Научная статья на тему '“Фольксваген”: социальная ответственность бизнеса'

“Фольксваген”: социальная ответственность бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
853
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИКА ЕС / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (КСО) / "ФОЛЬКСВАГЕН" / ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буторина Екатерина Андреевна

В статье исследуются новые пути стабилизации и развития европейской экономики в послекризисное время при помощи практики КСО, корни которой лежат в модели социальной рыночной экономики. Пример компании «Фольксваген» показывает, что следование приоритетам устойчивого развития, изложенным в стратегии «Европа 2020», приносит бизнесу прибыль и способствует его долгосрочной устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «“Фольксваген”: социальная ответственность бизнеса»

Екатерина БУТОРИНА

"ФОЛЬКСВАГЕН": СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

Восстановление экономики стран ЕС после кризиса 2008-2009 годов идёт медленно и неравномерно. Спасая от банкротства крупные банки и компании, правительства многих стран ЕС потратили огромные средства из государственных бюджетов и спровоцировали рост государственных долгов, расплачиваться по которым предстоит всему обществу. Резкий подъём безработицы, особенно молодёжной, сокращение социальных выплат, урезание зарплат в государственном секторе, повышение пенсионного возраста - всё это привело к усилению социальной напряжённости. Одновременно в Европе, как и во всем мире, началось переосмысление принципов рыночной экономики. Ведь главной причиной кризиса стали бесконтрольные и безответственные действия операторов на финансовых рынках.

Европейская экономическая модель - место и роль корпоративной социальной ответственности

Одним из инструментов согласования интересов бизнеса и общества является практика корпоративной социальной ответственности (КСО), которая получила широкое развитие на Западе на рубеже 1980-1990 годов. В Европе идеология КСО тесно связана с моделью социальной рыночной экономики, возникшей в 1930-е годы в рамках неолиберального направления экономической мысли. Её теоретические положения были разработаны такими мыслителями и экономистами, как Вальтер Ойкен, Вильгельм Рёпке и автор термина Альфред Мюллер-Армак. Наиболее полное практическое воплощение они получили в послевоенной Германии благодаря энергии и настойчивости первого министра экономики ФРГ, а впоследствии канцлера Людвига Эрхарда, которого по праву называют отцом немецкого экономического чуда. Данная модель в равной степени противопоставлена этатизму и принципу laissez-faire, а свобода производителя уравновешивается в ней свободной потребителя.

Основными элементами системы социального рыночного хозяйства являются: 1) свобода индивида в рамках общественного порядка, который создаётся и регулируется государством; 2) формирование государством условий для нормального функциониро-

© Буторина Екатерина Андреевна - аспирантка Института Европы РАН.

E-mail: [email protected] Ключевые слова: Европейский союз, экономика ЕС, корпоративная социальная ответственность (КСО), "Фольксваген", занятость.

вания экономики на основе гарантий собственности, имущественной ответственности и свободной рыночной конкуренции; 3) активная социальная политика государства с целью поддержки уязвимых слоев населения .

Свобода предпринимателя в рамках рыночного хозяйства понимается не как вседозволенность в достижении максимальной прибыли, а как необходимость служить обществу и учитывать его интересы. Например, Рёпке указывал, что предприниматель обязан "управлять приходящейся на данное предприятие долей производительных сил народного хозяйства на благо общности (т.е. в целях наилучшего и самого дешёвого снабжения потребителей" . Мюллер-Армак в одной из своих работ подчёркивал: "через формирование социальной рыночной экономики мы стремимся к социальной защите и социальному содействию, которые могут полностью раскрепостить производственную энергию и технические возможности нашего времени, поставить их на службу всем слоям населения" .

С течением времени модель социального рыночного хозяйства претерпевала изменения. Реальная экономическая политика, проводившаяся властями ФРГ, то отдалялась, то вновь возвращалась к наследию неолиберальной школы. К началу 2000-х годов стало очевидно, что прежняя модель социального рыночного хозяйства не выдерживает давления глобализации и требует глубокого реформирования . Тем не менее, её основные идеи, в том числе касающиеся конструктивного взаимодействия бизнеса и общества, сохраняют актуальность. Многие из них давно стали неотъемлемой частью экономического мировоззрения не только в Германии, но во всем Европейском Союзе.

Современная роль КСО в европейской экономике определяется двумя типами документов: общими, то есть задающими направление социально-экономического развития ЕС, и специальными, регламентирующими и направляющими социальную составляющую предпринимательской деятельности.

В марте 2010 года Европейская комиссия обнародовала проект новой - третьей по счёту - версии Лиссабонской стратегии, озаглавленной "Европа 2020. Стратегия разумного, устойчивого и инклюзивного роста". Официально она была одобрена главами государств и правительств стран ЕС на сессии Европейского Совета, состоявшейся 17 июня 2010 года в Брюсселе. С тех пор "Европа 2020" является главным документом, определяющим задачи и направления развития экономики стран Евросоюза.

