Научная статья на тему 'Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - 15 лет'

Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - 15 лет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поляков Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - 15 лет»

15-лет ФОНДУ СОДЕЙСТВИЯ

Фонду содействия

развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере — 15 лет

с. Г. Поляков,

д. э. н., генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Пятнадцатилетний юбилей Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере позволяет уже смело говорить об истории развития инновационного предпринимательства в России и оценивать ее результаты. Создание Фонда в 1994 году практически совпадает с началом формирования в России новой экономики. Миссия Фонда, определенная Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 65, остается неизменной на протяжении всех этих пятнадцати лет: развитие малого предпринимательства в научнотехнической сфере, а также поощрение конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.

Цель развития сектора малого инновационного бизнеса — один из приоритетов государственной экономической политики, актуальность которой возрастает в настоящее время. Фонду предстоит в ближайшем будущем ответить на вызовы времени, решая совместно с другими институтами развития задачу модернизации структуры экономики, формирования экономики знаний.

Поэтому анализ основных этапов деятельности Фонда, приведенный в настоящей статье, кроме прочего, важен тем, что позволяет извлечь уроки из прошлого, выбрать наиболее эффективные инструменты и двигаться вперед.

Эволюция Фонда. История

деятельности Фонда имеет 3 основных этапа. Первые пять лет деятельности выпали на период демонтажа командно-административной системы и перехода к рыночным механизмам в начале 90-х годов, когда проходила коренная реструктуризация российской экономики, включая превращение государственных производственных структур в бизнес-структуры. В России практически отсутствовал сектор малого и среднего бизнеса. Фонду предстояло определить стратегию и методологию своей деятельности в существовавших условиях.

Изначально Постановлением Правительства РФ было определено, что Фонд является государственной некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность совместно с Министерством науки Российской Федерации и другими институтами развития в рамках федеральной и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

Стратегия Фонда формировалась на основе изучения лучшей мировой практики поддержки малого предпринимательства. Прежде всего, был использован опыт хорошо известной и имеющей более чем 20-летнюю историю программы SBIR (Small Business Innovation Research Program), которая была запущена в США после принятия в 1982 г. Акта о развитии малого инновационного бизнеса (Small Business Innovation Research Act). А также был использован опыт программ французско-

го агентства ANVAR (ANVAR — Agence Nationale de Valorisation de la Recherche), одной из наиболее известных инициатив по поддержке малого бизнеса, реализованной во Франции.

Наблюдательным советом Фонда были приняты следующие базовые принципы работы:

■ осуществлять поддержку только юридических лиц в форме малых инновационных компаний;

■ независимая экспертиза проектов — экспертиза заявок осуществляется внешними экспертами;

■ решение о финансовой поддержке проектов принимается на основе рейтингового голосования конкурсной комиссии Фонда, в составе которой по согласованию с наблюдательным советом представлены специалисты различного профиля;

■ заявки от предприятий из регионов России должны поступать непосредственно в Фонд, но в наиболее наукоемких регионах России Фонд должен иметь свои представительства для информирования общественности о деятельности Фонда;

■ при рассмотрении заявок предпочтение отдавать проектам с па-

ритетным участием финансирования работы наряду со средствами федерального бюджета и других источников финансирования.

На этом первом этапе своей деятельности Фонд фокусировал внимание на малых инновационных фирмах, которые уже вышли на рынок (тех, которые разработали продукт и защитили права интеллектуальной собственности, приступили к коммерческому производству и нашли перспективных потребителей). Одним из принципиальных решений Наблюдательного совета Фонда по отбору проектов было решение о первоочередном содействии проектам по созданию продуктов и услуг, обеспеченных платежеспособным спросом. Это, так называемый, «пассивный» метод управления технологическими инновациями. Однако на начальной стадии развития инновационного предпринимательства в России его применение позволило показать возможность организации высокотехнологичного предпринимательства в России, апробировать такие методы государственного содействия, как лизинг оборудования, кредиты со ставкой до половины учетной ставки Центробанка и др.

