Научная статья на тему 'Food security issues in Uzbekistan'

Food security issues in Uzbekistan Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
166
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOOD SECURITY / DEVELOPING COUNTRIES / ECONOMIC REFORMS / PRODUCTION OF RESOURCE-EFFICIENT TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Davletov Sanjarbek Rajapovich, Egamberganova Matluba Jobborganovna

In this article the problem of food store safety in the Republic of Uzbekistan is examined. It’s mentioned that the government by the way of further deepening of economical reforms in agriculture, rasing the level of using land-water resources, stimulation of widening application of the resource-saving technologies to production provides not only food store but also the social-economical defence of the population of Uzbekistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Food security issues in Uzbekistan»

Section 8. Political regionalism. Ethnic policies

Section 8. Political regionalism. Ethnic policies

Davletov Sanjarbek Rajapovich, Urgench State University Senior researcher, Department of History E-mail: sanjar-22@mail.ru

Egamberganova Matluba Jobborganovna, Urgench State University, Bachelor student, Department of history E-mail: shoira_69@mail.ru

Food security issues in Uzbekistan

Abstract: In this article the problem of food store safety in the Republic of Uzbekistan is examined. It’s mentioned that the government by the way of further deepening of economical reforms in agriculture, rasing the level of using land-water resources, stimulation of widening application of the resource-saving technologies to production provides not only food store but also the social-economical defence of the population of Uzbekistan.

Keywords: food security, developing countries, economic reforms, production of resource-efficient technologies.

Давлетов Санжарбек Раджапович, Старший преподаватель, Ургенчский Государственный Университет, Узбекистан E-mail: sanjar-22@mail.ru

Егамбергамова Матлуба Жобборгановна, Студентка, Ургенчский Государственный Университет

E-mail: shoira_69@mail.ru

Вопросы продовольственной безопасности в Республике Узбекистан

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема продовольственной безопасности в Республике Узбекистан. Отмечается, что государство путем дальнейшего углубления экономических реформ в сельском хозяйстве, повышения уровня использования земельно-водных ресурсов, стимулирования расширения внедрения в производство ресурсосберегающих технологий обеспечивает не только продовольственную, но и социально-экономическую защищенность населения Узбекистана.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, развивающаяся страна, экономические реформы, производство ресурсосберегающих технологий.

История развития человеческого общества его изменяющегося взаимодействия с природой. в определенном смысле являет собой картину Следует отметить, что зависимость человека от

38

Food security issues in Uzbekistan

природы, от естественной среды обитания, существовала на всех этапах человеческой истории. Экология планеты и производство продуктов питания связаны самым тесным образом. С древнейших времён и до наших дней рост населения и потребностей людей требовали увеличения производства продуктов питания. Обеспечение растущего народонаселения продовольствием стало одной из важнейших проблем человечества.

Недаром в своем выступлении на международном конференции «О важнейших резервах реализации продовольственной программы в Узбекистане», Президент Республики Узбекистан И. Каримов отметил, что «... проводимые международные экспертные исследования и оценки по обеспечению продовольственной безопасности указывают на серьезную обеспокоенность и тревогу в связи со складывающейся по этой проблеме ситуацией в мире и отдельных его регионах. Эту проблему сегодня относят к числу наиболее актуальных и важнейших вызовов для мирового сообщества» [2].

Проблема продовольственной безопасности в центре внимания мировой политики и экономики с начала 70-х годов ХХ века. В 1974 году на Всемирном Саммите по вопросам продовольствия продовольственную безопасность определили как: «наличие в любое время достаточных мировых запасов основных продуктов питания для поддержания устойчивого роста потребления продуктов и компенсации колебаний производства и цен». Понятие получило дальнейшее развитие в публикации ФАО — Положение с продовольственной нестабильностью: «продовольственная безопасность существует, когда все люди в любое время имеют физический, социальный и экономический доступ к достаточному количеству безопасных и питательных продуктов, соответствующих пищевым потребностям и индивидуальным предпочтениям, и обеспечивающим активную и здоровую жизнь» [5, 49].

Продовольственная безопасность страны — концепция, связанная с множеством факторов, однако напрямую связанная с правильным использованием и управлением природным капиталом, причем как на местном уровне, так и на региональном и глобальном уровнях.