Комиссия исходит из разных сценариев развития: устойчивого восстановления, вялого восстановления и потерянного десятилетия. Для реализации оптимистического сценария государства-члены ЕС должны были вместе ответить на вызовы, связанные с глобализацией, ограниченностью ресурсов и старением населения. Это позволило бы компенсировать понесённые убытки, восстановить прежний уровень конкурентоспособности, поднять производительность труда и увеличить потенциал роста. Второй сценарий мог материализоваться, если бы страны ЕС продолжили медленные и слабо согласованные реформы, грозящие снижением уровня жизни и долговременным замедлением роста. По последнему - наиболее пессимистичному - сценарию, Евросоюз мог

1 Гутник В.П. Политика хозяйственного порядка в Германии. М.: "Экономика", 2002. С. 72 - 73.

2 Ropke W. Die Stellung des Unternehmers auf demMarkte // SchweizerMonatshefte.Februar 1947. S. 664 - Цит. по: Невский С. И. Коренные вопросы хозяйственного порядка // Мировая экономическая мысль сквозь призму веков в 5 томах Том IV - Век глобальных трансформаций. М.: "Мысль", 2004. C. 302.

3 Невский С. И. Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики // Мировая экономическая мысль... Там же. C. 310.

4 Белов В.Б. Обшдя характеристика немецкого хозяйства // Германия. Вызовы XXI века. Под ред.

В.Б. Белова. М.: "Весь Мир", 2009. С. 84 - 86.

столкнуться с высоким уровнем безработицы, социальным напряжением и ослаблением своих позиций на мировой арене \

В предисловии к документу председатель Европейской комиссии Ж. М. Баррозу указывал: "Чтобы добиться устойчивого развития в будущем, мы должны перестать мыслить краткосрочно. Европа должна вернуться на правильный путь и остаться на нём, что и является целью программы "Европа 2020". Речь идёт о создании новых рабочих мест и повышении качества жизни. Стратегия показывает, каким образом Европа может обеспечить разумный, устойчивый и инклюзивный рост... "2

"Европа 2020" базируется на нескольких приоритетах: 1) разумный рост - развитие экономики, основанное на знаниях и инновациях; 2) устойчивое развитие - содействие более эффективному использованию ресурсов, развитие более экологически чистой и конкурентоспособной экономики; 3) инклюзивное развитие - стимулирование высокой занятости в экономике, а также социального и территориального сплочения. Для реализации поставленных целей выдвигается семь флагманских инициатив:

• Инновационный Союз;

• Молодёжь в движении;

• Цифровая повестка дня для Европы;

• Европа эффективного использования ресурсов;

• Промышленная политика эпохи глобализации;

• Развитие новых навыков и создание рабочих мест;

• Европейская платформа борьбы с бедностью.

Первые три инициативы относятся к цели "разумный рост", следующие две - к цели "устойчивый рост", две последние - "инклюзивный рост"; каждая из них имеет детально проработанный перечень и график действий. В стратегии чётко распределены роли органов ЕС, государств-членов, местных властей и заинтересованных лиц в процессе реализации каждой из семи инициатив.

Очевидно, что достижение поставленных целей невозможно только за счёт усилий национальных правительств и руководящих органов ЕС. Значительный вклад должны внести частные компании, потому что именно они создают основную часть рабочих мест, на практике реализуют промышленную политику, финансируют и проводят более половины НИОКР.

КСО является одним из инструментов построения в ЕС единого внутреннего рынка, сходного по своим качествам с национальным. Хотя содержавшаяся в Едином европейском акте программа была в основном выполнена, и к 1992 году между государствами-членами были устранены барьеры на пути движения товаров, услуг, капиталов и лиц, ведение экономической деятельности между странами ЕС по-прежнему происходит менее свободно, чем внутри национальных границ. В связи с кризисом 2008 года Европейская комиссия приняла ещё один стратегический документ, который называется "Единый европейский акт - 12 уровней стимулирования роста и усиления деловой уверенности. Работать вместе для обеспечения нового роста". Один из этих 12 уровней -социальное предпринимательство.

В документе указано, что внутренний рынок ЕС основывается на "высоко конкурентной социальной рыночной экономике" и отражает стремление к социально справедливому и экологически устойчивому росту. В такой среде новые деловые модели, учитывающие социальные проблемы и задачи, преобладают над моделями, ориентированными исключительно на получение финансовой прибыли. При этом Евросоюз спо-

1 Communication from the commission. Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. P. 8-9.

2 Ibid. P. 2.

собствует развитию предприятий, которые, помимо стремления к финансовой выгоде, решают важные общественные, этические и эприродоохранные задачи .

Первая стратегия социальной ответственности корпораций была одобрена Европейской комиссией в 2002 году. В ней КСО определена как "концепция, в соответствии с которой компании на добровольной основе интегрируют социальные и экологические цели в свои бизнес-операции и взаимоотношения с заинтересованными группами" .

