возрастной, семейной принадлежности вносит вклад в теорию и практику лингвистической экспертизы.
Литература
1. Адлер Ю.П., Ковалев А.Н. Математическая статистика и планирование эксперимента в науках о человеке // Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы исследования. -М.: Наука, 1976.
2. Арутюнова Н.Д. Речевой акт // ЛЭС. - М.: Советская энциклопедия, 1990
3. Хаймс Д.Л. Этнография речи // Новое в лингвистике. Вып.7. Социолингвистика. - М.: Прогресс, 1975.
4. Матвеева Г.Г. Основы прагмалингвистики: монография / Г.Г.Матвеева, А.В.Ленец, К.И.Петрова. - М.: ФЛИНТА: Наука,2013.
5. Матвеева Г.Г., Самарина И.В., Селиверстова Л.Н. Речевое поведение политиков по стратегии» уверенное/неуверенное речевое поведение автора» // Диагностирование языковой личности и речевое поведение политика. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009
А.Б. Михалёв A.B.Mikhalev
ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ
ВЕЛЯРНЫХ СОГЛАСНЫХ
PHONO-SEMANTIC PROFILE OF THE PROTO-INDO-EUROPEAN
VELAR CONSONANTS
В статье рассматриваются праиндоевропейские корни с начальными велярными согласными. В качестве рабочей гипотезы выдвигается положение о системном характере фоносемантического (концептуального) пространства, генерируемого звукоизобразительными свойствами велярных. Целью работы является выяснение структуры концептуального пространства и количественного распределения семантических полей внутри него. Результаты исследования свидетельствуют о значительном сходстве между семантическими системами звонких (G-корней) и глухих (К-корней) начальных велярных. В частности, ядерная звукоизобразительная зона обеих систем образована гиперсемами, соотносящимися с буккальной деятельностью: «Голосовое звукоизвлечение», «Грызть/Кусать/Жевать», «Глотать», «Горло», «Голод/Жажда». Семантическое развитие ядерных гиперсем так же обнаруживает общие направления: «Резать/Бить», «Острый», «Сжимать/Хватать», «Округлый» и т.д.
Ключевые слова: праиндоевропейские корни, звукоизобразительность, фоносемантическое пространство, велярные согласные, семантические переходы.
The article considers Proto-Indo-European roots with the initial velar consonants. According to the working hypothesis, iconic properties of the velar
consonants generate a phono-semantic (conceptual) system. The research of such conceptual space, its structure and quantitative distribution of semantic fields is the main goal of the paper. The results of the study reveal a considerable kinship between the semantic systems of the voiced (G-roots) and voiceless (K-roots) initial velars. In particular, the nuclear iconic zone of both systems is formed by the hypersemes correlated with buccal activities: "Vocal sounds", "Gnaw/Bite/Chew", "Swallow", "Throat", "Hunger/Thirst". The semantic development of the nuclear hypersemes occurs to have similar directions: "Cut/Hit", "Sharp", "Squeeze/Grasp", "Round" etc.
Keywords: Ptoto-Indo-European roots, iconicity, phono-semantic space, velar consonants, semantic shifts.
Объектом данного исследования является лексико-семантическая система праиндоевропейского языка, рассматриваемая с фоносемантических позиций. Фоносемантический подход исходит из принципа примарной генетической мотивированности языкового знака [1] подражательными, символическими и синестетическими свойствами речевых звуков. Формирование лексико-семантической системы осуществляется по полевому принципу, согласно которому ядерная звукоизобразительная зона получает расширение через морфологические и семантические вариации, достраиваясь до макросистемы взаимосвязанных фоносемантических полей - фоносемантического пространства [4]. При этом формальным инвариантом такого пространства выступает начальный корневой согласный или фонотип (класс фонем, объединенных общим дифференциальным признаком).