Следующий пятилетний этап работы Фонда — начало 2000-х годов проходил в условиях, когда основные общественные и экономические механизмы уже сформировались: сложилась кредитная,

бюджетная, налоговая системы и др., сектор малого и среднего бизнеса институционально утвердился в качестве одной из основ экономики России.

Особое внимание Фонд начинает уделять ориентации компаний на развитие интеграционных процессов между малыми инновационными фирмами и исследовательскими институтами. С этой целью Фонд начал отдавать предпочтение таким проектам компаний, реализация которых приводит к новым разработкам в университетах, академических и отраслевых институтах. Фонд

начал финансировать те проекты программы «Интеграция академической науки и высшей школы», в которые третьим равноправным партнером вошли малые инновационные компании. В рамках реализации Национального проекта «Здоровье» Фонд заключил соглашение с Российской Академией Медицинских Наук.

В соответствии с данным соглашением, академия сформулировала тематику актуальных проблем отечественной медицины, связанных с профилактикой, диагностированием и лечением наиболее социально-значимых заболеваний. На основе этих предложений был проведен конкурс на выполнение НИОКР.

В результате конкурса начато финансирование ряда работ. При этом на РАМН возложены функции контроля над выполнением работ и внедрения результатов разработок в клиническую практику.

В 2002-2004 гг. выполнялась совместная программа Фонда содействия и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по реализации инновационных проектов на основе фундаментальных исследований.

Главная задача этой программы — разработка механизма превращения нового знания, полученного в результате фундаме-нальных исследований в товар (технологию, продукт или услугу) путем совместной работы научных коллективов, поддержанных РФФИ, и малых предприятий научно-технической сферы.

Конечной целью программы было доведение наиболее перспективных в коммерческом отношении разработок научных организаций до уровня товара, пользующегося спросом на рынке.

Увеличение финансовых ресурсов Фонда и переход на поддержку проектов НИОКР на безвозвратной основе позволяют Фонду начинать поддерживать проекты компаний, находящихся на все более ранних стадиях развития.

В этот период Фонд активно

работает в регионах, расширяя круг своих партнеров и клиентов.

2004 — 2009 гг. — этап формирования современных программ и их масштабирования.

Одной из поворотных точек в развитии Фонда является разработка и реализация программы «СТАРТ» (с 2004 г.), а затем и других программ («ПУСК», «ТЕМП», «У.М.Н.И.К.» и др.). Следует отметить, что программа «СТАРТ» по срокам внедрения и организационному дизайну совпадает с рядом аналогичных инициатив по поддержке технологического предпринимательства успешных государств, например, в Германии.

Сегодня основным фокусом программ Фонда является предпосевное и посевное финансирование начальных этапов инновационного процесса, если коммерциализация нового знания (научного результата) начинается в форме малого предприятия. На этом начальном этапе («долина смерти») во всех странах только государственные программы посевного финансирования содействуют команде проекта в снижении риска инвестирования в технологический бизнес.

Программа «СТАРТ» получила не только известность, но и признание у научно-технической общественности по всей России, как эффективный инструмент государственной поддержки инициатив по организации высокотехнологического бизнеса.

Фонд на этом этапе активно развивает международное сотрудничество, реализует функции Национальной контактной точки по малому и среднему предпринимательству в рамках шестой, а затем седьмой рамочной программы Европейской Комиссии.

Фонд разрабатывает и реализует проекты по развитию инфраструктуры инновационного предпринимательства, включая обучение технологическому менеджменту, спонсирование образовательных курсов, содействие сертификации продукции, развитие методической и консалтинговой поддержки и др.

Бюджет Фонда содействия (2005 — 2011 гг.) млн.руб.

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

план

Бюджет Фонда 840,00 1075,50 1335,00 1650,67 2446,38 3149,73 3652,23

Ресурсы и основные результаты деятельности Фонда

Масштабирование деятельности Фонда хорошо демонстрируется уровнем ресурсного обеспечения, которым располагает Фонд, реализуя свои задачи. Бюджет Фонда формируется на основе определенного процента средств федерального бюджета на науку. При образовании Фонда эта величина составляла 0,5%. По мере развития деятельности Фонда, признания ее научно-технической общественностью, рассмотрения итогов деятельности, эта величина возрастала и в настоящее время составляет 1,5%.