Спустя девять лет, в октябре 2011 года Комиссия опубликовала новую стратегию КСО, в которой она определяется как "ответственность предприятий за их воздействие на общество". Документ содержит рекомендации для предпринимателей, стремящихся создавать максимальное количество рабочих мест, а также внедрять инновации в решение задач разного уровня. Он нацеливает компании на то, чтобы сделать социально ответственное поведение, основанное на разумном сочетании интересов бизнеса и общества, неотъемлемой частью их долгосрочной стратегии развития. Особо подчёркивается экономическая целесообразность КСО, поскольку она содействует росту конкурентоспособности и может приносить выгоды в плане управления рисками, экономии средств, доступа к финансовым ресурсам, управления человеческими ресурсами и роста инновационного потенциала компаний.

Перед предприятиями ставится задача идентифицировать и предотвращать возможные негативные для общества последствия их деятельности, а также максимизировать выгоды для заинтересованных лиц, как внутри компании, так и за её пределами . Иными словами, достижение значимых для общества целей должно приносить компании прибыль и способствовать её собственному устойчивому развитию. Наглядный пример такого подхода демонстрирует компания "Фольксваген".

Как формируется социально ответственный бизнес

Группа "Фольксваген" - крупнейший в Европе и один из ведущих мировых производителей автомобилей. В 2012 году она выпустила свыше 9 миллионов автомобилей, которые продавались в 153 странах мира; общая стоимость продаж достигла 192,6 млрд евро, а численность занятых приблизилась к 550 тыс. человек . По сравнению с 2002 годом выпуск автомобилей вырос на 84%, а стоимостной объём продаж увеличился в 2,2 раза. За десять лет компания создала почти 226 тысяч рабочих мест (Табл. 1).

Немецкий концерн выпускает легковые и грузовые автомобили десяти торговых марок: Volkswagen, Audi, Seat, Skoda, Bentley, Bugatti,Lamborghini, Volkswagen Commercial Vehicles, Scania и MAN. Он также производит крупные дизельные двигатели, турбокомпрессоры, паровые и газовые турбины. Группа управляет 94 заводами в 18 европейских странах и ещё восемью предприятиями в странах Северной и Южной Америки, Азии и Африки. На долю компании приходится 12,8% мирового рынка пас-

1Communication from the commission to the European Parliament, the Council, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Single Market Act. Twelve levels to boost growth and strengthen confidence. "Working together to create new growth". P. 14.

2 ТеодоровичМ.Л. Современные тенденции развития концепций корпоративной социальной ответственности // Вестн. Челяб. Гос. ун-та. 2008, № 32. С. 51.

3 Corporate Social Responsibility: a new definition, a new agenda for action. MEMQ/11/730. Brussels, 2011.P. 3.

4 Volkswagen facts and figures navigator 2012, P. 2. http://www.volkswagenag.com/content/vwcorp/content/en/the_group/key_figures.html (Дата обращения: 23.04.2013).

сажирских автомобилей, в том числе: в Южной Америке - 19,6%, в Китае - 20,8%, в Западной Европе - 24,4% 1.

Таблица 1.

Экономические показатели компании "Фольксваген" в 2001 -2012 годах

2002 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Продажи автомобилей, тыс. штук 4996 6192 6272 6310 7278 8361 9345

Производство, штук 5023 6213 6347 6055 7358 8494 9255

Занятые на конец года, тыс. человек 323,9 329,3 369,9 368,5 399,4 502,0 549,8

Продажи, млн евро 86948 108897 113808 105187 126875 159337 192676

Операционная прибыль, млн евро 4761 6151 6333 1855 7141 11271 11510

Прибыль за вычетом налогов, млн евро 2597 4122 4688 911 7226 15799 21884

Обыкновенные акции (цена закрытия), евро 34,74 156,1 250,0 77,0 105,9 103,65 162,75

Пр ефер енциальные акции (цена закрытия), евро 25,0 100,0 38,02 66,0 121,0 115,75 172,15

Источник: Volkswagen Annual Reports, 2002-2012.

Компания имеет многолетний опыт сочетания экономических целей (таких как поддержание прибыльности и повышение конкурентоспособности) с социальными задачами, прежде всего в части создания качественных рабочих мест. Людвиг Эрхард на проходившем в 1950 году съезде ХДС одобрительно высказывался о действиях завода Вольксвагенверк (прежнее название компании Volkswagen вплоть до 1985 г.): "...несмотря на повышение цен на сырье, завод понизил цены на 10%, повысив одновременно заработную плату на 10%. Я заявил тогда, что такая политика полностью соответствует целепостановке социального рыночного хозяйства .

