Научная статья на тему 'Фоностилистика - раздел лингвистики, исследующий коннотации фонетических средств, структуру звуковых символов в коммуникации'

Фоностилистика - раздел лингвистики, исследующий коннотации фонетических средств, структуру звуковых символов в коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3637
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОСТИЛИСТИКА / ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКАЯ КОННОТАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / LITERARY TEXT / ПОДТЕКСТ / SUBTEXT / ИНТОНАЦИЯ / INTONATION / РИТМОМЕЛОДИКА / АЛЛИТЕРАЦИЯ / ALLITERATION / АССОНАНС / ASSONANCE / АНАФОРА / ANAPHORA / ЭПИФОРА / EPIPHORA / РИТМ / RHYTHM / РИФМА / RHYME / ЧАСТОТА ЗВУКОВ / СИНГАРМОНИЗМ / SYNHARMONISM / МЕТРИКА / METRICS / ПАУЗА / PAUSE / ТЕМП / УДАРЕНИЕ / STRESS / LINGVOSTYLISTICS / PHONOSTYLISTICS / CONNOTATION / PHONOSTYLISTIC CONNOTATION / RHYTHM-MELODICS / SOUND DENSITY / RATE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алымбаева Зарылкан Арстанбековна, Калчаева Лира Темирбековна

Данное исследование имеет цель определить природу фоностилистических средств (коннотации, интонация и ее элементы) в художественных текстах, дается научное объяснение особенностям, сути, значению, месту и роли языковых средств, имеющих фоностилистическую коннотацию, об истории изучении фонетической стилистики, о взглядах ученых на фоностилистическую коннотацию. Исследуется фоностилистика как один из разделов науки лингвостилистики, а также рассматриваются основные задачи фоностилистики как науки, использование фонетических средств в художественных текстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фоностилистика - раздел лингвистики, исследующий коннотации фонетических средств, структуру звуковых символов в коммуникации»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОНОСТИЛИСТИКА - РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ, ИССЛЕДУЮЩИЙ КОННОТАЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, СТРУКТУРУ ЗВУКОВЫХ СИМВОЛОВ В КОММУНИКАЦИИ Алымбаева З.А.1, Калчаева Л.Т.2 Email: [email protected]

'Алымбаева Зарылкан Арстанбековна — кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой; 2Калчаева Лира Темирбековна — старший преподаватель, кафедра телерадиожурналистики, факультет журналистики, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: данное исследование имеет цель - определить природу фоностилистических средств (коннотации, интонация и ее элементы) в художественных текстах, дается научное объяснение особенностям, сути, значению, месту и роли языковых средств, имеющих фоностилистическую коннотацию, об истории изучении фонетической стилистики, о взглядах ученых на фоностилистическую коннотацию. Исследуется фоностилистика — как один из разделов науки лингвостилистики, а также рассматриваются основные задачи фоностилистики как науки, использование фонетических средств в художественных текстах. Ключевые слова: лингвостилистика, фоностилистическая коннотация, художественный текст, подтекст, интонация, ритмо-мелодика, аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, ритм, рифма, частота звуков, сингармонизм, метрика, пауза, темп, ударение.

PHONETICS IS A BRANCH OF LINGUISTICS WHICH EXPLORE CONNOTATION OF PHONETICS FACILITIES STRUCTURE OF SOUND SYMBOLS AND COMMUNICATION Alymbaeva ZA.1, Kalchaeva L-Т.2

'Alymbaeva Zarylkan Arstanbekovna — Candidate of philological sciences, Associate Professor,

Head of Department; 2Kalchaeva Lira Temirbekovna - Senior Teacher, DEPARTMENT TV JOURNALIST, KYRGYZ NATIONAL UNIVERSITY OF JUSUP BALASAGYN, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: this dissertation research is purposed to define a nature of phonostylistic features in literary texts, to offer a scientific explanation for particularities and matter, meaning, place and role of language features with phonostylistic connotation.

And also the question of phonetic connotation in the literary text, the frequency of consonant sounds, the structure of phonetic connotation are considered. Combining sounds with each other, has a harmonious and reveals all the riches, the possibilities of poetic language.

