УДК 338.001.36
Седнев Дмитрий Юрьевич, студент 2-го курса магистратуры по направлению «Экономика» Юго-Западного государственного университета
e-mail: [email protected]
ФОНДОСОЗДАЮЩИЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Аннотация: в данной статье освещаются проблемы экономического анализа структуры фондосоздающих отраслей Российской Федерации и Республики Беларусь. Выделены основные факторы, оказывающие влияние на снижение промышленного потенциала машиностроения. Оценены перспективы дальнейшего развития фондосоздающих отраслей в условиях усугубляющегося кризиса международного порядка.
Ключевые слова: промышленность, анализ макроэкономических процессов, интеграция.
Sedniv Dmitry, a student of 2nd Master's course in "Economics" South-West State University
e-mail: [email protected]
INDUSTRIAL SECTOR RUSSSIAN FEDERATION AND REPUBLIC OF BELARUS
Abstract: This article highlights the problems of economic analysis of the structure of the industrial sectors of the Russian Federation and the Republic of Belarus. Main factors influencing the decline in industrial engineering building. The prospects of further development of industries in the context of an international order of deepening crisis.
Keywords: industry, the analysis of macroeconomic processes, integration.
С момента создания Союзного государства прошло почти два десятилетия. За этот период достигнуты значительные успехи по интеграции различных отраслей экономики Российской Федерации и Республики Беларусь.
В настоящее время российско-белорусские отношения находятся в стадии адаптации к новой международной ситуации, кардинальным образом отличающейся от реалий последних двух десятилетий. Главная черта международных отношений сегодня — возрастающая непредсказуемость в условиях усугубляющегося кризиса международного порядка, который, по всей видимости, не будет разрешен в ближайшие годы [1].
Усугубляющийся кризис не может не сказаться на различных сферах экономики двух стран. Проблемы отразились и на развитии интеграции фондосоздающих отраслей. Так, например, в 2012 году госкорпорация «Ростехнологии» предложила руководству Белоруссии объединить две компании в одну, в результате чего «КамАЗ» должен был стать владельцем 100 процентов акций МАЗа, а власти Белоруссии должны были получить пакет акций российского автопроизводителя.
Принимая во внимание сложные экономические условия, сформировавшиеся в настоящее время на автомобильных рынках членов Евразийского экономического союза, в сентябре 2015 года в рамках заседания совета министров Союзного государства принято решение о временной приостановке работ в данном направлении.
И в настоящее время на крупнейших предприятиях машиностроения, какими являются «КамАЗ» и «МАЗ», реализуются отдельные программы.
В августе 2016 года «КамАЗ» представил «Шаттл» — проект беспилотного автобуса, который предполагается запустить в 2018 году. Автобус разработан в сотрудничестве с
«Яндексом» и НАМИ. «Шаттлы» не будут ходить по определенным маршрутам — пользователи смогут заказывать их через мобильное приложение. Но правовой базы для регулирования беспилотного транспорта в России пока нет, поэтому «Шаттлы» сначала появятся на закрытых территориях — в бизнес-парках, выставочных центрах, аэропортах, наукоградах и так далее.
Но, несмотря на нелегкое экономическое состояние, в 2016 году появляются и положительные примеры взаимодействия фондосоздающих отраслей России и Белоруссии.
В августе 2016 года, было объявлено о создании российско-белорусского машиностроительного кластера по производству сельскохозяйственной и коммунальной техники на базе Череповецкого литейно-механического завода (ЧЛМЗ) в Вологодской области при поддержке Минпромторга РФ и властей региона. И уже в ближайшие годы объем инвестиций в проект составит более 300 миллионов рублей.
Кластер формируется на базе машиностроительных предприятий России и Белоруссии. Помимо Череповецкого литейно-механического завода в программе участвуют ОАО "МТЗ" и ОАО "МАЗ-УКХ "БЕЛАВТОМАЗ" [6].
Оценим фондосоздающие отрасли Российской Федерации и Республики Беларусь. После июньского спада в июле 2016 года российское машиностроение снова вышло на положительную динамику.
Рост производства по сравнению с июлем прошлого года в целом по машиностроительному комплексу составил 1,9 %. Серьезную поддержку отрасли оказала программа субсидирования производителей сельхозтехники. По итогам июля сельскохозяйственное машиностроение показало самый высокий результат среди всех машиностроительных подотраслей. В частности, производство зерноуборочных комбайнов за семь месяцев 2016 года выросло на 40 %.
В то же время падает производство оборудования инвестиционного характера. В частности, глубокий спад отмечен в производстве турбин (снижение в 7 раз по сравнению с январем-июлем 2016 года). Также сократился выпуск деревообрабатывающих станков (- 13 %), сталеплавильного оборудования (- 46 %), буровых установок (- 42 %) и др [2].
В течение нескольких лет российские производители телекоммуникационного оборудования могут расширить свою долю на внутреннем рынке за счет протекционистских мер. По данным открытых источников, при администрации президента разработана «дорожная карта» по импортозамещению в телекоммуникационной сфере. Согласно ей, оборудование российских операторов связи должно быть локализовано на 85 % к 2020 году. В случае принятия данных предложений российские производители оборудования выиграют, однако это произойдет за счет телекоммуникационных компаний и потребителей услуг.
