Научная статья на тему 'Фоностилистическая компетенция учителя как необходимое условие произносительной реализации иноязычной профессиональной речи'

Фоностилистическая компетенция учителя как необходимое условие произносительной реализации иноязычной профессиональной речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
246
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ / ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РЕЧИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МАРКЁР / КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ ПЕДАГОГА / ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL SPEECH / THE IMPLEMENTING PRONUNCIATION OF FOREIGN LANGUAGE 'S PROFESSIONAL TEACHING SPEECH / PHONOSTYLISTIC PARAMETERS OF SPEECH / PROFESSIONAL MARKER / THE QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF TEACHER 'S SPEECH / PHONOSTYLISTIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Головчанская И. И.

Данная статья посвящена вопросам произносительной реализации иноязычной профессиональной педагогической речи. Научный интерес к данной проблеме вызван актуальностью исследования формирования фоностилистической компетенции учителя иностранного языка. Искажение нормативного произношения, активное использование заниженной лексики, преобладание императивных конструкций и понижение общего культурного уровня в профессиональной педагогической речи на родном и иностранном языках негативно отражаются как на образовательном процессе, так и на выстраивании отношений в институциональной паре «учитель ученик», ведут к понижению статуса учительской профессии. Такое положение дел требует особого подхода к подготовке будущих учителей в области овладения профессиональным дискурсом, в том числе его фоностилистической составляющей. Анализ и синтез лингвистических и лингводидактических работ в области произносительной реализации педагогической речи позволил автору обозначить наиболее важные проблемы. Согласно мнению ученых, сегментная составляющая представляет собой реализацию актуальной орфоэпической нормы языка и обязывает учителя внимательно относиться к артикуляционно-акустическому процессу порождения и извлечения звуков, а супрасегментная организация выступает ключевым фоностилистическим средством и позволяет на слух определить профессиональную принадлежность человека. Основываясь на полученных данных, мы можем констатировать объективность появления нового направления для исследований в этой области, а именно изучение фоностилистических параметров профессиональной педагогической речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER’S PHONOSTYLISTIC COMPETENCE AS A NECESSARY CONDITION OF FOREIGN PROFESSIONAL SPEECH ARTICULATORY REALIZATION

This article focuses on actual issues affecting the productive implementation of foreign language’s professional pedagogical speech. Scientific interest in this problem is caused by conducted dissertation research dedicated to the formation phono stylistic competence of the teachers of foreign languages. Distortion of a normative pronunciation, active use of low quality vocabulary, the predominance of imperative structures and lowering the general cultural level of professional pedagogical speech in the native and foreign languages have a negative impact both on the educational process, and in building relationships in the institutional pair of «teacher student» and lowering the status of the teaching profession. This situation requires a special approach to the preparation of future teachers in the field of mastering the professional discourse, one of these components is phonostylistic. Analysis and synthesis of linguistic and lingvo-didactic works in the field of realization of pronunciation pedagogical speech allowed identifying the most important problems. According to scientists, the componential segment is an implementation of the relevant rules and orthoepic language requires teachers to be attentive to the article-acoustic processes of generation and extraction of sounds, and the supra-organization is a key of phonostylistic instrument and allows determining the professional human identity by hearing. Based on these data, we can establish the objectivity of the appearance of a new direction for research in this area, namely the study of the parameters phonostylistic professional pedagogical speech.

Текст научной работы на тему «Фоностилистическая компетенция учителя как необходимое условие произносительной реализации иноязычной профессиональной речи»

№ 7(70) АВГУСТ 2016

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

И.И. Головчанская, ст. преподаватель, кафедра французского языка и лингводидактики, Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия, [email protected]

ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам произносительной реализации иноязычной профессиональной педагогической речи. Научный интерес к данной проблеме вызван актуальностью исследования формирования фоностилистической компетенции учителя иностранного языка. Искажение нормативного произношения, активное использование заниженной лексики, преобладание императивных конструкций и понижение общего культурного уровня в профессиональной педагогической речи на родном и иностранном языках негативно отражаются как на образовательном процессе, так и на выстраивании отношений в институциональной паре «учитель - ученик», ведут к понижению статуса учительской профессии. Такое положение дел требует особого подхода к подготовке будущих учителей в области овладения профессиональным дискурсом, в том числе его фоностилистической составляющей. Анализ и синтез лингвистических и лингводидактических работ в области произносительной реализации педагогической речи позволил автору обозначить наиболее важные проблемы. Согласно мнению ученых, сегментная составляющая представляет собой реализацию актуальной орфоэпической нормы языка и обязывает учителя внимательно относиться к артикуляционно-акусти-ческому процессу порождения и извлечения звуков, а супрасегментная организация выступает ключевым фоностилистическим средством и позволяет на слух определить профессиональную принадлежность человека. Основываясь на полученных данных, мы можем констатировать объективность появления нового направления для исследований в этой области, а именно изучение фоностилистических параметров профессиональной педагогической речи.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая речь, произносительная реализация иноязычной профессиональной педагогической речи, фоностилистические параметры речи, профессиональный маркёр, качественные характеристики речи педагога, фоности-листическая компетенция.

Искажение нормативного произношения, большое количество жаргонизмов и заниженной лексики в комплексе с упрощёнными грамматическими конструкциями, нестабильной и, часто, императивно-агрессивной и авторитарной тональностью создают отрицательный эффект как в части восприятия личности педагога, так и в оценке его деятельности. В этой связи, актуальность рассмотрения проблем, связанных с поддер-

жанием и совершенствованием культурного, нормативного уровня реализации речевых средств в контексте профессиональной подготовки учителей всех профилей подготовки остается неизменной и привлекает внимание отечественных учёных.

Выделим среди научных работ исследования, предметом которых стал феномен звучащей профессиональной речи как на родном, так и на иностранном языке.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Существует ряд изысканий, посвящённых педагогической речи в её практической реализации, жанрово и фоностилистически маркированной. Их детальное рассмотрение позволило нам выделить наиболее важные и актуальные проблемы, согласно которым формируются отдельные направления лингвистических и лингводидактических исследований (табл. 1).

Представленные научные взгляды приводят нас к выводу о том, что учёные еди-

нодушны в своём понимании важности звукового оформления профессиональной речи. Её сегментная составляющая рассматривается как реализация актуальной орфоэпической нормы языка, что обязывает учителя чрезвычайно внимательно относиться к артикуляционно-акустическому процессу порождения и извлечения звуков, который должен быть основан на фундаментальных теоретических знаниях, практических навыках и умениях.

Направление исследований Авторы, основные идеи

Ритмико-интонационная выразительность речи (РИВР) в профессиональном языковом образовании Милютинская Н.Ю.: РИВР - «... специфическое качество речи, включающее умение использовать акустико-артикуляционные средства, ритмико-мелоди-ческие контуры, акцентуационные средства, темпо-голосовые и личностно-эмоциональные характеристики звучащей речи для усиления коммуникативного эффекта в процессе профессионально-педагогической деятельности.»1

Риторическая функция просодии (РФП), овладение просодией академического стиля речи (сочетающей в себе качества научной и педагогической) Фрейдина Е.Л.: РФП академической публичной речи - пословное и посло-говое акцентирование, изменение темпа, увеличение длительности пауз, контрастивный тон и просодическое оформление, маркированность фразового ударения2 Хаустов А.А.: «.гибкость и креативность голоса, разнообразие и уместность интонации, вариативность темпа...»3

Просодическая организация речи (ПОР) как фактор речевого воздействия, как стилеобразую-щий фактор, как маркёр профессиональной принадлежности Кретинина Н.А., Ларионова М.В., Мейер О.А., Филиппова О.В.: ПОР -ключевое средство эмоционального воздействия и реализации обучающей установки, коррелирует с коммуникативной задачей Ипполитова Н.А., Надеина Т.М., Оршанская Е.Г.: голосовой образ учителя должен обладать специфическими характеристиками (громкость, полётность, благозвучность, помехоустойчивость, гибкость, адаптивность, суггестивность) Кушнир М.Ю.: «.. .эффективность учебного диалога обеспечивается четкой ритмической организацией, четкой артикуляцией, управлением голосом, вариативностью акцентуации»4 Савинова М.С.: «...речь преподавателей может быть охарактеризована как публичная. и её фонетические особенности напрямую связаны с профессиональными задачами...»5