Keywords: lingvostylistics, phonostylistics, connotation, phonostylistic connotation, literary text, subtext, intonation, rhythm-melodics, alliteration, assonance, anaphora, epiphora, rhythm, rhyme, sound density, synharmonism, metrics, pause, rate, stress.

УДК: 894. 341 (043.3)

Фоностилистика изучаетна уровне фонетики функционально-стилистические возможности языка в зависимости от ситуации, условий, содержания, целей. той или иной сферы коммуникации. Этот раздел лингвистики будет анализировать фонетику языка стилистически, определять звучность и привлекательностькаждого национального языка в коммуникации,исследовать ситуацию, подтекстовую информацию, эстетическую роль фонетических средств в художественных текстах,различные методы функциональных средств языка в представлении основного содержания.

Фоностилистика - это один из разделов науки лингвостилистика. Основными задачами науки фонетики считается исследование использования фонетических средств (звуки, ритм, темп, тон и акцент, темп разговора, ритмо-мелодика,фоника (настроение) и т.д.) при коммуникации, звуковое обеспечение коммуникации и стилистическое значение подтекста

художественных текстов. Поэтому в фоностилистике уделяют большое внимание исследованию художественных произведений с точки зрения фонетики (поэтическая фонетика).

Фоностилистика - наука исследующая состав звуков (вокальную композицию) искусства слова.Основная цель этой науки - анализ использования фонетических средств путем соответствующего выбора в зависимости от сферы коммуникации и средств используемых в данном контексте.

Фоностилистика определяет стилистический потенциал фонетических средств внутри контекста, специфические языковые особенностии звуковое художество каждого национального языка, анализирует и оценивает стилистические возможности звуковогосостава языка. В фоностилистике проводится анализ эстетической роли фонетических средств языка.

Стилистические законы фоностилистики создают возможность увеличить художественную мощность звуков, создать звуко-голосовое созвучие через красноречивость, повысить значимость идеи.

Функция художественного текста - эстетическое, эмоциональное и мощное освещение истины и реальности. Это ученый Я. Мукаржовский отметил так: «Цель художественного текста в его эстетическом воздействии» [4:78]. Любой художественный текст следует рассматривать в трех аспектах: в смысловом значении(что сказано), в стилистическом значении (как было сказано), и прагматической стороны (реакция читателя).

Фоноструктура в художественном тексте имеет большое значение. Совокупность фоностилистических средств, используемых в художественном тексте создают необходимый фон произведения, который осуществляется индивидуальной художественной детализацией автора.

Автор свою идею, мысль может выразить не только через денотационный смысл слова, но и художественно отразить через разные фоностилистические коннотации, стилистические средства, охватывающие лингвистические и экстролингвистические факторы. Основная идея автора в подтексте передается через вот такие стилистические коннотации.

Ученый Ю.М. Лотман отметил, что при проведении фоностилистического анализа художественного текста особое внимание уделяется фоноструктурной композиции текста и на различном уровне имеют важность «эстетически влияющие элементы» текста [3:67].

Фоностилистика наука исследующая звуковой состав художественного текста.

Этот раздел лингвостилистики всесторонне исследует, что в художественном стиле фонетические стилистические средства составляют стилистический фон художественного текста.

До сегодняшнего дня научно-исследовательским работам по фонетической стилистике кыргызского языка уделяется достаточного внимания отвечающим соответствующим требованиям.

Такие недостатки считаются характерными явлениями не только в науке кыргызский язык, по всей тюркологии. Этот вопрос относится к числу новых исследовательских разделов стилистике тюркских языков. Некоторые проблемы фоностилистики кыргызского языка, особенности строения кыргызских песен были косвенно затронуты в трудах таких ученых, как В.В.Радлов[6:23-25], И.Кунош[6:26], А.Самойлович[6:10], В.Гордлевский [6:9-18].

