Научная статья на тему 'Фондовый рынок республики Дагестан: уровень современного развития и пути реформирования'

Фондовый рынок республики Дагестан: уровень современного развития и пути реформирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фондовый рынок республики Дагестан: уровень современного развития и пути реформирования»

Наибольшая корреляция (см. табл. 2) по объёму промышленного производства достигается при временном лаге в 4 - 6 месяцев (0,8329 - 0,8310). Соответственно это означает, что фондовый рынок подавал упреждающие сигналы реальному сектору ещё за шесть месяцев, до изменения тренда. Аналогично вытекает вывод и о том, что с лагом в 6 месяцев фондовым рынком было упреждено изменение тренда по импорту товаров (0,7665). С другими показателями при положительных лагах корреляционной зависимости не было обнаружено.

При обобщении результатов корреляционного анализа, становится очевидным, что отчасти существует как прямая, так и обратная зависимость между изменениями рыночной конъюнктуры (динамикой макроэкономических показателей) и развитием событий в корпоративном секторе фондового рынка (фондовые индикаторы).

Идрисов Р.М.

Фондовый рынок Республики Дагестан: уровень современного развития и пути реформирования

Фондовый рынок представляет собой финансовое пространство, на котором производятся сделки купли-продажи ценных бумаг. Рынок этот призван обеспечить перераспределение инвестиционных потоков в наиболее интенсивно развивающиеся отрасли материального производства, финансирование целевых государственных программ. Кроме того, фондовый рынок является целостным, многофункциональным и постоянно меняющемся живым организмом, образующим систему экономических и юридических отношений между различными институциональными звеньями этой системы. Упущения и ошибки в их регламентации, диспропорциональное развитие его структурных звеньев могут привести к стагнации рынка, замораживанию его развития на длительное время, к другим неблагоприятным тенденциям, что в свою очередь отрицательно отразится на инвестиционном климате, на здоровье экономики в целом. В данной статье ставится задача провести критический анализ нынешнего положения дел на фондовом рынке РД, выявить приоритетные направления его развития, дать рекомендации по проведению первоочередных мероприятий, призванных сделать его полноценным рыночным механизмом.

Рынок ценных бумаг позволяет властным структурам всех уровней и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы с помощью рынка ценных бумаг - прямо или через финансовых посредников - получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым, получая большие возможности для выбора. Использование данного инструмента позволяет обслуживать принципиальный для экономического роста тандем - "накопления-инвестиции", а также перелив финансовых ресурсов между секторами экономики.

Помимо национальных, экономических, исторических и психологических особенностей, существует принципиальный для России в целом, а также специфичный для Республики Дагестан в частности, фактор переходной экономики. Суммируя мнения авторов, изучающих проблемы отечественного фондового рынка в условиях переходной экономики [1-6 и др.], можно выделить четыре основные его функции на данном этапе:

□ привлечение инвестиций;

□ спекулятивные портфельные вложения;

□ пост-приватизационное перераспределение прав собственности в корпорациях;

□ механизм внешнего корпоративного управления.

В этой связи, следует заметить, что привлечение инвестиций в предприятия оставалось наиболее слабым звеном сложившейся национальной модели фондового рынка с момента её зарождения по настоящее время. В большинстве стран с переходной экономикой, представляющих постсоветское пространство, приватизация не дала каких-либо заметных инвестиций на предприятия. Это означает усиление нагрузки на формируемую национальную модель рынка ценных бумаг. Однако, в правовых и законодательных документах, регламентирующих отношения в сфере фондового рынка, пока слабо развиты многие базисные механизмы (проблемы дополнительных эмиссий, прозрачности, защиты разных категорий акционеров и др.). Очевидно, что в ближайшие несколько лет основной функцией рынка, которая была характерна и для всех прежних лет, объективно остается перераспределение собственности в российских корпорациях. Соответственно, проблема защиты интересов акционеров и усиления роли государства в области защиты собственности приобретает особую актуальность.