Предмет исследования составили индоевропейские корни с начальным фонотипом «Велярные» (заднеязычные). В качестве рабочей гипотезы выдвигается положение о системном характере фоносемантического пространства, образованного различными видами велярных. Целью работы является выяснение структуры концептуального пространства и количественного распределения семантических полей внутри него. Материалом исследования послужил наиболее авторитетный на сегодняшний день «Этимологический словарь индогерманского языка» Юлиуса Покорного [12]. Следует оговориться, что этимологический вердикт Ю. Покорного ни в коей мере нельзя считать безупречным и окончательным: в индоевропейской, как и во всякой другой этимологии, остаются еще темные пятна и дискуссионные моменты. Но для наших целей - конструирования фоносемантических полей, сочетающих формальный и содержательный аспекты, - наличествующий материал представляется вполне достаточным.
Велярные согласные праиндоевропейского (далее - пие.) языка подразделяются на глухие и звонкие. В данной статье мы рассмотрим корни с тремя видами инициальных глухих велярных (просто велярный - k, палатовелярный - k, лабиовелярный - kw) и шестью видами звонких (простой g, аспирированный gh-, простой палатализованный g-, аспирированный палатализованный gh-, лабиовелярный gw-, аспирированный лабиовелярный gwh-). Ввиду того, что количественное распределение корней с каждой отдельной разновидностью глухих и звонких велярных крайне
непропорционально (так, количество корней с глухими k - 161, k - 90, kw - 22; со звонкими g - 51, gh - 51, g - 21, gh - 45, gw - 36, gwh - 11), к тому же, как показал семантический анализ, практически все выделенные поля образованы одновременно представителями нескольких инициальных групп, мы объединили все разновидности глухих велярных под условным названием К-корни (273 единицы), с одной стороны, и с другой - все вариации звонких велярных, или обобщенно, G-корни (215 единиц).
Согласно методике выявления фоносемантических полей [4] в исследуемом корпусе следует прежде всего искать ядерные звукоизобразительные значения, относящиеся к буккальной (ротовой), мануальной (ручной) и звукоподражательной сферам. Опыт предыдущих исследований [5, 6, 7, 8, 9] показывает, что наиболее рекуррентными звукоизобразительными значениями и гиперсемами являются: в буккальной сфере - «дуть», «жевать», «кусать», «глотать», «голосовые проявления», в мануальной - «резать», «бить», «сжимать», «тянуть», в звукоподражательной - различные проявления шумов. Обнаружив эти значения, нужно обратиться к анализу других, сосредоточившись на возможных семантических связях с выявленными ядерными значениями. Для установления семантических связей необходимо проанализировать артикуляционно-миметическую схему речевого звука (характер и место взаимодействия органов артикуляции, потенциальная возможность символизации элементов и образных схем внешнего мира). Характерной особенностью велярных, или заднеязычных согласных является их горловой фокус. При произнесении смычных велярных задняя часть языка соприкасается с мягким нёбом, создавая преграду для выходящего из гортани воздуха, затем преграда, резко размыкаясь, высвобождает воздух, производя нечто, похожее на щелчок. Характер артикуляции обусловливает и символические возможности велярных: они способны изображать собственно горловую деятельность - глотание, голосовое звукоизвлечение, саму гортань (горло, глотку, шею) - и, обобщенно, буккальную деятельность (действия, локализованные во рту). Ярким подтверждением этому может служить сравнительное фоносемантическое исследование гуттуральных - более обобщенного типа звуков, включающий в себя также велярные, - в русском, английском и абазинском языках Ж.М. Тамбиевой [11].