Нынешняя долгосрочная стратегия развития компании была разработана в 2007 году по инициативе нового председателя совета директоров Volkswagen AG Мартина Винтеркорна (Martin Winterkorn). Документ, озаглавленный "Стратегия 2018", полностью никогда не публиковался, а о его содержании известно из её ежегодных отчётов. По всей вероятности, содержащиеся в стратегии контрольные цифры выпуска и разработанная тактика поведения на различных рынках представляют коммерческую тайну.

В соответствии с разработанной стратегией, "Фольксваген" планирует стать к 2018 году наиболее успешным и привлекательным автопроизводителем, соблюдая при этом условие устойчивого развития3. Свою главную задачу компания видит в создании привлекательных, безопасных и экологически чистых транспортных средств, которые об-

1http://www.volkswagenag.com/content/vwcorp/content/en/the group/key figures.html#field1=maincat egory 3 4,field2=subcategory 3(Дата обращения: 20.04.2013).

2 Эрхард Л. Благосостояние для всех М.: "Дело", 2001. С. 199.

3 Volkswagen Sustainability Report 2010, P. 9.

ладали бы достаточной международной конкурентоспособностью и задавали бы стандарты в своём классе по всему миру.

Основой корпоративной стратегии "Фольксваген" называет принцип устойчивости, который должен соблюдаться на всех этапах производственной цепочки. Официально декларируется, что объединение корпоративной ответственности с принципом устойчивости является залогом жизнеспособность компании в долгосрочной перспективе, а также способствует достижению гармоничного экономического и социального развития на основе бережного отношения к окружающей среде.

"Стратегия 2018" предполагает создание новых моделей, в которых применялись бы инновационные технологии защиты окружающей среды. Планируется наращивать выпуск экономичных двигателей внутреннего сгорания, гибридных и электрических моделей, а в перспективе наладить производство автомобилей на биотопливе. Согласно принципам и провозглашённым корпоративным ценностям "Фольксваген", коммерческий успех неизменно должен сочетаться с социальной ответственностью и защитой окружающей среды. Компания заявляет, что она будет действовать в равной степени ответственно по отношению к клиентам, акционерам, сотрудникам и всему обществу. Лидер немецкого автопрома преследует цель прочно занять место одной из самых успешных компаний автомобильной отрасли по таким показателям, как: прибыльность, степень удовлетворённости покупателей, качество продукции, развитие на новых рынках, темпы роста производства и привлекательность в качестве работодателя .

В пользу такого сочетания корпоративной и общественной выгоды высказываются и российские ученые. Так, К.А Петухов отмечает, что бизнес заинтересован в публично-одобряемом социально-ответственном поведении по двум основным причинам. Во-первых, многие менеджеры верят, что прибыльный бизнес отвечает долгосрочным интересам общества, позволяя создавать новые рабочие места и расширяя ресурсную базу для государственных социальных программ (за счёт уплачиваемых предпринимателями налогов). Во-вторых, КСО открывает перед бизнесом новые горизонты, давая возможность осваивать такие новые сферы, как частное пенсионное обеспечение, производство товаров и услуг для бедных стран и т.п. . По мнению И. П. Хоминич, требования КСО следует рассматривать не столько как инициативу общества, налагающего обязательства и ограничения на бизнес, сколько как инициативу корпораций, понявших свою выгоду от возможности позиционировать себя в выигрышном свете перед инвесторами, властью и клиентами .

По мнению руководства компании, в ближайшие годы её развитие окажется под воздействием трёх основных факторов: сдвига глобального равновесия в пользу развивающихся рынков; усиления финансовых ограничений ввиду роста неустойчивости мирового рынка; появления новых конкурентов и активизации существующих. "Фольксваген" готовится к сокращению или стагнации спроса на свою продукцию на европейском рынке и делает ставку на рынки развивающихся стран, где благодаря росту доходов в ближайшее время должны появиться новые группы покупателей4. Считается, что наибольшим потенциалом роста обладают рынки Бразилии, Китая, Индии, России и США.

1 Volkswagen Sustainability Report 2010, P. 11.

2 Петухов К.А. Феномен корпоративной социальной ответственности в странах Запада // Вестн. Пермского университета, 2010, № 3 (3) С. 117.

3 Хоминич И.П. Бизнес-стратегия компании в сфере корпоративной социальной ответственности // Банковские услуги, 2007, № 3. С. 4.

4 Volkswagen Sustainability Report 2010, P. 27.

С 2006 года в компании Volkswagen Group действует специальный департамент Корпоративной социальной ответственности. Его задача - определять стратегическое направление КСО и оптимизировать устойчивость управления компанией.