Сегодня Фонд реализует около 20 программ, которые направлены на решение различных задач в области инновационного развития, включая:

• создание новых инновационных предприятий;

• введение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

• привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства;

• создание благоприятных условий для развития технологического предпринимательства (в том числе на основе вовлечения в инновационную деятельность молодежи).

Самой массовой программой Фонда является программа «СТАРТ». Каждый год на финансирование по программе «СТАРТ» претендуют 1,5 — 2,0 тысячи предприятий или команд-заявителей. К научно-технической и коммерческой экспертизе их проектов привлекается свыше 2000 внешних экспертов. Ежегодно компетентные конкурсные комиссии

по приоритетным направлениям научно-технической деятельности во всех регионах России отбирают на основе экспертных заключений около 400 проектов.

Программа «СТАРТ» базируется на принципе частно-государственного партнёрства: государство реализует лишь часть мероприятий, необходимых для развития бизнеса. В первый год Фонд выделяет средства на выполнение НИОКР и контролирует, получены ли какие-либо результаты по их итогам, в результате до приемлемого уровня снижаются инвестиционные риски частного инвестора. Со второго года Фонд осуществляет финансирование на паритетной основе, то есть предприятие должно привлечь внебюджетные источники финансирования.

Операционными индикаторами в программе «СТАРТ» (условием для получения финансовой поддержки) являются:

• Выручка (не менее 0,6 млн. руб. на одного сотрудника на третий год развития)

• Численность персонала (не менее 5 чел. на третий год развития)

• Привлечение соинвестирова-ния (в размере 50%, начиная со второго года реализации программы).

Программа имеет широкую географию, например, в 2008 году в программе приняли участие заявители из 180 городов 70 субъектов Российской Федерации.

Полный цикл программы (3 года) завершили в настоящее время 10 компаний, которые суммарно достигли следующих показателей:

• Инвестиции фонда — 45 млн. р.

• Обороты за 3 года — более 125 млн. р.

• Созданные рабочие места — 76

• Оформленные патенты — 20

• Привлеченные внебюджетные

инвестиции — более 40 млн.р. Результаты программы

«СТАРТ» демонстрируют эффективность государственных интервенций в сфере посевного финансирования (вложение в инновационные проекты на самых ранних стадиях развития).

Следует отметить, что в условиях, когда развиваются инструменты венчурного финансирования, опыт программы «СТАРТ» приобретает новую ценность и актуальность, поскольку может рассматриваться как один из основных механизмов развития Deal flow для венчурных фондов и фондов прямых инвестиций.

С целью формирования благоприятной среды (в том числе социальной) для развития технологического предпринимательства, Фонд совместно с Минобрнауки, Росна-уки, Рособразования разработал и реализует с 2006 года предпосевную программу «У.М.Н.И.К.», которая направлена на вовлечение молодёжи в инновационную деятельность. Ежегодно около 1000 победителей

Результативность программы «СТАРТ» характеризуется следующими данными:

2004 2005 2006 2007 2008

Количество заявок в программу «СТАРТ» 2762 1652 1563 1377 1418

Количество проектов первого этапа программы 522 410 425 319 332

Количество проектов второго этапа программы - 44 73 78 91

Количество проектов третьего этапа программы - - 1 18 32

Общие показатели деятельности Фонда (1994-2008 гг.)

программы получают грант на выполнение НИОКР в объёме 200 тысяч рублей в год для работы над своими инновационными идеями.

Проведенная оценка программы «У.М.Н.И.К.» даже по итогам 2 лет реализации показала, что участники программы высоко ценят государственные усилия по стимулированию инновационных НИОКР с участием представителей молодежи, и отмечают важность опыта проектной работы в рамках программы «У.М.Н.И.К.». Экономические расчеты показали, что программа уже через несколько лет будет вносить весомый вклад в развитие малого инновационного предпринимательства в России.