Наибольший процент среди ядерных звукоизобразительных полей К- и G-корней принадлежит голосовому звукоизвлечению, куда относятся, например,
л
такие К-корни, как kan- 'петь, звук', kar- , kara- 'хвалить, прославлять', käk-'каркать', käu-, keu-, kü- 'выть', kel-6, k(e)le-, k(e)lä- или kl-? 'звать, кричать', ker-1, kor-, kr- 'звук; *журавль?', keuad-, küd- 'кричать', klau- 'выть', kleg-, klög-, klag-, klang-; kleg-; klög-; kleig-; kleik- 'кричать, звучать', ko ko, kak(k)-, ku(r)kur-'экспр. звуки курицы или петуха', kuak- 'квакать', kens- 'объявлять', kwäs- :
Л
kwgs- 'кашлять' и др. (всего 5,5%) и G-корни: gal- 'звать, кричать', gang-'осмеивать, насмешка', gäu- 'ликовать, торжествовать; хвастать', ger-2
'кричать', ge(i)- : gö(i)- : gl- 'петь, кричать', göu-, gous-, gü- 'звать, кричать', gru- 'хрюкание' и др. (всего 8,8%). 10
Вполне возможно предположить, что группа корней, обозначающих Звук или Шум вообще, находится в тесной связи с этим ядром: К-корни (2,2%): kem-
2 2 3 4
'жужжать, koi-, kui- 'скрипучий звук', kreg- 'звук', krek- 'звук', kreu-
Л 2 2 звукоподражание, kuei- 'шипеть, свистеть'; G-корни (0,9%): ghrem- 'сильный
звук, гром, грохот', ghuen- 'звучать' Общий совокупный процент этих
родственных семантических полей составляет, таким образом, у К-корней 7,7%,
у G-корней 9,7%.
Другим проявлением буккальной деятельности являются действия Грызть, Кусать, Жевать, которые получают свое языковое воплощение в группе К-корней (1,8%): kweru- 'жевать, грызть', kerno- 'челюсть', knid-, knid-, sknid- 'вошь, гнида', keko- 'зеленая трава, корм для скота', koi-no- 'трава' и G-корней (2,3%): geig- 'колоть; кусать', gembh-, gmbh- 'кусать; зуб', gwreugh-, gwrtügh- 'скрежетать зубами; кусать', g(i)eu-, g(ji)eu- 'жевать', gras- : grös-'грызть, пожирать'. Столь небольшой объем этого поля в обоих корпусах, однако, не может говорить о его периферийном статусе, т.к. именно его существованием можно объяснить внушительную группу корней с гиперсемами Острый и Резать/Бить. Первая (Острый) представлена,
Л
например, такими К-корнями, как: kago- или kogo- 'козёл', kel- 'втыкать; жалить', (kerem-), krem- (: krom-) и kerm- '1) лук; чеснок; 2) черемша' (острое
Л /V w Л /V /V
на вкус), ker- 'вишня' ('кислая' < 'острое'), kak- , назал. kank- 'ветка', keipo-, koipo- 'кол, острый кусок дерева, камня', ker(s)-1 'щетина, жесткие волосы', keub- 'колючка', ke(i)- : kö(i)- : ks(i)- 'точить, заострять', kuon-, Hun- 'собака' (возм., ткж. к Грызть, Кусать, Жевать), kü- 'острый; щука', kwgd-, kwöd- 'колоть, сверлить, точить' и др. (6,9%); G-корнями: glögh- : glsgh- 'шип', guozd(h)o-, guozd(h)i- 'гвоздь, penis', ghaido- или ghaido- 'козел, коза', gheluna 'ель', ghers-частично gher- 'жесткий; свинья' (среди прочих значений - 'ёж'), gherzd(h) 'ячмень, зерно, шип', ghelä 'вино' (= кислое) и др. (6,0%).
Тесно взаимосвязанная с этим полем гиперсема Резать/Бить образована группой К-корней: kau-, ksu- 'бить, резать', kaik- или koik- 'скрести, зуд; гребень; стричь волосы', kais- 'волосы' (< 'чесать' < 'резать'), kars- 'скрести,
Л Л
тереть', kel- , kels-, kla- 'ударить, разбить, сразить', ker- 'резать', kes- (*ghes-)
'скрести, зуд', krek-1 'бить' и др. (5,4%); G-корней: gelebh- 'строгать, снимать
шкуру', genebh-, genobh- 'кусок дерева', gerebh- 'царапать; писать', gleubh-
'резать, слой, чистить', gred- : grod- 'царапать', greb(h)o-s : gröb(h)o-s 'граб' (<
2 2 'скрести, царапать'), gher- 'тереть', ghrebh- 'скрести, копать, рыть' и др.
(7,9%).
