoy kommunikatsii [Development of Online Children's Magazines in the Context of Mass Communication]. Izvesti-ya Saratov. un-ta. Novaya seriya. Ser.: Filologiya. Zhurnalistika 2 (18): 225—229. DOI: 10.18500/1817-7115-2018-18-2-225-229 (In Russian)

Blokhina Ya. A. (2022) Tematicheskaya kharakteristika zhurnala «Pioner» kak istochnika reprezentatsiy sovetskogo obshchestva [Thematic Characteristics of the Pioner Magazine as a Source of Representations of Soviet Society]. Politicheskaya lingvistika 2 (92): 172—182. (In Russian)

Dubrovskaya T. V (2019) «Lyubvi dostoyna tol'ko mat' i Gelendvagen 5.5»: patsanskaya lirika kak zhanr molodezhnogo internet-diskursa ["Only Mom Deserves Love and Gelandewagen 5.5": the Boyish Lyrical Poetry as a Genre of Youth Internet Discourse]. Zhanry rechi 1 (21): 56—65. DOI: https://doi. org/10.18500/2311-0740-2019-1-21-56-65 (In Russian)

Dubrovskaya T. V. (2022) Mir russkoy literatury v detskom zhurnale «Pion-er» 1970-1980-kh godov [The World of Russian Literature in the Children's Magazine Pioner of the 1970s—1980s]. Vestn. Donetsk. nats. un-ta. Ser. D: Filologiya ipsikhologiya 1: 20—26. (In Russian)

Ermolova A. I. (2021) «Sasha risuet raketu, a Borya risuet konfetu...»: obrazy kosmosa v zhurnalakh dlya detey kontsa 1950-1960-kh godov ["Sasha Is Drawing a Rocket while Borya Is Drawing a Sweet.": Space Images in Children's Magazines of the Late 1950s-1960s]. Nasledie vekov 2 (26): 24-34. DOI: 10.36343/SB.2021.26.2.002 (In Russian)

Golovin Yu. A., Kokhanaya O. E. (2018 a) Detsko-yunosheskie obshchest-vennye dvizheniya i otechestvennaya detskaya periodika kak faktory tsennostno-go samoopredeleniya lichnosti [Children's and Youth Public Movements and Domestic Children's Periodicals as Factors of Axiological Self-Determination of a Personality]. Znanie. Ponimanie. Umenie 2: 132-148. DOI: 10.17805/ zpu.2018.2.13 (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Golovin Yu. A., Kokhanaya O. E. (2018 b) Gazeta «Pionerskaya pravda» kak fenomen effektivnoy kommunikatsii [The Pionerskaya Pravda Newspaper as a Phenomenon of Efficient Communication]. In Reklama i svyazi s obshchest-vennost'yu: traditsii i innovatsii [Advertising and Public Relations: Traditions and Innovations]. Rostov-on-Don: Rostov State Transport University Publ. Pp. 1324. (In Russian)

Gromova M. M. (2021) Transformatsiya obraza Yaponii v zhurnale «Murzil-ka» v XX v. [Transformation of the Image of Japan in the Murzilka Magazine in the 20th Century]. Stephanos 5 (49): 18-24. DOI: 10.24249/2309-9917-202149-5-18-24 (In Russian)

Kharitonova S. V (2020) Soderzhatel'no-formal'nye svoystva razvlekatel'noy pressy dlya detey kontsa XX — nachala XXI veka [Substantial and Formal Properties of the Entertainment Children's Press of the Late 20th — Early 21st Century]. Trudy BGTU. Ser. 4: Print- i mediatekhnologii 2 (237): 97—103. (In Russian)

Kharitonova S. V (2021) Zhurnal «Vyaselka» v dukhovno-nravstvennom i esteticheskom vospitanii detey BS SR [The Vyaselka Magazine in Spiritual, Moral and Aesthetic Upbringing of Children of BS SR]. Vestsi BDPU. Ser. 1: Pedagogika. Psikhalogiya. Filalogiya 3 (109): 125—129. (In Russian)