Кроме того, не менее важно учитывать и тот факт, что рынки ценных бумаг непрерывно развиваются, что вызвано изменениями ситуации в мире и в стране, экономической политики, технологий, регулятивных мер и появлением новых продуктов и структур затрат. Рынки представляют собой не окончательно сформированные и застывшие струк-

туры, а постоянно развивающиеся организмы. Это означает, что регулирование должно быть максимально гибким и динамичным, наиболее адекватно отражающим происходящие изменения сохраняющим при этом предсказуемость и соответствие общему стратегическому направлению развития рыночных отношений.

Краткий обзор фондового рынка республики

Фондовый рынок, или как еще принято ещё его называть - виртуальный сектор экономики, в Республике Дагестан зародился в условиях высокого удельного веса аграрного сектора, минимального инвестиционного потенциала населения и отсутствия у его подавляющего большинства элементарных представлений о том, что это за инструмент, и какую пользу из его наличия можно извлечь.

Начало развитию республиканскому фондовому рынку, как и в стране в целом, положила чековая приватизация. За "ударные" 1992-95 гг. акционировано 227 предприятий республики, реализовано акций на 3,6 млрд. рублей. В 1993 году были выпущены первые государственные ценные бумаги в виде облигаций Фонда имущества республики, владельцами которых (на сумму 3 млрд. руб.) стали более 150 тысяч дагестанцев. По номиналу размещено ценных бумаг на 1,2 млрд. руб. В 1996 году, особенно со второй половины, шло погашение ценных бумаг; на сумму по номиналу 1,5 млрд. руб.

После бурного всплеска, когда в период ваучерной приватизации возник целый ряд институтов, осуществляющих свою деятельность на фондовом рынке, к 1997 году их круг уменьшился в несколько раз: 8 инвестиционных институтов, 143 инвестиционных консультанта и финансовых брокеров. Фондовые биржи и брокерские конторы, начавшие было действовать в 1994-1995гг., уже к 1996 г. прекратили свое существование. К 2000 году, картина стала еще более убогой: те институты фондового рынка, которые сохранились на плаву, если и производят операции с ценными бумагами, практически полностью переключились на ведение операций на торговых площадках Москвы и центра России.

Вторичный рынок обращения ценных бумаг в республике фактически отсутствует, потому и попытка проведения торгов с выставленными на них акциями республиканских предприятий и инвестиционных компаний не увенчалась успехом. [6]

В Министерстве финансов республики зарегистрированы более 330 эмиссий акций различных акционерных обществ. Общий объем эмиссии ценных бумаг составляет более 1708 млрд. руб.

Следует отметить и такой негативный фактор, как обоснованное недоверие населения Дагестана к ценным бумагам, как таковым. Дискредитирующую роль здесь сыграли "обанкротившиеся" инвестиционные фонды, финансовые корпорации России и их филиалы в Дагестане, не выполнившие свои долговые обязательства по вкладам населения.

Минфином во второй половине 1995 года были введены в обращение казначейские обязательства республики первого и второго выпуска на сумму 26300 млн. руб., которые в значительной мере решили проблему неплатежей бюджетных организаций и взаимозачетов, безнадежных к взысканию платежей по отдельным предприятиям - "Газпром", "Дагэнерго" и др. Эмиссия была обусловлена оптимизацией процесса исполнения республиканского бюджета и снижением инфляционных ожиданий. К погашению были предъявлены 18615 казначейских обязательств на 20335 млн. рублей по текущему курсу. На казначейские налоговые освобождения было обменено 6956 казначейских обязательств, что по текущему курсу составляет 7436 млн. руб., с учетом инфляции - 7724 млн. руб. к моменту погашения и 8481 млн. руб. - на конец года. Общий объем выпуска казначейских обязательств РД составил 156,3 млрд. руб., объем развязанных неплатежей - более 438 млрд. руб.