Лекторская, ораторская речь Крюкова О.П., Анашкина И.А.: адекватное применение сверхсегментных средств оптимизирует воздействие и социальное взаимодействие участников коммуникации Кочеткова У.Е.: «...применение различных ораторских приемов (большая дробность членения речевой цепочки, отклонения от нормативного членения, смещение границ синтагм и акцентных групп, частое использование выделительных ударений и пауз)»6

Типологический аспект просодии, обращенной к детям Кобякова И.А.: «... просодический аспект речи, обращённой к детям, характеризуется повышением высотнотонального уровня; изменением конфигурации движения тона на участке главноударного слога; использованием более широкого высотного диапазона; тенденцией к изрезанности тонального контура; повышением динамических показателей; замедлением темпоральных характеристик; модификациями тембральных характеристик речи...»7

Таблица 1

Изучение вопросов, связанных с произносительной реализацией профессиональной педагогической речи

№ 7(70) АВГУСТ 2016

С позиции отечественных исследователей супрасегментная организация выступает ключевым фоностилистическим средством и не только позволяет на слух, даже без учёта лексико-грамматического наполнения, определить, идентифицировать гендерную, возрастную, диалектную и т.д. принадлежность говорящего, но и указывает на его социальный статус и профессию. Основными маркёрами звучащей речи педагога исследователи называют следующие: относительно «гладкий» речевой поток; границы межпаузальных групп и длительность пауз (в большинстве случаев продиктованы логическим и синтаксическим членением предложения); умеренно-замедленный темп речи; сравнительно редкое использование пауз хезитации; использование приема пословного акцентирования8.

Значимая для нашего исследования позиция по вопросу качественных характеристик устной речи учителя французского языка как иностранного и их влияния на образовательный процесс представлена в докторской диссертации профессора Тунисского университета Малак Мустафа-Сабёр (Ма1ак Мои-81арИа-8аЬеиг) на тему «Голос преподавателя и иноязычная коммуникация», опубликованной в 2008 году. Мустафа-Сабёр рассматривает голос преподавателя как особое средство установления и реализации контакта с обучающимися и как мотивационный фактор, что подтверждается результатами анкетирования и опросов, проведённых среди обучаемых. Согласно условиям эксперимента, проведённого ученым, сначала субъекты образовательного процесса (возраст 14-17 лет) охарактеризовали голосовые качества своего педагога, а затем описали те качества, которыми, с их точки зрения, должен обладать учитель. Результаты опроса представлены в табл. 2.

Учёный обращает особое внимание на лексические средства, которые обучаемые

дискуссия

журнал научных публикаций

используют для определения качественных голосовых характеристик и объясняет это следующим образом: «Не владея музыкальной терминологией для определения типа голоса: высокий, низкий, металлический и т. д., они передают своё позитивное или негативное восприятие, которое ощущают через голос на аффективном уровне, - успокаивающий, мотивирующий, красивый... Восприятие голоса преподавателя связывается непосредственно с эмоциональным фоном произносимой им речи»9.

Мустафа-Сабёр заключает, что звучащая речь, включая тембр, тон голоса, ударение и ритм, неразрывно связана с теми слуховыми ощущениями, которые она вызывает, с чувствами, которые она пробуждает, и с образом, который она формирует. Очень важным становится осознание преподавателем того, что через его голосовое поведение, тональность, ритмическую организацию речи закладываются аффективные отношения в институциональной паре «учитель -ученик». Представленная позиция автора подтверждает объективность и необходимость обращения к данной проблеме независимо от страны проживания, родного языка, культуры, возрастных, гендерных и других факторов.