К.Рысалиев в своей работе «Строение кыргызских песен» проанализировал исследования проведенные вышеназванными и другими учеными-филологами по строению песен и выпустил научные сборники на примере конкретных песен. Ученый К.Рысалиев дал убедительные результаты исследований диахронического характера о творческих поэтических возможностях стопы, рифмы, ритмической структуры кыргызских песен, средств фоностилистики создающих художественностьи рифму в творчестве профессиональных акынов и певцов ив устном народном творчестве. Он первым обратил внимание на средства создающие красоту звуков в кыргызских песнях [7:5].

В работе ученого Б. Керимжановой «Некоторые вопросы в строении кыргызских песен» тоже говорилось о некоторых проблемах фоностилистики. Было проведено исследование фоностилистики кыргызского языка сравнительного плана о средствах создающих красоту звуков, эти исследования встречаются в трудах Т.К. Акматова, А. Орусбаева, Ж.К. Сыдыкова (Фонетическая структура современного киргизского литературного языка и диалектов. -Ф.: Илим, 1990. -186 б.), К.Токтоналиева (Кыргыз тилинин фонетикасы боюнча изилдеелер. 1-белук. Сегменттик бирдиктер. 2-белук. Суперсегменттик бирдиктер. Б.: Илим, 1991. -226 б.).

Проблемы, фонетическая стилистика кыргызского языка, средства фонетической стилистики были исследованы докторомфилологических наук, профессором Т. Аширбаевым.

Ученый А. Оморов провел фонетический анализ текста песен Жолона Мамытова. А. Оморов в своей диссертации провел исследование о стилистических функциях контекстных и лексических типов троп, омонимов, синонимов, антонимов в лирике Ж. Мамытова, о фоностилистических средствах и некоторых особенностях в строении песен Ж. Мамытова [5:162].

Корни функциональной стилистики и фонетическую стилистику русского языка можно найти в трудах М.В. Ломоносова. Он в своей работе «В кратком руководстве к риторике, на пользу любителей сладкоречия» (1743) говорил о важности умения передать гнев грозным, просьбу умоляющим, печальную весть плачущим, что-то радостное веселым тоном, что ритор (оратор) должен быть в состоянии контролировать свой голос [2:12].

В соответствии взглядами и мнениями ученых по этой проблеме в XVIII-XIX веках научные направления изучения фонетической стилистики русского языка послужили основой исследования особенностей использования звуков при разговоре. Это направление в фоностилистике до сих пор является в качестве основного фокуса исследований ученых.

Проблемы фоностилистики кыргызскогоязыка в настоящее время анализируются на уровне ограниченных научных данных. Одно из основных направлений этих исследований -определение стилистических коннотаций фонетических средств, изучение функции фонетических средств в художественном тексте, требования к художественности звуков в предложении и установления причин их расстройства. Одна из основных проблем фонетической стилистики - определение стилистической коннотации фонетических стилистических средств. Научно-исследовательское направление фонетической стилистики определяет исследование наличия знаков стиля фонетических средств, фоностилистические коннотации языковых единиц.

Лучшие произведения поэтического мира искусства, созданные от гармонии соответствия эстетической красоты и продуктивного контента, высокого художественного потенциала возбуждают чувства читателя, снимают усталость, имеют преимущества дарить эстетическое удовольствие, способность давать духовную пищу, навыки воздействия на сознание, укреплять утомленное внимание.

При лингвостилистическом анализе языка художественных произведений Б. Усубалиев высказывает следующее мнение, что: "Существует безусловный закон художественного слова, это -вымышленность, многозначность иначе говоря, он может "зарезать» только хлопком. Вот через это свойство он особо влияет на человека, заставляет думать, окунает в переживания [8:78].

Коннотация фоностилистических средств играет важную роль при осмыслении текста подающего тонко с мастерством скрытую мысль автора «спрятанную за текстом», подтекстовую информацию, косвенное содержание, вымышленность в художественном тексте.

Коннотация фоностилистических средств - это выражение такими фонетическими единицами, как повторение, ассонанс, аллитерация, рифма, ударение, ритмо-мелодика, фоника, ритм, экспрессия, тембр, пауза, темп, сила голоса, высота тона, элементы интонации, звук -кроме своих прямых значений несколько дополнительных стилистических значений,организация художественности, наличие свойства, отражающего содержание, выполнение функций, создающих художественные средства.