В целом эффективность программ Фонда оценивается такими индикаторами, как: количество

вновь созданных малых компаний в высокотехнологичном бизнесе, число вновь созданных и число введенных в хозяйственный оборот патентов, темпы роста поддерживаемых Фондом компаний и др.

Проведение выборочного обследования деятельности малых инновационных предприятий, поддержанных Фондом, позволяет сделать следующие основные выводы.

Объем реализации продукции МИП подтверждает тенденции,

наметившиеся ранее — устойчивое увеличение числа компаний с объемом реализации от 20 до 40 млн. руб. Годовой прирост объема продукции малых инновационных предприятий, финансируемых Фондом, составил 22%.

Согласно опросам, отмечается тенденция увеличения числа работников, у которых малое предприятие является основным местом работы. Так, например, по группе малых предприятий, с ко-

личеством работающих от 20 до 40 человек, число работников, у которых малое предприятие является основным местом работы, увеличилось почти в два раза.

Отмечается стабильное увеличение стоимости нематериальных активов на предприятиях, поддержанных Фондом. Количество объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет или при участии средств Фонда, на одно МИП в среднем растет на 8% в год.

Программы «Пуск/Темп» 2000 2001 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Число отобранных на конкурсах проектов шт - - 27 19 24 16 20 20 30

Число рассмотренных на конкурсах заявок шт - - 50 88 68 32 40 40 50

Программа УМНИК 2000 2001 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Число молодежи (до 28 лет включительно), вовлеченной в инновационный процесс чел. - - - 171 1000 1000 1000 1300 1300

Количество объектов интеллектуальной собственности, созданных в результате выполнения проектов по Программе шт. - - - 0 200 230 250 300 320

Количество обученных участников Программы инновационному менеджменту чел. - - - 0 1000 1000 1000 1300 1300

Поступило и прошло экспертизу заявок свыше 16 500

Поддержано проектов свыше 6000

Средний оборот поддерживаемой компании 15 млн.руб.

Создано новых инновационных компаний свыше 1600

Темп прироста оборота «новых» компаний 10 % в год

Коммерциализировано патентов и других видов ИС свыше 3500

Создано инновационнотехнологических центров при участии Фонда 29

Средняя выручка по одному предприятию, прошедшему трехгодичный курс программы «СТАРТ» 13,3 млн.руб.

Динамика показателей основных программ Фонда содействия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа «СТАРТ» 2000 -2003 2004 2005 2006 2007 2008

Число рассмотренных заявок шт. - 2762 1652 1563 1377 1418

Число поддержанных проектов шт. - 522 410 425 319 332

Число вновь созданных МИП шт. - 470 380 365 290 300

Число МИП, перешедших на второй год финансирования шт. - - 44 73 78 91

Число МИП, перешедших на третий год финансирования шт. - - 0 1 18 32

Динамика показателей основных программ Фонда содействия (продолжение)

Основной конкурс 2005-2008

Число рассмотренных проектов шт. 370

Число заключенных государственных контрактов шт. 178

Программа «Развитие» 2007

Число рассмотренных проектов шт 204

Число заключенных государственных контрактов шт. 121

На 7 % увеличилось количество предприятий с выработкой свыше 1000 тыс. руб. на одного работающего.

Объем налоговых платежей малых компаний, поддержанных Фондом, соответствуют окупаемости вложений государственных финансовых средств за два-три года.

Анализ основных препятствий для развития малого инновационного предпринимательства и тенденции развития деятельности Фонда. Опыт деятельности Фонда позволяют сделать следующие выводы об основных проблемах и препятствиях развития малого инновационного предпринимательства в настоящее время.

Во-первых, это недостаточный объем государственных интервенций (государственной поддержки) в развитие малого инновационного предпринимательства.

В России уже реализуется большинство известных инструментов инновационного развития в области малого инновационного предпринимательства, однако масштаб их применения явно не соответствует стоящим задачам и вызовам времени, что говорит о необходимости масштабирования многих, доказавших свою эффективность, программ и проектов (например, таких программ, как программа «СТАРТ», «У.М.Н.И.К.» и др.).