Признак «Острый» синестетически связан с признаками «Малый», «Тонкий», «Резкий, быстрый». Микрополе Малый реализовано К-корнями (1,1%): kiker-'горох' , kiph- 'маленький побег или корень', korka (kroka?), 'гравий, валун'; G-
10 В целях экономии места мы не будем приводить здесь полный список корней с их значениями для многочисленных групп, отсылая читателя к Интернет-презентации (Рге71). Эл. адрес: https://prezi.com/myindjoyqxw7/presentation/.
корнями (2,8%): grod-, grsd- 'град', geli-, gli- 'мышь', geis- 'гравий', ghagwh-'птенец, детеныш животного', gher-6 (ghers- : ghre-?) 'короткий, маленький' и
^ 3
др. Микрополе Тонкий образуют К-корни (1,1%): kel- 'тонкий ствол, стебель', kem-1 или kam- 'палка, ось, рог', kuendh-ro- 'вид растения (тростник)'; G-корни
л
(4,6%): gol- 'ветвь', gues-, guos-, gus- 'ветки, листья', gebh- 'ветка, палка', gegh-, gogh- 'ветка; кисть, щетка', gei- : gl- 'побег, росток' и др. «Резкий, быстрый» представлено только К-корнями (1,8%): kseip-, kseib- 'бросать, быть
/V 1 /V /V гу /V
брошенным', kak- : ksk- 'прыгать, выскакивать', kers- 'бежать', kei-bh-'быстрый', ícei-gh- 'быстрый'.
Гиперсема Резать/Бить получает свое развитие в микрополе Разрушать/Портить (К-корни (2,6%): ker-4, Hers- : kre- 'наносить ущерб, быть испорченным', kuei-1, kuei-no- 'грязь; портить', kseud- (*gheud-) 'дробить' и др.; G-корни (4,6%): greus-1 'трещать; разрушать', ghen- 'разбивать, раздавливать, скрести', gwes- 'уничтожать', gwhöei(s)- 'погибать, разрушать', garsg- 'жестокий, грозный, мрачный, страшный; печальный, тяжкий', ghauo- 'фальшивый' и др.) и взаимосвязанного с ним «Падать» (К-корни (0,7%): keid- 'падать', kad-1 'падать'; G-корни (0,5%): ghreu-1 : ghrsu- : ghrü- 'падать'. Очевидно, что группа корней, объединенных общим семантическим признаком «Отрицательная оценка» непосредственно соотносится с микрополем «Портить, разрушать» (К-корни (2,6%): kekw- 'испражняться', küdh- 'грязь', kuel- 'грязный' и др.; G-
1 9
корни (0,9%): ghers- , ghres- 'отвращение, ужас', ghers- применяется для названий сорняков).
Таким образом, общее количество корней, образующих ядерное поле Грызть, кусать, жевать и производные от него микрополя, составило 24% от всего корпуса пие. К-корней и 30,1% G-корней.
Еще одним жизненно важным аспектом буккальной деятельности является глотание. Как оказалось, само ядерное поле Глотать, представленное
всего двумя К-корнями (0,7%) - kems-, koms-, kma- 'кусок (пищи)', kwem-
2 w 'глотать, потягивать' - и 5-ю G-корнями - gel- , gwel 'пожирать', ghos- 'есть',
-5
geid- 'сосать', geus- 'пробовать на вкус; наслаждаться', gwei- и gweis- : gw(i)ie- : gw(i)io- : gwi- 'жить' (среди производных - 'еда') - образует обширную сеть производных полей, охватывая около 50% К- и 32% G-корней. Наиболее продуктивным производным этого поля выглядит Сжимать/Хватать (К-корни: kap- 'схватить', kem-1 'сжимать, давить', ken-1 'давить, зажимать', klep-'держать в руках', kr(o)k- 'рука', kwer-1 'делать' и др. - 7,7%; G-корни: gem-'схватить; быть полным', gen- 'сжимать; щипать; отрывать; собирать (плоды)', gous-, gü- 'рука; схватить', greut- 'давить; творог', ghabh- 'хватать, брать' и др. - 13,5%), порождающее микрополя: Покрывать, Соединять/ Связывать, Множество, Сильный/Твердый, Гнуть, Узкий, Густой, Восприятие, Холодный. Сами корни с их значениями и распределение их по полям представлены в интернет-презентации Prezi
(https://prezi.com/myindjoyqxw7/presentation/). Здесь же мы приведем нашу интерпретацию полевой производности от ядерной гиперсемы Глотать.