"Фольксваген" принимает активное участие в работе Форума устойчивого развития немецкого бизнеса, а также различных рабочих групп, занимающихся вопросами количественной и качественной оценки результатов КСО. На международном уровне она участвует в проекте Организации Объединенных Наций "Глобальный договор" (англ. -Global Compact - GC). Это самая крупная в мире программа корпоративной социальной ответственности, охватывающая более 7000 компаний из 135 стран. Программа действует на основе десяти принципов, касающихся соблюдения прав человека, охраны труда и природных ресурсов, борьбы с коррупцией . Также "Фольксваген" взаимодействует с правительственными организациями и научными институтами, занимающимися проблемами экологии. В их числе Международное энергетическое агентство (МЭА), Межправительственная группа экспертов по изменению климата (UN Intergovernmental Panel on Climate Change), Всемирный предпринимательский совет за устойчивое развитие (World Business Council for Sustainable Development). Основная цель этого взаимодействия - заложить основы и принципы долговременной политики охраны окружающей среды.

Новые технологии сохраняют окружающую среду

Задачи, которые перед собой ставит компания "Фольксваген" в сфере новых технологий и экологии, тесно переплетены друг с другом и при этом имеют очевидную коммерческую направленность. Во многих случаях их реализация нацелена не только на получение прибыли в среднесрочной перспективе, но и на то, чтобы в долгосрочной перспективе обеспечить компании доброе имя и лояльность потребителей. Ещё одна важная функция технологической и экологической политики - создание условий для удержания и укрепления позиции лидера в своей отрасли.

Работа компании в целях сохранения окружающей среды ведётся по таким основным направлениям, как повышение эффективности производства, эффективная утил и-зация отходов, повторное использование отработанных материалов, применение "чистых" производственных процессов. Для минимизации влияния на окружающую среду, согласно международному стандарту ISO 14040/44, "Фольксваген" ввела оценку жизненного цикла автомобилей и деталей, а также самих производственных мощностей. Компания требует соблюдения этих стандартов и от своих поставщиков. Борьба с изменением климата объявлена одним из её приоритетов. Главным здесь является производство автомобилей с предельно низким уровнем выброса CO2 и внедрение энергосберегающих технологий на заводах 2.

Стратегия компании в области энергосбережения предусматривает сокращение в течение 2010-2020 годов выбросов парниковых газов на 40% - как на самом производстве, так и выпускаемыми автомобилями. Ближайшие планы включают:

- замену угля на природный газ (за счёт постройки двух газопаровых турбин по 70 МВт каждая и пяти комбинированных теплоэлектростанций по 12 МВт в Германии);

- участие в проектах создания четырёх морских ветряных электростанций по 40 МВт;

- строительство гидроэлектростанции в Бразилии мощностью 25 МВт;

- использование крыш заводов для размещения на них солнечных батарей .

1 http ://www.unglobalcompact.org/AboutTheGC/TheTenPrinciples/indexhtml

2 Volkswagen Sustainability Report 2010, P. 45.

3 Ibid., P. 47.

При разработке новых моделей автомобилей "Фольксваген" стремится повысить их экологичность и понизить энергозатраты. Ставка делается на усовершенствование электропривода и создание нового двигателя внутреннего сгорания. Причём в обоих случаях возможна экономия углеводородов. Так, для выработки электричества, используемого электромобилями, необходимо более широко применять ветро-, гидро- или солнечные электростанции, а вместо ископаемого сырья при производстве топлива для ДВС - горючие жидкости, полученные из биомассы, например органических отходов. Специалистами компании разработано топливо SunFuel, использование которого сокращает уровень выброса CO2 более чем на 60%. Оно соответствует всем экологическим стандартам Евросоюза и совместимо с двигателями собственного производства. В ближайшие годы компания намерена продолжать вкладывать средства в доработку этого топлива.

Все экологичные модели автомобилей "Фольксваген" маркируются шифром BM, который включает в себя четыре разновидности:

- "Фольксваген" Polo BM - потребляет всего 3,3 литра горючего на 100 км пути при выбросе CO2, равном 87г/км и является, таким образом, самым экономичным пятиместным автомобилем в мире.

- BlueMotion Technology - опция, которую заказчик может добавить к выбранной модели с одним из вариантов двигателей и другими опциями.

- TSI EcoFuel - автомобили с двигателем TSI, работающем на природном газе. Уровень выброса CO2 у таких двигателей примерно на четверть меньше их бензиновых аналогов.

- BlueTDI - автомобили с установкой очистки выхлопных газов, соответствующие стандарту Euro 6, который вступит в силу в Европе в 2014 году.

Характерно, что "чистые" автомобили пользуются повышенным спросом в условиях кризиса. Так, в 2010 производство модели Passat BlueTDI в Германии достигло 2800 единиц, по сравнению с 1800 единицами в 2009 году. . За один год их выпуск увеличился на 56%, тогда как по всем категориям автомобилей и по всем странам прирост составил 22% (Табл. 1). Данный пример показывает, что если ответственное отношение к окружающей среде разделяется всем обществом, включая потребителей, то некоторое повышение цены не ведёт к сокращению продаж. Чтобы полно и точно оценить характер взаимного влияния "чистых" технологий на цену автомобилей и спрос, нужен детальный анализ статистики по моделям и регионам, что пока нельзя сделать ввиду отсутствия данных.