Существует потребность в увеличении масштаба поддержки как с точки зрения количества поддерживаемых проектов, так и по величине объема поддержки одного проекта. Например, раз-

меры грантов программы SBIR (США) составляют 100 тыс. долларов для первой стадии поддержки каждого проекта и 750 тыс. долларов — для второй стадии. Немецкий посевной фонд HighTech Gr nderfonds инвестирует в инновационные проекты до 500 тыс. евро. Существующий объем поддержки программы «СТАРТ» составляет рублевый эквивалент 125 тыс. евро за три года.

Американская программа SBIR получает ежегодное финансирование в объеме около 2 млрд. долларов. Немецкая инициатива по улучшению условий для высокотехнологичных старт-ап компаний в течение 2006-2009 гг. предусматривает бюджет в 2060 млн. евро. Общий ежегодный бюджет российской программы поддержки развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере составляет ок. 40-50 млн.евро.

Во-вторых, это кадровая проблема — привлечение молодежи в сферу технологического предпринимательства. Серьёзное недофинансирование прошлых лет образования и науки, падение престижа научно-технической деятельности для молодых людей, «вымывание» амбициозной молодёжи из научно-технической сферы серьезно ухудшили ситуацию.

В-третьих, слабо развитая для масштабов России инфраструктура инкубирования (грамотный nurturing) команд и прототипирования продуктов (proof of concept).

Именно отсутствие прототипов и готовых команд сегодня является наиболее сильным пре-

пятствием для обеспечения роста малых инновационных предприятий в России. Условия для инкубирования малых инновационных предприятий МИП принципиально отличаются от тех, которые предоставляются обычным (не инновационным) малым предприятиям в бизнес-инкубаторах. Для обычных малых предприятий вполне достаточно предоставляемых в бизнес-инкубаторах площадей и снижения затрат на пребывание в них — льготы по арендной плате, общая для ряда компаний инфраструктура (один секретарь, телефон, факс, почтовый сервис и т.д.).

Для МИП в связи с объективным наличием существенного риска при начале высокотехнологичного бизнеса необходимым условием инкубирования является процедура «вынянчивания» (nurturing). Эта процедура требует не только площадей и льгот, но и специалистов с опытом выращивания и развития наукоёмкого бизнеса. За рубежом таких специалистов называют «Professor in practice» (профессор дела). Необходимо также наличие возможностей для прототипирования продуктов и услуг.

Кроме того, к числу проблем развития инновационного предпринимательства можно отнести:

• недостаточный уровень интернационализации и экспортного потенциала российских малых инновационных компаний;

• неразвитое частно-государственное партнерство в сфере развития МИП;

• проблемы статистического учета сектора МИП, а также мониторинга и оценки влияния правовых актов в области научного и инновационного развития, как основного инструмента совершенствования законодательства.

Прогноз развития деятельности Фонда базируется на анализе указанных проблем и препятствий. В число приоритетов Фонда входят следующие перспективные задачи.

1. Масштабирование программ Фонда. Анализ аналогичных программ инновационного развития в секторе малого инновационного предпринимательства в зарубежной практике говорит о том, что российские программы уступают как по масштабу применения инструментов инновационного развития, так и по величине поддержки каждого проекта.

В России масштаб применения программ и проектов, ориентированных на развитие МИП, явно не соответствует стоящим задачам и вызовам времени, что говорит о необходимости развития и расширения инициатив, доказавших свою эффективность, таких как «СТАРТ» и «У.М.Н.И.К.». Представляется целесообразным в ближайшие 2-3 года реализовать следующие инициативы:

■ Расширить количество поддерживаемых инновационных проектов в программе «СТАРТ».

■ Увеличить бюджет поддержки каждого проекта программы «СТАРТ».

■ Увеличить финансовую поддержку инновационных проектов молодежи в рамках программы «У.М.Н.И.К.».