Глотать > Сжимать/Хватать». Действие глотания, активным органом которого выступает глотка, предполагает ее сокращение и захват пищи или жидкости. Отсюда устанавливается сходство с действием, выполняемым рукой. В свою очередь, это действие обладает целым рядом аспектов и следствий, обеспечивающих возможные семантические переходы.
Сжимать/Хватать > Покрывать. Захватывая или сжимая некий предмет в руке, субъект скрывает (покрывает) его. Поле «Покрывать» составляют такие значения, как «одежда», «кожа», «корка», «крыша», «раковина моллюска», «трогать, касаться», «прятать», «исчезать» и т.п.
Сжимать/Хватать > Соединять/Связывать. При связывании или соединении предметов субъект прижимает их друг к другу, приводя к тесному контакту. Помимо собственно значений «сжимать» и «связывать», к этому полю можно отнести такие, как «цепь», «сеть», «пояс», «веревка», «рядом, около», «смешивать», «собирать, складывать», «жениться, выходить замуж», «достигать, доходить», «сводная сестра» и даже соединительный союз «и». Как правило, связка предметов воспринимается как Ограниченное множество («лес», «пучок», «вязанка», «кипа», «куча» и т.д.).
Сжимать/Хватать > Сильный/Твердый. Действие сжимания требует усилия и напряжения, что дает основание для метонимического переосмысления к качествам силы и твердости. Данное микрополе образовано собственно значениями «сильный» и «твердый», а также их непосредственным семантическим производным «здоровый, красивый», «могущество», «быть способным, в состоянии».
Сжимать/Хватать > Гнуть. Действие «гнуть» так же производится с усилием, напряжением. Процесс сжимания в руке требует сгибания пальцев в кулак. Значения, соотносящиеся с гиперсемой «Гнуть»: «изгибать, сгибать, гнуть», «искривлять», «угол, кривая», «подавлять, удручать», «рука, бедро», «огорчать, покорять, порабощать», «наклонять», «страдать, терпеть», «виться, завиваться», «крутить», «отклоняться, сворачивать в сторону» и т.п.
Сжимать/Хватать > Узкий. При сжатии, давлении пластичные объекты сужаются или сплющиваются. Значения, образующие микрополе «Узкое»: «тесный», «тонкий», «ласка, горностай».
Сжимать/Хватать > Густой. При сжатии мягкие предметы уплотняются. Отсюда переход к признакам «плотный», «густой» и, в частности, к значениям «пар» и «дым».
Сжимать/Хватать > Восприятие. В данном случае происходит переосмысление мануального присвоения в перцептивное: «слышать», «замечать», «чувствовать», «видеть».
Сжимать/Хватать > Холодный. Данный переход можно интерпретировать двояко. С одной стороны, замерзание, например, воды представляется как схватывание. С другой, одушевленный субъект съёживается, т.е. сжимается от холода. Это микрополе представлено двумя корнями со значениями «север, северный ветер» и «холодный».
В корпусе К-корней три микрополя Вместилище, Темный, Помещать/ Класть» могут быть производными как от гиперсемы «Сжимать, хватать», так и непосредственно от «Глотать». В обоих случаях эти действия характеризуются аспектом «погружение» (см. микрополе Погружать в корпусе С-корней), который включает в себя все эти признаки.
Микрополе Скользкое/Влажное может являться производным от ядерной гиперсемы Глотать, поскольку в процессе поглощения пища или жидкость проскальзывают через глотку в пищевод и далее. С другой, стороны, оно может соотноситься с «Округлым» и «Гладким», исходящими, в нашей интерпретации, от другой ядерной гиперсемы Горло. Впрочем, ясно, что метонимическая связь Горло - Глотать объединяет эти две гиперсемы в общее целое.