В автомобилях Skoda (Skoda - дочерняя компания "Фольксваген") также существует линейка экологичных двигателей под названием GreenLine. Ещё в одной дочерней компании "Фольксваген" - SEAT - для обозначения экологичной серии используется название Ecomotive. SEAT применяет технологии остановки двигателя при простоях на дороге (например, на светофоре) и использовании энергии торможения. Другая дочерняя компания "Фольксваген" Audi предлагает 54 модели автомобилей с уровнем выброса CO2 ниже 140г/км, а для 17 из них этот показатель ниже 120г/км. Кроме того, Audi выпускает так называемые Flex-fuel модели, в которых можно использовать топливо, на 85% состоящее из этилового спирта.

К 2018 году "Фольксваген" рассчитывает стать лидером на рынке электромобилей: их первые модели появятся на рынке Европы, Китая, Японии и США .

Не менее важное направление экологических действий компании - рациональное использование ресурсов. В настоящее время 85% каждого производимого "Фольксва-

1 Ibid., P. 48.

2 Ibid.

3 Ibid., P. 50.

геном" автомобиля может быть переработано, а ещё 10% использовано заново. Приём старых автомобилей производится многими её компаниями-партнёрами. Порядка 13000 наименований их деталей проходят качественное тестирование и снова выводятся на рынок как бывшие в употреблении запчасти . Повторное использование материалов (металла и пластмасс) является одним из условий функционирования многих предприятий компании. Например, автомобили из серий Polo, Golf и Sharan на 40% состоят из переработанных материалов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большое внимание уделяется сохранению водных ресурсов. Это относится как к потреблению воды в производстве, так и к борьбе с её загрязнением. Чтобы отслеживать потребление воды в различных производственных процессах, в компании введён соответствующий регламент отчётности. Примером мер по улучшению водной обстановки в регионе может служить завод в Пуэбло (Мексика), где в 2008-2009 годах компанией было засажено лесом около 300 гектаров земли. Это позволило сократить загрязнение почвы и улучшило пополнение грунтовых вод за счёт стока дождевой воды. По расчётам, данная акция дала региону около 1,6 миллионов кубометров питьевой воды в год .

Перечисленные действия "Фольксваген" полностью соответствуют целям стратегии "Европа 2020", которая предусматривает сократить по сравнению с 1990 года, выброс парниковых газов на 20-30%, увеличить долю возобновляемых источников энергии в конечном потреблении энергии до 20% и повысить эффективность использования энергии ещё на 20% .

Занятость: испытание кризисом, или как сохранить кадры

Компания вносит вклад и в реализацию третьго приоритета "Стратегии 2020" - повышение занятости и вовлечение в трудовой процесс различных социальных групп.

На её предприятиях действуют программы поддержки молодых и пожилых сотрудников, сотрудников с ограниченными возможностями, женщин и семей. "Фольксваген" заявляет о стремлении обеспечить равные права и возможности для работающих мужчин и женщин, а также идти навстречу сотрудникам, желающим проводить больше времени с семьей. В числе практикуемых мер: возможность работать неполный рабочий день, гибкий график работы, льготы для сотрудников с грудными детьми. Около 6% занятых относится к категории лиц с ограниченными способностями, для них на предприятиях оборудованы специальные рабочие места. Эти действия отвечают программе инклюзивного развития европейского общества в условиях старения населения, высокой безработицы и недостаточного уровня занятости среди женщин 4.

Другое важное направление - инвестиции в образование. В целях развития международного опыта сотрудников и улучшения ими знаний региональной специфики создана Учебная академия "Фольксваген", которая реализует учебные программы во всех филиалах. Регулярно организуются чемпионаты по разработке лучшей бизнес -идеи в области автомобилестроения. Ежегодно около 200 молодых специалистов проходят годовую стажировку в одном из международных филиалов компании в 13 странах мира. Профессиональные тренинги проводятся для сотрудников различных департаментов и специальностей: дизайн, логистика, электроника, инженерное дело, финансы, кадровые службы, службы работы с клиентами и др.

Каждый год "Фольксваген" проводит исследование уровня удовлетворенности сотрудников, которое охватывает все подразделения компании. Результаты обсуждаются

1 Ibid., P. 51.

2 Ibid., P. 53.

3 Europe 2020..., Op. Cit. P. 10

4 Ibid., P. 10-11.

на общих собраниях, по итогам дискуссии вносятся предложения о совершенствовании производственного процесса и трудовых отношений. Инициатива "менеджмент идей" позволяет каждому сотруднику обратиться с предложением по улучшению рабочего процесса в специальный отдел компании. За 2010 год было выдвинуто около 400 000 предложений, из которых около 300 000 были применены на практике. Сотрудники, предложившие самые продуктивные идеи, вознаграждаются бонусами.