■ Разработать и реализовать программу финансовой поддержки молодежного технологического предпринимательства в рамках программы «У.М.Н.И.К.», предполагающую реализацию трехлетних инновационных проектов молодежных команд на основе менеджмент-инкубации проектов с годовым бюджетом в 1,0 млн.руб.

2. Развитие комплиментар-ности институтов и инструментов развития. Реализация многих российских инициатив, программ и проектов (таких как развитие венчурного финансирования, создание бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, технопарков и т.д.) будет более эффективна, если обеспечить их комплимен-тарность (взаимодействие, взаимодополнение различных инструментов инновационной политики) и подчиненность единой страте-

гии, например, на основе развития сетевого взаимодействия.

Например, одной из инициатив, которая реализуется в рамках программы «СТАРТ», является программа «СТАРТ-ИНВЕСТ» (реализуется с 2008 года). «СТАРТ-ИНВЕСТ» направлена на расширение поддержки проектов по созданию производства наукоемких продуктов на ранних стадиях развития за счет механизмов частно-государственного партнерства. Целью программы является поддержка инновационных проектов на ранних стадиях развития, которые обладают хорошим потенциалом для венчурного финансирования.

Программа «СТАРТ-ИНВЕСТ» реализуется в партнерстве с управляющими компаниями региональных фондов содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научнотехнической сфере, а также других венчурных фондов. В данной совместной программе заявки на конкурс готовятся при поддержке управляющих компаний венчурных фондов, обладающих хорошими возможностями для качественной экспертизы рыночных перспектив проекта. Планируется, что за один-два года при мониторинге и поддержке со стороны венчурных фондов инновационные проекты должны полностью перейти от бюджетного к венчурному финансированию.

Такая инициатива может быть развита. Например, представляется целесообразным обеспечить тесное взаимодействие между программами Фонда и новой инициативой по созданию Фонда посевного финансирования РВК, программами ГК «Внешэкономбанк» и др.

3. Развитие международного сотрудничества (для МИП). Разработка и реализация программы поддержки экспортоориентированных малых инновационных компаний. В России зарегистрировано более 27 000 малых инновационных предприятий. При этом, доля МИП, имеющих потенциал сотрудничества с партнерами из ЕС, составляет 4-

5%. Таким образом, насчитывается порядка 1000 — 1350 предприятий, потенциально способных к международному сотрудничеству, что является достаточным показателем для начала реализации мероприятий, направленных на развитие международной кооперации в инновационной сфере.

На текущий момент доля России в объеме мирового инновационного рынка составляет всего 0,3%. Для сравнения: доля США — 39%, Японии — 30%, Германии — 16%, Китая — 6%. Опыт Фонда также показывает, что российские малые инновационные компании обладают хорошим экспортным потенциалом. Однако для его развития существуют серьезные препятствия, включая: коммуникационные, финансовые, инфраструктурные проблемы, проблемы компетенций у команд МИП.

Фонд планирует разработать и начать реализацию Программы содействия развитию экспортного потенциала малых инновационных предприятий и международного сотрудничества («Экспорт»).

Данная Программа будет опираться на взаимодействие Фонда содействия с различными международными организациями и программами, например, такими как:

■ Французское национальное агентство повышения стоимости исследований (OSEO innovation)

■ Американский фонд гражданских исследований и развития (CRDF)

■ Программа поддержки инноваций и конкурентоспособности

(CIP)

■ Европейская сеть бизнес-ин-новационных центров (EBN)

■ Союз Фраунхофера

■ Международный научно-технический центр (ISTC)

■ 7-ая Рамочная программа ЕС

■ Российско-британское сотрудничество («Imprimatur Capital», British Russian Innovative Network (BRIN)).

Цель Программы обеспечить доступный «интерфейс» для использования МИП существую-

щих возможностей, а также предоставить новые инструменты и механизмы поддержки.

Возможные механизмы:

■ Расширение доступа МИП к кредитно-финансовым ресурсам (гарантирование кредитов, субсидирование страхования рисков для МИП, субсидирование операций по лизингу);

■ Поддержка выставочной деятельности: организация специальных торговых миссий и международных выставок, ярмарок;

■ Развитие системы информации для МСП;

■ Маркетинговая поддержка;

■ Создание и развитие инфраструктуры поддержки МИП и интеграция в зарубежные сети сотрудничества и интернационализации бизнеса.