Гиперсема «Округлое», гипотетически восходящая к Горлу (хотя среди К-корней значения «горло» и «глотка» не встречаются), получает развитие в микрополях: Окружать, Гладкий, Вздуваться, Объемный, Вместилище, Вогнутый, Крутить. В свою очередь, Гладкий соотносится с гиперсемами Блестящий/Светить, Мягкий, Скользкий, а Вздуваться - с микрополями Выпуклый, Увеличиваться, Тяжелый и Появляться. В своей совокупности общий семантический кластер, образованный гиперсемой Округлый, охватывает 16,1% корпуса К-корней и 22,3% С-корней.
Сравнительно небольшой процент занимают микрополя Жаркий/Сухой (К-корни - 1,8%), Гореть (С-корни - 1,9%) и «Желать/Стремиться» (К-корни - 0,7%, С-корни - 2,4%), которые, если последовательно придерживаться нашего принципа описания, так же могут быть переосмыслением из буккальной сферы, а именно из ощущений голода и жажды. И то, и другое - проявления физиологической потребности в пище или жидкости. В последнем же случае субъект испытывает сухость и жжение во рту. Подтверждением связи понятий Гореть и Жажда/Голод может служить, например, значение корня кепк-2 'гореть, быть сухим, жгучее ощущение (жажды, голода)'. О связи Желать -Жажда/Голод можно заключить из значения, приписываемого корню ^ег-1 'стремиться, сильно желать, тосковать', где явно не фигурируют «жажда» и «голод», однако ср. производные в гот. gгëdus 'голод', gгëdags 'голодный' и в дисл. gгйбг, gгйбi 'алчность, вожделение, голод'.
Для локализации микрополя Желать/Стремиться в концептуальном пространстве пие. К- и С-корней возможно и другое толкование. Среди выделенных гиперсем обнаруживается микрополе, которое, на первый взгляд, трудно соотнести с каким-либо из вышеприведенных и названное нами условно «Дейксис» (К-корни - 1,1%, С-корни - 1,9%). К нему мы отнесли следующие значения: «здесь», «этот», «далеко», «неопределенность/вопросительность», «показывать, смотреть», «сзади, к», «вчера». Именно от корней к№о-, к№е- с последним значением произошли вопросительные слова в позднейших индоевропейских языках. Существует мнение, что вопросительные местоимения исторически образовались от указательных частиц [2, с. 20, 27; 3, с. 229-231]. Можно предположить, что велярная артикуляция (движение задней
части спинки языка к мягкому нёбу и краткий контакт с ним) способна символизировать направление к себе. Такая же символизация, кстати, возможна и при переосмыслении действий «Глотать» и «Сжимать, хватать». Аналогичным образом дентальная артикуляция символизирует направление от себя [10], но, по-видимому, и передне- и заднеязычная артикуляции в конечном счете нейтрализуют сам вектор, оставляя только указание на «направление к ...», «устремление к...».
Ниже мы приводим Таблицу 1 соответствия фоносемантических полей между двумя типами корней (О- и К-).
Поля О-корни К-корни
Ядерное Голосовое звукоизвлечение (8,8%) Голосовое звукоизвлечение (5,5%)
Производные 1 ступени Звук/Шум (0,9%) Звук/Шум (2,2%)
Ядерное Грызть/Кусать/Жевать (2,3%) Грызть/Кусать/Жевать (1,8%)
Производные 1 ступени Резать/Бить (7,9%) Резать/Бить (5,4%)
Острое (6,0%) Острое (6,9%)
Ядерное Глотать (2,3%) Глотать (0,7%)
Производные 1 ступени Сжимать/Хватать (13,5%) Сжимать/Хватать (7,7%)
Погружать (1,9%) -
Течь (1,4%) Скользкое/Влажное (2,6%)
Ядерное Горло (1,9%) Горло (латентно)
Производные 1 ступени Округлое (2,3%) Округлое (6,2%)
Ядерное Голод/Жажда (латентно) Голод/Жажда (латентно)
Производные 1 ступени Желать/Стремиться (2,4%) Желать/Стремиться (0,7%)
Гореть (1,9%) Жаркий/Сухой (1,8%)
Ядерное Дейксис (1,9%) Дейксис (1,1%)
Табл. 1. Соответствие фоносемантических полей между двумя типами корней (G- и К-). В периферийной зоне обоих фоносемантических пространств, т.е. производных 2-4 ступеней, можно так же отметить значительное сходство (см. Таблицу 2).