В условиях кризиса важнейшим вопросом деятельности компании является сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест. Общая ситуация на европейском рынке труда остаётся крайне напряжённой. Эксперты Европейской комиссии в докладе "Занятость и социальное развитие Европы в 2012 г." констатируют, что задачи стратегии "Европа 2020" становится всё более трудновыполнимыми. В 2011-2012 годах многие страны ЕС не приблизились, а наоборот, удалились от цели увеличить к 2020 году занятость среди лиц в возрасте 20-64 лет до 75%. По итогам 2011 года средний по ЕС уровень занятости составил 68,6%, по сравнению с 70,3% в 2008 году. Чтобы выполнить поставленную цель, странам ЕС предстоит создавать до 2020 года 16,7 млн рабочих мест. Для этого уровень занятости должен ежегодно увеличиваться в среднем на 0,9% в год .

Одна из центральных проблем социально ответственного поведения бизнеса - опасение потерять в рентабельности и, следовательно, в конкурентоспособности. Между тем, КСО - обязанность и одновременно потребность любой компании, которая заботится о развитии бизнеса, но её реализация невозможна без финансовой устойчивости, то есть прибыльности в долгосрочном плане 2.

С этой точки зрения важно проследить, как менялась численность занятых на предприятиях "Фольксваген" во время кризиса, и как эти изменения были связаны с динамикой производства. Для полноты картины целесообразно провести сравнение с аналогичными показателями всего автомобилестроения Германии.

Следует оговориться, что данное сравнение имеет некоторые методологические ограничения. Во-первых, данные Евростата по автомобильной промышленности стран ЕС заканчиваются 2010 годом, хотя по "Фольксвагену" имеются цифры за 2011 и 2012 году. Поэтому удастся рассмотреть только начальную фазу восстановления, а не весь посткризисный период. Во-вторых, сведения о численности занятых в годовых отчётах "Фольксваген" даются в разбивке по частям света, но отдельно Германия не выделяется. При этом Евростат публикует сведения только по странам, но не в целом по ЕС. Учитывая, что % сотрудников компании "Фольксваген" трудятся в Европе, не будет ошибкой сравнивать динамику занятости концерна и автомобилестроения Германии. В-третьих, стоимостные данные Евростатата по производству касаются выпуска. Данные "Фольксвагена" по выпуску даются в штуках, а в стоимостном измерении даётся показатель продаж. Поскольку количественные объёмы выпуска и продаж (см. Табл. 1) не имеют больших расхождений, считаем возможным сравнивать стоимостные объёмы производства в немецком автомобилестроении со стоимостными объёмами продаж "Фольксвагена".

Динамика производства на протяжении пяти докризисных лет (2004 - 2008 гг.) в концерне "Фольксваген" была очень похожа на динамику в немецком автомобилестроении (Табл. 2). Всего за указанный период производство в Германии выросло на 26,5%, а продажи "Фольцвагена" - на 30,6%. Среднегодовой прирост составил, соответственно 5% и 6%. В обоих случаях восстановление после кризисного 2009 года происходило довольно энергично: в 2010 году выпуск в Германии увеличился на 22,9%, а продажи "Фольцвагена" поднялись на 20,6%. Зато огромная разница обнаруживается в глубине кризисного падения. За 2009 год немецкий автопром потерял 21,9% производ-

1 Employment and Social Developments in Europe 2012. European Commission, 2012. P. 45.

2ХоминичИ.П. Цит. соч. С. 4.

ства, а "Фольцваген" почти втрое меньше - 7,6%. То есть показатели концерна оказались более устойчивыми, чем отрасли в целом.

Таблица 2.

Занятость и выпуск в автомобилестроении Германии и в компании "Фольксваген" в 2003 - 2010 годах.

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Германия, занятые в автомобилестроении, тыс. человек 881 875 862 848 845 849 828 812

цепные индексы 0,993 0,985 0,984 0,996 1,005 0,975 0,981

"Фольксваген", занятые, тыс. человек 335 343 345 325 329 370 369 399

цепные индексы 1,024 1,006 0,942 1,012 1,125 0,997 1,081

Германия, выпуск в отрасли, млн евро 234,6 247,5 260,4 280,7 307,1 296,8 231,8 284,8

цепные индексы 1,055 1,052 1,078 1,094 0,967 0,781 1,229

"Фольксваген", продажи, млн евро 87,2 89,0 95,3 104,9 108,9 113,8 105,2 126,9

цепные индексы 1,021 1,071 1,101 1,038 1,045 0,924 1,206

Примечание: выпуск и продажи указаны в текущих ценах

Источник:Eurostathttp://epp.eurostat.ec.europa.eu, Volkswagen Annual Reports 2002-2010.

