ФОРМАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА
М.К. Салманов, магистрант Е.В. Бондаренко, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-3-70-74
Аннотация. В современном мире всеобщая глобализация диктует свои правила бизнеса в результате чего, многие компании стремятся использовать все возможности для увеличения доли рынка. С каждым днем все больше компаний внедряют интернет-маркетинг, не уделяя должного внимания процессам данного направления. В статье рассматривается важность вопроса формализации бизнес-процессов компании в области интернет-маркетинга и представлены процессы создания интернет-маркетингового отдела и формирования интернет-маркетинговой стратегии по методологии BPMN 2.
Ключевые слова: интернет-маркетинг, бизнес-процессы, формализация бизнес-процессов, оценка эффективности интернет-маркетинга.
На сегодняшний день в бизнес-среде прослеживается определенная тенденция. Многие компании придерживаются мнения, что если бизнес успешен, то правильной стратегией является сохранение текущего состояния организации. Данное заключение можно интерпретировать следующим образом, что изменения необходимы, только когда компания ощущает проблемы. Однако, это заблуждение и приводит большинство компаний к этим самым проблемам. Чтобы не доводить ситуацию до их возникновения и необходимости принятия ситуационных решений по их экстренному ликвидированию, полезно заниматься оптимизацией работы компании в постоянном режиме. По мнению экспертов, в преобладающем числе случаев, следует обратить внимание на бизнес-процессы.
Согласно ISO 9000:2000, определение бизнес-процесса звучит следующим образом: «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы».
По мнению В. Репина, бизнес-процесс -устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя (клиента).
Я считаю, эти определение очень точно
описывает принцип построения бизнес-процессов на бумаге. Однако, стоит заметить, что каждый вход и выход из каждого блока является важным ресурсом компании для достижения конечных целей. В связи с этим, мне кажется, следует сделать некоторые уточнения для комплексного восприятия.
По мнению автора, бизнес-процесс -элемент взаимосвязанной системы видов деятельности компании, обладающий точным местом в этой системе, регулируемый, использующий ресурсы для достижения целей компании и создания ценности для потребителя.
Каждая организация рано или поздно осознает, что для дальнейшего роста компании необходимо провести формализацию бизнес-процессов. Основными катализаторами в этом направлении является рост организации и закономерные проблемы, вызванные этим самым ростом. Увеличение числа проектов, заказов требует больше ресурсов, времени на их реализацию, что логично приводит к их нехватке. Формализация процессов направлена на устранение хаотичности в деятельности организации как в целом, так и каждого сотрудника в отдельности.
Формализация бизнес-процессов позволяет:
- определить зону ответственности каж-
дого сотрудника и его эффективность;
- выявить проблемы в существующих бизнес-процессах;
- перераспределить ресурсы с избыточных процессов;
- определить последовательность выполнения задач.
Большинство процессов компании, таких как: продажи, закупочная логистика, складская логистика, транспортная логистика, производство товаров/услуг, управление персоналом, управление финансами уже давно формализованы. Интернет-маркетинг - это комплекс маркетинговых мероприятий в интернет-среде для коммерческих организаций. Данное направление деятельности организации набирает
внушительный темп роста, вследствие развития сети интернет и процесса глобализации. На данный момент в большинстве компаний отсутствует формализация и регламентация данного бизнес-процесса.
Рассматривая интернет-маркетинг как бизнес-процесс, справедливо утверждение, что его результативность зависит от четырех факторов, а именно: регулярность, взаимосвязанность, ресурсоориентирован-ность, ценность. Факторы эффективности отражены на рисунке 1.
Эти факторы доказывают необходимость формализации этого бизнес-процесса, для регулярного воспроизведения, отслеживания взаимосвязей и затрат ресурсов.
РЕГУЛЯРНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ
РЕЗУЛЬТАТ
РЕСУРСЫ ЦЕННОСТЬ
Рис. 1. Факторы результативности бизнес-процесса интернет-маркетинга
Регулярность означает, что любая интернет-маркетинговая активность подразумевает постоянное тестирование и оптимизацию. Единоразовый процесс, даже хорошо реализованный, очень быстро модернизируется конкурентами, что позволяет добиться лидирующих положений на рынке. Только постоянный анализ эффективности и совершенствование способны оказать большое влияние на общее состояние компании.
Взаимосвязанность подразумевает, что процессы интернет-маркетинга работают более эффективно в комплексе. Однако, выбор комплекса инструментов опирается на разработанную общую стратегию интернет-маркетинга. Подбор и адаптация процессов является немаловажным аспек-
том деятельности данного направления.
Одним из ключевых значений является фактор ресурсоориентированности. Руководство компании должно осознавать, что направление интернет-маркетинга ничто иное как - инвестиции. Чтобы получить результат достижения цели, необходимо вложить ресурсы в данный процесс. Как и любые инвестиции, интернет-маркетинг требует оценки эффективности вложенных ресурсов.