Согласно экспертам ФАО состояние продовольственной безопасности определяется следующими показателями — продовольственной обеспеченностью, доступом к продовольствию, стабильностью доступа и потреблением [6, 50].

Как наглядно продемонстрировали недавние кризисы производства зерновых в мире, продовольственная безопасность является одним из важнейших компонентов экономической безопасности. Вопросы продовольственной безопасности занимают важное место в концепциях национальной безопасности большинства передовых стран, где уже давно приняты соответствующие законы, государственные стратегии и программы.

По оценочным данным, суточное потребление на одного человека в Африке составляет в среднем 2300 ккал, в США и ЕС калорийность питания составляет 3500-3600 ккал. По международной классификации ФАО, питание на уровне 2150 калорий характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным уровнем для человека является 2600 калорий. Эксперты считают, что уже при жизни нынешнего поколения продовольственная проблема может перерасти в глубокий международный кризис. Сегодня 17 % населения Земли испытывает голод, и в ближайшее десятилетие это число может увеличиться в 1,5 раза [8, 67].

В 1992 году 1600 мировых ученых, в том числе 102 лауреата Нобелевской премии, издали меморандум, озаглавленный «Ученые предупреждают человечество». В нем прямо говорится, что безответственное отношение к природным ресурсам способно настолько изменить планету, что она не сможет сохранить жизнь людей на достигнутом уровне. Этому призыву вняли почти все государства.

Узбекистан с первых лет независимости выбрал собственный путь развития и комплексного, масштабного реформирования во всех сферах, направленного на строительство демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. При этом одним из главных направлений социально-экономического развития страны стало решение вопросов продовольственного обеспечения, доступности продовольствия в соответствии с рациональными нормами здорового питания, а также достижение

39

Section 8. Political regionalism. Ethnic policies

высокого качества и безопасности потребляемых населением пищевых продуктов.

Человек, хорошо изучивший и знающий Конституцию Республики Узбекистан, ещё раз убедится в том, что политика республики направлена на обеспечение человеку свободного развития и достойной жизни. Из этого вытекает, что продовольственная безопасность занимает основное место в обеспечении жизнедеятельности человека. Она, в первую очередь, отражает социальную политику, направленную на обеспечение основных прав человека.

Известно, что сейчас в Узбекистане существуют важные особенности реформирования современного сельского хозяйства. Имея их в виду, глава государства отметил, что «... сегодня мы глубоко осознаем, что эффективность обновления нашего общества, уровень развития демократических процессов в стране, успехи, с которыми проходит реформирование сельского хозяйства, зависят от глубины проникновения этих процессов во все сферы жизни села» [3].

С первых лет независимости в стране были приняты меры по ускорению экономических реформ в сельском хозяйстве на основе приоритетного развития фермерских хозяйств, совершенствованию производственных отношений на селе. Основой развития фермерского движения в Узбекистане стал Указ главы государства «О дальнейшем укреплении дехканских (фермерских) хозяйств и государственной поддержке предпринимательской деятельности в республике» от 29 ноября 1991 года.

Принятые Земельный кодекс, законы «О фермерском хозяйстве», «О дехканском хозяйстве» и «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» сформировали прочную правовую базу и систему гарантий для развития фермерства, экономической и финансовой самостоятельности фермерских хозяйств.

За короткий период нашего независимого развития в Узбекистане осуществлены кардинальные реформы, которые позволили практически полностью диверсифицировать сельское хозяйство и обеспечить наше население основными продовольственными культурами, наладить в больших объемах их экспорт. Это особенно важно, если

учесть, что еще на пороге 90-х годов прошлого века, когда Узбекистан входил в состав бывшего Советского Союза, сельское хозяйство нашей страны было полностью направлено на возделывание только одной культуры — производство хлопка-волокна, которым республика практически обеспечивала весь социалистический лагерь.

Нужно отметить, что превращение республики в сырьевую базу бывшего Союза отвечало интересам тоталитарного режима. Экономика страны состояла всего из одной отрасли-хлопководства, и отношение к другим отраслям осуществлялось с этой точки зрения. То, что всего 8-10 процентов посевных площадей было засеяно пшеницей, тоже было результатом господства хлопковой политики. Поэтому большая часть самой необходимой для жизни страны продукции — зерно, мясо, молоко, картошка- завозилась извне. По состоянию на 1 января 1989 года 95 % общих посевных площадей приходилось на долю колхозов и совхозов, или, иначе говоря, было в распоряжении государства.