Таким образом, очерченный в статье круг вопросов, затрагивающих произносительную реализацию иноязычной профессиональной педагогической речи, выводит нас в новую плоскость рассуждений. А именно: в рамках каких дисциплин и на каком этапе обучения в вузе будущий учитель иностранного языка должен овладеть соответствующей компетенцией, позволяющей использовать продуцируемую речь в качестве основного рабочего инструмента, способствующего созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, повышению мо-

Таблица 2

Голосовые характеристики учителя французского языка

Выделенные Желаемые

— Благозвучный; — приятный; — не монотонный; — ускоренный темп — Красивый, нежный, очень благозвучный, громкий, не монотонный, с замедленным темпом; — не унижающий достоинство, не авторитарный, не агрессивный, внушающий доверие

дискуссия

журнал научных публикаций

тивации у обучаемых и максимальному усвоению ими материала.

В процессе работы над диссертационным исследованием нами были проанализированы лингводидактические разработки последнего десятилетия, направленные на формирование произносительных качеств речи будущих специалистов в области иноязычного образования в русле компетентностного подхода. Переосмысление этих концепций позволило научно обосновать и экспериментально подтвердить целесообразность нового для методической науки взгляда на эту проблему - с позиции одного из направлений фоностилистики, изучающего профессиональные диалекты, и выделить профильную фоностилистическую компетенцию учителя иностранного языка, охватывающую все ракурсы звучащей иноязычной речи педагога, о которых мы говорили выше.

Формирование фоностилистической компетенции как поликомпонентной системы знаний, навыков, умений, способной обеспечить адекватную для каждой возрастной категории обучаемых произносительную сторону иноязычной речи педагога, должно осуществляться на старших курсах обучения в рамках дисциплины «Фоностилистика профессионального дискурса». Сформированность данной компетенции характеризуется высоким уровнем фоностилистического варьирования, то есть владения фонетическим, просодическим и функционально-стилистическим аспектами преподаваемого языка. Следовательно, способствует повышению произносительной культуры учителей и эффективности образовательного процесса, а также гармонизации институциональных отношений. ^

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Литература

1. Милютинская Н.Ю. Обучение ритмико-инто-национной выразительности речи в профессиональном языковом образовании: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 264 с.

2. Фрейдина Е.Л., Блох М.Я. Публичная речь и её просодический строй. М.: Прометей, 2011. 236 с.

3. Хаустов А. А. Методика овладения просодией академического стиля публичной речи студентами факультетов иностранных языков в условиях межкультурной коммуникации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 18 с.

4. Кушнир М.Ю. Роль просодии в реализации дидактических стратегий в британском педагогическом дискурсе: дис. ... канд. фил. наук. М., 2009. 165 с.

5. Савинова М.С. Просодия как маркер профессиональной принадлежности говорящего (на материале британских интервью): автореф. дис. ... канд. фил. наук. М., 2010. 19 с.

6. Кочеткова УЕ. Просодические характеристики лекторской речи (на материале французского языка) (экспериментально-фонетическое исследование): дис. ... канд. фил. наук. СПб., 2007. 247 с.

7. Кобякова И.А. Типологический аспект просодии речи, обращенной к детям (экспериментально-фонетическое исследование на материале русского и испанского языков): дис. ... канд. фил. наук. Пятигорск, 2004. 170 с.

8. Савинова М.С. Просодия как маркер профессиональной принадлежности говорящего (на материале британских интервью): автореф. дис. ... канд. фил. наук. М., 2010. 19 с.

9. Moustapha-Sabeur M. La voix de l'enseignant et la communication de la langue étrangère: étude des facteurs influents liés au passé et au contexte présent. P., 2008. 354 p.

TEACHER'S PHONOSTYLISTIC COMPETENCE AS A NECESSARY CONDITION OF FOREIGN PROFESSIONAL SPEECH ARTICULATORY REALIZATION

I.I. Golovchanskaya, senior lecturer, The department of French language and linguodidactics, Institute of foreign languages, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected]

This article focuses on actual issues affecting the productive implementation of foreign language's professional pedagogical speech. Scientific interest in this problem is caused by conducted dissertation

