3. Михеев М.Ю. Фактографическая проза, или Пред-текст. Дневники, записные книжки, «обыденная» литература
// http:// vivoco.rsl.ru /VV/PAPERS/M EN/PROZA.HT M
4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М., 1981.
5. Горалик Л. Собранные листья / Л. Горалик
// Новое литературное обозрение. - 2002. - № 54.
6. http://berezin.livejournal.com/
7. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. - М., 1997.
8. http://dolboeb .livejournal.com/
9. http://dkuzmin.livejournal.com/
10. http://e-g.livejoumal.com/
11. http://doctor-livsy.livejournal.com/
УДК 81 373.43
И.Ю. Тимешова, аспирантка, ТвГУ
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ НОМИНАЦИИ РЕАЛИЙ ВЫМЫШЛЕННОГО МИРА
Научные интересы: лингвистика, окказионализмы
Статья посвящена исследованию функциональных особенностей фонетических окказионализмов, которые в лингвистической науке остаются наименее изученными. Полученные результаты позволяют всесторонне рассмотреть явления окказионального словопроизводства на фонетическом уровне языка ■
I. Timeshova, graduate student, TvSU
PHONETIC OCCASIONALISMS AS AN INSTRUMENT OF NOMINALITIES OF FICTITIOUS WORLD REALITY
Given clause is devoted to research of functional features of phonetic nonce words, which in a linguistic science remain least investigated. The received results allow comprehensively to consider the phenomena occasional word production at a phonetic level of language ■
* * *
современной лингвистической Однако новые слова с окказиональными
науке не накоплено достаточно корнями (бобэоби (В. Хлебников), ховырдо-
знаний о фонетических окказионализмах. вый, раздобырдывай (В. Каменский) активно
В
внедряются во многие сферы речевой коммуникации и обладают огромным коммуникативно-семантическим потенциалом. Данное обстоятельство делает актуальным всестороннее изучение фонетических окказионализмов.
Фонетическими окказионализмами называют особые речевые новообразования, которые рождаются в том случае, когда автор предлагает в качестве корневой морфемы какой-либо звуковой комплекс, не зарегистрированный в языке, считая, что этот комплекс содержит и передает некую семантику, обусловленную либо фонетическими значениями звуков, его составляющих, либо контекстом [1].
Традиционно считается, что окказионализм , в отличие от узуального слова, обладает номинативной факультативностью [2]. Однако применительно к фонетическим окказионализмам это положение, как нам представляется, нуждается в пересмотре.
Фонетические окказионализмы, как и узуальные слова, выполняют номинативную функцию. Доказательством этого утверждения может служить тот факт, что именно фонетические окказионализмы активно используются для номинации вымышленных реалий - предметов и явлений фантастических миров.
Создание нужной номинативной еди-ницы подчинено одной идее: сделать вымышленный мир объемным, чтобы привлечь внимание читателя. Новые вселенные во многом похожи на реальный мир, как отмечает О.Б. Власова, «имеют непосредственную связь с окружающей действительностью и постоянно заставляют проводить параллели, но это другие миры, другая реальность с иными законами бытия» [3; 96].
Фонетические окказионализмы в но -минативной функции отражают четыре аспекта речевого конструирования вымышленного мира: вещественный, биологический, социально-политический, технократи-ческий. Использование данных новаций в
тексте подтверждает формулу «в вымышленном мире должно все быть максимально фантастично».
Сначала автором задаются очертания новой реальности, ее вещественный фон. Оригинальные в плане выражения фонети-ческие новообразования привлекают адресата и позволяют писателю дать названия предметам и явлениям, аналогов которым нет в реальном мире.
Например, фоном для фантастического действия могут выступать:
- номинации одежды «В гостиной ца-рила настоящая идиллия: невероятный бардак, в центре которого восседал закутанный в домашнее лоохи сэр Андэ Пу...» (М. Фрай);
- номинации средств передвижения «Ему не пришло в голову, что я поведу амобилер. А это значит, что мы будем ехать как минимум в четыре раза быстрее» (М. Фрай);
- номинации оружия «Забавно, но до сих пор у меня так и не было повода подробно ознакомиться с самым распространенным огнестрельным оружием своей новой родины. Рогатки бабум, которыми пользуются все полицейские и не без ложного высокомерия пренебрегаем мы, Тайные сыщики, заслуживают самого пристального внимания. Бабум - это действительно просто большие металлические рогатки, стреляющие мелкими взрывными шариками» (М. Фрай);
- номинации напитков «Что я мог противопоставить этой силе?< ...> и привычку начинать свое утро с чашечки кам-ры...»(М. Фрай).
Затем автор приступает к работе над биологическим аспектом конструирования. Альтернативная реальность предстает как живой, динамично трансформирующийся и развивающийся организм. Для этого используются номинации живых существ, например: «Она у нас фантазерка. Недавно ее мать рассказывала: играет девчурка одна
в саду, а все, слышно, с кем-то разговаривает - то с каким -то Момиком, то с каким-то Зумзиком. Мать спросила ее, с кем это она. Девчурка только рукой махнула: «Ты не понимаешь! Такие у меня живут здесь -Момик и Зумзик. Мне с ними весело» (В. Би-анки).