Российское автомобилестроение продемонстрировало худший результат среди машиностроительных подотраслей в 2015 году, и в 2016 году отрицательная динамика здесь, по всей видимости, сохранится. Однако и в этой подотрасли можно отметить обнадеживающие тренды, которые смогут если не предотвратить спад, то, по крайней мере, существенно его замедлить.
Во-первых, программы господдержки автомобильного рынка, которые действовали в 2015 году, будут продолжать действовать и в 2016 году. При этом размер поддержки в рублевом выражении будет увеличен примерно на 15 %. Если в 2015 году за счет этих программ было продано 600 тыс. автомобилей, то в 2016 планируется не менее 625 тыс. Во-вторых, ожидается, что в 2016 году возобновится рост предоставления автокредитов, что также должно оживить потребительский спрос. В третьих, уже в начале 2016 года наблюдалось улучшение ситуации на рынке грузовых автомобилей, и эта тенденция может сохраниться до конца года [3].
В среднесрочной перспективе можетвырасти производство в судостроении. Это связано с созданием кластера на базе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС), центром которого станет комплекс «Звезда» в Приморье. Его строительством занимается консорциум «Роснефти» и Газпромбанка.
Комплекс будут выпускать крупнотоннажные суда, разведочные, морские буровые и добычные платформы, суда обслуживающего флота, в том числе ледового класса. Минпромторг согласовал с «Роснефтью» план загрузки верфи «Звезда» до 2035 года, согласно которому за этот период предполагается строительство 170 судов.
В декабре 2016 года может состояться размещение дополнительных акций «АвтоВАЗа» по открытой подписке на 25 млрд. руб., утвердить соответствующее решение планируется на внеочередном собрании акционеров 10 октября. Это станет первым ключевым шагом в реализации плана общей рекапитализации компании в объеме около 85 млрд. руб., что позволит профинансировать инвестпрограмму и погасить долг.
Несмотря на кризис, в ПАО «Камаз», отмечают рост рыночной доли на российском рынке грузовых автомобилей с массой автомобиля от 14 до 40 т.: с 38,4 % в докризисном 2011 г. до 57,6 % в 2015 г. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. в два раза увеличился экспорт автомобилей и сборочных комплектов деталей в страны дальнего зарубежья. Экспортная выручка при этом за 9 месяцев 2015 г. составила 15,7 % всех доходов компании (8,2 млрд. руб.), в 2014 г. она составляла 10,1 % (7,11 млрд. руб.).
Таким образом, при детальном анализе показателей отрасли видно, что ситуация в машиностроительном комплексе остается крайне неоднородной. В одних ее секторах наблюдался рост производства, в других падение замедлилось, а в некоторых снижение производства оставалось довольно глубоким. Рост производства, в основном, обусловлен фактором импортозамещения. Кроме того, высокий темп роста в производстве сельскохозяйственной техники вызван мерами господдержки данной подотрасли, а именно субсидиями производителям в размере 25 % от цены техники.
В 2015 году в Республике Беларусь наблюдается спад в машиностроительной отрасли. Производство машин и оборудования по отношению к 2014 году составило 74,8 %. Экспорт тракторов и грузовиков занял второе и третье место по падению продаж соответственно. "МТЗ" потерял на экспорте в сравнении с предыдущим годом 365 млн. долларов. "МАЗ" и "БелАЗ" - 356 млн. долларов на двоих. Поставки сельскохозяйственной техники сократились на 141 млн. долларов [5].
В настоящее время всеми организациями машиностроительного комплекса Белоруссии разработана стратегия развития на краткосрочную - 2016 год, среднесрочную -2016-2020 годы и долгосрочную - 2021-2030 годы [4].
В рамках реализации Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2020 года планируется увеличение экспорта в 1,7 раза. Положительным примером модернизации производства является, в частности, то, что в текущем году в "МТЗ-холдинг" изготовлены опытные образцы тракторов колесных мощностью 450 лошадиных сил, закончена подготовка производства линейки тракторов мощностью 80-200 лошадиных сил с двигателями экологического уровня Stage 4. Управляющей компанией холдинга "Минский моторный завод", в свою очередь, освоено производство автомобильных двигателей Д245.35Е5 экологического уровня Евро-5 и т.д.
Таким образом, в 2015-2016 годах наблюдалось постепенное восстановление показателей фондосоздающих предприятий России и Белоруссии, несмотря на снижение объемов промышленного производства в государствах по сравнению с 2014 годом. Восстановление объемов промышленного производства в государствах происходит на фоне падения мировой промышленной конъюнктуры. Кризис в мировой экономике постепенно начинает захватывать страны, не являющиеся экспортерами нефти.
Список литературы:
1. Чеботарёв Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст]. - М. Дашков и К. - 2015.- С. 42-49.
2. Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL:http://minfin.ru (Дата обращения 30.09.2016 г).
3. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики
Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru (Дата обращения 29.09.2016г).
4. Официальный сайт министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - URL:http://www.minfin.gov.by (Дата обращения 29.09.2016г).
5. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - URL: http://www.belstat.gov.by (Дата обращения 29.09.2016г).
6. Информационно-аналитический портал союзного государства [Электронный ресурс]. - URL: http://www.soyuz.by (Дата обращения 28.09.2016г).