Хлопковая монополия продолжалась вплоть до 23 июня 1989 года, до смены руководства государства. Впервые И. Каримов открыто заговорил о тяжелых проблемах, накопившихся в течение многих лет и поставивших страну в положение социального взрыва. Он твёрдо поставил на повестку дня вопрос о необходимости их решения. Хорошо понимающий проблемы села, почувствовавший их сердцем, глава государства И. Каримов, издал 17 августа 1989 года специальное постановление «О дальнейшем развитии индивидуального жилищного строительства и личных хозяйств граждан, работников совхозов и колхозников». В результате в 1989-1990 годах более полутора миллионам семьям были выделены дополнительные земельные участки. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что, благодаря разумному решению этих проблем, тысячи людей в республике имеют дома, работу, увеличился объём товаров на рынках, снизились цены и, самое главное, удалось добиться предотвращения социального взрыва.

Кроме этого, сотни тысяч гектаров поливных земель были выведены из оборота технических посевов, план выращивания хлопка снизился на 700 тысяч тонн. Это был первый, но крайне

40

Food security issues in Uzbekistan

важный шаг в ликвидации монополии хлопчатника. Для решения этой проблемы наряду с другими мерами, в те годы 2,5 миллионам семей было выделено дополнительно 700 тысяч гектаров поливных наделов. Несомненно, будет правдой сказать, что это было большим историческим шагом в решении социальных проблем наших кишлаков, в сохранении мира и стабильности.

В результате проведения кардинальных реформ в сельском хозяйстве за годы независимого развития, то есть за истекшие 23 года, производство зерновых увеличилось с 1 миллиона тонн до 8 миллиона тонн, превратив страну в экспортера пшеницы. За годы независимости объем производства сельскохозяйственной продукции возрос в целом более чем в 2 раза, что позволило, несмотря на прирост населения страны почти на 10 миллионов человек, или свыше 30 процентов, увеличить в расчете на душу населения потребление мяса в 1,3 раза, молока и молочных продуктов — в 1,6 раза, картофеля — в 1,7 раза, овощей — более чем в 2 раза, фруктов — почти в 4 раза.

В настоящее время на селе сформирована и совершенствуется современная производственная и рыночная инфраструктура, предоставляющая фермерским хозяйствам весь спектр необходимых услуг.

Логическим продолжением реформирования сельскохозяйственного сектора страны стал Указ Президента Ислама Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности и развитию фермерства в Узбекистане» от 22 октября 2012 года, направленный на повышение эффективности фермерских хозяйств, расширение их прав и полномочий, усиление их роли в рациональном использовании земельно-водных ресурсов и создании производственного потенциала, динамичном развитии и благоустройстве села, обеспечении занятости и рост благосостояния населения.

Новый этап развития технологической составляющей аграрного комплекса Узбекистана открыло постановление Президента Ислама Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию управления и финансовому оздоровлению предприятий сельскохозяйственного машиностроения» от 15 мая 2014 года. В целях

внедрения современных агротехнологий и оснащения высокопроизводительной сельскохозяйственной техникой, в стране была реорганизована вся система сельскохозяйственного машиностроения, образована холдинговая компания «Узагро-проммашхолдинг», осуществлена оптимизация и специализация предприятий отрасли на выпуске конкретных видов востребованной сельскохозяйственной техники и средств механизации.

Основой укрепления деятельности предприятий пищевой промышленности на ближайшую перспективу служат Программа мер по расширению и развитию пищевой промышленности на 2012-2015 годы, а также Программа дополнительных мер по углублению переработки сельскохозяйственного сырья, увеличению объемов производства и расширению ассортимента продовольственных товаров на 2012-2015 годы.

Президент страны И. Каримов в своем докладе на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год, отметил, что в системе мер по реформированию сельского хозяйства особое внимание уделяется кардинальному улучшению мелиоративного состояния поливных земель. Эта задача была и остается на перспективу одним из важнейших приоритетов, так как от состояния плодородия земель, бесценного богатства страны, постоянного их улучшения всецело зависят продуктивность всего сельскохозяйственного производства, экономическая и продовольственная безопасность страны, материальное благополучие не только сельских тружеников, но и всего населения Узбекистана [4].

