FOOD SECURITY OF THE CIS COUNTRIES 1 2 Sangirova U.R. , Smanova I.S. (Republic of Uzbekistan)
Email: [email protected]
1Sangirova Umida Ravshanovna - Associate Professor;
2Smanova Indira Sabirovna - Trainee-Teacher, DEPARTMENT ECONOMICS, TASHKENT INSTITUTE OF IRRIGATION AND AGRICULTURAL MECHANIZATION ENGINEERS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: рroblems offood security have been and are very relevant in the economies of the world. Creating food security of the country creates a lot ofpositive conditions, both for the life of the population and for the economy of the country. The agro-industrial complex is the basis for creating food security and independence. The article outlines the methodological foundations of food security, identifies the place and role of food security in the structure of the national and economic security of the CIS countries. Keywords: CIS countries, agriculture, food, food independence.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАН СНГ 12 Сангирова У.Р. , Сманова И.С. (Республика Узбекистан)
1Сангирова Умида Равшановна - доцент;
2Сманова Индира Сабировна - стажер-преподаватель, кафедра экономики,
Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: проблемы продовольственной безопасности являлись и являются очень актуальными в экономике стран мира. Создание продовольственной безопасности страны создаёт множество положительных условий, как для жизнедеятельности населения, так и для экономики страны. Агропромышленный комплекс является основой создания продовольственной безопасности и независимости. В статье изложены методологические основы продовольственной безопасности, определены место и роль продовольственной безопасности в структуре национальной и экономической безопасности стран СНГ.
Ключевые слова: страны СНГ, сельское хозяйство, продукты питания, продовольственная независимость.
Агропромышленный комплекс, как сфера деятельности имеет колоссальное социально-экономическое значение, поскольку не только удовлетворяет потребности населения в ряде важнейших продуктов питания, но и отражает продовольственную безопасность страны. Необходимо учитывать, что современная ситуация в мире характеризуется, с одной стороны, наличием огромного числа голодающих в странах третьего мира, с другой, избыточным производством продуктов питания в развитых государствах, где проживает не больше 20% населения планеты. Продовольственная безопасность - это способность государства вне зависимости от внешних и внутренних угроз удовлетворить потребности населения в продуктах питания предусмотренных в объемах, и ассортименте.
Современные литературные источники по вопросам продовольственной безопасности содержат более 200 определений и 450 показателей.
При традиционном подходе продовольственная безопасность рассматривается как один из аспектов национальной безопасности, ее экономической составляющей.
Для наглядной иллюстрации места продовольственной безопасности в структуре безопасности страны используем рис. 1.
-регноналшаян пограничная I
Рис. 1. Продовольственная безопасность в структуре национальной безопасности
Оценка национальной продовольственной безопасности стран СНГ имеет свою специфику, вытекающую из объективного разнообразия природно-климатических условий ведения сельскохозяйственного производства, неравномерности экономического развития, различий в структуре потребления, разной степени зависимости от поставок продовольствия по импорту, особенностей национального режима функционирования внешнеэкономических связей. Тем не менее, можно выделить ее вполне определенные общие критерии и показатели (табл. 1).
Таблица 1. Показатели оценки продовольственной безопасности
Наименование показателя Наличие норматива
Первая группа, показатели стратегического мониторинга
Критериальные показатели ("индикаторы тревоги): темпы роста и объем импортируемых товаров доля импортных товаров на национальном рынке изменение объемов продаж отечественных товаров изменение объемов производства отечественных товаров загрузка производственных мощностей динамика занятости нет
Вторая группа, показатели тактического мониторинга
Количественные показатели: уровень самообеспечения страны продовольствием, в том числе по основным продуктам питания уровень зависимости от поставок импортного продовольствия, в том числе по основным продуктам питания не должен быть ниже 70% от общих объемов потребления в стране не должен превышать 30% от общих объемов потребления в стране
Качественные показатели: уровень и динамика потребления основных продуктов питания с учетом их дифференциации по группам населения с различными доходами медицинские нормы; научно обоснованные социальные нормативы; ранее достигнутые объемы потребления
По данным Госкомстата в Узбекистане на душу населения производится 57 -60% объемов зерновых культур по отношению к уровню передовых стран: в экономически развитых странах на душу населения производится 1150 кг, в России - 500-550 кг, в Узбекистане по состоянию на 2017 года этот показатель составляет всего 259 кг. Зерно для превращения в продовольствие требует существенной переработки. Объем
65
зерна может использоваться как характеристика продовольственной безопасности при условии достаточной развитости отечественной мукомольной и хлебопекарной промышленности.
Хлеб и хлебобулочные изделия являются одним из основных, доступных по цене продуктов питания в рационе соотечественников.
Экономическая доступность связана с уровнем доходов людей, заключается в способности приобретать в требуемом количестве качественное продовольствие (Рис. 2).
Рис. 2. Взаимозависимость социально-экономических показателей, определяющих продовольственную безопасность
К основным продовольственным культурам относятся: зерновые культуры, овощные и садоводческие культуры, мясо-молочные продукты.
В большинстве стран СНГ сельское хозяйство выступает одной из основных отраслей экономики, о чём свидетельствуют следующие данные. В этой отрасли занята 1/5 часть экономически активного населения, а в ВВП сельское хозяйство занимает 10-15%, хотя по различным странам этот показатель существенно различается: в Грузии - 70%, в Армении, Кыргызстане, Молдове - 40%, в России - 8%.
В общем объеме продукций сельского хозяйства доля валовой продукции растениеводства составила 57,9 процента, животноводства - 42,1 процента.
Масса сельскохозяйственной продукции производится в дехканских хозяйствах -64%, а на долю фермерских хозяйств приходится 34 % валовой продукции.
Надо заметить, что животноводческая продукция в последние годы традиционно производятся в дехканских хозяйствах, здесь же преобладает производство овощных, бахчевых культур и садово-виноградарческой продукции.В фермерских хозяйствах заготавливаются основные объёмы зерновых культур.
Производственная инфраструктура АПК в системе обеспечения продовольственной безопасности является главным звеном эффективного функционирования продовольственного комплекса страны. Институциональная инфраструктура определяет важность и необходимость законодательного регулирования агробизнеса.
Роль АПК заключается в сохранности произведённой продукции, хранении её и доведение её до потребителя сохраняя его товарный вид и вкусовые качества. Поэтому АПК при правильном функционировании его сфер может обеспечить продовольственную безопасность страны.
Список литературы /References
1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год. 17.01.2014.
2. Каримов И.А. Об итогах развития экономики и социальной сферы за первое полугодие 2003 года и реализация мер по важнейшим приоритетным реформам в этих сферах / выступление на заседании кабинета министров Республики Узбекистан // г. Деловой партнер Узбекистана, 24.07.03 № 39.
3. ДадабаевЮ.Т. Экономика АПК. Ч. 1. Ч. 2. Т.: Мехнат, 2005.
4. КосимовР. Основы национальной экономики. Т.: Мехнат, 2005.
5. Официальный сайт пресс-службы Президента Узбекистана. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.press-service. Uz/ (дата обращения: 04.11.2018).
6. Официальный сайт правительства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gov. Uz/ (дата обращения: 04.11.2018).
7. Официальный сайт Государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.stat. Ш/ (дата обращения: 03.11.2018).
8. Официальный сайт Министерства финансов Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mf. Uz/ (дата обращения: 02.11.2018).