Поля О-корни К-корни
Источник Резать/Бить Резать/Бить
Производные 2 ступени Разрушать/Портить (4,6%) Разрушать/Портить (2,6%)
Падать (0,5%) Падать (0,7%)
Делить (0,5%) -
Источник Разрушать/Портить Разрушать/Портить
Производные 3 ступени Отрицательное (0,9%) Отрицательное (2,6%)
Источник Острое Острое
Производные 2 ступени Тонкое/Узкое (4,6%) Тонкое (1,1%)
Малое (2,8%) Малое (1,1%)
- Резкий/Быстрый (1,8%)
Источник Сжимать/Хватать Сжимать/Хватать
Производные 2 ступени С вязывать/С оединять (4,2%) С вязывать/С оединять (2,9%)
Покрывать (1,4%) Покрывать (4,4%)
Сильный (0,9%) Сильный/Твердый (1,1%)
Гнуть (2,8%) Гнуть (5,9%)
- Множество (3,7%)
- Густой (0,7%)
- Восприятие (1,1%)
- Холодный (0,7%)
Источник Гнуть Гнуть
Производные 3 ступени Передвигаться (2,8%) Двигать (0,7%)
- Кривой (1,1%)
- Слабый (1,5%)
Источник - Крутить
Производные 4 ступени - Колебание (4,0%)
- Покой (0,7%)
Источник Погружать Погружать
Производные 2 ступени Низ (0,5%) -
Вместилище (4,6%) Вместилище (2,6%)
- Помещать (0,7%)
- Темный (2,2%)
Источник Округлое Округлое
Производные 2 ступени Гладкий (0,5%) Гладкий (2,2%)
Крутить/Кружить (1,9%) Крутить/Окружить (4,1%)
Объемный (0,9%) Вздуваться (1,1 %)
Вогнутый (0,5%) -
Источник Гладкий Гладкий
Производные 3 ступени Мягкий (1,4%) -
Блестящий/Светить (2,3%) Блестящий/Светить (2,9%)
Скользкий (0,9%) -
Источник Объемный Вздуваться
Производные 3 ступени Увеличиваться (1,4%) -
Вздуваться (3,2%) -
Тяжелый (0,5%) -
- Выпуклый (1,1%)
- Появляться (1,1%)
В процентном соотношении одноименные ядерные поля суммарно с их производными распределились следующим образом (см. Таблицу 3). Таблица 3.
Ядерные поля G-корни (%) K-корни (%)
Голосовое звукоизвлечение 9,7 7,7
Грызть/Кусать/Жевать 30,1 24,0
Глотать 31,7 48,4
Горло 22,3 16,1
Голод/Жажда 4,3 2,5
Дейксис 1,9 1,1
Полученные данные свидетельствуют о наибольшей продуктивности гиперсемы Глотать у обоих велярных (с относительным процентным преобладанием у K-корней). На втором месте по продуктивности находится гиперсема Грызть/Кусать/Жевать (с относительным процентным преобладанием у G-корней). На третьем - Горло (с относительным процентным преобладанием у G-корней). Далее, по убывающей, Голосовое звукоизвлечение, Голод/Жажда, Дейксис.
Литература
1. Воронин С.В. Основы фоносемантики [Текст] / С.В. Воронин. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1982.
2. Живова Г.Г. Енисейско-индоевропейские типологические параллели в области относительных и неопределенных местоимений [Текст] / Г.Г. Живова // Структура палеоазиатских и самодийских языков. - Томск: ПТУ, 1984. - С. 20-28.