В результате принятых мер обеспечено улучшение мелиоративного состояния 1,7 миллиона гектаров орошаемых земель. Площади земель с критическим уровнем залегания грунтовых вод (до 2 метров) сократились почти на 500 тысяч гектаров, или более чем на треть, а сильно и среднезасоленных земель — на 100 тысяч гектаров, или на 12 процентов. На площадях, где были проведены мелиоративные мероприятия, урожайность хлопчатника повысилась в среднем на 2-3 центнера с гектара, зерновых колосовых культур — на 3-4 центнера.

41

Section 8. Political regionalism. Ethnic policies

В стране за счет оптимизации посевов под хлопчатник и увеличения площадей под зерновые колосовые культуры, овощеводство, садоводство и виноградарство, за период 2012-2014 годы производство овощей возросло на 16,3 процента, бахчевых культур — на 16,6, плодов — почти на 21 процент. За 2010-2014 годы осуществлена посадка новых садов на площади почти 50 тысяч гектаров, в том числе более 14 тысяч гектаров садов интенсивного типа, а также виноградников — на площади 23 тысячи гектаров. Для создания интенсивных садов завезено более 6 миллионов саженцев из Польши, Сербии и других стран.

Сегодня, когда на мировом рынке растут цены на продовольствие, а в ближайшие годы, в прогнозе ожидается повышение цен на 40-50 %, когда наводнения, засухи, глобальные климатические бедствия приводят к тому, что во многих государствах страдает в первую очередь сельское хозяйство, проблема продовольственной безопасности встает особенно остро. К сведению, на сегодняшний день 86 государств мира не могут обеспечить своё население продовольственной продукцией.

Международная конференция «О важнейших резервах реализации продовольственной программы в Узбекистане», которая проходила в июне 2014 года в Ташкенте, ярко продемонстрировала, что в Узбекистане принимаются все необходимые меры по наращиванию производства продовольственной продукции, привлечению иностранных инвестиций в сферу, внедрению высокотехнологичного оборудования, увеличению экспортного потенциала.

Участники конференции поддержали реализуемую в Узбекистане адресную программу действий, направленную на интенсификацию передовых исследований и разработок, максимальное использование имеющегося в республике научного потенциала, а также широкую адаптацию и внедрение передового международного опыта в сфере сельскохозяйственного производства.

В целом предпринимаемые комплексные мероприятия обеспечивающие продовольственную безопасность в Узбекистане, направлены на стабильное поддержание внутренних запасов продовольствия и сырья. В соответствии с государственными прогнозами социально-экономического развития страны эти мероприятия устанавливают основные параметры производства важнейших видов продовольственных товаров, посевные площади и прогнозируемые объемы производства мясомолочной и плодоовощной продукции, а также расширение производств по переработке продукции сельского хозяйства.

Государство путем дальнейшего углубления экономических реформ в сельском хозяйстве, упрочнения экономических позиций класса собственников на селе, повышения уровня использования земельно-водных ресурсов, стимулирования расширения внедрения в производство ресурсосберегающих технологий, повышения уровня плодородия орошаемых земель и производства экологически безопасных продуктов питания, обеспечивает не только продовольственную, но и социально-экономическую защищенность населения Узбекистана.

Список литературы:

1. Каримов И. Узбекистан на пороге достижения независимости. - Ташкент: Узбекистан, 2012.

2. Выступление Президента Ислама Каримова на открытии международной конференции «О важнейших резервах реализации продовольственной программы в Узбекистане».//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uza.uz/ru/politics/28911/

3. Каримов И. А. Развитие сельского хозяйства-источник благосостояния народа.//Веб-сайт прессслужбы Президента Республики Узбекистан.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.press-service.uz

4. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.press-service.uz

5. FAO. The State of Food Insecurity in the World 2001. - Rome, 2001.

42

Food security issues in Uzbekistan

6. Schmidnuber J., Tubiello F. N. Global food security under climate change. - PNAS, 2007. - Vol. 104. -No. 50.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pnas.org.

7. United Nations. Report ofthe World Food Conference, Rome 5-16 November, 1974. - New York, 1975.

8. Материалы семинара-тренинга «Ответственность руководителей в принятии экологически обоснованных и сбалансированных решений». - Хива: Хорезмская Академия Маъмуна, 2014.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.