В 1996 году в республике появилась некоторая практика по использованию векселей. Для оформления взаимной задолженности предприятий Минфином РД введены в обращение 3000 бланков векселей единого образца; для финансирования кредитов, полученных сельхозпредприятиями, введены в обращение коммерческих банков республики простые векселя на 418 млрд. руб.

Вместе с тем в республике нет должного взаимодействия между профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Хождение имеет только один из видов государственных (федеральных) ценных бумаг - облигации государственного сберегательного займа. По другим федеральным ценным бумагам коммерческие банки республики осуществляют операции за ее пределами, что приводит к значительному оттоку капитала в другие, как правило центральные области РФ.

Пути выхода из кризиса

Ключевыми задачами современного этапа развития фондового рынка РД являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и всеобъемлющая и надежная защита прав инвесторов. Решительные и согласованные действия государственных органов должны способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому вложению капитала институциональными инвесторами, кроме того вовлечь в инвестирование долговых обязательств государства и корпоративный сектор экономики мелких инвесторов - рядовых российских граждан.

Процесс перераспределения собственности в Республике Дагестан практически завершен. Однако, ваучерная и постваучерная приватизация не привела к автоматическому появлению собственника-инвестора на акционерном предприятии, обеспечивающего его ресурсами для адаптации производства к рыночным условиям хозяйствования, реструктуризации и развития. Это явилось одной из причин существующего в республике инвестиционного кризиса. Промышленный потенциал республики накопленный за последние десятилетия безжалостно разбазарен. В руках директорского корпуса или в руках ограниченной группы людей концентрируются крупные пакеты акций республиканских предприятий; владея 60-80 % акции они не проявляют интереса к налаживанию производства и сбыта продукции. Количество рабочих мест с каждым годом уменьшается, квалифицированный персонал из сферы производственной перетекает в так называемую "коммерцию".

На рынке корпоративных ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий, произошло четкое разделение. С одной стороны, остается стабильным список из двух десятков предприятий, акции которых обладают высокой ликвидностью (к ним относят так называемые blue chips и акций "2-го эшелона") и наряду с государственными ценными бумагами являются предметом фондовых операций. С другой стороны, акции большинства предприятий являются практически полностью неликвидными. [7] Именно к этой второй категории и принадлежит большинство акций корпораций Дагестана. Низкий спрос на эти активы вызван различными инвестиционными рисками: экономическими, техническими, политическими, форс-мажорными и т.д. Но главный риск - это купив акции предприятий, даже самых перспективных в республике, полностью потерять инвестированный капитал.

Таким образом, следует констатировать, что рынок ценных бумаг в РД не выполняет своей главной задачи - перераспределения капиталов в наиболее эффективные производства и привлечения инвестиций для развития предприятий. В республике наметилось прогрессирующее отставание развития регионального фондового рынка по отношению к общероссийскому, ведутся лишь робкие попытки по созданию институтов его инфраструктуры. Очевидно, нормальное и стабильное функционирование рынка ценных бумаг как системы в целом напрямую зависит от наличия и работоспособности различных вспомогательных финансовых институтов, существование которых обусловлено необходимостью обеспечить взаимодействие между контрагентами при заключении различных сделок с ценными бумагами. Такими институтами являются организации занятые оформлением и регистрацией сделок, площадки по проведению торгов финансовыми активами, дилерской, брокерской и трансферагентской деятельностью. То, что этому не уделялось должного внимания, наряду с иными объективными и субъективными факторами (о них ниже) и привело к тем диспропорциям в развитии фондового рынка РД, с которыми мы на сегодняшний день и сталкиваемся.