3. Майтинская К.Е. Местоимения в языках разных систем [Текст] / К.Е. Майтинская. -М.: Наука, 1969.
4. Михалёв А.Б. Теория фоносемантического поля [Текст] / А.Б. Михалёв. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1995.
5. Михалёв А.Б., Тамбиева Ж.М. Фоносемантические функции заднеязычных, фарингальных и ларингальных в корневых морфемах абазинского языка [Текст] / А.Б. Михалёв, Ж.М. Тамбиева // Вестник ПГЛУ, 1999. - №4. - С.18-22.
6. Михалёв А.Б. Семантические прототипы [Текст] / А.Б. Михалёв // Язык. Текст. Дискурс. - Межвузовский научный альманах. - Вып.3. - Ставрополь-Пятигорск, 2005. - С.36-43.
7. Михалёв А.Б. Генеративный потенциал звукоизобразительности [Текст] / А.Б. Михалёв // Международная школа-семинар по психолингвистике и когнитологии. -Березинские чтения-2011. - М., 2011. - С.65-73.
8. Михалёв А.Б. Семантическая производность индоевропейских звукоизобразительных корней [Текст] / А.Б. Михалёв // Вестник ПГЛУ. - 2012. - №1. - С.153-157.
9. Михалёв А.Б. От фоносемантического поля к протоконцептуальному пространству языка [Текст] / А.Б. Михалёв // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2014. - № 1 (038). - С. 91-104.
10. Михалёв А.Б. От и до (протоконцептуальные истоки и семантическая динамика предлога «до» в русском языке) [Текст] / А.Б. Михалёв // Язык и метод. - Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века. - II Международная конференция. -Т.3. - Краков, 2014. - С.69-75.
11. Тамбиева Ж.М. Межъязыковая фоносемантическая характеристика гуттуральных согласных (на материале русского, английского и абазинского языков) [Текст] / Ж.М. Тамбиева / Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. - Пятигорск, 2003.
12. Pokorny J. Indogermanisches etymologisches Wörterbuch [Текст] / J. Pokorny. - Bd. 1-2. -Bern - München: Francke Verlag, 1959-1969.
Д.Б. Ольховиков D.B. Olchovikov
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА THE INTERPRETATION OF THE POETIC TEXT
В статье исследуются онтологические признаки поэтического текста, рассматриваемого как динамичное единство языка и литературного сознания читателя.
Ключевые слова: поэтический текст; образность; интерпретация.
The way in which we understand the concept of the poetic text is rooted in the interrelations of artistic language and artistic consciousness, conceptualized diachronically.
Keywords: poetic text; expressive means and stylistic devices; interpretation.
Поэтическая речь есть динамичное и обладающее внутренней энергетикой единство языка и эстетического сознания языкового коллектива, имплицитно спроецированное на природу и эволюционирующее как игра.
Если мы хотим осмыслить, в чем состоит сущность поэтического текста, необходимо, прежде всего, категорично сформулировать свою позицию по вопросу, лежащему в основе понимания онтологии «поэтического» произведения: является ли природа произведений словесного искусства их имманентным качеством или же правильнее говорить о неразрывном симбиозе «вещи» и человеческого сознания (не просто результате резонанса, не просто бытии словесного искусства как части культурного пространства, а именно о поэтическом сознании языкового коллектива в качестве единственно реальной формы существования и поэтического языка, и, в целом, словесного искусства)?
Второе суждение представляется справедливым; оно, однако, не дает исчерпывающего объяснения тех языковых и речевых фактов, где эстетическое чувство языковой личности в известной мере предопределено и, предположительно, порождается внутренними свойствами широкого круга «природных» явлений (таких как, например, ритм), по отношению к которым человек в качестве биологической и культурной данности оказывается частным случаем.
Недостаточность имманентного анализа художественного текста состоит, прежде всего, не в отсутствии соотнесенности его с широким лингвокультурным контекстом и также не в том, что компоненты мозаики