Как и вся концепция процессного подхода заключается в клиентоориентирован-ности, так и процесс интернет-маркетинга должен принести ценность для конечного потребителя. На данный момент польза для потребителя является самым важным аспектом во всей интернет-маркетинговой
деятельности [1].
По мнению автора, бизнес-процесс интернет-маркетинга для большинства торговых организаций можно унифицировать, так как существует устоявшийся комплекс интернет-маркетинговых инструментов. К таким инструментам относятся: SEO, контекстно-медийная реклама, инфлюенс-маркетинг, SMM, реклама в социальных сетях, маркетплейсы [2].
Существует множество методологий оценки эффективности интернет-маркетинга. Каждая из них сводится к определению величины ключевого показа-
теля, например: Cost per lead (CPL) - стоимость, привлеченного лида; Conversion rate (CR) - коэффициент конверсии целевого действия и многие другие. Это распространенная ошибка. Конечной целью любой интернет-маркетинговой активности должная является продажа товара или услуги, а следовательно, наиболее эффективным является расчет показателя Return on marketing investments (ROMI) - возврат на маркетинговые инвестиции. Данная ошибка заключается в неправильно выстроенном бизнес-процессе интернет-маркетинговой деятельности организации.
Рис. 2. Формирование интернет-маркетингового отдела
Для этого необходимо составить бриф, который передается уполномоченному специалисту (проектному-менеджеру). На основании брифа составляется техническое задания на проведение маркетингового исследования для маркетолога компании. После проведенного исследования составляется отчет, в котором указывается вся необходимая информация для разработки интернет-маркетинговой стратегии. Процесс разработки стратегии представлен на рисунке 3. Далее разработанная стратегия отправляется на согласование руководству компании. Как было сказано ранее
основной целью интернет-маркетинга является продажа товара или услуги, опираясь на составленный бриф и цель, принимается решение о доработке или принятии интернет-маркетинговой стратегии. В результате принятия стратегии производится подбор, собеседование, оформление и введение нового квалифицированного персонала на вакантные должности. Конечным результатом данного процесса является сформированная стратегия компании в направлении интернет-маркетинга и новое сформированное организационное подразделение.
Рис. 3. Разработка интернет-маркетинговой стратегии
Разработка интернет-маркетинговой стратегии очень важная задача. После того как маркетолог провел маркетинговое исследование и составил отчет, задача проект-менеджера ознакомиться с отчетом. Проанализировав полученные сведения, следует ответить на ряд вопросов в области интернет-маркетинга, а именно: какие каналы продвижения использовать, какие инструменты использовать, какие ресурсы уже есть, какие ресурсы необходимо приобрести и один из самых значимых вопрос как позиционировать компа-
нию/бренд/товар на рынке. В результате подготавливается промежуточный медиа-план с указанием всех каналов, инструментов, требуемых ресурсов и позиционированием компании/бренда/товара. Далее составляются road map (дорожные карты или последовательность действий, необхо-
димых для выполнения процесса) на 6 месяцев. В соответствии с объемом работ выставляется оценочная стоимость каждой задачи в медиаплане. Определяется ключевые показатели (КР1) и формируется отчетная документация по разработке стратегии интернет-маркетинга.
Формализация бизнес-процессов в области интернет-маркетинга необходима для каждой компании, так как данное направление динамичное и открывает большие возможности для достижения целей компании. Также справедливо отметить, что формализация позволяет существенно снизить издержки ресурсов компании. Правильно выстроенные бизнес-процессы позволяют оперативно реагировать на изменения рынка и корректировать деятельность организации в зависимости от ситуации.
Библиографический список
1. Долганова О.И. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 289 с.
2. Воронюк А., Полищук А. Актуальный интеренет-маркетинг. - Киев: IPIO, 2018. -121 с.
3. Филип Котлер, Хермаван Картаджайя, Айвен Сетиаван Маркетинга 4.0: Разворот от традиционного к цифровому. Технологии продвижения в интернете. - М.: Бомбора, 2019. - 136 с.
FORMALIZATION OF BUSINESS PROCESSES OF TRADING ORGANIZATIONS IN
THE FIELD OF INTERNET MARKETING
M.K. Salmanov, Graduate Student
E.V. Bondarenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. In the modern world, general globalization dictates its own business rules, as a result of which, many companies seek to use all opportunities to increase their market share. Every day more and more companies are introducing Internet marketing, not paying due attention to the processes of this direction. The article discusses the importance offormalizing the company's business processes in the field of Internet marketing and presents the processes of creating an Internet marketing department and forming an Internet marketing strategy using the BPMN 2 methodology.
Keywords: Internet marketing; business processes; formalization of business processes; evaluation of the effectiveness of Internet marketing.