В Дагестане до середины 1997 года не было создано ни одного реально действующего, отвечающего требованиям сегодняшнего дня регистратора (реестродержателя). Единственным достижением в этом направлении можно считать открытие филиалов Московских компаний-регистраторов в Махачкале (АО "Паритет", АО "Иркол" и др.). До вышеупомянутого времени реестры акционерных обществ республики с числом акционеров свыше 300, велись в полном соответствии с российским и республиканским законодательством только в крупных компаниях, являющихся региональными отделениями общероссийских (например АО "Дагэнерго").

Доверие населения к разного рода эмитентам ценных бумаг сильно подорвано, что связано с многообещающей пропагандой 1993 года в период ваучерной приватизации. Неоправданные ожидания от результатов деятельности не только нечистых на руку организаций (АО "МММ", "Чара", "Властелина" полем деятельности которых была вся Российская Федерация, а также республиканских: коммерческий центр "Фортуна", ТОО "Теплый берег", МКЛ "Альфа-люкс", Дагфининвест и др.), но и к разрекламированным институтам коллективного инвестирования (ЧИФам, ИФам, ПИФам и др.) и особенно беспрецидентный обман населения с облигациями Фонда имущества РД нанесли ощутимый удар по фондовому рынку. [6] В республике первые государственные ценные бумаги были выпущены в 1993 году в виде облигаций Фонда имущества РД, на общую сумму более 1 млрд. рублей, с купонами погашаемыми в течении трех лет. Среднегодовой доход по ним был объявлен в размере 113 процентов годовых. На практике же, купоны на облигации соответствовали 60, 80 и 100 процентов годовых к номиналу облигации, что соответствует 80 процентам среднегодового дохода. Инфляция обесценила и эти суммы, а уполномоченный ФИ РД "Кавказский биржевой банк" с боем возвращал в течение 1997 года деньги физическим и юридическим лицам владельцам этих облигаций, да так всем и не возвратил.

Учитывая все вышеизложенное, представляя весь противоречивый спектр проблем и задач стоящих перед республиканским бюджетом, предприятиями и населением, следует разработать концептуальную программу мероприятий по организации в Дагестане действенного механизма республиканского фондового рынка. С целью создания наиболее благоприятного инвестиционного климата и выхода из кризиса акционерных обществ, обеспечения необходимых правовых, экономических и организационных условий для развития республиканской фондовой инфраструктуры, оказания помощи предприятиям при публичном размещении повторных эмиссий ценных бумаг требуются совместные усилия всех властных структур, их координированное взаимодействие на пути создания и реализации программы развития республиканского фондового рынка.

Базовые звенья программы активизации деятельности

на фондовом рынке республики

Приоритетными в этой программе должны стать два направления. Первое - реорганизация управления предприятиями с целью выхода их из состояния стагнации, и второе - развитие инфраструктуры фондового рынка, где не последнюю роль играет надлежащее регулирование в области обеспечения прав инвесторов и акционеров, их взаимное доверие друг другу. [8] Неконфеденциальные данные о рынке ценных бумаг, в соответствии с законами РФ "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", в рамках проводимой ФКЦБ России политики по раскрытию информации должны войти в доступную широкому кругу потенциальных инвесторов базу данных по эмитентам и профессиональным участникам фондового рынка действующим на территории республики, что будет способствовать большей открытости акционерных обществ, явится защитой от недоросовестных действий эмитентов и регистраторов.