В художественном тексте каждая фоностилистическая коннотация использованная автором несет полезную, нужную, глубокую, очень важный нагрузку, выполняет важную функцию при раскрытии эстетической красоты произведения.

Ученый В.М. Жирмунский отмечает: «Что важно исследовать что (содержание) в произведении было сказано и как (форма) это сказаное содержание было подано. (Жирмунский В.М. 1968. С.43.).

Художественная информация выраженная в подтексте художественного текста формируется в виде деталя через элементы, через архитектоники текста, через фоностилистические средства. В частности, художественные детали художественного текста, фоностилистические средства представляют собой объем художественной информации подтекста.

Детализация художественной информации, которая выражена в подтексте бывает в двух видов.

1. Художественной деталь бывает в соответствии традициям окружающей среды, в котором обучался, воспитывался писатель. Создание художественной детали бывает связано с традиционными обстоятельствами.

2. Создание художественной детали может быть связано сличным творчеством, исследовательским, личностным потенциалом, зависеть от индивидуальности, способности и личного сознания писателя. В частности, автор детализирует свои индивидуальные особенности в зависимости от потенциала. Таким образом, создание художественной детали результат диалектического противостояния и гармонии традиционализма и индивидуализма.

В создании художественной детали фонетические, фоностилистические средства выполняют меньше других средств художественные и эстетические функции.

Фоностилистические средства, независимо от того какие бы переговоры не были не является незначительной проблемой. Иногда фоноструктура текста имеет решающее значение. Так, например,

1. -Уйди! .(Тур нары!.)..

2. -Отойди! (Нары тур!)

В этом примере фоноструктура стала фоностилистическим средством, то есть, имеет значение коннотации. Мы не ошибемся, если скажем, что структура предложения, ударение и интонации, сила звука, скорость в первом примере отражает характер содержания.

Несмотря на то что структуру предложений составляли одинаковые слова, выраженные в двух примерах значения, эмоции, отношения две совершено разные вещи. Фонематическо-звуковое строение, фоноструктура слова создают экспрессивные и эмоциональные стилистические значения слова.

Давайте попробуем другой пример, чтобы доказать эти утверждения:

1. -Тарт тилинди (Прикуси язык)!

2. -Бере гой (дай-ка).

В этих примерах психоакустические особенности звуковтвердого [т] и мягкого [б] создают разные ассоциативные образы. Произношение твердого согласного [т] звука с гласным [а] (жоон ундуу)и быстрый темп звучания обусловливает наличие отрицательного образа звука в слове. Потому что здесь были реализованы эмоция, эмоциональный процесс. Фоностилистическую коннотацию вызывают созданные необычноскорость и голос звуков. В центре внимания лингвистов, которые проводят анализ текста художественного произведения, стоит изучение именно таких вопросов художественного текста.

Русский ученый В.В. Виноградов отмечает, что: «В отличие от литератураведа, который может идти от замыслов или от идеологии к стилю, языковед должен найти или увидеть замысел посредством тщательного анализа самой словестной ткани литературного произведения» [1:156]. Один из ученых исследующих художественный текст выражает следующее мнение по данному вопросу: «Лингвиста интересуют «способы выражения» этого содержания или отношение средств выражения к выраженному содержанию» [1:11].

Список литературы / References

1. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. М.: Высш. Шк., 1978. 365 с.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского язык. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983. 223 с.

3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. 189 с.

4. Мукаржовский Я. // Исследование по эстетике и теории искусства, 1994. 78-б.

5. Оморов А.Ж. Мамытовдун ырларынын тили жана поэтикасынын айрым езгечелуктеру: Филол. илим. канд. ... дис. Бишкек, 2004. 162 б.

6. Радлов В.В. Образцы народной литературы северных тюркских племен. Ч. 3. СПб., 1870. 412 с.

7. Рысалиев К. Кыргыз ырларынын тузулушу. Фрунзе: Мектеп, 1965. 199 б.

8. Усубалиев Б. Керкем чыгармага лингвостилистикалык илик. Бишкек: Картпредприятие УД МСХ КР, 1994. 200 б.

9. ШмелевД.Н. Слово и образ. М.: Наука, 1964. 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.