Большие расхождения наблюдаются в динамике занятости. На протяжении всего периода 2003-2010 годов занятость в немецком автомобилестроении медленно, но неуклонно снижалась. Скромный прирост в 0,5% наблюдался только в предкризисном 2008 году. На конец 2010 года в отрасли трудилось на 7,8% человек меньше, чем в конце 2003 года. В компании "Фольксваген" занятость медленно росла в 2004-2005 годах, но в 2006 году она сократилась почти на 6%. В 2007 и 2009 годах численность занятых почти не менялась, зато в 2008 и 2010 годах наблюдалось два рывка вверх - соответственно на 12,5% и на 8,1%. В итоге численность работников компании выросла за исследуемый период на 8%. В последующие два года данная тенденция продолжилась.

Можно предположить, что произошедшее в 2006 году сокращение занятых на предприятиях "Фольксваген" стало результатом проведенной модернизации производства (поскольку в это время выпуск автомобилей в шутках вырос на 8%, а операционная прибыль сократилась на 29%). Не случайно в 2006 году на женевском автосалоне модель Volkswagen Passat B6 была признана лучшим автомобилем Европы. В кризисном 2009 году занятость сократилась всего на 0,38%, тогда как выпуск автомобилей в шутках снизился на 4,6%, а продажи - на 7,8%. За этот же год операционная прибыль сократилась более чем втрое - с 6333 до 1855 млн евро (Табл. 1). Таким образом, своевременно проведённая модернизация позволила компании минимизировать (по сравнению с отраслью) падение производства и фактически сохранить занятость на предкризисном уровне. Важно, что в 2009 г. преодоление кризиса шло не за счёт увольнения рабочих, а за счёт резкого снижения операционной прибыли.

Не следует полагать, что сохранение рабочих мест было исключительно актом доброй воли высшего управления "Фольксваген". Во многих случаях социально ответственное поведение имеет объективное экономическое обоснование, и бизнес заинтере-

сован в нём не меньше, чем другие участники социального диалога, в данном случае наёмные работники. На экономическую целесообразность социально ответственного поведения крупных компаний указывают эксперты Европейской комиссии в докладе "Промышленные отношения в Европе", опубликованном в апреле 2013 года. В нём отмечается, что в 2010-2012 годах несколько крупных автомобильных компаний подписали добровольные соглашения с профсоюзами об антикризисных мерах, хотя закон не обязывал их это делать. Основная мотивация работодателей заключалась в том, чтобы вместе с профсоюзами предотвратить увольнение квалифицированных сотрудников. Например, руководство Audi сотрудничало с профсоюзами по всему спектру решений, связанных с занятостью, желая сохранить рабочие места за счёт сокращения рабочего времени и введения гибких схем заработной платы. Другие немецкие ТНК, действующие в отраслях с высокой добавленной стоимостью, также вступили в добровольные переговоры с профсоюзами .

Сделав шаг навстречу профсоюзам, руководство "Фольксваген" наверняка, принимало в расчёт альтернативные сценарии и их издержки. Сокращение сотрудников всегда связано с дополнительными расходами - выплатой пособий и вероятными расходами по судебным искам. Если же спад производства окажется непродолжительным, то через год или два компании потребуются новые работники. Их найм, а также обучение на рабочем месте тоже будет стоить денег. В экстремальном случае при массовых увольнениях компании может грозить забастовка. Она чревата как финансовыми потерями, так и утратой социального капитала: подрывом доверия в отношениях менеджмента и профсоюзы, а также ухудшением имиджа компании. Это, в свою очередь, может привести к снижению цены акций на фондовых рынках и сокращению доступа к внешнему финансированию.

AAA

Руководящие органы ЕС рассматривают КСО как "ответственность предприятий за их воздействие на общество" и считают её важным инструментом реализации стратегии устойчивого развития, изложенной в программе "Европа 2020". Философия социальной ответственности бизнеса имеет идеологическую основу в виде концепции социальной рыночной экономики, которая была успешно реализована в экономике Германии в послевоенные годы.

Основными направлениями социально ответственных действий компании "Фольксваген" являются: сохранение окружающей среды (в том числе сокращение вредных выбросов и отходов производства, переработка использованных материалов); инвестиции в инновации; учёт интересов сотрудников, потребителей и широкого круга заинтересованных лиц. Эти направления соответствуют целям, изложенным в стратегии развития компании до 2018 года.

Проведённое исследование показало, что концерн "Фольксваген" добивался долгосрочной экономической устойчивости в годы благоприятной экономической конъюнктуры и вёл себя социально ответственно в условиях кризиса. В 2009 году компания провела минимальное сокращение рабочих мест, пожертвовав львиной долей операционной прибыли. Такое поведение не привело к ухудшению экономических показателей: рост выпуска, продаж и прибыли возобновились уже в 2010 году. Это даёт основание полагать, что компания на практике реализует принципы устойчивого развития, а её социально ответственное поведение не противоречит задачам получения прибыли.

1 Industrial Relations in Europe. Commission Staff Working Document. European Commission, 2013. P. 102 - 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.