Ключевым звеном в предотвращении недобросовестных действий участников фондового рынка являются надежные фондовые институты, призванные осуществлять переход прав собственности на ценные бумаги (реестродержатели и депозитарии) [8]. Предпосылки к созданию единого центрального республиканского депозитария (ЦРД) появились сразу после появления в республике эмитентов ценных бумаг, что в теории должно было привести к возникновению активного вторичного рынка ценных бумаг. О насущной необходимости такого института не раз говорилось на совместных заседаниях работников ГКИ РД, ФИ РД, инвестиционных институтов, приватизированных предприятий, коммерческих банков. Все благие намерения разбивались о непроработанное и противоречивое законодательство в области фондового рынка, нежелание руководителей коммерческих структур вкладывать свои капиталы в уставный капитал ЦРД, института диковиного на первых порах, явно не сулящего сверхприбыли. В 1997 году ФКЦБ, ЦБ РФ и МФ РФ подготовлен совместный доклад "О концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг". В нем говорится, что существует необходимость организации проекта по созданию (привлечению) специального кастодиального депозитария, который взял бы на себя обслуживание частных инвесторов, ставших владельцами ценных бумаг в результате массовой приватизации. Сейчас права на ценные бумаги этих инвесторов подтверждают регистраторы и сами эмитенты, осуществляющие ведение реестра владельцев своих ценных бумаг самостоятельно, что ограничивает права владельцев ценных бумаг.

Государственные структуры должны выступить инициаторами по организации ЦРД, постоянно контролировать его деятельность. Помимо них уставноый капитал оплатят профессиональные участники рынка ценных бумаг. Согласно президентскому указу "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" от 16.09.1997 г. N 1034, предусматривается создание единой национальной депозитарной системы, депонирование всех госпакетов акций. Таким образом мы получим сконцентрированные в одном депозитарии-хранителе счета большинства акционеров республики, что позволит получить следующие выгоды:

□ система хранения, учета и переоформления акций унифицирована, что позволит фондовому рынку Дагестана безболезненно влиться в общероссийскую депозитарную сеть;

□ условия для возникновения ликвидного рынка республиканских ценных бумаг;

□ дополнительные гарантии в области защиты прав акционеров.

Несмотря на сложный и противоречивый инвестиционный климат в республике, для изыскания временно свободных ресурсов финансирования бюджета следует осуществить эмиссию субфедерального облигационного займа, тем самым профинансировать часть расходов бюджета не за счет трансфертов, субсидий и субвенций [9-10]. К реализации этого проекта следует подходить с особой тщательностью и осторожностью. Необходимо разработать РР-стратегию Правительства РД по вопросам инвестиций и рынка ценных бумаг, в дальнейшем обеспечить ее реализацию. Эмиссия республиканских долговых обязательств должна быть проведена с целевой ориентацией, например на "социально-экономическое развитие". Предусмотреть в схеме указанного займа систему льгот, гарантий и порядка использования привлеченных денежных средств. Использовать при разработке проспекта эмиссии облигационного займа опыт выпуска субфедерального займа в других регионах страны, в частности в Ярославской области [11].

Отсутствие операций на биржевом и внебиржевом республиканском рынке корпоративных ценных бумаг приобрело хронический характер. С целью оживления активности потенциальных инвесторов, используя фондовую площадку при ГКИ РД, постоянно проводить работу по привлечению корпоративных ценных бумаг из других регионов на республиканский рынок ценных бумаг, тем самым приобщив к инвестированию в ценные бумаги жителей республики.

Обозначив приоритетные направления развития фондового рынка РД, следует отметить, что без активизации инвестиционных процессов в реальном секторе экономики, а также принципиально новых подходов к развитию фондового рынка страны в целом, все вышесказанное может так и остаться нереализованным. Наиболее чётко эта мысль была сформулирована Председателем Народного Собрания Республики Дагестан Муху Алиевым. Одним из одиннадцати шагов к благополучию республики, названа поддержка реального сектора экономики. "За советские годы в Дагестане, как и в стране, накоплен большой производственный, научно-технический, технологический, кадровый потенциал. Мы не так богаты, чтобы строить новые предприятия - уже имеющиеся нужно эффективно использовать. Кроме того, мы должны поддержать

традиционные для Дагестана отрасли - выращивание винограда, развитие виноделия, овцеводство, народные художественные промыслы. Есть и новые отрасли, без которых нет завтрашнего дня" [12].

Литература:

1. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 1992.

2. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. М.: Финансы и статистика, 1991.

3. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок: профессиональный курс в Финансовой Академии при Правительстве РФ. М.: Перспектива, 1995.

4. Шарп У.Ф., Александер Г. Дж., Бейли Дж. В. Инвестиции. Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1997.

5. Козлов А.А. Российский фондовый рынок: законы, комментарии, рекомендации. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.

6. Дагестан на пути в будущее: социально-экономические преобразования. Коллектив авторов. Махачкала: ДНЦ РАН, ИСЭИ, 1996, §§4.1 - 4.2.

7. Шабалин А. Формирование фондового рынка России и государственная политика в области ценных бумаг. // Финансы, 1995, № 6, с. 27-30.

8. Отчет о деятельности чековых инвестиционных фондов Госкомимущества России. М.: 1997.

9. Блохина Т. Рынок институциональных инвестиций: состояние и перспективы. // Вопросы экономики, 2000, № 1.

10. Сизов Ю. Инвестиционные компании в России: год спустя после кризиса. // Рынок ценных бумаг, 1999, № 20.

11. Глазунов В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. М.: Финстатинформ, 1997.

12. Максаков И. Одиннадцать шагов к благополучию. Интервью с Председателем Народного собрания РД М.Г. Алиевым. // НГ-Регионы, 1999, № 2.

Алиев М.А.

Проблемы валютной политики России в послекризисный период

Новый этап экономических реформ характеризуется, прежде всего, усилением роли государства в экономике и переходом к более сильной политике регулирования экономических процессов.

В связи с этим основной целью валютного регулирования является обеспечение устойчивого равновесия ситуации на валютном и связанном с ним рынках, при которой отечественные производители получат достаточные стимулы к росту конкурентоспособного производства, к восстановлению и увеличению емкости внутреннего рынка, к внешнеэкономической экспансии в высокотехнологичных отраслях при рациональном и управляемом платежном балансе (ПБ) страны в зависимости от складывающейся внешнеэкономической ситуации при рациональном использовании, имеющихся у предприятий, государства, населения валютных ресурсов и минимизации бегства капитала.

Причины неустойчивости национальной валюты многообразны. Важнейшие из них следующие: резкий отрыв в 1992 г. курса рубля от системы цен и связанным с ней ППС, что было вызвано стремлением создать благоприятные условия для экспорта сырьевых ресурсов и притока иностранных товаров; чрезвычайно узкая по тем временам база формирования курса рубля в связи с принятым (под давлением экспортеров) порядком распределения валютной выручки, когда 50% поступало в распоряжение экспортеров. В связи с этим в формировании валютного курса рубля участвует не весь объем валютной выручки, а только ее часть, что ведет к резкому занижению курса рубля. Такой порядок устраивает получателей валюты, поскольку на их счета рублевая выручка зачисляется по завышенному курсу доллара. Слабая контролируемость и информационная непрозрачность, до недавнего времени, каналов поступления долларов в экономику, что не позволяет иметь сколько ни будь точные данные о притоке иностранной валюты и ее участии в деловой жизни страны.

Основной функцией валютного курса в рыночной экономике является ориентация производственной деятельности на нужды выравнивания платежного баланса. Курс определяет разделение производства страны на внутреннее потребление и экспорт. Для введения рыночных обменных курсов необходимо создание ценовых структур, соответствующих мировому рынку.

Использование тех или иных рычагов налоговой и денежной политики для оказания воздействия на внешнеэкономическое положение страны зависит от того, какой установлен в ней режим валютного курса: фиксированный или плавающий.

При фиксированном валютном курсе использование денежной политики имеет определенные особенности. Если в стране снижаются процентные ставки относительно уровня других государств, тогда капиталы начинают утекать из страны. Однако, само по себе это может не означать никаких серьезных изменений в денежной массе. Владельцы ценных бумаг или валюты этого государства будут продавать свои активы на рынке в обмен на национальные денежные единицы, которые затем будут переводиться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.