С целью развития международной кооперации под патронатом Фонда содействия в 2007 г. сформирован российский консорциум сетевых организаций для участия в Европейской сети поддержки предпринимательства (EEN). В консорциум вошли: «Союз ИТЦ»; RTTN («Russian Technology Transfer Network») и Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Данный консорциум объединяет 75 российских организаций инновационной инфраструктуры. В 2008 году была подана и поддержана заявка от этого консорциума — «Gate to Russian Business and Innovation Networks» (Gate2RuBIN).

Цель этой инициативы состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие российских сетевых организаций ИТЦ, RTTN, ЕИКЦ (в дальнейшем и других) с новой европейской сетью поддержки услуг для инновационных компаний Enterprise Europe Network (EEN), формируемой в рамках европейской программы CIP (Программа «Инновации и конкурентоспособность»).

Следует отметить, что данная инициатива может получить развитие и выйти на качественно иной уровень развития при условии ре-

шения вопроса о присоединении России к европейской программе CIP (по аналогии с процедурой присоединения России к европейской рамочной программе исследований Framework Programmes).

4. Развитие «цепочки» инфраструктурной поддержки инновационных проектов, поддерживаемых Фондом. С целью создания благоприятных условий для развития малого инновационного предпринимательства и обеспечения адекватного deal-flow инновационных проектов для венчурной индустрии представляется целесообразным рассмотреть возможность разработки и реализации масштабной программы развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающей создание эффективной «цепочки поддержки» для малого инновационного предпринимательства.

Объектами государственных интервенций должны стать географически локализованные группы субъектов высокотехнологичного сектора (отраслевые университетские комплексы и холдинги; крупные промышленные предприятия с диверсифицированными кооперационными связями; объекты развитой инновационной инфраструктуры, на базе которых осуществляется деятельность совокупности участников рынка высоких технологий).

В качестве примера и исходной точки для данной инициативы можно рассматривать опыт программы развития сети инновационно-технологических центров (ИТЦ) в рамках государственной Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере Российской Федерации на 1998-2000 годы.

За 1998-2000 годы в рамках этой и других инициированных ею региональных программ было организовано 27 эффективно функционирующих в настоящее время ИТЦ.

На базе сети ИТЦ функционирует 962 инновационных пред-

приятия, насчитывающих 17820 высококвалифицированных специалистов и ИТР. Предприятиями ИТЦ ежегодно запускается более 370 новых инновационных проектов, создается свыше 140 стартовых высокотехнологичных компаний. За 2007 год, оценочно, предприятиями ИТЦ произведено инновационной продукции на 20 млрд.руб., инвестиции в новые исследования и разработки составили 6,3 млрд.руб.

Однако для масштабов России уровень развития инфраструктуры инкубирования (грамотный nurturing) команд и прототипирования продуктов(proof of concept) недостаточен.

Главным трендом для долго-сросрочной перспективы развития Фонда может рассматриваться задача по развитию регионального компонента — формирование и развитие филиальной сети Фонда и передача функций по менеджменту ряда программ на уровень региональных филиалов. Данный процесс будет сопровождаться повышением роли Фонда как национального центра (методология, формирование благоприятной среды, «фонд фондов»), призванного обеспечивать развитие посевной стадии развития инновационных проектов.

Также должен быть обеспечен рост уровня ресурсного обеспечения деятельности Фонда, адекватный вызовам времени и задачам развития экономики знаний. Данный уровень может быть достигнут, например, посредством увеличения процента от объема бюджетного финансирования на гражданские исследования в Российской Федерации, направляемого в бюджет Фонда.

Одной из перспективных задач является расширение сферы деятельности Фонда и распространение программы Фонда не только на микро и малые компании, но в целом на сектор малого и среднего предпринимательства, что соответствует подходу, который используется в развитых странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.