Иногда фонетические окказионализмы вступают в парадигматические отношения с узуальными единицами. Слово с родовым понятием, гипероним, может отсутствовать в тексте, однако контекст позволяет сформулировать его, например: «Не знаю, здесь живет китсадуч. Страшный великан с огромными крыльями и рыжим хвостом» (А. Курляндский). Фонетический окказионализм китсадуч являет собой видовое понятие. Лексическое значение гиперонима же может быть сформулировано с опорой на контекст: с огромными крыльями и рыжим хвостом^-птица. Гиперо - гипонимическая парадигма в этом случае имеет такую структуру: птица -китсадуч, ворона, дятел, жаворонок и др.
Морфемные фонетические окказиона -лизмы используются в качестве номинаций фантастических существ довольно часто: Убзик (Б. Житков), Трамот, Бардадым (К. Чуковский), бутявка, Калуша, калушата (Л. Петрушевская), скунусики, крумсы, шуша (К. Булычев).
Третий этап конструирования - созда -ние номинаций, описывающих социальнополитическое устройство вымышленного мира. Особое место занимают окказиональные собственные существительные, то есть существительные, «являющиеся индивидуальными наименованиями предметов» [4]. Среди подобных номинаций следует выделять окказиональные топонимы и антропонимы. Первые служат для наименования места событий, вторые усиливают роль индивида. Автором создается новый остров, страна или планета, параллельный мир, виртуальная реальность, например: название планет Паталипатра, Колеида (К. Булычев), Торманс, Ян-Ях, Тор-Ми-Осс, города
Чендин-Тот (И. Ефремов); страна Швам-брания (Л. Кассиль), Тили-мили-трямдия» (С. Козлов), море Укумбийское (М. Фрай).
От окказиональных собственных существительных в свою очередь широко образуются номинации жителей вымышленных миров: Укумбийское море - укумбийцы (М. Фрай), Колеида - колеидяне, Паталипатра
- паталипатрянин (К. Булычев).
С помощью окказиональных существительных автор может показать особенности существования, возможность социализации обитателей нового мира, их личностные характеристики. Окказиональные антропонимы используются автором как способ социализации фантастического существа, его утверждения в вымышленном мире: Чойо Чагас, Хонтээло Толло, Эр -Во-Биа (И. Ефремов), Аппура Блакки, Мадам Жижинда (М. Фрай), Ам гам глам кааба лаба Саба лаба Самба гиб чип либ Чики кики Кюки люки Чух шух Сдугр пугр Оф оф Прр (Д. Хармс).
Необычные действия могут описываться при помощи окказиональных глаголов, например: увазила, волит, стрямкали, вьчучили (Л. Петрушевская). Специфичность фантастических существ подчеркивают наречные и адъективные номинации, описывающие особые признаки - личностные характеристики, например: «Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые»(Л. Петрушевская). Окказиональные прилагательные некузявые, бятые относятся к существительным калушата и пуськи. Лексическое значение окказиональных прилагательных выводится по узуальным образцам: некузя-вый - кузявый (ср.: некрасивый - красивый); и через поиск близкой по звучанию узуальной единицы: бятый - бяка; бятый - мятый; бятый - битый.
Создание фантастических терминов также немаловажно. Морфемные фонетические окказионализмы позволяют описать те явления, аналогов которым нет в мире ре-
альном: куод - уровень в многоярусном космическом корабле (А. Паншин), нидл - мера длины планеты Даль-Гей (Ю. Тупицын), орор - фантастическая болезнь (К. Булычев), «хфы» - марсианская буква (К. Булычев).
Таким образом, номинации предметов, не существующих в реальности, описывают многоярусное устройство вымышленного мира, вследствие чего последний приобретает неповторимый колорит, индивидуальность .
Все номинации, конкретные и абстрактные, отличаются относительной автономностью, то есть могут существовать обособленно, но иногда возможно и их совместное сосуществование, в этом случае они, как справедливо отмечает О.Б. Власова, «органично взаимодействуют, взаимопроникают, сливаются воедино, приводя к тому, что новый художественный мир оказывается явлением цельным, стилистически обоснованным и уникальным» [5].
Все изложенное позволяет сделать вывод, что признак номинативной факультативности, выдвинутый А.Г. Лыковым как один из демаркаторов узуального и окказионального, является относительным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно- семантический анализ / Н.Г. Бабенко. - Калининград, 1997. - С. 8.
2. Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово) / А.Г. Лыков. - М., 1976. - С. 12-14.
3. Власова О.Б. Художественное конструирование фантастических миров: ассортимент и правила игры / О.Б. Власова // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах. - Волгоград, 2006. - С. 93.
4. Лопатин В.В. Собственные существительные / В.В. Лопатин // Русский язык: Энциклопедия. -М., 2003. - С. 517.