Klimova R. O. (2012) Tipologiya sovremennoy detskoy periodiki Chelyabin-skoy oblasti, izdayushcheysya pri domakh detskogo tvorchestva [Typology of Modern Children's Periodicals of the Chelyabinsk Region Published at Houses of Children's Creativity]. Mediasreda 7: 43—46. (In Russian)

Kudryashev A. V (2019) Gazeta «Pionerskaya pravda» kak istoriko-peda-gogicheskiy istochnik [The Pionerskaya Pravda Newspaper as a Historical and Pedagogical Source]. In Istochniki issledovaniya opedagogicheskomproshlom: in-terpretatsiya problem i problemy interpretatsii [Sources of a Study into the Pedagogical Past: Interpretation of Problems and Problems of Interpretation]. Moscow: Moscow State Teacher Training University Publ. Pp. 378—389. (In Russian)

Makarenko E. Yu. (2015) Dizayn detskikh zhurnal ov i fenomen kons'yu-merizma [Design of Children's Magazines and the Phenomenon of Consumerism]. Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki 2 (6): 67—70. (In Russian)

Musorina O. A., Dubrovskaya T. V (2022) Sovetskaya detskaya pechat' kak sredstvo mediatizatsii sovetskikh obraztsov kul'tury: analiticheskiy obzor [The Soviet Children's Press as a Tool of Mediatization of Soviet Specimens of Culture: an Analytical Review]. Theoretical and practical issues of journalism 11 (2): 249—263. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(2).249-263 (In Russian)

Naumova M. (2017) «Esli zavtra voyna...» Podgotovka k voyne kak chast> vospitaniya sovetskikh shkol>nikov 1930-kh godov (po materialam zhurnala «Pi-oner») ["If Tomorrow a War Begins." Preparation for a War as Part of Soviet Schoolchildren's Upbringing in the 1930s (a case study of the Pioner magazine)]. Logos 5 (120): 163—186. (In Russian)

Savina A. A., Kornyushkina K. A. (2020) Karikatura kak istochnik po isto-rii sovetskogo detstva (po materialam gazety «Pionerskaya pravda» vtoroy po-loviny 20-kh godov XX v.) [A Cartoon as a Source in the History of Soviet Childhood (a case study of the Pionerskaya Pravda newspaper in the second half of the 1920s)]. Uchenye zapiski Kazansk. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki 162: 194—209. DOI: 10.26907/2541-7738.2020.6.194-209 (In Russian)

Sazonenko M. A. (2021) Atributy sovetskogo detstva: istoriya transformatsii (na primere illyustrativnogo materiala detskikh zhurnalov 1920—1990-kh godov) [Attributes of Soviet Childhood: Transformation History (a case study of the illustrative material of children's magazines of the 1920s—1990s)]. Vestn. Novosi-

birsk. gos. un-ta. Ser.: Istoriya, filologiya 6: 85-95. DOI: 10.25205/1818-79192021-20-6-85-95 (In Russian)

Seliverstova D. K. (2010) Sovremennye rossiyskie mass-media o sem'e i se-meynykh tsennostyakh [Modern Russian Mass Media about Family and Family Values]. In V. V Tulupov (ed.) Problemy massovoy kommunikatsii. Ch. 1. [Problems of Mass Communication. Part 1]. Voronezh: Voronezh State University Academic Press Publ. Pp. 46-47. (In Russian)

Vidineeva N. Yu. (2022) Spetsifika reprezentatsii obshchestvennykh otnosh-eniy v zhurnale "Koster" (1970-1980 gody) [Representation of Social Relations in the Kostyor Magazine (1970-1980)]. Nauchnyy dialog 11 (5): 195-210. DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-5-195-210 (In Russian)

Поступила в редакцию 19.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.