№ 7(70) AESrVCT 2016 áÜSSÍ %

research dedicated to the formation phono stylistic competence of the teachers of foreign languages. Distortion of a normative pronunciation, active use of low quality vocabulary, the predominance of imperative structures and lowering the general cultural level of professional pedagogical speech in the native and foreign languages have a negative impact both on the educational process, and in building relationships in the institutional pair of «teacher - student» and lowering the status of the teaching profession. This situation requires a special approach to the preparation of future teachers in the field of mastering the professional discourse, one of these components is phonostylistic. Analysis and synthesis of linguistic and lingvo-didactic works in the field of realization of pronunciation pedagogical speech allowed identifying the most important problems. According to scientists, the componential segment is an implementation of the relevant rules and orthoepic language requires teachers to be attentive to the article-acoustic processes of generation and extraction of sounds, and the supra-organization is a key of phonostylistic instrument and allows determining the professional human identity by hearing. Based on these data, we can establish the objectivity of the appearance of a new direction for research in this area, namely the study of the parameters phonostylistic professional pedagogical speech. Key words: professional pedagogical speech, the implementing pronunciation of foreign language's professional teaching speech, phonostylistic parameters of speech, professional marker, the qualitative characteristics of teacher's speech, phonostylistic competence.

References

1. Miliutinskaia N.Iu. Obuchenie ritmiko-intona-tsionnoi vyrazitel 'nosti rechi v professional 'nom iazykovom obrazovanii: dis. ... kand. ped. nauk [The training rhythmical-intonational expressiveness of the speech in professional language education. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Ekaterinburg, 2004. 264 p.

2. Freidina E.L., Blokh M.Ia. Publichnaia rech'i ee pro-sodicheskii stroi [Public speech and its prosodic system: monograph]. Moscow, Prometei Publ., 2011. 236 p.

3. Khaustov A.A. Metodika ovladeniia prosodiei akademicheskogo stilia publichnoi rechi studentami fakul 'tetov inostrannykh iazykov v usloviiakh mezhkul'turnoi kommunikatsii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The technique of mastering prosody academic style of public speaking students of foreign languages departments in terms of intercultural communication. Abstract of candidate of pedagogy sci. diss.]. Moscow, 2010. 18 p.

4. Kushnir M.Iu. Rol' prosodii v realizatsii didakticheskikh strategii v britanskom pedagogi-cheskom diskurse: dis. ... kand. filol. nauk [The role of prosody in the realization of the didactic strategies in British pedagogical discourse. Candidate of philology sci. diss.]. Moscow, 2009. 165 p.

5. Savinova M.S. Prosodiia kak marker profes-sional'noi prinadlezhnosti govoriashchego (na materi-ale britanskikh interv'iu): avtoref. dis. ... kand. fil. na-uk [Prosody as a marker professional speaker accessories (Based on an interview with the British).

Abstract of candidate of philology sci. diss.]. Moscow, 2010. 19 p.

6. Kochetkova U.E. Prosodicheskie kharakteristiki lektorskoi rechi (na materiale frantsuzskogo iazyka) (eksperimental 'no-foneticheskoe issledovanie) : dis. ... kand. fil. nauk [Prosodic characteristics of lecturing speech (on a material of the French language) (experimentally-phonetic research). Candidate of philology sci. diss.] St. Petersburg., 2007. 247 p.

7. Kobiakova I.A. Tipologicheskii aspekt prosodii rechi, obrashchennoi k detiam (eksperimental'no-foneticheskoe issledovanie na materiale russkogo i ispanskogo iazykov): dis. ... kand. fil. nauk [Typological aspect of prosody speech to children (experimentally-phonetic research on a material of Russian and Spanish). Candidate of philology sci. diss.]. Piatigorsk, 2004. 170 p.

8. Savinova M.S. Prosodiia kak marker professional 'noi prinadlezhnosti govoriashchego (na materiale britanskikh interv'iu): avtoref. dis. ... kand. fil. nauk [Prosody as a marker of professional affiliation of the speaker (based on the British interview). Abstract of candidate of philology sci. diss.]. Moscow, 2010. 19 p.

9. Moustapha-Sabeur M. La voix de l'enseignant et la communication de la langue étrangère: étude des facteurs influents liés au passé et au contexte present [The voice of the teacher and the communication of the foreign language: a study of the influential factors related to the past and in the present context]. P., 2008. 354 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.